Производство, его формы, распределение, обмен и потребление. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производство, его формы, распределение, обмен и потребление.



Общие сведения

Натуральное производство — это замкнутое производство, в котором продукты создаются для собственного потребления. В таком производстве проблемы: что? как? и для кого производить? решаются непосредственно собственниками хозяйства в интересах внутри хозяйственного потребления. Характерная разобщенность отдельных хозяйств, каждая из которых открывается на собственныые ресурсы и самостоятельно обеспечивает себя всем необходимым.

С развитием производственных сил в результате двух общественных разделений труда происходит обособление частных производителей, что приводит к возникновению товарного производства.

Товарное производство — это производство, обособленных производителей связанных между собой рынком. Проблемы что? как? и для кого производить? решаются в соответствии с требованиями рынка — это открытая система, в которой продукты создаются для собственного потребления, а нед ля продажи на рынке.

Обычно выделяют три стадии кругооборота средств в процессе товарного производства:

1. денежная, связанная с вложением капитала и приобретением на имеющиеся денежные средства необходимых средств производства;

2. производственная, которая состоит в создании новой стоимости путем переноса на готовый продукт стоимости основных фондов, рабочей силы, потребляемого сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов;

3. товарная, выражающаяся в реализации готовой продукции и ее оплате.

 

Производство - это исходный пункт, в котором создается продукт, т.е. материальные блага и услуги. Будучи созданными в процессе производства, блага завершают свое движение в процессе потребления. Но потребление является непосредственной целью производства лишь во внерыночных системах хозяйства. Например, целью охоты и собирательства первобытной общины было потребление добытого за день, а целью производства в рабовладельческом обществе было удовлетворение потребностей рабовладельцев.

В системе рыночного хозяйства непосредственной целью производства является получение прибыли. Это-важнейшее преимущество рыночной экономики. "Стремление к прибыли, - считает выдающийся австрийский экономист Хайек, - это как раз то, что позволяет использовать ресурсы наиболее эффективно. Высокосознательный социалистический лозунг "Производство во имя потребления, а не ради прибыли" свидетельствует о полном отсутствии внимания к тому, как приумножаются производительные возможности".

Вслед за производством экономического продукта следует его распределение по направлениям дальнейшего движения или использования. Производство создает продукт в его натуральном выражении, тогда как на стадии распределения может происходить распределение продукта как в натуральной форме, так и его стоимости в денежной форме - посредством системы денежных расчетов с участниками производства, владельцами ресурсов.

В результате распределения происходит дальнейшее продвижение продукта к потребителю, при этом часть его может оставаться в виде резерва, запасов, подлежащих последующему распределению. Процесс распределения может быть и часто бывает многократным, в особенности когда распределяются денежные средства. Происходит первичное, а затем вторичное и последующие распределения как промежуточного и конечного продукта, так и денежного результата. Перераспределительные процессы характерны для современной экономики, поэтому бывает трудно определить, кто стал потребителем произведенного продукта, конечным обладателем его денежной стоимости, первоначально распределенной между владельцами факторов производства.

Пройдя стадию распределения, продукт, которому предназначено стать товаром, подвергается обмену. Обмен является промежуточным звеном, связывающим собственно производство и потребление, т.е., прежде чем товар будет потреблен, он должен пройти через рынок - сферу обмена. Следовательно, обмен г-обязательное звено, без которого в рыночной системе нет потребления.

Обмен обусловливается общественным разделением труда и вытекает из него. Еще Аристотель говорил, что обмен возникает не между двумя земледельцами, а между земледельцем и башмачником.

Обмен в конечном итоге является главным условием и предпосылкой формирования спроса, предложения, свободных цен и т.д., а следовательно, формирования рынка как экономической категории и средоточия рыночной системы. Причем осуществляется обмен и товарами, и услугами, и знаниями, и опытом, и информацией, и научно-техническими достижениями, и т.д.

За обменом следует потребление продукта, которое происходит либо в форме конечного потребления товара потребителем, либо в виде производственного потребления, когда товар, продукт вновь попадает в производство, но уже в своем новом "товарном" качестве, в виде ресурса. Вне зависимости от того, какова судьба потребляемого товара, стадия производства начинается вновь и вновь, чтобы воспроизводить необходимые экономические продукты. При этом на каждой последующей стадии может производиться как тот же самый, так и обновленный, модернизированный продукт.

 

Виды рынков, их функции.

