Социология как наука. Объект и предмет. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология как наука. Объект и предмет.



Экзаменационные / зачетные

вопросы по социологии

для студентов всех направлений подготовки

(заочное обучение, спецфак)

1. Социология как наука. Объект и предмет.

2. Взаимосвязь социологии и других наук.

3. Культура социологического мышления.

4. Методы социологических исследований

5. Программа социологического исследования, ее разделы

6. Количественные методы сбора социологической информации

7. Опрос и наблюдение как методы сбора социологической информации

8. Анкета, ее структура, социальные показатели и измерение.

9. Социальная стратификация общества

10. Социальная мобильность

11. Социология малых групп

12. Социология личности.

13. Индивид, личность, индивидуальность. Теории личности

14. Социализация личности.

15. Социальные статусы и социальные роли личности.

16. Социальная связь, взаимодействие, социальные отношения.

17. Социология преступности. Девиантное поведение.

18. Общество как социокультурная система. Типы обществ.

19. Социология общественного мнения.

20. Гражданское общество и государство.

21. Социальные институты, их происхождение и сущность.

22. Социальные нормы и социальный контроль.

23. Социология культуры.

24. Семья как социальный институт.

25. Типология семьи и брака.

26. Социология управления как отрасль знания. Социальные технологии.

27. Социология молодежи. Молодежь как социальная группа.

28. Этапы развития социологии как науки.

29. Социология О. Конта и Г. Спенсера.

30. Социология М. Вебера.

31. Социология Э. Дюркгейма

32. Социология марксизма.

33. Социология П. Сорокина.

34. Социология Т. Парсонса.

35. Социальные проблемы современности.

Социальная мобильность

Социальная структура общества постоянно изменяется. Люди меняют свой социальный статус, т. е. социальное положение. Социальные перемещения из класса в класс именуются социальной мобильностью.

Различают следующие виды социальной мобильности.

1. Вертикальная и горизонтальная мобильность. Вертикальная мобильность означает социальное перемещение вверх или вниз по социальной лестнице с изменением статуса. Вертикальная мобильность – восходящая и нисходящая. Горизонтальная мобильность означает перемещение без изменения статуса, например, изменение профессии с одинаковым социально-экономическим индексом, изменение места жительства.

2. Групповая и индивидуальная мобильность. Индивидуальная мобильность означает изменение социального статуса отдельным индивидом благодаря личным усилиям. Групповая мобильность означает изменение статуса сразу всей социальной группы или класса. Так, в результате большевистского переворота 1917 г. дворянство с высшей ступени социальной лестницы переместилось вниз. Индивидуальная мобильность присуща демократическим цивилизованным государствам. Групповая мобильность — болезненный процесс, следствие социальных катастроф.

3. Открытая и закрытая мобильность. Открытая мобильность свойственна демократическим обществам и означает отсутствие законодательных затруднений в процессе социальных перемещений. Закрытая мобильность свойственна тоталитарным режимам, которые создают значительные препятствия для социальных перемещений.

5. Объективная и субъективная мобильность. Объективная мобильность означает реальное социальное перемещение. Субъективная мобильность означает изменение образа мыслей, привычек, норм, устремленность к иному социальному статусу в сознании. Исследования в области социальной структуры используются для изучения политических, культурных, экономических проблем.

Социология малых групп

Малой группой называется контактный коллектив, т. е. сообщество людей, которые знают друг друга в непосредственно общаются друг с другом. Например, семья, учебная группа, спортивная команда, рабочая бригада. Признаками малой группы являются: 1. Небольшие размеры, позволяющие общаться и знать друг друга. 2. Совместная деятельность. 3. Наличие общего лидера. Малые группы бывают формальными, т. е. организованными официально, и неформальными, т. е. существующими на основе связей симпатии, по социально-психологическим причинам или на основе общей деятельности, официально не зафиксированной. Например, круг близких друзей внутри студенческой группы, дворовая команда, самодеятельная музыкальная группа.

