Основные типы философского мировоззрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные типы философского мировоззрения



Досакратическая философия.

Философия начиналась с поиска ответов на вопрос, уже поставленный до нее в мифологии, — о происхождении мира. Философия сформулировала его в более чистом теоретическом виде и сумела найти принципиально новое решение с помощью учения о первоначале. Идея первоначала была выдвинута первыми греческими философами, представителями Милетской школы: Фалесом (конец VII — пер. пол. VI вв. до н. э.), Анаксименом (VI в. до н. э.), Анаксимандром (VI в. до н. э.) и Гераклитом из Эфеса (544 или 540—480 до н. э.). Особенность этой школы состояла в том, что в ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первооснове всего сущего. Основателем милетской философской школы был Фалес Философское учение Фалеса заключалось в поиске первоначала многообразия мира. Основой всего сущего Фалес считал воду. Согласно его учению все начинается с воды и в нее возвращается. Тем самым, вода понималась и как первооснова, и как первоначало, из которого возникают все вещи. Учеником и последователем Фалеса был Анаксимандр За первооснову всего существующего Анаксимандр принимал апейрон — абстрактное и беспредельное вещество, которое невозможно определить ни как воду, ни как что-либо другое.. Анаксимандр был первым в греческой философии, поставившим вопрос о происхождении животных и человека. Анаксимен Так, первоосновой всего, по Анаксимену, является воздух. Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь, — превращается в ветер, затем — в облако, делается водой, потом землей, камнями и другими вещами. Пифагор». Пифагор, равно как и его последователи, разделял веру в метемпсихоз (переселение душ) и даже якобы знал о своих прошлых воплощениях, первым из которых был сын боги Гермеса Эфиальт. Главное в учении Пифагора — субстанциональность числа, которое управляет как материальной, так и духовной сферой, включая сюда даже нравственность. Душа, по мнению пифагорейцев, — гармония, — также числовое отношение. Гераклит из Эфеса Как мыслитель он продолжил линию стихийного материализма милетских философов, развив ее наивную диалектику. Первоначалом сущего Гераклит считал огонь, который управляется мировым логосом. Фундаментальный образ, используемый Гераклитом, — образ огня как жизнеопределяющего начала. Но космос Гераклита — это не просто единство, согласие, гармония противоположностей, а и их борьба. Борьба — созидающее начало жизни и бытия Элейская школа. Элеаты сделали серьезный шаг вперед от некритически -нерасчлененного мышления первых философов к логическому прояснению сложившихся философских представлений и выработке новых философских понятий. Парменид впервые выработал философское понятие «бытие». В центре внимания Парменида были проблемы соотношения бытия и небытия, бытия и мышления. На вопрос о соотношении бытия и небытия Парменид отвечал: бытие есть, а небытия нет. Он впервые применил доказательства для обоснования своего тезиса. То, что есть, можно выразить в мысли; то, чего нет, выразить в мысли нельзя. Небытие невыразимо, непознаваемо, недоступно мысли, потому оно и есть небытие Бытие — это то, что всегда есть; оно едино и вечно — вот главные его признаки. С именем Демокрита(ок. 460—370 до н. э.) и именем его учителя Левкиппа, хотя о нем практически нет сведений, связано создание атомистической теории. Согласно учению Демокрита бытие состоит из атомов, а небытие из пустоты. Атомы — это мельчайшие тела, не имеющие качеств. Атомы неделимы и различаются по форме, порядку и положению. Они находятся в непрестанном движении в пустоте.

Атомистическое воззрение Демокрит распространял не только на природу, но и на душу живых существ. Душу образовывали особые атомы: шарообразные, огненные, весьма подвижные. Жизнь и смерть живых организмов зависела от соединения и разъединения атомов. Демокрит исходил из того, что, не только бытие, но и небытие существуют. При этом он представлял бытие в виде атомов (мельчайших, неделимых, невидимых частиц), а небытие как пустоту.