В структуру общенационального рынка входят следующие рынки:

· Рынок экономических ресурсов, включающий в себя процесс обращения ресурсов, необходимых для производства благ. Товаром здесь выступают ресурсы производства, а ценообразование на них происходит в результате взаимодействия спроса и предложения;

· Финансовый рынок, включающий в себя обращение специфического товара — капитала, цена за который определяется процентом за использование денег;

· Рынок труда. Его основу составляют свободные взаимоотношения между работником и нанимателем, а предметом купли-продажи становится труд. Цена на него устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения на него. Предложение — это предложение людей, которые желают трудиться. А спрос — это потребность в сотрудниках определенной квалификации и профессии;

· Рынок потребительских благ, представляющий собой процесс взаимодействия между производителем и потребителем по поводу блага — результата хозяйственной деятельности.

Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Можно выделить следующие критерии для классификации структуры рынка:

Структура рынка по объектам рыночных отношений

  • рынок потребительских товаров и услуг
  • рынок ценных бумаг
  • рынок сырья

Структура рынка по субъектам рынка

  • рынок покупателей
  • рынок продавцов

Структура рынка по географическому положению

  • местный
  • национальный
  • мировой

Структура рынка по степени ограничения конкуренции

совершенная конкуренция

  • монополистическая конкуренция
  • олигополия
  • монополия

Структура рынка по отраслям

  • автомобильный
  • нефтяной

Структура рынка по характеру продаж

  • оптовый
  • розничный

Структура рынка по соответствию действующему законодательств

  • легальный
  • нелегальный
  • "черный" рынок

БОЛЕЕ ПОДРОБНО:

По объектам обмена различают рынок товаров, рынок услуг, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок.

В пространственном разрезе выделяют местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; мировой рынок, охватывающий все страны мира.

По механизму функционирования различают свободный (регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей); монополизированный (условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция); регулируемый (важная роль принадлежит государству, которое использует экономические инструменты воздействия) рынки.

Иногда выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущую роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения играет план, существует централизованное регулирование ценообразования, финансово-кредитного и денежного обращения.

В соответствии с действующим законодательством той или иной страны различают легальный, или официальный, и нелегальный, теневой, рынки.

По степени насыщенности выделяют равновесный (спрос и предложение примерно совпадают); дефицитный (спрос превышает предложение); избыточный (предложение превышает спрос) рынки.

Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:

Регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства: падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляем в периодических спадах, инфляции, безработице.

 

Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

 

Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

 

Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.

 

Санирующая функция. Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит "естественный отбор" среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы "естественный отбор" прекратился.

В России общее количество малых предприятий в последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых предприятий сравнялось. Одна часть предприятий разорилась в результате банкротства банков, другая - ушла в среду теневого бизнеса: многие не выдерживают конкуренции.


Равновесие по Маршаллу

Процесс взаимодействия спроса и предложения по Маршаллу описывается уравнением:

∆P(Q) — превышение ценой спроса цены предложения при данном объеме продаж Q.

Если данное превышение есть величина положительная, то объем предложения возрастает. Если отрицательная, то объем сокращается. Условием равновесия будет равенство ∆Qd(p)= 0.


14. Эластичность спроса, факторы ее определяющие.

Ценовая эластичность спросакатегория, характеризующая реакцию потребительского спроса на изменение цены товара, т. е. поведение покупателей при изменении цены в ту или иную сторону. Если понижение цены приводит к значительному уве­личению спроса, то этот спрос считается эластичным. Если же существенное изменение в цене ведёт лишь к небольшому изме­нению в количестве спрашиваемого товара, то имеет место отно­сительно неэластичный или просто неэластичный спрос.

Степень чувствительности потребителей к изменению цены измеряют с помощью коэффициента ценовой эластичности спро­са, представляющего собой отношение процентного изменения количества спрашиваемой продукции (объем) к процентному изменению цены, вызвавшему это изменение спроса. Иными словами, ко­эффициент ценовой эластичности спроса:

 

Процентные изменения объема спроса и цены рассчитыва­ются следующим образом:

 

где Q1 и Q2 — первоначальный и текущий объем спроса; P1 и Р2 — первоначальная и текущая цена. Таким образом, следуя данному определению, коэффициент ценовой эластичности спроса рас­считывается:

 

Если ЕDР > 1 — спрос эластичен; чем выше этот показатель, тем эластичнее спрос.

Если ЕDР < 1 — спрос неэластичен.

Если ЕDР =1 - спрос с единичной эластичностью, т. е. сни­жение цены на 1 % приводит к росту объема спроса тоже на 1 %. Иными словами, изменение цены товара в точности компенси­руется изменением спроса на него.