Структура группы делится по социально-психологическим и функциональным признакам. В группе есть лидер, возглавляющий группу; аутсайдеры, т. е. отверженные члены группы, с которыми избегают общаться и члены группы со средним статусом. Функции и признаки лидера: это самый авторитетный человек, обладающий наибольшим объемом информации. Как правило, он лучше других выполняет работу, которую делает группа. Он является носителем групповых норм поведения. Т. е. лучше других знает что делать и как делать, что можно и что нельзя делать. Он распределяет функции между членами группы, решает конфликты. Аутсайдер обладает признаками противоположными лидерским.

По функциям, члены группы могут быть признанными «весельчаками», «постоянно виноватыми». «экспертами» и т. п. Структура группы изучается социометрией, автором которой является американский социолог Дж. Морено. Членам группы предлагается анкета с примерно таким вопросом: «Предположим, вам поручили подобрать группу для выполнения важного задания, кого из членов вашего коллектива вы отберете в эту группу?» По результатам опроса определяют кто самый авторитетный, кто самый непопулярный, а кто занимает среднюю позицию в группе. Результаты приводят в таблице (социоматрице) и в графике (социограмма). На графике стрелками изображают связи симпатии и антипатии. Социальная психология рекомендует распределять работников на производстве в соответствии со связями симпатии и антипатии. Т. е. чтобы рядом не работали люди, неприязненно относящиеся друг к другу. Если рядом работают люди, которые относятся друг к другу с симпатией или нейтрально, то в таких коллективах выше эфф-ть работы, выше качество, в рабочих отделах меньше травматизма, выше стабильность коллектива.

Социология личности.

 

Человек — это био-социальное существо. Личность — это социальная сторона человека. Человек в социологии рассматривается как член социальной группы. Для жизни в сообществе у него вырабатываются социальные черты. Понятие личности характеризует социальную сторону человека.

К социальным качествам личности относятся: самосознание, ценностные ориентации, ответственность, цели деятельности, социальный статус, социальные роли, нормы и ценности, уровень образования, активность, самостоятельность в принятии решении и др. Для социологии важен социальный тип личности — это совокупность часто повторяющихся социальных качеств людей, входящих в определенную социальную группу. Ценностные ориентации — это социальные, моральные ценности важные для человека, это ориентация на определенные ценности, такие как: материальное благосостояние, здоровье, семья, знания, уважение окружающих, вера, свободное время, удовольствия, свобода и др. В зависимости от типа значимых ценностей человек организует и направляет свою деятельность.

Люди различаются по ценностным ориентациям. Другой важной чертой личности является самооценка, самосознание. Если мнение человека о самом себе совпадает с мнением окружающих, то это адекватная самооценка, что говорит о нормальном социальном развитии человека. Если человек считает себя лучше, чем думают о нем окружающие, то это завышенная самооценка. Если такое различие очень сильное — человек выглядит смешным в глазах других людей, его притязания неоправданны и он постоянно терпит неудачу в своих делах. Если человек думает о себе хуже, чем считают его окружающие, то это заниженная самооценка. В этом случае человек не берет на себя ответственность, действует ниже своих возможностей и не добивается в жизни того, что мог бы достичь исходя из его способностей. Как заниженная, так и завышенная самооценки затрудняют социальное взаимодействие человека. Важным проблемой является социализация личности — это процесс становления полноправного члена общества, гражданина страны, обладающего необходимыми качествами для существования в обществе, такими как совесть, ответственность, долг, чувство справедливости, патриотизм и пр.

Первичная социализация происходит в семье. На этом этапе родители играют решающую роль. Далее, в период вторичной социализации, важную роль играет социальная среда, окружение. Социализация проходит стадии подражания, когда человек следует примерам окружающих, Стадия адаптации означает приспособление своих желаний к требованиям окружающих. Высшая ступень социализации — это интериоризация, т. е. такое состояние, когда человек внутренне ощущает важность социальных норм поведения и не может поступать иначе, чем это требуется для социально ответственной личности.

Важным является явление идентификации, т. е. ощущение себя частью какого либо сообщества, семьи, страны, нации и пр. Идентичность позволяет человеку чувствовать себя полноценным членом общества. Потеря идентичности серьезная проблема, которая в массовом масштабе характерна для социального кризиса. Такое состояние снижает активность личности и является причиной отклоняющегося поведения, роста преступности, потери смысла жизни.

