Нормы права: элементы и виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормы права: элементы и виды.



Понятие и сущность права.

Человеческое общество объединено в сложной системе общественных отношений. Этой системе присущи внутренняя организованность и определенная степень упорядоченности складывающихся в обществе отношений. Для нормального существования общества необходимо, чтобы поведение людей регулировалось определенными правилами поведения, обязательными для исполнения. В современном мире такими правилами поведения являются нормы права, которые устанавливают органы, управомоченные государством.

 

Признаки права как социальной категории:

1. Право - это система норм. Правовые нормы регулируют различные по-своему характеру отношения. Но они связаны между собой общей задачей - обеспечить нормальное существование общества в целом путем правового регулирования всей совокупности общественных отношений, охваченных правовой регламентацией.

2. Право представляет собой правовую систему, общеобязательных норм поведения, закрепленных в формальных актах, исходящих от государства (закон, указ и т. п.).

3. Общеобязательность норм поведения гарантируется государством, которое в случае неисполнения кем-либо установленного в норме правила поведения вправе применить принуждение.

4. Право - это система общеобязательных норм, в которой выражена воля государства, адресованная воле исполнителя этих норм. Иными словами, право обладает волевым содержанием.

 

Итак, право - это система общеобязательных, гарантированных государством норм, выражающая волю государства и обеспечивающая регулирование общественных отношений.

 

Право проявляется:

1. Право объективное – совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе норм (предписывающих, обязывающих, запрещающих).

2. Право субъективное – право конкретного лица определять вид и меру поведения.


Нормы права: элементы и виды.

Норма права - это установленное государством и охраняемое им общеобязательное, формально определенное правило поведения, которое предоставляет участникам общественного отношения юридические права и налагает на них юридические обязанности.

 

Как правило поведения норма права обладает следующими специфическими признаками:

1. Норма права исходит от государства. Это правило поведения, содержащее требование о должном, необходимом поведении людей.

2. Норму права охраняет принудительная сила государства, ее исполнение обеспечивается принудительной силой государства.

3. Норма права носит общеобязательный характер. Это означает, что нормы права распространяются на участников отношений данного вида и должны быть исполнены каждым из них независимо от того, как относится к норме права тот или иной человек, согласен он с нормой или нет, одобряет ее содержание или нет.

4. Норма права - это формально определенное правило поведения, которое должно быть четко и категорично сформулировано и формально закреплено в конкретном источнике права (нормативном акте).

5. Норма предоставляет участникам общественных отношений данного вида субъективные права и возлагает на них субъективные юридические обязанности.

 

Структура нормы права выражается в ее логическом построении. Как правило, эта структура состоит из трех элементов:

1. Гипотеза - это условия, при наличии которых норма права начинает действовать, и круг лиц к которым она адресована.

2. Диспозиция - это правило поведения людей, субъектов права, которое установлено в данной норме права.

3. Санкция - это мера неблагоприятного последствия, которое вправе применить государство в случае нарушения или ненадлежащего исполнения установленного в диспозиции правила поведения.

 

Виды норм права:

а) управомочивающая,

б) обязующая,

в) запрещающая.


Толкование норм права

Толкование норм права - это уяснение смысла нормы права, установление ее содержания.

 

По юридической силе различаются официальное и неофициальное толкование. Первое дают управомоченные органы государства. Такое толкование нормы права является обязательным для исполнения. Неофициальное толкование могут осуществлять любые лица (гражданские организации), оно необязательно для исполнения.

 

Толкование осуществляется, во-первых, по юридической силе, во-вторых, по характеру. По характеру толкования норм право может быть нормативным, т.е. имеющим значение для всех случаев применения данной нормы, и казуальным, предназначенным для конкретного случая установления прав и обязанностей субъектов определенного правоотношения. Оба вида толкования могут быть как официальными, так и неофициальными.

 

Принято так же различать три способа толкования норм права:

1. Грамматический, при котором исходят из выяснения отдельных слов, терминов или их сочетания.

2. Систематический, (смысловой) - путем сопоставления содержания двух или более норм права в должном или нескольких нормативных актах,

3. Исторический, путем сравнения содержания действующей или вновь изданной нормы права с содержанием ранее действующей и отмененной или измененной с введением данной нормы права.