1. Античная философия

2. Возникла в 6 в. до н.э. и была до 6 в. н.э. Основные периоды:

Досократики (натурфилософия 6-5 вв. до н.э.)

Классический период (5-4 вв. до н.э.), Сократ, Платон, Аристотель.

Эллинистический – римский период (4-5 в. до н.э.)



№8 Как видно из записей учеников Сократа, главным предметом его речей и бесед были вопросы этики — вопросы о том, как следует жить. Сократ всей своей жизнью преподал личный урок не только своим ученикам, но и последующим поколениям. Этот урок жизни в полном соответствии с проповедуемыми им принципами особенно значим в настоящее время. нравственными ценностями для Сократа выступали бескорыстие, следование своему долгу, служение добру. Его нравственная и гражданская позиция даже перед лицом смерти была непоколебимой: «Афиняне..., отпустите меня или нет, но поступать иначе я не буду, даже если бы мне предстояло умирать много раз» Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью постижения истины. Суть его метода заключалась в том, что сначала наводящими и уточняющими вопросами собеседник приводился к противоречию с выказанной им точкой зрения, а затем начинался совместный поиск истины. Для Сократа истина не возникала и не находилась в голове отдельного человека в готовом виде, а рождалась в процессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, т.е. повиваль­ным искусством, помогающим рождению истины.



№9 Ядром философского учения Платона является учение об идеях, т.е. сущ-ет мир идей и вещей. Ч-к по Платону – единство души и тела. Первый кто акцентирует внимание на душе. Познание души- процесс воспоминания о своем пребывании в мире идей. Делит души людей на 3 категории: разумная(фил-фы, мудрецы, просветители), яростная (войны), вожделеющая.Создал учение об идеальном гос-ве. Цель-реализация идеи блага и справедливости. «Законы»-основное произведение. К неправильным формам он относит олигархию, тиранию, демократию. Управлять идеальным гос0ом должны фол-фы, обладающие выдающимся умом. Заниматься фил=ей может лишь тот кто достиг наивысшего расцвета Интел. и физ. сил (33 года).



№10 Аристотель первым из античных мыслителей стал отличать фил-кое знание от конкретно-научного. Он выделяет первую ф. как науку о сущем, или о первых началах и причинах, и вторую ф., предметом которой является природа. Критически оценивая предшествовавшие фил-ие взгляды, он формулирует свое представление о бытии, под которым понимает сущ-ие предметного мира, воспринимаемого с помощью ощущений. Этот предметный, чувственный мир является первичной реальностью, природой, которая ничем не определена. Душа ч-ка, как его сущность или форма тела, дает смысл и направленность жизни. «Душа есть причина и начало живого тела... Ведь душа есть причина как источник движения, как цель, как сущность одушевленных тел». Тело есть материя органического существа. Как форма господствует над материей, так, соответственно, душа над телом, разум над чувствами. полагая, что все живое обладает душой, Ар-ль выделял три вида души. Первая из них -растительная душа, которой обладают растения. Она обладает способностью размножаться и осущ-ть обмен в-тв. Вторая - чувственная, которой наделены животные, отличающиеся от растений тем, что обладают способностью воспринимать формы с помощью ощущений, третья разновидность души — разумная, присущая человеку, она, в отличие от первых двух, уже «познает и думает». Теория познания Ар-ля строится с позиции эмпиризма, в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений. Опыт есть только фундамент знания, но еще не само знание. Поэтому над опытом находится наука, которая и постигает общее. Над наукой надстраивается ф. Значит. место в ф. Ар-ля занимает ч-к и проблемы общ-ой жизни. Широкую известность получили его взгляды на ч-ка, как на полит-кое (общественное) животное, которому присуща инстинктивная устремленность к «совместному сожительству», обусловленная «сознанием общей пользы». Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым он относил только тех, кто имеет собственность и участвует в управлении обществом. Ар-ль выделял 6 форм государства. Три из них он считал правильными: монархию, аристократию и политию и три — неправильными: тиранию, олигархию и демократию. Значительное место в ф. Ар-я занимают этические проблемы. Аристотель выстраивал уже социальную систему моральных отношений и в общественных же отношениях искал основной принцип нравственности. «Метафизика»-главная работа.(занимается изучением предельных оснований бытия и познания мира). «М.» делится на 3 части: 1.теоритическая ф.(теории познания), 2.практич. ф. (этика, ф. морали и чел-го поведения и полит. ф.), 3.изобразительная ф. (эстетика, риторика). Ввел в ф. логику(наука о доказательствах и обоснованиях).



