Проблема личности в социальной теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема личности в социальной теории



Структура личности и ее типы

Социализация личности

-1-

Социология личности - специальная социологическая дисциплина, исследующая личность как социально-типическое выражение и индивидуальное воплощение определенной системы общественных отношений и одновременно как социально-типического субъекта этих отношений. Часто понятие «человек», «личность» используются как тождественные, но в научноманализе их следует различать.

Человек понятие, охватывающее то общее, что присуще всем людям как представителям человеческого рода. Здесь имеется в виду общие черты строения тела, умение мыслить, говорить и т.д. Человек представляет собой единство биологического и социального. Биологическое в человеке фиксируется понятием «организм», социальное – понятием «личность».

Личность это мера социального в человеке, его характеристика как носителя социальных качеств и функций, как объекта и субъекта общественных процессов.Свою особую смысловую нагрузку несут понятия «индивид» и «индивидуальность».

Индивид отдельный человек, человеческая особь в единстве всех её социальных и биологических черт. Понятие индивидуальность обозначает совокупность своеобразных, неповторимых свойств индивида.

Личность является предметом многих наук. Философия исследует ее в качестве субъекта познания и творчества. Психология интересуется личностью как совокупностью психических процессов и таких компонентов как воля, память, темперамент и т.д. Социология изучает личность как элемент социальной жизни (как социальную систему), раскрывает механизмы ее становления под влиянием социальных факторов, механизмы ее обратного воздействия на социальный мир.

-2-

Структура личности складывается из следующих элементов:

· социальная память;

· культура;

· деятельность;

· опыт (умения, знания, навыки, привычки)

· особенности отражения действительности (особенности мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания; эмоциональных процессов – эмоций, чувств и др.);

· личные качества (убеждения, мировоззрение, интересы);

· биологические характеристики (протекание нервных процессов – возбуждения, торможения и т. п.; особенности, присущие определенному полу и возрасту).

Типы личности понимаются в социологии:

1) теоретические модели (исследовательские схемы), служащие в качестве образцов для описания, классификации, изучения множеств реальных индивидов, как идеальные типы, включающие в себя несколько характеристик, значимых для того или иного исследования (выдвигаются разные критерии типологии).

2) группы индивидов, обладающие той или иной совокупностью общих черт, соотносимые с той или иной идеальной моделью.

Типологии личности:

- В зависимости от этапа исторической эволюции:

· «нормальная» личность

· пассионарная личность

· субпассионарная личность

- В зависимости от социального класса:

· «личность буржуа»,

· «личность рабочего»,

· «личность интеллигента»

- В зависимости от направленности:

· тип созидателя;

· тип потребителя;

· тип разрушителя.

- В зависимости от смысло-жизненной ориентации:

· «честолюбивые созидатели»;

· «любознательные альтруисты»;

· «скромные труженики»;

· «высокомерные мещане»;

· «потребители».

- В зависимости от сферы интересов личности:

· экономический,

· политический,

· теоретический,

· социальный,

· эстетический

· религиозный типы личности.

Тип личности, объединяющий в себе совокупность вневременных совершенств (добродетелей) называют идеальным. Тип личности, заключающий в себе качества необходимые на данное время, обозначают как нормативный. Тип личности, сочетающий наиболее распространенные качества, именуют модальным.

-3-

Социализация личности процесс формирования личности, усвоение индивидом знаний, навыков, умений, ценностей, норм, образцов поведения, присущих обществу.

Социализация происходит путем:

· целенаправленного педагогического воздействия;

· стихийно, под влиянием социокультурной среды.

Основными направлениями целенаправленного педагогического воздействия являются:

1)образование, т.е. передача знаний

2)обучение, т.е. передача навыков, умений

3)воспитание, т.е. передача ценностей.

Ценность – это то, что позитивно значимо для индивида, группы, общества. Передача ценностей означает передачу позитивных и, соответственно, негативных реакций на те или иные явления материального и духовного мира.

Норма это определенное правило, образец, в соответствии с которым должен действовать индивид и соблюдение чего контролирует общество. Воспитание тогда достигает своей цели, когда индивид не только знает определенные нормы, но и действует в соответствии с ними, когда знание становится убеждением, а нормы внутренними побудителями или сдерживающими человека силами.

Социальная среда – совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение.Социальная среда является частью общей среды обитания человека, куда ещё входит и природная среда. В социальной среде различают микросреду и макросреду.

Макросреда – это общая социальная среда, куда входят факторы, воздействующие на всех членов общества: определенный уровень развития производства, социально-политический строй, система образования, средства массовой информации и т.д. Микросреда комплекс условий, окружающих лишь данного индивида.Элементами микросреды обычно являются малые группы, в которые входит индивид.

Социальная среда подразделяется также на личностную и вещественную среды. Личностная среда это люди, окружающие индивида, оказывающие своим поведением влияние на него. Вещественная среда это совокупность материальных, экономических условий, оказывающих влияние на человека:жильё, культурно-просветительские учреждения и т.п., а также вещи, находящиеся в пользовании индивида и его семьи и т.д.

Индивиды, выполняющие функцию социализации, называются агентами социализации. В качестве таковых выступают родители, преподаватели, руководители на производстве, даже просто прохожий, делающий замечание подростку. Социальные институты, выполняющие функцию социализации, называются институтами социализации. Главными институтами социализации являются семья и школа.