Социализация личности.

Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. То есть социализация — это пути, которыми приобретаются установки, соответствующие социальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

Социализация предполагает формирование и интеллектуальных, и социальных, и физических навыков. Социализация как процесс представляет собой: с одной стороны — передачу обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения и ценностных ориентиров, с другой стороны — их усвоение индивидом. Кроме того, процесс социализации подразумевает под собой двоякий процесс: процесс постепенного раскрытия в индивиде природных качеств, и процесс внешнего воздействия (целенаправленного и ненаправленного воспитания). Поэтому в процессе социализации огромную роль играют не только природные задатки человека, но и социальная среда с ее многообразными сферами, круги общения человека (выраженные в структуре его социальных ролей), субъекты социализации (или агенты социализации — те кто воздействует на индивида) с их механизмами идеологического, педагогического, нравственного, эстетического и других видов воздействия на мышление и поведение социализирующегося человека.

Социальная среда с ее различными сферами (социальной, экономической, политической, культурной и т.д.) является объективным фактором социализации. Т.е. основными агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои, общество в целом — все то, что включает в себя и окружает человека.) Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации — целенаправленного и ненаправленного воспитания. Особую роль играет рассмотрение процессов социализации на микроуровне, т.е. в непосредственном окружении человека. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники, школа, средства массовой информации и т.д. Социализация, как и любой другой социальный процесс, характеризуется периодичностью и стадийностью протекания.

В отечественной социологии выделяются 3 периода социализации (дотрудовой, трудовой и послетрудовой) и 4 стадии — ранняя (до школы), обучение, социальная зрелость, завершение жизненного цикла. Процессы социализации в каждый период имеют свою специфику, и вступают в действие различные социальные институты (агенты социализации). На первой стадии агентом социализации является прежде всего семья, на второй — школа и т.д. Основным объектом социологии с т. зр Кули являются малые группы (семья, соседи, школьный коллектив, спортивный и т.д.), в недрах которых и осуществляются основные социальные связи и социализация личности. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами группы, постоянно сопоставляя себя с ними. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения. Человек становиться человеком благодаря его взаимодействию с другими людьми именно в рамках малых первичных групп.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личности интегрального социального статуса. Естественно, что процесс социализации наиболее интенсивен в период детства и юности, но развитие личности продолжается и в зрелом возрасте и в старости. Поэтому многие социологи считают, что процесс социализации продолжается всю жизнь. Хотя социализация детей и взрослых имеют существенные различия. Социализация взрослых отличается тем, — что это главным образом изменение внешнего поведения (социализация детей — формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Например овладеть новой социальной ролью после: ухода на пенсию, смены профессии или социального статуса. Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, что взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (например о непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т.д.), от представлений что существует только белое и черное.

Но социализация не только дает индивиду возможность интегрировать в общество и обращаться между собой посредством освоения социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества. Хотя количество ее членов постоянно меняется, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.

Итак, сущность процесса социализации заключается в том, что социализация имеет две цели: способствовать индивиду интегрировать в общество на основе социальной роли и обеспечить сохранение общества благодаря усвоению ее новыми членами сложившихся в обществе убеждений и образцов поведения.

Социология культуры.

Социология культуры — это специальная социологическая теория, которая изучает закономерности функционирования культуры в обществе: ее место и роль в обществе, содержание, формы и направления культурной деятельности, культурный уровень разных социальных групп, культурные потребности и уровень их удовлетворения, состояние, содержание и эффективность деятельности социальных институтов и учреждений культуры, качественный состав кадров в сфере культуры, ситуацию на рынке художественной культуры, особенности публики и репертуар культурных учреждений, проблемы управления в сфере культуры.

Изучаются проблемы связи культуры и социальной структуры, культурной динамики, причины конфликтов в сфере культуры и способы их решения. В рамках социологии культуры существуют собственные отрасли исследования. Так, социология литературы, социология кино, музыки, театра и т. д. Социология культуры также означает также совокупность норм и ценностей общества и личности.