№11 Своеобразие ф. эллинизма определяют те фил-ие школы, которые сделали второстепенными все вопросы объективного миропорядка и стали обращаться прежде всего к проблемам личной жизни ч-ка: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Эпикуреизм. Эпикур развивал взгляд на философию как на практическое учение, обеспечивающее ч-ку счастливую безмятежную жизнь, свободную от чел-их страданий Одна из самых существенных задач ф. - практическая помощь ч-ку в преодолении страха перед смертью. Цель Эпикура - помочь разобраться ч-ку в том, как следует жить. Он задумывается над вопросом о счастье ч-ка и находит его в наслаждении. Основным принципом индивидуалистической этики Эпикура являлся принцип «живи незаметно», мотивирующий уход от общественной деятельности. Скептицизм. Невозмутимость, покой, безмятежность, предельный случай которых— смерть (абсолютный покой), также являются идеалом для скептиков. Главный противник ч-ка, ищущего покоя, не столько его собственные вожделения, не в меру развитые потребности, как считали эпикурейцы, но его тяга к знанию. Познание - разрушительная сила. Стоицизм. Ч-к, чтобы быть достойным прекрасного и гармоничного целого, должен во всем следовать природе - отрешиться от житейских волнений, хаоса жизни, уйти в себя. Идеальное состояние мудреца- апатия (от греч. - отсутствие страданий, бесстрастие). Не только чувство любви, но и дружба не должна нарушать его спокойствие. Сочувствие не должно нарушать стоическую апатию.



№12 –Средневековая философия

она отличается рядом присущих ей в целом особенностей.

1. Тесная связь со Священным Писанием, которое является исчерпывающей и универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории. Философия средневековья имела два основных источника своего формирования. Первый из них – древнегреческая философия, прежде всего в ее неоплатоновской традиции. Второй источник – Священное Писание.. Единство Священного Писания и Священного Предания, которые взаимно дополняют и поясняют друг друга.. В основе философии и культуры Средних веков лежит текст и слово. Отсюда огромная роль искусства толкования, интерпретации. Благодаря полисемантизму текстов Священного Писания открывается возможность философского творчества в рамках единого канона и единой традиции.. Все философски вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма. теоцентризм— (греч. theos — Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог Креационизм — (лат. creatio — создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую я неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении. ровиденциализм — (лат. providentia — провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение — в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия). Патристика – это первоначальный, наиболее авторитетный этап развития христианской философии со II по VI век н. э В рамках патристики можно выделить ряд промежуточных этапов:а) апостольский период (до середины II века н. э.);

б) эпоха апологетов (с середины II века н. э. до начала IV в. н. э.). Христианские апологеты — это первые христианские философы, взявшие на себя функцию защиты христианского учения перед лицом враждебного римского государства и языческой философии. в) зрелая патристика (IV—VI в. н.э.). Этот период характеризуется разработкой целостных религиозно-спекулятивных систем, глубоким синтезом теологических догм и античной философской мысли. Важнейшие темы патриотической теологии: монотеизм, трансцендентность Бога, учение о Христе как посреднике между Богом и человеком, тринитарная проблема, т.е. учение о соотношении ипостасей Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа, креационизм, т.е. учение о творении мира, теодицея и эсхатология.

