Основные парадигмы социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные парадигмы социологии



 

В настоящее время в зарубежной социологии можно выделить три основных течения. Первое представлено сциентистски ориентированными концепциями, в которых главная роль принадлежит позитивизму. Второе объединяет различные теории понимающей социологии (этнометодологию, феноменологическую социологию, символический интеракционизм и т.д.). третье направление – критическое (в Европе оно представлено Франкфуртской школой, в США и Англии – радикально-критической социологией). Соответственно каждое из этих трех направлений имеет свои традиции, собственное понимание предмета и целей социологического познания.

В процессе развития социологии завоевали прочное признание четыре парадигмы: «социального факта», «социальных дефиниций», «социального поведения», «детерминизма».

В рамках каждой парадигмы сформировались различные теории.

Парадигма – признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

Теория – это логически взаимосвязанная система понятий и принципов, посредством которых интерпретируется природа (структура и генезис) тех или иных элементов социальной реальности и взаимодействие между ними.

 

1. Парадигма «социальных фактов » сводит всю социальную реальность к двум группам социальных фактов – социальным структурам и социальным институтам, акцентирует внимание на их природе и взаимодействии. Социальные структуры и институты отождествляются с понятием реальных вещей. (Э.Дюркгейм).

1. Парадигма «социальных фактов» интерпретируется с позиций структурно-функциональной (Т. Парсонс, Э. Шилз), системной(Г Спенсер, Р. Мертон) и конфликтной (Чарльз Райт Миллс, Ральф Дарендорф) теорий.

Функционалисты основывают свой подход на утверждении, что общество – это стабильная и упорядоченная система, устойчивость которой достигается благодаря общим ценностям, убеждениям, а также социальным ожиданиям.

Таким образом, с точки зрения данной теории общество состоит из взаимосвязанных частей, каждая из которых выполняет определенные функции и обязанности, внося свой вклад в поддержание устойчивости и стабильности всей системы.

Теория конфликта тоже основана на идеях о роли и влиянии общественных структур, но она не признает солидарность и сотрудничество в качестве способа достижения социальных перемен и общественного прогресса. Именно конфликт, а не сплоченность, по мнению сторонников этой теории, олицетворяет отношения между различными группами в обществе.

Современные приверженцы теории конфликта утверждают, что общество характеризуется неравенством не только в политической сфере, но и в экономической и социальной, а социальная жизнь трактуется ими как борьба между различными социальными группами из-за недостатка ресурсов. Поэтому конфликтологи делают основной акцент на проблемах неравенства в обществе и анализе его негативного влияния на людей.

 

2. Парадигма «социальных дефиниций ». Ее основными элементами являются не сами факты, а тот способ, посредством которого они определяются. Если люди определяют факты как реальные, то они будут реальными и по их последствиям. Важнейшим объектом изучения выступают внутри-и межсубъективность и как результат – действие.

Социальное поведение строится не по принципу «стимул-реакция», а в соответствии с их оценкой или пониманием социальной действительности. Социальная реальность здесь выступает как совокупность таких факторов (значений и символов), исходя из которых действующие личности оценивают свое окружение. Эта реальность, сконцентрированная из различных символов и значений в свою очередь детерминирует их действия.

Парадигма «социальных дефиниций» исходит из теорий: социального действия (М.Вебер,), Символического интеракционизма (Д.Мид, Г.Блумер, Леви Стросс, Шибутани, Кун), феноменологической социологии (Альфред Щюц, Питер Бергер, Томас Лукман), этнометодологии (Гарольд Гарфинкель, А.Сикурел, Д.Дуглас).

Символический интеракционизм - теоретико-методолог. Направл в социологии, сосредотачивающееся на анлизе социальных взаимодействий, преимущественно в их символическом содержании.

Феноменология рассматривает общество как явление, созданное и постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов. Чтобы понять жизнь надо изучить то, как люди понимают друг друга, формируют обыденные знания о вещах и событиях.

Этнометодология - направление в американской социологии, считающее методы этнографии и социальной антропологии общей методологией всех социальных наук. Этнометодологов интересует в первую очередь субъективное толкование людьми своей жизни, то, как члены общества в процессе общения сами придают ей смысл.

 

3. Парадигма «социального поведения » уходит своими корнями в психологическую традицию американской социологии. Ее сторонники считают две предыдущие парадигмы метафизическими, поскольку они игнорируют человеческое поведение, которое представляет собой единственную социальную реальность. Особый акцент при этом делается на проблему вознаграждения желаемого и наказания запрещенного поведения.

Парадигма «социального поведения» трактует социальную реальность с позиций теорий социального бихевиоризма (теория "стимул-реакция"), бихевиористской социологии и теории социального обмена (Дж Хоманс, П Блау) Теория человеческого поведения Ф. Знанецкого, Роберта Макивера.

Бихевиоризм - предмет исследования поведение, которое рассматривается как совокупность реакций организма на воздействие окр среды (стимулы). Метод их - описание, регистрация и изменение внешних проявлений поведения в контролируемых условиях

 

4. В основе парадигмы «детерминизма» лежат структурные и личностные элементы социальной реальности. Их внутренние и внешние связи и отношения образуют в совокупности то, что называется социальная реальность.

 

 

К этой парадигме относится ряд теоретических концепций, которые связаны с факторами, детерминирующими социальные отношения людей: экономическими, географическими, культурными, технологическими.

В ее русле в России сложился географизм В. Соловьева. (психологический склад населения, особенности социального устройства зависят от географического положения. От окружающих природных условий).

Социально-исторический детерминизм Маркса носит явно экономическую направленность.

Культурный д етерминизм берет начало в трудах М. Вебера. На формирование идей повлияла школа культурной антропологии Л. Уайта, М. Мид, А. Кардинера. Суть: явления духовной культуры играют определяющую роль в развитии общества. При этом культура рассматривается как автономное, независимое от других сфер общества, образование.

Технологический детерминизм крупнейшие изменения в технике или технологиях влекут за собой соответствующие социальные изменения, т.к. требуют не только новой организационной структуры, но и новой организационной культуры производства. Это в свою очередь изменяет ценностные ориентации и установки работающих, изменяет социально-профессиональную структуру, характер взаимодействий. Идеи представлены в работах Торстен Веблена, Дж. Герберт Гэлбрейта, Даниелла Белла.

Крайняя форма – техницизм. Он связывает решение социальных проблем и социальное развитие с нововведениями в технологиях и технике.

 


3. Структура социологической науки (уровни социологического анализа)

 
 


Общество в целом

метасоциология

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.008 с.)