Значение и пути снижения себестоимости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение и пути снижения себестоимости



Величина себестоимости не только характеризует затраты, кото­рые несет организация в процессе создания и реализации продукции и услуг, она оказывает непосредственное влияние на конечные результа­ты ее деятельности и эффективность работы. В условиях рыночной эко­номики коммерческие усилия хозяйствующих субъектов направлены на достижение двуединой цели. Первая состоит в выпуске конкурентоспо­собных товаров и услуг для наиболее полного удовлетворения обще­ственных и личных потребностей, а вторая — в получении прибыли, определяемой разницей между полученными доходами (выручкой) и затраченными в производственном процессе ресурсами. Чем ниже


 



Экономика связи


Экономика связи



последние при сложившейся в определенный промежуток времени конъюнктуре рынка, тем большую прибыль получат предприятия, тем значительнее их возможности по производственному и социальному развитию, расширению номенклатуры и улучшению качества предо­ставляемых услуг, экономическому стимулированию работников.

Снижение себестоимости услуг, лежащей в основе формирования тарифов, является предпосылкой для их уменьшения, что делает услуги связи более доступными для широкого круга потребителей. Активиза­ция на этой основе обмена информацией приводит к росту доходов от реализации услуг и повышению прибыли. Таким образом, снижение расходов, связанных с производством услуг и доведением их до потре­бителей, способствует повышению конкурентоспособности операто­ров связи и более эффективному выполнению ими своей производ­ственной и социальной миссии.

С учетом вышесказанного телекоммуникационные компании ведут постоянную работу по изысканию и использованию резервов снижения производственных затрат. Сложность этой проблемы обусловлена мно­гообразием факторов, определяющих уровень и динамику себестоимо­сти. С точки зрения возможности воздействия на них со стороны опера­торов-производителей услуг все факторы можно разделить на обще­экономические, отраслевые и внутрипроизводственные.

Группа общеэкономических факторов включает те из них, кото­рые не зависят от деятельности конкретных организаций, и их влияние на себестоимость имеет одинаковую направленность во всех отраслях экономики. Это, прежде всего, политика государства в области регули­рования заработной платы и социального обеспечения. Так, повышение минимального уровня заработной платы и тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки автоматически увеличивает соответ­ствующую статью затрат на государственных предприятиях. В акцио­нерных обществах электросвязи в меру финансовых возможностей также повышается средняя заработная плата с тем, чтобы не снизился уровень материального благосостояния работников.

Рост расходов на оплату труда, в свою очередь, ведет к увеличению непосредственно зависящих от них отчислений на социальные нужды, которые могут вырасти или снизиться при изменении в законодатель­ном порядке норм отчислений в государственные фонды социального страхования, пенсионного обеспечения и др.

Не зависящим от деятельности организаций связи фактором повы­шения себестоимости является периодическая переоценка основных


производственных фондов в соответствии с темпами инфляции, а также изменение официально установленных сроков полезного использова­ния основных средств.

Несмотря на небольшой удельный вес в структуре себестоимости организаций связи затрат на материалы, производственную электро­энергию и транспорт, нельзя не учитывать влияния на их динамику изменения цен и тарифов в сопряженных отраслях, потребителями про­дукции и услуг, которых являются телекоммуникационные компании. В последнее время в таких отраслях естественных монополий, как элек­троэнергетика и железнодорожный транспорт происходят положитель­ные сдвиги в области упорядочения тарифов в сторону их снижения для потребителей производственного сектора экономики, что позволяет сократить или, по крайней мере, стабилизировать соответствующие статьи расходов операторов связи.

На уровень себестоимости оказывает также влияние проводимая государством налоговая политика. Число налогов и нормы определения налоговых выплат в составе расходов на производство и реализацию услуг являются объективными факторами формирования себестоимо­сти организаций связи.

В числе отраслевых факторов, влияющих на производственные затраты операторов, наиболее значимыми являются рациональность схем размещения средств связи с точки зрения минимизации транзит­ных переприемов, оптимальность маршрутов перевозки почтовых отправлений, экономичность создаваемых и сертифицируемых средств и систем связи, эффективность системы межсетевого взаимодействия между операторами сети связи общего пользования.

Наибольшие резервы снижения себестоимости заключают в себе внутрипроизводственные факторы, активное воздействие на кото­рые в организациях связи обеспечивает абсолютную и относительную экономию расходов на производство и реализацию услуг. При этом наи­больший эффект дают мероприятия по сокращению издержек по тем статьям себестоимости, которые занимают в ее структуре наибольший удельный вес.