 

Выделяют и крайние случаи:

абсолютно эластичный спрос: возможно существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями; коэффициент ценовой эластичности спроса стремится к бесконечности. Любое изменение цены приво­дит либо к полному отказу от приобретения товара (если цена повышается), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена уменьшается);

абсолютно неэластичный спрос: как бы ни изменялась цена товара, в данном случае спрос на него будет постоян­ным (одинаковым); коэффициент ценовой эластичности равен нулю.

На рисунке линия D1 демонстрирует абсолютно эластичный спрос, а линия D2 — абсолютно неэластичный спрос.

Конкретные факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса, выделить очень сложно, но можно отметь отдельные ха­рактерные черты, присущие эластичности спроса на большинст­во товаров:

1. Чем больше заменителей у данного товара, тем выше сте­пень ценовой эластичности спроса на него.

2. Чем большее место занимают расходы на товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность его спроса.

3. Спрос на предметы первой необходимости (хлеб, молоко, соль, медицинские услуги и т. п.) характеризуется невысокой эластичностью, спрос же на предметы роскоши эластичен.

4. В краткосрочном периоде эластичность спроса на товар ниже, чем в более длительных, так как в долгосрочных периодах предприниматели могут наладить выпуск широкого ассортимен­та товаров-заменителей, а потребители — найти другие товары, заменяющие данный.

 

Концепция эластичности спроса по доходу отражает процент­ное изменение количества спрашиваемой продукции, обусловлен­ное тем или иным процентным изменением дохода потребителя.

Реакция спроса на изменение дохода позволяет разделить все товары на два класса.

1. Для большинства товаров рост дохода будет приводить к росту спроса на сам товар, поэтому EDY > 0. Такие товары назы­ваются обычными или нормальными товарами, товарами выс­шей категории. Товары высшей категории (нормальные товары) — товары, для которых характерна следующая закономерность: чем выше уровень доходов населения, тем выше объем спроса на та­кие товары, и наоборот.

2. Для отдельных товаров характерна другая закономерность: с ростом дохода величина спроса на них сокращается, т. е. EDY < 0. Это товары низшей категории. Маргарин, ливерная кол­баса, газированная вода являются товарами низшей категории по сравнению со сливочным маслом, сервелатом и натуральным соком, являющимися товарами высшей категории. Товар низ­шей категории — вовсе не бракованный или испортившийся то­вар, просто это менее престижная (и качественная) продукция.

Концепциям перекрестной эластичности позволяет отразить чувствительность спроса на один товар (например, X) к изменению цены другого товара (например, Y)

В зависимости от характера взаимосвязи анализируемых товаров коэффицент может быть положительным, отрицательным или равен нулю:

· Если E > 0, то товары являются взаимозаменяющими (например масло и маргарин). Повышение цены на один товар ведет к увеличению спроса на другой, его заменяющий.

· Если E < 0, то товары считаются взаимодополняющими (например джин и тоник). Повышение цены на один товар ведет к сокращению спроса на другой.

· Если E = 0, то товары считаются независимыми друг от друга и повышение или понижение цены на один товар не оказывает практически никакого влияния на величину спроса на второй товар.

 

+

Факторы эластичности спроса

Среди основных факторов, определяющих эластичность спроса по цене можно выделить следующие:

· наличие и доступность товаров-заменителей на рынке (если не существует хороших заменителей какого-либо товара, то риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален);

· временной фактор (рыночный спрос имеет тенденцию быть более эластичным в долгосрочном периоде и менее эластичным в краткосрочном);

· доля расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем чувствительнее будет спрос на изменения цены);

· степень насыщения рынка рассматриваемым товаром (если рынок насыщен каким-либо товаром, например, холодильниками, то маловероятно, что произовители смогут существенно стимулировать свой сбыт путем снижения цен, и наоборот, если рынок ненасыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса);

· разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него. Это связано с тем, что рост цены уменьшает область экономически оправданного использования данного товара. Напротив, уменьшение цены расширяет сферу его экономически оправданного применения. Этим объясняется тот факт, что спрос на универсальное оборудование, как правило, эластичнее спроса на специализированные приборы);

· важность товара для потребителя (если товар является необходимым в повседневной жизни (зубная паста, мыло, услуги парикмахера), то спрос на него будет неэластичным к изменению цены. Товары, которые не столь важны для потребителя и приобретение которых может быть отложено, характеризуется большей эластичностью).

Производство, его формы, распределение, обмен и потребление.