 

Указанные способы толкования могут применяться как каждый в отдельности, так и вместе взятые.


Субъекты права

Субъект права - физическое или юридическое лицо, обладающее по закону способностью осуществлять субъективные права и юридические обязанности.

 

Юридическое лицо - учреждение, предприятие или организация, выступающее в качестве самостоятельного носителя гражданских прав и обязанностей. Юридическое лицо имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими организациями.

 

Физическое лицо - в гражданском законодательстве - отдельный гражданин как субъект гражданского права. Наряду с гражданами государства физическими лицами являются иностранные граждане, проживающие в государстве, а также лица, не имеющие определенного гражданства. Физические лица обладают правоспособностью и дееспособностью.

 

Субъектом правоотношения является также и само государство.

 

Правоспособность - признанная государством способность физических лиц (граждан) и юридических лиц иметь права и нести обязанности, предусмотренные и допускаемые законом.

Дееспособность - способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.


Федеративное устройство РФ.

По своему устройству РФ - суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

 

Федеративное устройство России базируется на принципах:

- государственной целостности и единстве системы государственной власти;

- разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

- равноправия и самоопределения народов в РФ;

- равноправия субъектов РФ.

 

1) Государственная целостность означает, что РФ – цельное единое и нераздельное, хотя и федеративное государство, включающее другие государственные образования.

2) Конституция РФ определяет перечень вопросов ведения РФ, которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти. По этим вопросам принимаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты принимают свои законы и иные нормативные акты. В остальных вопросах (вне пределов полномочий федерации и совместного ведения) полнота власти у субъектов федерации. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ не должны противоречить федеральным законам. Споры о компетенции между государственными органами РФ и органами государственной власти ее субъектов разрешаются Конституционным Судом РФ.

3) Формами самоопределения народов, народностей, населяющих РФ выступают республики, автономные округа, организованные на основе национально-территориального принципа. Это равноправие проявляется в равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации; в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов; в равном представительстве всех субъектов в Составе Федерации.

4) Субъекты РФ равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. В России 89 субъектов федерации - 21 республика, 6 краев, 2 города федерального значения 1 автономная область, 10 автономных округов, 49 областей.


Правовой статус Федерального собрания РФ.

Современное конституционное право считает парламентом общегосударственный орган, обладающий правом издавать законы, утверждать бюджет и контролировать правительство.

 

3 признака парламента в Конституции:

1. Без него невозможен принцип парламентаризма (разделения властей)

2. Это представительный орган, который призван выражать и осуществлять волю народа

3. Парламент наделен исключительным правом принимать законы (концентрированное выражение воли народа)

 

Состав парламента: Совет Федерации (Верхняя Палата - Миронов) и Государственная Дума (Нижняя Палата - Грызлов). Палаты Федерального Собрания самостоятельны. Это проявляется в разграничении их функций, самостоятельном их осуществлении, отсутствии подчиненности палат, в собственной компетенции каждой их них, независимости во внутренней организации.

B Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ - один от представительного, другой -от исполнительного органов государственной власти (178 депутатов).

Депутаты Государственной Думы (по Конституции их число 450) избираются на всеобщих выборах - часть по общефедеральным спискам кандидатов избирательных объединений, другая часть - по одномандатным округам.

 

Законодательная деятельность по своему значению и объему приоритетная. Законодательство сосредоточено в Государственной Думе. Совет Федерации не наделен правом принимать законы. Однако он одобряет или отклоняет федеральные законы, принятые Государственной Думой. Отклонение закона Советом Федерации может быть преодолено Государственной Думой не менее чем двумя третями от общего числа депутатов. Закон, не рассмотренный Советом Федерации в течение 14 дней, считается одобренным. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат: законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира.

Поправки к главам 3-8 Конституции РФ и федеральные конституционные законы считаются принятыми, если они одобрены большинством (не менее трех четвертей от общего числа) членов Совета Федерации и большинством депутатов Государственной Думы.

 

Контрольные функции - другое направление деятельности Федерального Собрания. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату.