Схоластика (VII—XIV вв.) В своем первоначальном значении термин обозначает «ученый», «школьный». Если отцы церкви в постижении Бога опирались на мистическую интуицию, сверхразумное созерцание, то теологи-схоласты искали рациональные пути познания Бога. Важнейшие проблемы схоластической философии: рациональное доказательство бытия Бога, креационизм, соотношение веры и разума, свобода воли и теодицея, провиденциализм, борьба с пантеизмом и аверроизмом. Одна из основных проблем схоластической философии — это проблема универсалий, т.е. природы общих имен или понятий.


 


№13

Возрождение

К важнейшим чертам философии и культуры эпохи Возрождения относятся:1. В противоположность средневековой культуре, где на первом месте стоит Бог, Ренессанс рассматривает человека как высшую ценность. Первое место в иерархии живых существ принадлежит человеку, потому что он обладает несравненным божественным даром — разумом.2. В осно

 

ве мировоззрения Ренессанса — идея безграничного жизнеутверждения.3. Человек Ренессанса преодолевает античную созерцательность и средневековую пассивность в отношении внешнего мира и активно утверждает себя в науке, искусстве, практической деятельности.4. Философской основой культуры Возрождения является гуманистический неоплатонизм. Гуманистический неоплатонизм помогал человеку Возрождения одухотворить мир, представить его насквозь пронизанным Божественным смыслом, порядком и энергией. Неоплатонизм вел к замене христианского монотеизма пантеизмом, в результате чего Бог оказывается не за пределами природы, и растворенным в природе, присутствующим в каждой клеточке бытия.5. История утрачивает свой священный смысл и становится практическим делом реальных людей. 6. Утверждается новое отношение к проблеме времени. Мифологическое время Священной истории уходит в тень, и на первый план выступает эмпирическое время, время земной жизни, насыщенное продуктивной деятельностью и творчеством.7. Возникает понятие индивидуальности, неповторимого авторского своеобразия, творческой новизны, жажды личной славы в памяти потомков.8. Происходит смена языка культуры. Гуманисты возрождают латынь классической древности, изучают греческий язык и заново переводят античных авторов, снимая налет средневековой тенденциозности.9. В культуре Ренессанса признается существование Бога, бессмертие души. Деятели Возрождения не были атеистами.10. Хотя эпоха Возрождения еще не была буржуазной, но в ней формировались условия, подготовившие ее наступление.11. Социально-экономической основой культуры Возрождения было простое товарное производство, ремесленное и мануфактурное производство, развивавшееся в городах.


Позитивизм

Основоположник – французский философ О. Конт. Первоначально кант начал дистанцироваться от гегелевского учения. Идеал позитивизма – положительные значения. Гегель развивал натур. Философию и пренебрежительно относился к науке. О. Конт начал с отрицания натур. Философии. Конт считал, что человечество в своём развитии прошло три стадии:

1. Мировоззрение мифологическое

2. Метафизическая стадия – мир объясняется с помощью метафизики, с помощью первоначал (например, гегелевский мировой разум).

3. Позитивная стадия

Основная особенность позитивизма – антиметафизическая направленность. Наука – сама себе философия. Вторая особенность позитивизма – феноменализм (наука в своём понимании реальности должна описывать явления, а не отрешиться (?) к метафизике; философия –, допускается, инструмент, который помогает науке получить дополнительные знания). Кант и позитивизм в целом отводили философии роль науки. Философия должна заниматься обобщением срезов реальности, которые дают разные науки.

Позитивизм прошёл три стадии:

1) Позитивизм О. Конта (философия – обобщает знания науки). Позитивизм Милли и Г.

2) Спенсера.Эмпириокритицизм (Махизм):

Основоположник – Э. Мах. Другим известным представителем был Авенариус. Это учение возникло в начале ХХ века. В это время были сделаны многие важные научные открытия. Махири пытался дать теоретическую базу для нового естествознания. Э. Мах считал, что ему удалось открыть элементы мира – ощущения. Ощущения – это нейтральные по своей природе элементы. Любое явление – это комбинация ощущений. Для Маха метафизика – это наука о природе ощущений. Поэтому мах отвергал этот вопрос.

