Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Категориально-понятийный аппарат педагогики. Язык педагогики
В понятийном аппарате каждой науки можно выделить одно, центральное понятие. Для педагогики роль такого стержневого понятия - понятие «педагогический процесс» - специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания воспитания, с целью решения задач воспитания и с использованием необходимых средств. Педагогика как наука оперирует рядом категорий и понятий. · Воспитание - это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. · Образование – процесс и результат (с акцентом на результативность) усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений, полученных в результате обучения и самообразования (это процесс и результат обучения и воспитания). · Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося. · Развитие личности - это сложный процесс ее духовного роста, совершенствования, качественного изменения во всех значимых для личности сферах: в деятельности, в отражении окружающей действительности, в отношении к окружающим явлениям, людям, в познавательных процессах. · Формирование – это процесс становления человека, как социального существа под воздействием определенных факторов И воспитание и обучение должны носить развивающий характер, учитывать зону ближайшего развития (ЗБР). Согласно Л.С. Выготскому, ЗБР определяет не только имеющиеся возможности, но и перспективу психического развития ребенка с проблемами. Любое обучение должно стимулировать переход ЗБР в актуальное развитие (зону актуального развития), то есть со временем руководство взрослого становится излишним, а решение задач ребенком - самостоятельным. Это и составляет внутреннюю взаимосвязь между обучением и развитием, при которой правильно организованное обучение ведет за собой развитие, опираясь на формирующиеся психические функции. Совокупность категорий и понятий любой науки образует ее язык. Язык педагогики – это и стиль научного изложения, и рассмотрение различных, выходящих за строго очерченные границы науки, форм духовного освоения педагогической действительности, и вопросы не только обеспечения научности изложения, но и преодоления псевдонаучности, как говорят, "наукообразности", т.е. имитации науки, её терминологии, стиля, логики и методов.
С помощью языка раскрывается предмет науки, описывается та часть объективной реальности, которая изучается наукой. Для того, чтобы что-то понять, осмыслить, из того что написано в учебниках, монографиях, статьях, надо знать язык на котором все это изложено. Приведенная выше система понятий и категорий педагогики составляет лишь малую часть ее языка. Кроме того, любая педагогическая теория излагается на своем собственном языке, который входит в ее состав. Сложность заключается в том, что педагогика до сих пор не имеет единого, общепризнанного языка изложения своих результатов. Одно и то же понятие в педагогике может иметь до трех десятков определений. Это связано с тем, что разные исследователи изучают педагогическую реальность исходя из разных философских оснований, под разными углами зрения (аспектами). Во многом это определяется действующим в гуманитарных науках принципом "многозначности истины в гуманитарном знании". Поэтому, читая любую педагогическую литературу, необходимо в первую очередь определить, исходя из каких философских оснований (марксистско- ленинской диалектики, прагматизма, гуманизма) автор анализирует те или иные педагогические явления и процессы, поскольку это определяет язык изложения, используемый понятийный аппарат. Вопрос № 3
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.005 с.) |