 

К ведению Совета Федерации, кроме отмеченного выше, относится утверждение изменения границ между субъектами РФ, указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения, решение вопросов использования Вооруженных Сил за пределами РФ. Среди полномочий Совета Федерации - назначение выборов Президента РФ и отстранение его от должности. К правам Совета Федерации по формированию государственных органов, назначению должностных лиц отнесены: назначение на должность (по представлению Президента РФ) судей Конституционного Суда РФ (Зорькин), Верховного Суда (Лебедев), Высшего Арбитражного Суда (Яковлев), Генерального прокурора РФ (Устинов) и освобождение последнего от должности.

 

Государственная Дума наряду с законодательными полномочиями наделена и другими, в основном касающимися назначения должностных лиц, ответственности Президента и Правительства, а также амнистии. К ведению Государственной Думы отнесены следующие права: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; назначение на должность (по представлению Президента РФ) Председателя Центрального банка РФ (Игнатьев) и освобождение его от должности; Председателя Счетной палаты (Степашин).

Перед Государственной Думой несет парламентскую ответственность Правительство РФ - именно эта палата решает вопрос о доверии. Государственная Дума может выдвинуть обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности.


Заключение трудового договора

Трудовой договор (ст.56 ТК РФ) – соглашение между работодателем и работником, по которому работодатель обязуется предоставить определенную работу, обеспечить условия труда, а также своевременно и полностью выплачивать зарплату; работник же обязуется выполнять данную работу и подчиняться внутреннему распорядку предприятия.

 

Гражданину, работающему по ТД, гарантируется: продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

 

Необоснованный отказ от заключения ТД запрещен законом. При отказе от заключения ТД работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме.

 

ТД заключается:

1. Срочный (не более 5 лет) – когда этого требует характер предстоящей работы, условия ее выполнения или интересы работников.

2. На неопределенный срок

 

Содержание ТД в условиях рынка труда определяется взаимным соглашением его сторон.

В случае заключения срочного ТД в нем указывается срок его действия и причины, послужившие основанием для заключения СТД.

2 группы условий ТД:

1. Необходимые (конституционные) – обязаны содержаться в любом ТД; их отсутствие свидетельствует о недействительности ТД. К ним относят: место работы, ее род, время начала, оплата труда работника.

2. Факультативные

 

При приеме на работу работодатель от работника может потребовать следующие документы: паспорт; трудовую книжку; страховое свидетельство; документ воинского учета; документ об образовании.

ТД заключается с лицами не моложе 16 лет; в отдельных случаях 15 или 14 (с согласия 1 из родителей).

 

ТК РФ предусматривает возможность установления испытательного срока. Но испытательному сроку не подвергаются: беременные женщины; лица, поступившие на работу по контракту; избранные на выборную оплачиваемую работу; в порядке перевода из 1 организации по соглашению с другой; лица, окончившие учебное заведение; лица моложе 18 лет.


Дисциплина и охрана труда.

Дисциплина труда – обязательное условие для всех работников, подразумевающее подчинение правилам поведения, определяемым трудовым законодательством, коллективными договорами, трудовыми договорами и локальными нормативными актами организации труда.

Работодатель обязан в соответствии с трудовым законодательством создать условия для соблюдения работниками дисциплины труда.

 

Трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка организации – локальный нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с трудовым законодательством порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон ТД, режим работы и время отдыха, поощрения и взыскания, а также иные вопросы трудовых отношений в организации.

Правила внутреннего распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. Они, как правили, являются приложением к коллективному договору.

 

Дисциплина труда укрепляется методами поощрения и наказания работников. Кроме того, за особые заслуги перед государством работник может быть представлен к госнаграде.

 

За совершение дисциплинарного проступка к работнику может быть применено дисциплинарное взыскание: замечании, выговор или увольнение по соответствующим основаниям.

Порядок применения: работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание применяется в течение 1 месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни, пребывания в отпуске, а также времени на учет мнения профсоюза.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в госинспекции труда.


Разрешение трудовых споров.

Трудовой спор – разногласия между работником и работодателем относительно непосредственно применения труда, установления или изменения его условий и оплаты.

 

Ст.37 Конституции РФ признает право работников на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных законом способов их разрешения, в т.ч. забастовки.