Показателями уровня развития культуры являются: количество культурной продукции, наличие мировых образцов произведений искусства, сочетание новейших по форме произведений с традиционной культурой, высокий престиж культурной деятельности и деятелей культуры, высоких их заработок, престиж отечественной культуры за рубежом, широкое участие самодеятельных художников, музыкантов и т. д. в культурной жизни, наличие изощренных произведений искусства и расширение аудитории, способной воспринимать изощренные произведения.

Признаками уровня культуры личности является затраты времени и материальных средств для целей культурной деятельности, наличие художественного вкуса, усвоение опыта прошлого и способность создавать новые образцы культуры.

Соц. культура - это система соц. значимых ценностей, норм и правил поведения, представлений, идей, верований и традиций общих для людей, социально приобретенных, передаваемых от поколения к поколению и служащих упорядочению опыта и соц. регулирования.

Общество как большая соц. группа и культура как способ регулирования поведения людей – двуединые стороны, два связанных аспекта соц. взаимодействия людей, их жизнедеятельности. Это две наиболее общие и важные категории социологии, под углом которых рассматриваются все общественные явления и процессы. Благодаря культуре функционирует и воспроизводится соц. структура общества, а благодаря обществу культура формируется, уберегается от разрушения под влиянием внешних факторов. Социум и культура – это две взаимосвязанные и взаимодействующие подсистемы единой общественной жизни, одна из которых выражает форму и структуры соц. взаимодействий людей и их коллективов, а другая – содержание, ценностно-смысловое значение таких взаимодействий.

В социологии культура проявляется как в материальной, так и в духовной форме. Это все, что явилось предметом человеческой деятельности и усвоено обществом.

Социальную роль культуры невозможно переоценить, т.к. она определяет само содержание любого соц. явления или процесса, жизнедеятельности всего общества, соц. групп и личностей. В истории социологической и соц.-философской мысли выявились 2 основных подхода к определению места и роли культуры в жизни общества – материалистический и идеалистический. Кто исходил из материалист. понимания истории, видели в духовной культуре вторичный, надстроечный фактор такого развития, а те (zB. Вебер), кто отдавал предпочтение историческому идеализму, видели именно в духовной культуре решающий момент в жизни и развитии общества.

Соц. роль культуры проявляется в 3 аспектах:

1.Культура служит основой и решающим фактором превращения индивида в личность, его социализации.

2.Обеспечивая единство ценностей, идеалов всех членов общества, соответствующая культура служит его важнейшей сплачивающей силой, во многом определяющая стабильность всей общественной системы.

3.Культура – важнейшая основа и фактор организации, регулирования и модернизации общественной жизни. Особенно велика соц. роль культуры проявляется в переходные эпохи развития общества (Россия).

Типология семьи и брака.

Существует множество типологий семьи, т.к. типологии базируются на различных критериях (численность, функции, традиции).

1) С т. зр численности типология семьи:

расширенная семья — вместе проживают несколько поколений, или несколько семей сестер и братьев (в России таких мало);

полная нуклеарная семья, в которой совместно проживают родители и дети (типичная семья для современной России);

неполная семья, в которой отсутствует либо один родитель, либо дети.

2) Существует типология с т. зр количества детей — малодетные, среднедетные, многодетные. Количество детей по которому судят о том, к какому типу относится семья социология временем меняется (1-2—малодетная, 3-4—средне, 5 и более — многодетная).

3) Типология по количеству участвующих в браке: моногамия — 1ж и 1м, полигамия — 1м и много ж (у мусульман), полиандрия — 1ж и много мужчин (в Гималаях).

4) По распределению ролей в семье типология:патриархальная семья, матриархальная, эгалитарная (равенство), партнерская (где совместно решают), автономная (где каждый решает автономно).

Кроме того семья как объект может быть классифицирована по:

типам поселения — городская и сельская;

социальному положению родителей — семьи крестьян, рабочих, служащих;

этапам жизненного цикла — молодая, зрелая, «опустевшего гнезда»;

степени формализации — фактическая, юридическая;

однородности социального положения супругов — гомогенная и гетерогенная.