3) Неопозитивизм. Основоположник – Бертран Рассел, Карнап.


Экзистенциализм

Философия экзистенциализма продолжила иррационалистическую линию. Экзистенциализм возник в первые десятилетия XX века; представители: М.Хайдеггер, К.Асперс, Ж.П.Сартр, Л.Шестов и др. В экзистенциализме выражены идеи гуманитарной интеллигенции. Экзистенциализм – философия человеческого существования. Предшественниками экзистенциалистов в 19 веке были датские философы Кьеркегор, Гусель (он основоположник феминологии). Кьеркегор выделял три стадии человеческого развития:

1) чувственная (символ-Дон Жуан)

2) этическая (чувство долга)

3) стадия страдания

Внутренний человеческий мир уникален и непостижим, наука не способна проникнуть в него и объективно отразить. Гусель разработал концепцию сознания как интенциональность – как смысл наделения. Экзистенциализм различает следующие существования:

А. Подлинное существование.

Понимается как интенсивное внутренние переживание своей неповторяемости. Подлинное существование трансцендентно. Внутренний мир человека нельзя определить. Важнейшая идея – сартровский тезис: сущность предшествует существованию по отношению к вещам, существование предшествует сущности по отношению к человеку. Человеческое существо свободно, т.е. само себя формирует и создает.

Б. Неподлинная сущность. – обезличенное существование. Человек отрекается от своей свободы и становится аномальным существом. Экзистенциализм бывает:

· Религиозный (Хейдер, Шестов): только в стремлении к Богу человек может сохранить свое “Я”.

· Светский (атеистический) (Камю и др.) Подлинность человеческого существования проявляется в кризисных ситуациях (на границе жизни и смерти)

Экзистенциализм настаивает на том, что человек в любой ситуации должен сохранять свою человечность. Экзестенциализм поднимает проблемы стандартизации, невелирования человека, он пытается уберечь человека от утраты свободы, своего мира в современном техногенном обществе. Социальное бытие враждебно человеку.

Экзистенциализм одна из самых модных на западе в середине XX века философских школ. Ее крупные представители М. Фадегер и К. Ясперс в Германии; Г. Марсель, Ж. П. Сартр, А. Камю во Франции; Н. Аббаньяно в Италии; У. Баррет в США. Свой метод эта философия в значительной мере заимствовала в феноменологии немецкого философа Э. Гуссерля, исходные же идеи ее взяты из сочинений датского религиозного мыслителя С. Кьеркегора. Согласно экзистенциализму задача философии заниматься не проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого бытия (существования). Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу, и он живет в чужом ему мире; его бытие со всех сторон окружено таинственными знаками, символами. Жизнь глубоко иррациональна, страдание в любой форме преобладает в ней. Страх важнейшее понятие философии экзистенциализма. Мир тем более страшен, что он бессмыслен и не постижим. Человека на каждом шагу подстерегают неприятности.