Для организаций связи всех подотраслей важнейшим резервом снижения себестоимости является экономия расходов на оплату труда. Эта статья затрат, как известно, зависит от средней заработной платы одного работника и среднегодовой численности производственного персонала. Средняя заработная плата не должна уменьшаться, поскольку в противном случае ухудшится материальное положение

 

Экономика связи


 



Экономика связи


работников, их социальная защищенность, а также снизится конкурен­тоспособность оператора на отраслевом рынке труда. Поэтому усилия операторов должны быть направлены на сокращение числа занятых на производстве либо выполнение возросшего объема работ с неизмен­ной численностью штата за счет снижения трудоемкости и роста произ­водительности труда. В решении этой задачи важную роль играют меха­низация и автоматизация производственных процессов, внедрение прогрессивных технологий, замена и модернизация устаревшего обо­рудования, совершенствование организации труда и управления. Пол­ная ликвидация потерь и непроизводительных затрат рабочего време­ни, широкое использование совмещения профессий и расширения зон обслуживания, расстановка кадров по рабочим местам в соответствии с их квалификацией, внедрение научно обоснованных норм труда, рационализация трудовых процессов на основе передовых приемов и методов выполнения производственных операций — все это способ­ствует сокращению затрат живого труда на создание единицы услуг и ведет к снижению себестоимости. При этом организации связи получа­ют экономию не только непосредственно по статье «Расходы на оплату труда», но и по другим связанным с ней статьям и элементам. В первую очередь, здесь имеются в виду отчисления на социальные нужды, а также некоторые виды прочих затрат, размер которых определяется в зависимости от величины фонда оплаты труда или численности работ­ников (например, расходы на спецодежду, малоценные и быстроизна­шивающиеся предметы и др.).

Необходимым условием снижения себестоимости под влиянием роста производительности труда является обеспечение опережающих темпов ее роста по сравнению с темпами роста средней заработной платы, то есть выполнение соотношения 1э/1птр < 1. Количественно эта зависимость выражается следующей формулой:

4/с/Птр = [(1 - 1з/1Птр) d$"3]100,

где /з и 1птр — индекс изменения средней заработной платы и про­изводительности труда в рассматриваемом периоде по отношению к базовому в относительных единицах; d3 аз — доля затрат на оплату труда в себестоимости базового периода в относительных единицах.

Пример. В акционерном обществе электросвязи в отчетном году средняя заработная плата увеличилась на 12 %, а доходы от услуг связи на 18 %. Удельный вес затрат на оплату труда в себестоимости предше-


ствующего (базового) года равен 32 %. Снижение себестоимости за счет опережения темпа роста производительности труда по сравнению с темпом роста средней заработной платы составляет Д1с/птр = [(1 — 1,12/1,18)0,32] 100= 1,6%. Если бы в АО при тех же темпах роста рас­сматриваемых показателей удельный вес затрат на оплату труда был равен 50 %, то снижение себестоимости составило бы Д1с/птр = [(1 — 1,12/1,18)0,5] 100 = 2,5%.

Таким образом, чем выше удельный вес заработной платы в струк­туре себестоимости, тем ощутимее влияние роста производительности труда на ее снижение. Это объясняется тем, что в отрасли связи затра­ты на оплату труда относятся к условно-постоянным издержкам, о влия­нии которых на динамику объема услуг, доходов и производительности труда подробно говорилось в разделе 9.1. В целом же количественное влияние на изменение себестоимости условно-постоянных и перемен­ных расходов определяется следующим аналитическим выражением:

Ale = [1 — (dnocr /1Дусп + dnep)] 100,

где Ale — изменение себестоимости 100 рублей доходов от услуг связи; dnocr и dnep — удельные веса условно-постоянных и переменных расходов в себестоимости; 1дусл — индекс доходов от услуг связи.

При этом, чем больше удельный вес условно-постоянных расхо­дов, тем ниже себестоимость при одинаковом темпе роста доходов.

Пример. В одной телекоммуникационной компании удельный вес условно-постоянных расходов в составе общих затрат составил 55 %, а переменных — 45 %, в другой — соответственно 65 % и 35 %. Темп роста доходов от услуг связи в обеих компаниях одинаков и равен 112%. Снижение себестоимости у первого оператора за счет условно-постоянной части расходов: Д1с1 = [1 — (0,55/1,12 + 0,45)] 100 = 5,8 %; у второго: Л1с2=[1 —(0,65/1,05 + 0,35)] 100 = 6,9%.