Известно, что концепция экономического производства претерпела в экономической науке значительные изменения по мере развития производительных сил. В современной системе национальных счетов применяется достаточно широкая концепция экономического производства, которая охватывает производство всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых внутри домашних хозяйств.

Экономическое производство — это физический процесс, деятельность, выполняемая под контролем институциональной единицы, при которой осуществляются затраты труда, капитала, природных ресурсов и т.д. для производства других продуктов и услуг, т.е. процесс, в котором труд и активы используются для трансформации затрат товаров и услуг в выпуск новых продуктов и услуг.

Производственная деятельность включает производство продуктов и услуг рыночных и нерыночных (предоставляемых бесплатно или реализуемых по ценам, не имеющим экономического значения и не оказывающим значительного влияния на спрос). см ниже.

Производство — деятельность, направленная на преобразование экономических ресурсов, или факторов производства для получения необходимых экономическим субъектам товаров и услуг.

 

Важное место в экономической теории отводится анализу форм организации производства. В самом общем виде под формой производства понимают тип организации хозяйственной деятельности людей, обеспечивающий реальное функционирование экономики. Другими словами, форма производства – это способ существования экономической системы.

В экономической литературе традиционно выделяются в качестве основных две формы: натуральное хозяйство и товарное производство. Натуральное и товарное производство различаются, прежде всего, по следующим признакам: развитости или неразвитости общественного разделения труда; замкнутости или открытости хозяйства; экономической форме изготавливаемого продукта; способу разрешения противоречий между производством и потреблением.

Натуральное хозяйствоэто такой способ организации хозяйственной деятельности, при котором производство направлено непосредственно на удовлетворение собственных потребностей производителя, т.е. имеет место внутрихозяйственное потребление.

Натуральному хозяйству свойственны следующие основные черты:

  • преобладает ручной универсальный труд, основанный на примитивной технологической базе (мотыга, лопата, грабли и т.п.) и исключающий его разделение на обособленные виды;
  • замкнутость (автаркическая форма хозяйствования), отсутствие связи с другими хозяйственными единицами (каждая единица опирается на собственные ресурсы и обеспечивает себя всем необходимым для жизни);
  • производимый продукт не принимает форму товара и образует фонд жизненных средств для самого производителя;
  • наличие прямых экономических связей между производством и потреблением: они развиваются по формуле "производств – распределение – потребление", т.е. созданная продукция распределяется между участниками производства и, минуя стадию обмена, используется в целях личного и производительного потребления;
  • консерватизм, традиционность, ограниченность производства и потребления, относительно постоянные масштабы и отраслевые пропорции производства, обусловливающие медленные темпы экономического развития.

 

Рыночное (товарное) производство, такие производство, при котором товары или услуги производятся для реализации на рынке по рыночным ценам, то есть по ценам, сложившимся на основании соотношения спроса и предложения; это такая форма организации общественного производства, при которой экономические отношения между людьми проявляются через куплю-продажу продуктов их труда на рынке.

Целью рыночного производства является получение прибыли производителем. Если товар или услуга реализуется бесплатно или по экономически необоснованным ценам, например, дешевые распродажи для ветеранов по "социально ориентированным" ценам, то они являются нерыночными. В этом случае должен существовать кто-то, государство или некоммерческая организация, кто возместит непосредственному производителю затраты или разницу между социальными и рыночными ценами. Иногда товары распродаются по низким ценам из-за того, что на них нет спроса. Даже если эти цены и не покрывают реальных затрат производителя, такое производство следует считать рыночным, потому что в принципе эти товары были произведены для того, чтобы получить прибыль.

Характерными чертами, признаками товарного производства являются:

· общественное разделение труда;

· экономическое обособление хозяйствующих субъектов;

· производство продукта на продажу, а не для собственного потребления;

· обмен товарами и его эквивалентность.

 

Основные стадии экономического движения товара:

1) производство

2) распределение

3) обмен

4) потребление (цель пр-ва в натур.хоз-ве)

Все они последовательны и взаимосвязаны.

 

Воспроизводство – непрерывно возобновляющийся процесс, включающий распределение, обмен и потребление

 

Распределение, одна из фаз (стадий) общественного воспроизводства, связующее звено между производством и потреблением (распределение Т и У, ресурсов и факторов пр-ва).

Рыночное хоз-во – распределение под воздействием ценового механизма.

 

Обмен – обмен результатами деят-ти и ресурсами для НЕПРЕРЫВНОГО процесса пр-ва; в экономике, взаимный обмен деятельностью между людьми, проявляющийся непосредственно или в форме обмена продуктами труда.