Десоциализация – это своеобразное «стирание» тех качеств, которые были выработаны в индивиде ранее и оказываются не нужными в новой ситуации. Например, достаточно жестко и быстро происходит десоциализация новобранца в армии. Ресоциализация – это приобретение индивидом тех качеств, которые ему нужны в новых условиях его существования. Так, если вернуться к примеру с новобранцем, то в армии его заставляют не только забыть о привычках гражданской жизни, но и заставляют приобрести навыки, необходимые в армейской среде.

 

Тема 5 Социальное поведение

Вопрос 1

Поведение – это взаимодействие живого существа с внешней средой, представляющее собой его реагирование на внутренние и внешние раздражители. Поведение присуще, таким образом, не только человеку, но и всем живым существам. Особенность поведения человека состоит в том, что он представляет собой единство биологического и социального.

Социальное поведение – это активность индивида как социального существа, прежде всего в аспекте выполнения им социальных ролей и следования социальным нормам. При рассмотрении социального поведения как ролевого выделяются: объективный (внешний) и субъективный (внутренний, мотивационный) аспекты. Ролевое поведение анализируется и с точки зрения реализации индивидом прав и обязанностей, присущих определённой социальной роли. При анализе социального поведения как нормативного исследуется, каким конкретным нормам следует индивид. При этом можно выделить альтруистическую и эгоистическую, а так же другие формы социального поведения.

 

 

Вопрос 2

Всегда важно определить насколько поведение индивидов соответствует принятым в обществе нормам. Здесь выделяют поведение, соответствующее нормам – нормативное и поведение, не соответствующее этим нормам – ненормативное, отклоняющееся, девиантное.

Девиантное поведение является объектом особого внимания науки. девиация бывает как негативная, так и позитивная (героизм, самопожертвование). В любом обществе примерно 10-12% социального поведения приходится на тот или иной вид девиации.

При анализе девиантного поведения существуют различные типологии. Так американский социолог Р. Мертон предложил классифицировать проявления девиантного поведения в зависимости от того, насколько поведение соответствует узаконенным, одобренным обществом целям и средствам. Он предлагает следующую типологию:

Конформность – это нормативное поведение, соответствующее как целям, так и средствам, одобренным обществом.

Инновация – одобренные обществом цели достигаются незаконными средствами. Так, цель «материальное благополучие» достигается за счет незаконных средств (взятки, грабёжи и т.д.).

Ритуализм – используются верные средства, но имеет место отклонение от цели. Так, бюрократы отдают всё внимание процедурам бумажного характера и забывают о существе дела.

Ретризм – люди отказываются как от цели, так и от средств. Это «опустившиеся» люди, живущие сегодняшнимднем, удовлетворяющие самые примитивные потребности.

Мятеж – отказ от имеющихся целей и средств, но вместе с тем выдвижение новых. Мятеж может быть как прогрессивным, так и реакционным (революционер и основатель какой-либо религиозной секты).

Существует типология девиаций, в основе которой лежит учет фактора ущерба, наносимого личности, группе, обществу. В связи с этим выделяют следующие виды девиантного поведения:

v деструктивное, причиняющее вред только самой личности

(накопительство, мазохизм);

v а социальное, причиняющее вред личности и отдельным общностям

(семья и т.п.) (алкоголизм, наркомания, самоубийство);

v противоправное поведение, когда ущерб причиняется личности,

отдельным общностям и обществу в целом.

Девиантное поведение может проявляться в форме:

а) поступка (ударил, соврал, украл и т.п.);

б) деятельности (проституция, браконьерство, взяточничество и др.);

в) образа жизни (жизнь монаха-отшельника, банкира, учителя).

Отклоняющееся поведение может быть различным по масштабу (убийство и грубость в поведении, измена государству и измена супругу).

Существует несколькоконцепций, объясняющих причины девиантного поведения.

А. Биологизаторская концепция. Отклоняющееся поведение объясняется природной предрасположенностью индивидов к нему. Примером может быть подход к анализу преступности итальянского ученого Ч. Ломброзо, который говорил о существовании особого типа людей, предрасположенных к преступлениям. Несмотря на то, что в своё время этого ученого подвергли резкой критике, сейчас многие из его положений находят подтверждение в реальной действительности.

Б. Концепция «аномии» (А – не, nomos – закон). Согласно этой кон-

цепции девиантное поведение – это следствие ослабления регулирующей силы ценностей и норм в обществе. Эту концепцию выдвинул Э. Дюркгейм, рассматривая в качестве примера девиантного поведения самоубийство.

В. Культурологическая концепция. Здесь утверждается, что девиантное поведение возникает под влиянием субкультуры, которая противоречит культуре, господствующей в обществе. Так, часто субкультура молодежных шаек в своих нормах толкает молодежь на противодействие нормам общества в целом.

Г. Концепция социально-экономических факторов. Согласно ей, девиантное поведение порождается противоречиями социально-экономического порядка. Так, в отечественной социологии наличие преступности в буржуазном обществе связывалось ранее с частной собственностью на средства производства, а в обществах социалистического типа – с наличием остатков социально-экономического неравенства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.018 с.)