Семья характеризуется определенной динамикой от ее возникновения, и до распада или развития. Кроме того институт семьи как и преобладающий тип семьи изменяется с развитием общества. Функции семьи (основные— репродуктивная, социализация детей, содержание детей) и функции второго плана (коммуникационная, регулятивная, накопление и передача собственности и статуса, рекреационная) в том или ином виде и объеме имеют место в семьях, в каждой семье их соотношение различно. Исторически некоторые функции отмирают, например производственная, другие функции усиливаются. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи с бесспорным авторитетом и властью отца к семье, эгалитарной, в которой мужчина перестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Роль кормильца выполняет и женщина и мужчина. Рекреационная функция семьи существовала и в 19 и в 20вв лишь в зачаточном состоянии, поскольку в рамках семьи осуществлялся не столько отдых, сколько совместное производство. Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20в изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная функция. Это привело к массовому появлению нетипичных семей. Одни ученые называют это кризисом и даже концом света. Другие же утверждают, что происходит очередной этап смены одних типов семей другими. Просто как и все другие соц. процессы этот процесс смены к концу 20в приобрел очень большую скорость. Новые типы семей, которые сейчас возникают, приходят на смену расширенной и даже нуклеарной, называют немодальной или нетипичной. Часто дети рожаются вне брака. Растет число неполных семей и семей с 1 ребенком. В современном мире женщина стала экономически независимой от мужчины, они могут самостоятельно материально обеспечить своего ребенка, поэтому неполные семьи становятся все распространенней. Для современного мира типично:

неполная семья или с 1 ребенком,

семья не регистрирующая брак,

одиночки отказывающиеся от любой формы семьи,

пробный брак,

нетипичные типы,

параллельное проживание 2 или более семей.

Итак, немодальные или нетрадиционные типы семей к концу 20в занимают все большее место в системе семейных отношений, вытесняя модальные или традиционные типы. В основе этого процесса лежат 2 главные причины и ряд вторичных. К основным относятся:

изменение экон. ситуации в мире, которое привело во-первых к экон. состоятельности женщин, во-вторых к обеспеченной старости, в- третьих к довольно существенной материальной помощи государственных и общественных институтов, что позволило разорвать традиционную зависимость женщин от мужчины-кормильца, пожилых родителей от детей-кормильцев и повлияло на размеры и типы семьи;

всеобщая демократизация, наделившая равными правами женщин и мужчин, существенно усилившая права детей. Тем самым женщина самой предоставлено право решать вопрос о необходимости исполнения роли супруги и матери и это изменило внутрисемейные отношения.

Помимо этих причин ряд ученых связывают радикальные изменения типа семьи с изобретением контрацептивов, позволяющим регулировать рождаемость.

Социология М. Вебера.

Макс Вебер (1864—1920) — немецкий социолог, историк, социальный философ. Важной темой его исследовательской работы была проблема происхождения и специфики западно-европейского капитализма, как типа экономического поведения, системы хозяйствования, основой которого есть калькуляция расходов, прибыли и рациональная организация свободного труда.

1) «Теория идеальных типов»

В качестве предмета социологии Вебер рассматривал не понятия «народ», «общество» и т.д., а только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Вебер подчеркивал важность понимания социологом субъективного смысла, который вкладывается в действие самим индивидом. Наблюдая цепочку реальных действий индивида социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Главным инструментом познания у Вебера выступали «идеальные типы», которые представляют собой мысленные логические конструкции, создаваемые исследователем. Они формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, которые являются наиболее типичными. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами.

Методологическим инструментом Вебера была теория «идеальных типов», согласно которой опресненные явления действительности воспроизводились в индивидуальном своеобразии, логической непротиворечивости и культурном значении.

Идеальный тип — это логический эталон, с которым можно сравнить конкретные явления и благодаря этому лучше понять их значение и тенденции развития. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер показал, что рациональное экономическое поведение сформировалось под влиянием профессиональной этики протестантизма, т. е. распространенной в Европе и Америке христианской религиозной идеологии.