 

Потребление – отрицательное пр-во, уменьшение полезности потребляемой услуги или вещи; использование общественного продукта в процессе удовлетворения потребностей экономических, заключительная фаза процесса воспроизводства.

Потребление предполагает использование средств пр-ва для создания новых потребительских благ.

 

Общие сведения

Натуральное производство — это замкнутое производство, в котором продукты создаются для собственного потребления. В таком производстве проблемы: что? как? и для кого производить? решаются непосредственно собственниками хозяйства в интересах внутри хозяйственного потребления. Характерная разобщенность отдельных хозяйств, каждая из которых открывается на собственныые ресурсы и самостоятельно обеспечивает себя всем необходимым.

С развитием производственных сил в результате двух общественных разделений труда происходит обособление частных производителей, что приводит к возникновению товарного производства.

Товарное производство — это производство, обособленных производителей связанных между собой рынком. Проблемы что? как? и для кого производить? решаются в соответствии с требованиями рынка — это открытая система, в которой продукты создаются для собственного потребления, а нед ля продажи на рынке.

Обычно выделяют три стадии кругооборота средств в процессе товарного производства:

1. денежная, связанная с вложением капитала и приобретением на имеющиеся денежные средства необходимых средств производства;

2. производственная, которая состоит в создании новой стоимости путем переноса на готовый продукт стоимости основных фондов, рабочей силы, потребляемого сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов;

3. товарная, выражающаяся в реализации готовой продукции и ее оплате.

 

Производство - это исходный пункт, в котором создается продукт, т.е. материальные блага и услуги. Будучи созданными в процессе производства, блага завершают свое движение в процессе потребления. Но потребление является непосредственной целью производства лишь во внерыночных системах хозяйства. Например, целью охоты и собирательства первобытной общины было потребление добытого за день, а целью производства в рабовладельческом обществе было удовлетворение потребностей рабовладельцев.

В системе рыночного хозяйства непосредственной целью производства является получение прибыли. Это-важнейшее преимущество рыночной экономики. "Стремление к прибыли, - считает выдающийся австрийский экономист Хайек, - это как раз то, что позволяет использовать ресурсы наиболее эффективно. Высокосознательный социалистический лозунг "Производство во имя потребления, а не ради прибыли" свидетельствует о полном отсутствии внимания к тому, как приумножаются производительные возможности".

Вслед за производством экономического продукта следует его распределение по направлениям дальнейшего движения или использования. Производство создает продукт в его натуральном выражении, тогда как на стадии распределения может происходить распределение продукта как в натуральной форме, так и его стоимости в денежной форме - посредством системы денежных расчетов с участниками производства, владельцами ресурсов.

В результате распределения происходит дальнейшее продвижение продукта к потребителю, при этом часть его может оставаться в виде резерва, запасов, подлежащих последующему распределению. Процесс распределения может быть и часто бывает многократным, в особенности когда распределяются денежные средства. Происходит первичное, а затем вторичное и последующие распределения как промежуточного и конечного продукта, так и денежного результата. Перераспределительные процессы характерны для современной экономики, поэтому бывает трудно определить, кто стал потребителем произведенного продукта, конечным обладателем его денежной стоимости, первоначально распределенной между владельцами факторов производства.

Пройдя стадию распределения, продукт, которому предназначено стать товаром, подвергается обмену. Обмен является промежуточным звеном, связывающим собственно производство и потребление, т.е., прежде чем товар будет потреблен, он должен пройти через рынок - сферу обмена. Следовательно, обмен г-обязательное звено, без которого в рыночной системе нет потребления.

Обмен обусловливается общественным разделением труда и вытекает из него. Еще Аристотель говорил, что обмен возникает не между двумя земледельцами, а между земледельцем и башмачником.

Обмен в конечном итоге является главным условием и предпосылкой формирования спроса, предложения, свободных цен и т.д., а следовательно, формирования рынка как экономической категории и средоточия рыночной системы. Причем осуществляется обмен и товарами, и услугами, и знаниями, и опытом, и информацией, и научно-техническими достижениями, и т.д.

За обменом следует потребление продукта, которое происходит либо в форме конечного потребления товара потребителем, либо в виде производственного потребления, когда товар, продукт вновь попадает в производство, но уже в своем новом "товарном" качестве, в виде ресурса. Вне зависимости от того, какова судьба потребляемого товара, стадия производства начинается вновь и вновь, чтобы воспроизводить необходимые экономические продукты. При этом на каждой последующей стадии может производиться как тот же самый, так и обновленный, модернизированный продукт.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.079 с.)