В акционерных обществах электросвязи и предприятиях телера­диокомплекса весомой по удельному весу статьей в структуре расходов является амортизация основных фондов, поэтому в этих организациях к числу важнейших источников снижения себестоимости относится улуч-шение использования применяемых средств труда. Повышение фондо­отдачи означает получение большей суммы доходов от услуг связи на тех же основных фондах или опережение темпов роста доходов по сравнению с темпами роста стоимости ОПФ. В этом случае происходит относительное сокращение амортизационных отчислений на единицу


 



Экономика связи


Экономика связи



 


измерения себестоимости — 100 рублей доходов, что приводит к обще­му положительному изменению себестоимости производства.

Следует отметить, что улучшение использования основных фондов обеспечивает также снижение себестоимости за счет уменьшения зат­рат на текущее обслуживание средств связи, включая затраты на мате­риалы, запасные части и электроэнергию, размер которых зависит от объема обслуживаемого оборудования и сооружений связи. При этом в компаниях должна вестись и систематическая работа по экономному расходованию материальных и энергетических ресурсов как самостоя­тельных источников снижения себестоимости.

В почтовой связи, где высок удельный вес затрат на перевозку почты, актуальным является оптимизация почтовых маршрутов, выбор наиболее экономичных видов транспорта, более полная загрузка транс­портных средств, сокращение холостых пробегов.

Одним из резервов снижения себестоимости в организациях связи является сокращение прочих расходов, особенно в части общехозяй­ственных и административно-управленческих расходов. Оно может быть достигнуто за счет совершенствования структуры управления и удешевления аппарата управления на основе ликвидации лишних звеньев управления, внедрения нормирования труда управленческого персонала, механизации и автоматизации выполняемых ими функций. Экономия расходов на оплату коммунальных услуг, командировок, число и продолжительность которых должны быть строго обусловлены производственной необходимостью, также оказывает положительное влияние на снижение общих затрат организаций связи.

Количественное влияние изменения каждой статьи затрат на общее снижение себестоимости выражается следующей формулой:

/Ус/ = [(1 -la/ 1дУсл) df"3] 100,

где 41с/ — индекс изменения себестоимости производства за счет i-й статьи затрат; /с/ — индекс изменения i-й статьи расходов в отчет­ном периоде по сравнению с базовым, в относительных единицах; Щусл — индекс изменение доходов от услуг связи за тот же период, в относи­тельных единицах; d, аз — доля i-ro вида расходов в себестоимости базового периода.

Общее снижение себестоимости определяется суммой изменений себестоимости по каждой статье: Ale = SAIci.

Пример. Себестоимость производства в организации связи в

 

Экономика связи


отчетном году составила 72,4 руб. на 100 руб. доходов от услуг связи. В базисном году она была равна 74,0 руб. Структура себестоимости базисного года характеризуется следующими данными: расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды — 36,6 %; аморти­зация основных фондов — 17,7 %, материальные затраты — 5,3 %, про­чие расходы — 40,5 %. При росте доходов от услуг связи в отчетном году на 123,2 % расходы на оплату труда увеличились на 14 %, аморти­зационные отчисления — на 18,3 %, материальные затраты — на 10,5 %, прочие расходы — на 28,6 %.

Изменение себестоимости за счет каждой статьи затрат составляет:

Д1с.3= [(1 - 1,14/1,232)0,366] 100 = 2,7%;

Д1с.А=[(1 — 1,183/1,232)0,177] 100 = 0,7%;

Д1с.м = [(1 — 1,105/1,232)0,053] 100 = 0,5%;

Alc.npcw = [(1 - 1,286 / 1,232) 0,405 ] 100 = - 1,8 %.

Снижение себестоимости за счет всех статей расходов равно:

Д1с = 2,7 + 0,7 + 0,5 — 1,8 = 2,1 %.

Тот же результат получим при расчете себестоимости по формуле: Д1с = [(Со — С1)/С0] 100 = [(74,0 — 72,4)/74,0 ] 100 = 2,1 %.

Использование внутрипроизводственных резервов экономии рас­ходов по обычным видам деятельности должно сопровождаться активи­зацией усилий операторов связи по повышению объема предоставляе­мых услуг и доходов, как важного фактора снижения себестоимости. Получение большего результата при неизменной стоимости затрачен­ных ресурсов также ведет к снижению себестоимости и условной эко­номии расходов, которая может быть определена по формуле:

АЗоб = (Со — Ci) Дусл1 /100,

где Со и С» — себестоимость 100 руб. доходов от услуг связи в базисном и отчетном периоде; Дусл1 — доходы от услуг связи в отчет­ном периоде; 100 — коэффициент, используемый для приведения дохо­дов к размерности себестоимости.