2) «Теория понимающей социологии»

В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же — пограничная наука, которая должна заимствовать у них лучшее. У естественных наук — приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук — метод понимания и отнесения к ценностям. Поэтому социологию Вебера называют понимающей. В работе «Основные социологические понятия» Вебер развивал учение о «понимающей социологии», которая предполагает понимание смысла человеческой деятельности и на основе этого объяснение поступков человека. Уровень рациональности социального действия может видоизменяться от низкого (в условиях традиционного общества) до высокого(в современном обществе). Содержательно социальное действие ориентируется либо на социальные нормы, на ожидания окружающих людей. Идеальный тип объединения людей осуществляется на базе одного языка, на базе единых рыночных отношений.

3) «Теория социального действия»

Не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом действия выступают не как социальные, а как личностные. Действие становится социальным лишь тогда, когда:

1)действующий субъект вкладывает в него свой определенный смысл, действие субъекта мотивировано;

2)действие, поведение людей соотнесено с поведением других, соориентированно.

2 признака социального действия:

-- субъективно подразумеваемый смысл и

-- ориентация на поведение других людей.

Сами соц. действия подразделяются на 4 категории: (по степени рациональности)

-- целерациональные,

-- ценностно-рациональные,

-- аффективные и

-- традиционные.

Положив в основу своей теории соц. действия рациональность, Вебер почти все внимание обращает на два первых типа действий, т.к. только они являются по-настоящему осознанными, социальными.

Целерациональное действие – идеальный, абсолютно рациональный тип соц. действия. Действующий субъект однозначно осознает его цели, рационально соотнесенные с осмысленными средствами, подходящими с точки зрения субъекта для достижения данной цели.

Ценностно-рациональное действие – действие, смысл которого не в достижении внешней цели, а в собственной вере действующего субъекта в самоценность этого действия как такового. Совершаются, не считаясь с предвидимыми последствиями, на основе убеждений долга, достоинства, религии, красоты.

В аффективных и традиционных типах действия рациональность представлена очень слабо, субъективно они иррациональны. Первое крайне эмоционально, второе основано на подражании, соблюдении обычаев и традиций по привычке.

4) Вебер изучал связь между религией и социальной структурой в рамках множества религиозных учений и в разные эпохи. Религиозные ценности создаются определенными социальными группами, что оказывает влияние на содержание этики. Религиозно-этические идеи способны выходить за рамки их социальных носителей и распространяться среди широких народных масс и стать духовными ориентирами цивилизации, такой идеей в Западной Европе является этика «овладения миром». Вебер считал необходимым объединить демократию, свободу человека с сильным национальным государством.

5) Идеи Вебера – фундеаент социологии. Наследие огромно. Вклад в теорию и методологию. Заложил основы отраслей социологии: бюрократии, религии, города и труда.

Социология Э. Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм(1858—1917) — французский социолог, один из основателей современной социологии. Редактор первого социологического журнала, основатель первого факультета социологии. Автор 200 работ по социологии. Самые известные работы: «О разделении общественного труда», «Самоубийство», «Метод социологии». Дюркгейм утверждал принцип эмпирической (на основе опыта) обоснованности социологической теории.

1) Его подход именуется «социологическим реализмом» или «социологизмом», в рамках которого социальное явление или общество определяется как своеобразная реальность, которая отличается от простой суммы индивидов. Закономерности присущие обществу, таким образом, не могут быть выведены из закономерностей индивидуального сознания, психологии. Взгляды Дюркгейма нередко характеризуют одним словом – социологизм, т.к. предложенный им теоретико-методологический способ изучения общества отличался сугубо социологическим характером, когда на первый план выдвигалась задача исследования законов соц. реальности, позволяющих понять сущность всех общественных явлений и процессов, включая и индивида. Именно этим и призвана заниматься, по Д., социология и только социология. В этом и состоит своеобразие предмета и метода социологии.