№24

НЕОТОМИЗМ - официальная фило­софская доктрина католической церк­ви, основывающаяся на учении Фо­мы Аквинского. Энцикликой папы Льва XIII (1879) Н. признан единенственно истинной философией, соответст­вующей христианским догмам. В 1889 был создан Высший институт филосо­фии (Лувен, Бельгия), к-рый и ныне является международным центром Н., широко распространенного в странах католического вероисповедания (Фран­ция, Италия, ФРГ, США, страны Лат. Америки). Представители Н. - Маритен (Франция), И. де Фриз, К. Ранер (ФРГ), Ван Стеенберген (Бельгия), Г. Веттер (Австрия), Ю. Бохеньский и др. Неотомистская философия слу­жит идейной опорой клерикализма. Ос­нову неотомистского учения составля­ет принцип: „Философия - служанка бо­гословия". Н. - теологическая форма совр. объективного идеализма. Высшей реальностью неотомисты признают чис­тое бытие", понимаемое как духовное, божественное первоначало. Для доказа­тельства религиозных догм неотоми­сты широко используют фальсифици­рованные аристотелевские категории формы и материи, потенции и акта (воз­можности и действительности), суще­ствования и сущности. Результатом неотомистских спекулятивных постро­ений является признание бога первопри­чиной бытия и первооснов анием всех философских категорий. Значительное место в Н. занимает религиозное истол­кование совр. естественнонаучных тео­рий. В целом философия Н. представ­ляет собой теологизированную метафи­зику. По своей проблематике и терми­нологии неотомистская метафизика заметно отличается от средневекового томизма, в ней эклектически соедине­ны осн. элементы учения Фомы Аквин­ского (принцип гармонии веры и разу­ма и др.) с отдельными положениями новейших идеалистических систем. В совр. условиях, особенно после II Ватиканского собора, наметилась новая ориентация Н. на при­общение его к совр. философии путем синтеза томистских принципов с нек-рыми идеями экзистенциализма, фено­менологии, философской антрополо­гии и др. течений совр. философского идеализма. С т. зр. Н. исторический процесс зависит от сверхъестественных трансцендентных сил. Этим фактичес­ки исключается возможность активно­го воздействия человека на ход миро­вой истории. С т. зр. социальной фило­софии Н., секуляризация угрожает существованию целостного человека, ведет к его моральной деградации, а потому гл. роль в нормальном, есте­ственном развитии об-ва призваны сыграть религия и церковь.

ПЕРСОНАЛИЗМ (лат. реrsоnа - лич­ность) - идеалистическое течение, использовавшее мотивы монадологии Лейбница и получившее распростране­ние в буржуазной философии конца 19 - начала 20 в. Отличительной чер­той П. является признание „личности" первичной реальностью и высшей ду­ховной ценностью, причем „личность" понимается как духовный первоэле­мент бытия. Научно-материалистиче­скому миропониманию П. противопо­ставляет концепцию, согласно к-рой природа — совокупность духов - лич-ностей" (Плюрализм). „Верховная лич­ность" в П. - это всемогущий бог (П. в конечном счете выступает как разновидность теизма). Основателем П. в США был Б. Боун К П. в США примыкали также М. Кал-кинс А. Кнудсон Его гл. представители в амер. философии: лидер калифорнийской школы Р. Флюеллинг и лидер бостонской школы Э. Брайтмен Все они тесно связыва­ют П. с протестантской теологией. В Англии наиболее известным пред­ставителем П. был X. Керр в Германии - психолог В. Штерн Однако в их учениях нет характерной для амер. персоналистов прямой связи с теоло­гией. Осн. социальная задача, согласно П., заключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы преоб­разовать „личность", т. е. способство­вать ее „духовному самосовершенст­вованию". Особую позицию занимает группа фр. персоналистов; ее основа­тели: Э. Мунье Ж. Лак-руа Эта группа мелкобур­жуазной интеллигенции, объединив­шаяся вокруг журнала „Еsprit"представляет левые като­лические круги, к-рые участвовали во фр. движении Сопротивления, а в 70-х гг. выступили в защиту мира и буржуазной демократии.


№25


Термин «постмодерн» (post — после) используется для обозначения как специфики культуры второй половины XX века, так и философской мысли, представленной именами: Жак Лакан (1901—1981), Жак Деррида Постмодернизм складывался под влиянием многих интеллектуальных и культурных течений: от прагматизма, экзистенциализма, психоанализа до феминизма, герменевтики, аналитической философии и пр. Но постмодернистская мысль двигалась «по краям» названных философских течений, не принадлежа полностью ни одному из них.Постмодернизм, уделяя внимание описанию "игры частностями", не претендует на создание всеобъемлющей философской теории. Большинство постмодернистских концепций относится к сфере интеллектуальных феноменов. Первоначально они фокусировались на искусстве, позднее распространились на более широкий спектр явлений современной культуры. Основные характеристики постмодернизма: илюральность, отсутствие универсального авторитета, уничтожение иерархических конструкций, интерпретативная поливариантность. Идеалом для постмодернистов выступает "единство" предметных полей. Понимание философии как некоего текста или акта говорения приводит постмодернистов к убеждению, что философия и ее язык не могут быть точной репрезентацией и результатом соглашения мыслителей. Это позволяет выдвинуть программное требование постмодернизма — философствование без субъекта.Принципы, лежащие в основе постмодернистского образа мира, были также экстраполированы на понимание человека, сущность которого сводится к коллективному "Я", "социальному и политическому бессознательному".



