Глава 39. Массовый опрос и интервьюирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 39. Массовый опрос и интервьюирование



Опрос - это метод сбора первичной социологической инфор­мации посредством устного и письменного обращения исследова­теля к определенной совокупности людей (респондентов) с вопро­сами, содержание которых освещает изучаемую проблему на уров­не эмпирических показателей, последующей регистрации и стати­стической обработки полученных ответов, а также их теоре­тической интерпретации.

В социологическом опросе респондентов вопрос - это включенное в анкету или бланк интервью высказывание исследо­вателя (чаще всего в форме вопросительного мнения), адресуемое респонденту и требующее от него более или менее содержательно­го ответа.

Структура социологической анкеты обычно состоит из сле­дующих блоков (групп вопросов): 1) событийная информация -вопросы о существующей в стране ситуации, происходящих в ней событиях или о деятельности респондентов; 2) оценки респонден­тами тех или иных явлений социальной жизни; 3) мотивы поведе­ния респондентов и высказываемых ими оценок; 4) данные о лич­ности респондента - пол, возраст, профессия и т.п. (так называе­мая паспортичка).

 

Интервьюирование - это такой способ опроса, в котором получение интересующей исследователя информации осуществля­ется путем непосредственного социально-психологического взаи­модействия (беседы) социолога с респондентом в соответствии с поставленной целью.

Процедура социологического интервьюирования включает в себя:

1) выбор объекта (т.е. лица, с которым следует проводить
интервью);

2) определение места и времени интервью;

3) фиксацию ответов опрашиваемых;

4) окончательное оформление материалов и их теоретическое обобщение.

 

 

Глава 40. ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

 

Выборкаэто определенная доля индивидов или случаев (си­туаций), взятых из большой группы, которые в социологическом исследовании представляют всю данную группу в целом.

В широком смысле выборка называется репрезентативной, если она репрезентирует (представляет, воспроизводит) исследуе­мый объект, т.е. так называемую генеральную совокупность, в том смысле, что выводы, сделанные по выборке, можно с требуемой точностью перенести на генеральную совокупность.

Генеральная совокупность — это совокупность всех возмож­ных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологического исследования.

Ошибка выборки — это отклоне­ние среднего арифметического значения признака по выборке (так называемого выборочного среднего) от среднего значения этого же признака по генеральной совокупности (генерального среднего).

Процедура формирования выборки ориентирована на то, чтобы свести возможные выборочные ошибки к минимуму, и со­стоит из трех этапов. Первый этап должен дать ответ на вопрос, какого рода люди и сколько их (все население, определенная соци­ально-демографическая группа— молодежь, предприниматели и т.п.) должны составить генеральную совокупность. Второй этап формирования выборки предполагает ответ на вопрос о том, сколько и каких людей (по их возрасту, полу, про­фессии и т.п.) необходимо опросить, т.е. имеет целью определение объема (размера) выборки. Третий этап формирования выборки имеет своей целью оп­ределение того, как выбрать конкретных людей для опроса, т.е. выделить необходимые для цели исследования единицы наблюде­ния.

Случайная выборка- это отбор людей из генеральной сово­купности на основе статистической случайности, которая обеспе­чивает равные возможности для каждого элемента генеральной совокупности попасть в число опрашиваемых.

Систематическая выборка представляет собой процедуру отбора каждого N — го элемента из списка элементов изучаемой совокупности с использованием определенного «шага».

Квотная выборка- это отбор опрашиваемых людей с кон­кретным набором характеристик, осуществляемый квотами (доля­ми, частями) от каждой определенной группы населения в соот­ветствии с заданными пропорциями.

Стратифицированная (районированная) выборка — такой вид выборки, при котором отбору единиц измерения предшествует процедура стратификации, т.е. расслоение исходной совокупности па статистически или качественно однородные подсовокупности, называемые слоями, стратами.

Многоступенчатая выборка строится на основе применения поэтапного отбора объектов, причем совокупность объектов, ото­бранных на предыдущем этапе (ступени), становится исходной для отбора на следующем этапе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.004 с.)