Наиболее наглядно социологизм Д. проявился в его концепции особой и автономной соц. реальности как системы соц. фактов, в его стремлении объяснить социальное социальным, в определении специфичности предмета и метода социологии, в признании соц. реальности высшим типом реальности и необходимости использования другими общественными науками социолог. метода. Д. писал, что основное правило его социолог. метода состоит в том, что соц. факты нужно рассматривать как вещи, где вещь - всякий объект познания. Их наиболее характерные черты – объективность, независимое от индивидов существование и способность оказывать на поведение индивидов принудительное воздействие. Поведение людей определяются не столько свойствами и особенностями личности, не индивидуальными причинами и факторами, а сложивишийся совокупоностью соц. фактов. При этом один соц. факт следует выводить из другого, из самого общества, а не их аналогий с физическими или биологическими явлениями.

2) Социальные факты нельзя вывести из закономерностей индивидуального сознания. Социальные явления можно объяснить только с помощью другого социального явления.

Социология изучает социальные факты, которые следует исследовать как вещи, Они существуют объективно и не зависят от индивидов. Общество принудительно влияет на индивида и морально выше индивида. Социальные факты бывают материальные и духовные, последние составляют коллективное сознание. Соц. факты Д. подразделял на:

-- морфологические (плотность населения);

-- образующие материальный субстрат общественной жизни,

-- духовные (общественное сознание), за которыми признавалась решающая роль.

3) Важной проблемой является достижение солидарности в обществе, которая бывает механической (т. е. принудительной, свойственной для архаичных и тоталитарных обществ) и органической (т. е. свободной, присущей для современных демократических обществ). Рост численности людей и различия между ними стимулирует прогресс, дает толчок разделению труда. Это вызывает конфликты, в которых слабые либо гибнут либо трансформируются. Разделение труда может стать основой солидарности.

4) Исследованию и ненормальных, патологических ее состояний, связанных с потерей соц. солидарности, например изучению аномии, под которой он понимал кризисное, болезненное состояние общества, характерное для переходных и кризисных периодов общественной жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились. С аномией он связал и такое явление как самоубийство, выявив его связь с принадлежностью индивидов к определенным соц. группам, зависимость числа самоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества, группы.

Три типа самоубийства в зависимости от степени воздействия норм на индивида:

-- эгоистическое,-- альтруистическое и -- аномическое.

Дюркгейм анализирует социальные причины самоубийства, например, аномией, т. е. отсутствием и слабостью норм в обществе. Другими причинами социального характера есть альтруизм, эгоизм, фатализм, т. е. чрезмерная привязанность или изолированность от ближайшего социального окружения.

5) Религию Д. рассматривал, как связанную систему верований и обрядов в священное, а не как веру в Бога; он считал, что религия упрочивает соц. солидарность и формирует соц. идеалы, ведет к поклонению обществу, реальному обществу – объекту всех религиозных культов. Д. удалось одним из первых органически соединить эмпирическое и теоретическое, фундаментальное и прикладное в социолог. исследовании, в чем его большая заслуга перед социолог. наукой. Он разработал не только общую теорию и методологию социолог. исследования, но и его конкретные методы, правила. Велик его вклад и в разработку спец. отраслей социологии: социологий права, морали, религии, отклоняющегося поведения. Все это делает Д. классиком социологии рубежа прошлого и нынешнего столетий.

Теория Дюркгейма дала толчок для основания структурного функционализма, исследованию социальных источников религии, социальных основ воспитания и этики.

Социология марксизма.

Основоположники марксистской парадигмы – Карл Маркс (1818 –1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). Они создали социологическое учение на базе диалектико-материалистического понимания истории. Концепция Маркса основывается на таком представлении о развитии общества, которое предполагает последовательное поэтапное его восхождение от низшей ступени к высшей, от одной формации к другой. Чтобы объяснить причину таких изменений, Маркс создал и подробно разработал теорию материалистического понимания истории, развития общества, в основе которой лежит постулат: общественное бытие определяет общественное сознание, имеет первенство и решающее значение во взаимодействии этих двух сторон в историческом процессе.

Основные труды:

-- «Капитал»,

-- «Немецкая идеология»,

-- «Манифест Коммунистической партии».

Маркс и Энгельс внесли важный вклад в обогащение и развитие социологической мысли – это нашло свое выражение в следующих аспектах:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.99.7 (0.112 с.)