Несмотря на то, что рост объема услуг ограничен спросом со сто­роны абонентов и пользователей, операторы связи могут положительно воздействовать на него посредством расширения номенклатуры услуг и улучшения их качества, внедрения прогрессивных форм обслужива­ния клиентов и повышения их доступности к средствам связи, примене­ния гибкой тарифной политики, особенно в нерегулируемом секторе телекоммуникационного рынка, и других мероприятий.

Экономика связи 353


23 3-907


Международная практика показывает, что, например, внедрение услуг интеллектуальных сетей связи (услуги «Бесплатный вызов», «Информационной услуги с дополнительной оплатой», «Телеголосова­ние» и др.) не только сами по себе существенно увеличивают доходы операторов, но и генерируют дополнительный междугородный и вну­тризоновый трафик. Он обеспечивает лучшее использование соответ­ствующих телефонных сетей и ростдоходов операторов, участвующих в передаче трафика.

Автоматизация процессов передачи сообщений, создание сервис­ных центров по обслуживанию клиентов улучшают качество услуг и качество обслуживания, делают услуги связи более привлекательными и стимулируют абонентов к более интенсивному их потреблению. Ана­логичный эффект может быть достигнут и при внедрении различных тарифных планов, рассчитанных на потребителей с разной платежеспо­собностью, объемом потребления услуг и требованиями к их качеству.

Повышение доступности абонентов к средствам связи за счет рас­ширения сетей не только обеспечивает увеличение клиентской базы и соответствующий рост доходов, но и способствует снижению себесто­имости оказываемых услуг за счет «эффекта масштаба». Практика пока­зывает, что в крупных телекоммуникационных компаниях издержки на единицу создаваемых услуг ниже, чем у средних и мелких операторов. Это обусловлено тем, что в организациях, где обрабатывается большая нагрузка, лучше используются трудовые ресурсы за счет сокращения дежурного времени, обусловленного неравномерностью ее поступле­ния, и более полно используется пропускная способность каналов.

На местных городских телефонных и радиотрансляционных сетях большой мощности эффект масштаба выражается в том, что увеличива­ется плотность абонентских устройств, сокращается протяженность линейных сооружений на один абонентский пункт, соответственно сокращаются затраты на их обслуживание. В крупных компаниях, как правило, имеет место также относительное снижение административ­но-управленческих расходов.

Наиболее ярко эффект масштаба проявляется в отраслях есте­ственных монополий, где средние издержки достигают минимального значения при очень большом обьеме выпускаемой продукции и услуг, достаточном для удовлетворения рыночного спроса. Вместе с тем, монопольное положение на рынке позволяет диктовать цены, которые нередко бывают завышены по отношению к себестоимости. В целях развития конкуренции в таких отраслях и стимулирования организаций,


занимающих доминирующее положение на рынке, к снижению себе­стоимости производства и тарифов деятельность естественных моно­полий регулируется государством.

В заключение следует отметить, что снижение себестоимости — это не самоцель, а средство достижения максимальных конечных результатов деятельности, повышения эффективности работы опера­торов и их конкурентоспособности в динамично развивающейся рыноч­ной среде.

Вопросы для самопроверки

1. Какова экономическая сущность и состав расходов на производ­ство и реализацию услуг связи?

2. Какие виды затрат включаются в отдельные статьи расходов по обычным видам деятельности операторов связи?

3. Назовите признаки классификации расходов. Какое значение имеет деление расходов на условно-постоянные и переменные?

4. В чем заключается сущность и назначение показателей себе­стоимости производства общего объема услуг и отдельных услуг связи?

5. Что такое калькуляция и структура себестоимости? Чем обусло­влена специфика структуры себестоимости в отрасли связи?

6. Каковы методические приемы определения отдельных статей расходов организаций связи?

 

7. Каков алгоритм распределения общих расходов операторов связи в системе раздельного учета доходов и расходов?

8. Какое значение имеет снижение себестоимости для организа­ций связи в условиях рыночной экономики?

9. Раскройте содержание общеэкономических, отраслевых и вну­трипроизводственных факторов снижения себестоимости.

10. Как оценить влияние изменения отдельных статей расходов,
связанных с производством и реализацией услуг, на общее изменение
себестои мости?


 



Экономика связи


Экономика связи



ГЛАВА 10.

СИСТЕМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СВЯЗИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.033 с.)