Содержание книги

  1. Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Структура и уровни мировоззрения.
  2. Исторические формы мировоззрения. Миф, религия и философия. Их особенности, сходства и различия.
  3. Генезис философии, исторические типы философского мировоззрения.
  4. Основные проблемы и основной вопрос философии. Природа философских проблем.
  5. Основные направления философии Древней Индии. Ортодоксальные философские школы: йога, ньяя, веданта, вайшешика.
  6. Неортодоксальные школы в философии древней Индии.
  7. Элейская школа: парменид и зенон. Бытие и небытие. Апории зенона.
  8. Французский материализм 18 века: природа, общество, человек. (Д. Дидро, Ф. Вольтер, Ж.Ж. Руссо).
  9. Основные этапы эволюции философии Канта. Теория познания и этика Канта.
  10. Философская система Гегеля. Диалектический метод. Категории и законы.
  11. Исторические условия и естественно-научные предпосылки возникновения философии марксизма
  12. Марксизм о социальной структуре общества. Проблема отчуждения в философии.
  13. Материалистическое понимание истории К.Маркса. Понятие общественно- экономической формации
  14. Философия жизни. Проблема человека в философии Шопенгауэра и Ницше
  15. Основные направления современной западной философии.
  16. Славянофильство и западничество. Революционно-демократическая мысль в России (Герцен, Чернышевский и др.).
  17. Общественно-политическая и философская мысль Казахстана в нач. 20 века.
  18. Формирование и развитие просветительских и демократических взглядов Абая Кунанбаева.
  19. Человек в мире и мир человека: экзистенциализм, персонализм, философская антропология
  20. Проблема субстанции в философии. Монизм, дуализм, плюрализм.
  21. Формирование философского понятия материи. Наука о сложной системной организации материи.
  22. Понятие движения, Движение и развитие. Основные формы движения.
  23. Пространство и время. Специфика пространственно- временных отношений в природных и социальных процессах.
  24. Универсальные связи бытия и их выражение в категориях диалектики? Единичное и общее, явление и сущность.
  25. Общество как подсистема объективной реальности, социальный способ бытия человека.
  26. Анализ общественно-исторический практики, общественных потребностей, интересов, целей.
  27. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Социальная и биологическая продолжительность человеческой жизни.
  28. Сознание и формы психической деятельности – мышление, память, воля, эмоции. Сознание и язык.
  29. Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания и его элементы.
  30. Формы общественного сознания: политическое, правовое сознание.
  31. Формы общественного сознания: нравственное, эстетическое, религиозное сознание.
  32. Проблема истины в философии и науке. Абсолютная и относительная истина. Критерии истины.
  33. Специфика социального познания. Общество, человек как объекты социального познания.
  34. Общество как саморазвивающаяся система. Понятие общественного производства и способа производства.
  35. Единство и многообразие мировой истории. Революционный и эволюционный типы развития общества.
  36. Развитие общества как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций.
  37. Субъекты и движущие силы исторического процесса. Понятие социальной группы.
  38. Культура и разделение труда. Социальные функции культуры.
  39. Развитие культуры: традиции и новаторство. Проблемы «массовой» и «элитарной» культуры.
  40. Культура и цивилизация. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.
  41. Сущность и перспективы научно-технического прогресса, ее социальные последствия. Ограниченность и опасность технократического мышления.


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты и движущие силы исторического процесса. Понятие социальной группы.



В ходе человеческой деятельности, которая носит совместный характер, возникают определённые объединения людей. Эти объединения создаются для удовлетворения их потребностей и интересов. Группа социальная представляет собой относительно устойчивое объединение людей, имеющее общие социальные признаки. Группа имеет свою систему жизненных ориентаций, норм поведения, психологию, культурные и моральные ценности. В социальных группах отношения внутренне организуются, структурируются. Членство человека в группе определяет его статус и роли.

Вся жизнь человека проходит в различных социальных группах: семье, школьном классе, производственном коллективе, дружеской компании и т. д. Современное общество демонстрирует большое разнообразие социальных групп, которые, вместе с тем, имеют сходные механизмы формирования.

Формирование социальной группы должно рассматриваться сквозь призму внутренних, связей в ней. Группа характеризуется определённой целостностью и устойчивостью, что обусловливается её целями и задачами. Наличие общих целей и задач становится фактором формирования и развития структуры группы.

Признаками внутренней организованности группы является наличие в ней органов управления, системы контроля, а также разграничение функций её членов. Важным признаком внутренней организованности группы является также элемент обособления. Члены данной группы отделяют себя от других, которые для них "чужие". Это может быть достигнуто с помощью различного рода атрибутов, символов и других способов отделения.

Группа сформирована, если между ее членами установилась система взаимодействий, определяющая ее жизнеспособность. Система взаимодействий в группе предполагает ориентацию не на отдельного человека, а на всех её членов, коллектив. Поэтому особое значение приобретают в группе ценности социальной солидарности. Солидарность предполагает признание значимости группы, готовности индивида подчиниться групповым нормам. Тем самым группа определяет, а подчас навязывает определенные образцы поведения своим членам. Если участник группы исповедует другие взгляды и ориентирован на другие ценности, он или вынужден "подчиниться" группе или уйти из нее.

Процессы социального взаимодействия в группах исследованы в теориях "социального обмена" и "символического интеракционизма".

Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Признаки социальной группы:

1. наличие внутренней организации;

2. общая (групповая) цель деятельности;

3. групповые формы социального контроля;

4. образцы (модели) групповой деятельности;

5. интенсивные групповые взаимодействия.

Определение социальной группы включает четыре основных момента:

§ социальная интеракция — то есть коммуникативное взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых систем («кодов»);

§ стигматизация — «наклеивание ярлыков», по которым мы распознаем членство в группе, оформившееся в социальный гештальт (образ в массовом сознании) — стиль жизни данной группы;

§ идентификация — отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление «мы — другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе—выходе», а также через механизм социального контроля;

§ хабитуализация — то есть «опривычивание», освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе.

Знаки, по которым определяется членство в группе, и которые лежат в основе идентификации, могут совпадать, а могут и не совпадать друг с другом. Например, члены организации отличают друг друга по удостоверению, а не-члены идентифицируют их по форме одежды.

Существуют различные подходы к классификации функций социальных групп. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп:

§ Социализации: только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений;

§ Инструментальную: состоит в осуществлении той или иной деятельности людей;

§ Экспрессивную: состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;

§ Поддерживающую: состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.150.123 (0.008 с.)