Движение и развитие

Изменение в философии обозначается понятием движения. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение — это и взаимное превращение элементарных частиц, и расширение Метагалактики, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Материя не может существовать вне движения. Любой ее объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. Иначе говоря, движение внутренне присуще материи. Оно так же абсолютно, как абсолютна сама материя. В обыденной жизни движение часто отождествляется с перемещением тел в пространстве. А так как одни тела могут перемещаться относительно поверхности Земли, а другие покоиться, то обыденное сознание противопоставляет эти два состояния — покой и движение, считая их как бы равноправными. Однако всем, кто знаком хотя бы с общими принципами механики, ясно, что говорить о покое можно только по отношению к некоторой системе отсчета. Основные типы движения: Правомерно говорить о двух основных типах движения. Первый — это движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качестваИтак, первый тип движения — это движение, которое сохраняет качество предмета. Но кроме него существует еще один тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляют собой особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета. Здесь есть процессы, связанные с такими качественными преобразованиями, где происходит усложнение предметов, появление более сложных состояний объекта из более простых. Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития — это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем. Здесь же ограничимся тем, что выделим две разновидности процессов развития. Первая разновидность — это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. Вторая — процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд. Исторические формы диалектики: Нынешнее рассмотрение термина диалектики раскрывается как учение о развитии и всеобщих связях. Со времен Гегеля под метафизикой понимается метод познания, метод подхода к действительности, противоположный диалектике. Систему диалектики создал Гегель «Логика». Для Гегеля развитие присуще не миру, а идее мира и т.д. Существует диалектика процесса не в мире, а в нашем сознании. Диалектика: стихийная, идеалистическая, материалистическая.


№29

Природа— всё сущее, весь мир в многообразии его форм; понятие П. в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, универсума, Вселенной. 2) В более узком смысле — объект науки, а точнее — совокупный объект естествознания («наук о П.»). П. в целом выступает как общее понятие об объек­те, задающее принципиальную схему понимания и объяс­нения того или иного конкретного предмета изучения (напр., представления о пространстве и времени, движе­нии, причинности и др.). Такое общее понятие П. разра­батывается в рамках философии и методологии науки, к-рые выявляют его осн. характеристики, опираясь при этом на результаты естеств. наук. Как предельная абст­ракция, осн. характеристиками к-рой являются универ­сальность, законосообразность и самодостаточность, по­нятие П. выдвигается на первые роли в социально-культур­ном плане в эпоху Возрождения в условиях борьбы против религ. догматизма и ср.-век. схоластики, но закрепляется оно лишь с утверждением опытного естествознания (16— 17 вв.). Совр. естествознание наследует традиции понима­ния П., выработанные в новое время, но одновременно су­щественно обогащает их. Это выражается в представлени­ях о развитии П. и его специфич. закономерностях, о различных формах движения материи и различных струк­турных уровнях организации П., в расширении пред­ставлений о типах причинных связей и т. п. Напр., с соз­данием теории относительности существенно видоизмени­лись взгляды на пространственно-временную организацию объектов П.; развитие совр. космологии обогащает представления о направлении естеств. процессов; достиже­ния физики микромира способствуют значит, расшире­нию понятия причинности; прогресс экологии привёл к пониманию глубоких принципов целостности П. как единой системы. 3) Наиболее употребительно толкование понятия П. как совокупности естеств. условий существо­вания человеч. общества. В этом смысле понятие П. ха­рактеризует место и роль П. в системе исторически ме­няющихся отношений к ней человека и общества. Понятие П. употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его су­ществования — «второй П.». По словам К. Маркса, по­стоянное осуществление обмена веществ между челове­ком и П.— закон, регулирующий обществ, произ-во; без такого обмена была бы невозможна сама человеч. жизнь (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, с. 51, 514).Реальную основу отношения человека к П. образует его деятельность, к-рая всегда осуществляется в ко­нечном счёте в П. и с данным ею материалом. Поэтому и изменение отношения к П. на протяжении истории об­щества определяется прежде всего изменением характера и масштабов человеч. деятельности.До начала совр. научно-технич. революции эксплуа­тация П. носила преим. экстенсивный характер, т. е. основывалась на увеличении объёма и разновидностей получаемых от П. ресурсов. При этом масштабы деятель­ности общества практически не были ограничены извне, со стороны П.— человек мог брать у неё «без счёта», столь­ко, сколько позволяла его собств. производит, сила. К сер. 20 в. такой способ эксплуатации начинает приближаться к критич. точкам, причём сразу в неск. отношениях: мас­штабы потребления традиц. источников энергии и сырья.



