Воспитание нравственной личности как социально-педагогическая проблема. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание нравственной личности как социально-педагогическая проблема.



Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическоеразвитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.

Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Однако главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе. Также следует отметить, что в качестве идейной базы воспитательного процесса следует придерживаться принципов гуманизма. Специальными целями сегодняшнего этапа развития общества и государства являются воспитание инициативного, предприимчивого, стремящегося к успеху человека.

Средствами нравственного воспитания являются: 1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность. 2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.

Становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Поэтому наиболее перспективной моделью воспитания представляется та, которая вычленяет социальные (познавательный, поведенческий и др.) аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности.

Нравственное становление человека также является одним из направлений воспитательной деятельности. Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у ребенка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе. Особое значение имеет формирование дисциплинированности и культуры поведения. Главный путь нравственного формирования ребенка – общение со взрослыми, и чем богаче общение, тем активнее эмоциональное восприятие ребенком окружающего мира, тем шире возможности нравственного воспитания. Также необходимо проведение бесед и диспутов на примере художественных произведений и практических ситуаций.

Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нравственность для ребенка - прежде всего это живое чувство, реальное состояние.

Движущей силой нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных факторов, отношений. Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуется в единстве все названные компоненты. Нравственное воспитание – это не вдалбливание, не заучивание моральных норм и бездушная отработка привычек, а это есть активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, это процесс постоянных решений, выбор волевых действий в пользу тех или иных моральных норм. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, стыду и сочувстию.

Образование как социокультурный феномен.

1.Образование – органичная часть жизнедеятельности личности и выступает одной из важнейших сфер общества. Роль и значение образования в социуме в последнее время существенно меняется. Понятие социокультурной ситуации используется для характеристики окружающей действительности, происходящей в общественной, социальной, экономической и культурной жизни. Социокультурная система в РБ определяется:

1) мировыми социокультурными тенденциями, оказывающими влияние на развитие образования в мире и РБ

2) обострением глобальных общественных проблем интернационального характера, возникновение которых поставило человечество перед необходимостью корректного и быстрого изменения способов организации жизнедеятельности людей, отношения их с природой, друг с другом.

Тенденции социокультуры:

1) смена типов культурно-исторического наследования, т.е. передача и получение подрастающим поколением социального опыта. Если раньше детям предстояло во многом повторить образ жизни своих родителей, то в современных урбанизированных странах наблюдается значительно больший разрыв между поколениями. Этот разрыв заметен и в образах жизни, и в мировоззрении, в личностных принципах. Именно это и приходится учитывать.

2) Смена установки при изучении действительности, или переход от научного познания к общекультурному, который включает обыденное сознание, мифологическое, религиозное, художественное и другие достижения реальности, и это проявляется не только в научном исследовании, но и в учебном процессе

3) Изменение роли науки в обществе и смена научных парадигм. Ранее содержание познания в большей мере определялось объектом и в меньшей мере средствами, технологиями познавательной деятельности. В настоящее время процесс познания предполагает взаимодействие знаний об объекте не только со средствами познания, но и ценностно-целевыми установками субъекта, как научно-познавательной, так и учебно-познавательной деятельности

4) Развитие информационных технологий и мир информационной сети. Их внедрение и развитие становятся решающим условием модернизации не только производства, но и других сфер общественной жизни, включая образование. Уже с самого малого возраста нужно думать об компьютерном образовании ребенка.

5) Национально-культурная регионализация на фоне процессов интеграции и глобализации, которые раздвигают рамки традиционных потоков инвестиций и товаров, дополняя, а иногда заменяя их потоками людей, идей, знаний. В современном белорусском обществе эта тенденция проявляется: • В необходимости дальнейшего социально-культурного развития белоруской нации, более активного утверждения национальных ценностей, в том числе через систему образования • В необходимости обретения народом Беларуси новой профессиональной компетенции, новой технологии и общекультурной подготовки в соответствии с требованиями интеграционного процесса с Россией и ЕС. • В необходимости формирования умений жить в условиях открытого динамичного общества с рыночными отношениями в экономике и демократией, т.е. в условии высокой степени неопределенности, автономного существования, готовности брать на себя ответственность за свою жизнь и своих близких, за будущее нации и государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.005 с.)