№30

 

Человек, высшая ступень живых организмов на зем­ле, субъект общественно-историч. деятельности и куль­туры. ч.— предмет изучения различных областей зна­ния: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др. перерабатывая многообразные данные этих наук, философия даёт им определ. истолкование и осмысление. вопрос о природе (сущности) ч., его происхождении и назначении, месте ч. в мире — одна из осн. проблем в истории филос. мысли. В христианстве библейское представление о Ч. как «образе и подобии бога», внутренне раздвоенном вслед­ствие грехопадения, сочетается с учением/ о соединении божественной и человеч. природы в личности Христа и возможности, в силу этого, внутр. приобщения каждого человека к божеству. У Канта вопрос «что такое человек?» формулируется как осн. вопрос философии. Исходя из дуалистич. пони­мания Ч. как существа, принадлежащего двум различным мирам — природной необходимости и нравств. свободы, Кант разграничивает антропологию в «физиологич.» и «прагматич.» отношении: первая исследует то, «...что де­лает из человека природа...», вторая — то, «...что о н, как свободно действующее существо, делает или мо­жет и должен делать из себя сам» 18 — нач. 19 вв. происходит возвращение к пониманию Ч. как живой целостности, Гердер называет Ч. «первым вольноотпущен­ником природы»: его органы чувств и телесная организа­ция, в отличие от животных, не специализированы, более неопределённы, что составляет источник его специфич. пре­имущества: он сам должен формировать себя, создавая культуру. Для нем. классич. философии определяющим является представление о Ч. как субъекте духовной деятельности, создающем мир куль­туры Фейербах осуществляет антропологпч. переориентацию философии, ставя в центр её Ч., понима­емого прежде всего как чувственно-телесное существо, как живую встречу «Я» и «Ты» в их конкретности. Отвергнув идеалистич. и натуралистич. концепции Ч., марксизм подошёл к объяснению природного и социаль­ного в Ч. на основе принципа диалектико-материалистич. монизма. Исходным пунктом марксистского понимания Ч. является трактовка его как продукта и субъекта обществ.-трудовой деятельности. Определяющим условием реали­зации этих предпосылок становления Ч. явился труд, возникновение к-рого ознаменовало собой превращение человекообразной обезьяны в человека Животные не могут производить коренных изменений в условиях своего существования, они приспосабливаются к окружающей среде, к-рая и опре­деляет образ их жизни. Ч. же не просто приспосабливает­ся к данным условиям, но в совместном труде преобразует их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создаёт мир материальной и духовной культуры. Ч. есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобр


 


№31

Проблема антропосоциогенеза



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.052 с.)