 

2 вида ТС:

1. Индивидуальные

2. Коллективные

 

Индивидуальные ТС подлежат разрешению:

1. Добровольно между работником и работодателем

2. Комиссией по ТС

Спор должен быт рассмотрен комиссией в течение 10 дней с момента подачи заявления 1 из сторон. Решение принимается тайным голосованием, и в течение 10 дней это решение может быть обжаловано. По истечении этого срока решение в 3х-дневный рок подлежит исполнению. В случае неисполнения решения работодателем работнику выдается удостоверение, имеющее силу исполнительного листа.

Если комиссия не рассмотрит жалобу в установленный срок или решение комиссии не удовлетворит работника, он имеет право обратиться в районный суд (в течение 3х месяцев).

 

Порядок рассмотрения коллективных ТС:

Согласно ФЗ «О порядке рассмотрения коллективных ТС» от 23.10.95 трудовой коллектив обязан направить работодателю свои претензии в письменной форме. Работодатель в 3х-дневный срок должен рассмотреть претензии и сообщить в письменной форме свое решение профсоюзу.

Коллективные ТС могут быть решены:

1. Примирительной комиссией

2. С участием посредника

3. Трудовым арбитражем

4. Путем забастовки

Примирительная комиссия создается в срок до 3х рабочих дней совместно решением профсоюза и приказом работодателя.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного спора и службой по урегулированию коллективных ТС в срок не более 3х рабочих дней со дня окончания рассмотрения спора комиссией или посредником. Рекомендации трудового арбитража по урегулированию ТС передаются сторонам спора в письменной форме, и они обязательны для исполнения.


Понятие и сущность права.

Человеческое общество объединено в сложной системе общественных отношений. Этой системе присущи внутренняя организованность и определенная степень упорядоченности складывающихся в обществе отношений. Для нормального существования общества необходимо, чтобы поведение людей регулировалось определенными правилами поведения, обязательными для исполнения. В современном мире такими правилами поведения являются нормы права, которые устанавливают органы, управомоченные государством.

 

Признаки права как социальной категории:

1. Право - это система норм. Правовые нормы регулируют различные по-своему характеру отношения. Но они связаны между собой общей задачей - обеспечить нормальное существование общества в целом путем правового регулирования всей совокупности общественных отношений, охваченных правовой регламентацией.

2. Право представляет собой правовую систему, общеобязательных норм поведения, закрепленных в формальных актах, исходящих от государства (закон, указ и т. п.).

3. Общеобязательность норм поведения гарантируется государством, которое в случае неисполнения кем-либо установленного в норме правила поведения вправе применить принуждение.

4. Право - это система общеобязательных норм, в которой выражена воля государства, адресованная воле исполнителя этих норм. Иными словами, право обладает волевым содержанием.

 

Итак, право - это система общеобязательных, гарантированных государством норм, выражающая волю государства и обеспечивающая регулирование общественных отношений.

 

Право проявляется:

1. Право объективное – совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе норм (предписывающих, обязывающих, запрещающих).

2. Право субъективное – право конкретного лица определять вид и меру поведения.


Нормы права: элементы и виды.

Норма права - это установленное государством и охраняемое им общеобязательное, формально определенное правило поведения, которое предоставляет участникам общественного отношения юридические права и налагает на них юридические обязанности.

 

Как правило поведения норма права обладает следующими специфическими признаками:

1. Норма права исходит от государства. Это правило поведения, содержащее требование о должном, необходимом поведении людей.

2. Норму права охраняет принудительная сила государства, ее исполнение обеспечивается принудительной силой государства.

3. Норма права носит общеобязательный характер. Это означает, что нормы права распространяются на участников отношений данного вида и должны быть исполнены каждым из них независимо от того, как относится к норме права тот или иной человек, согласен он с нормой или нет, одобряет ее содержание или нет.

4. Норма права - это формально определенное правило поведения, которое должно быть четко и категорично сформулировано и формально закреплено в конкретном источнике права (нормативном акте).

5. Норма предоставляет участникам общественных отношений данного вида субъективные права и возлагает на них субъективные юридические обязанности.

 

Структура нормы права выражается в ее логическом построении. Как правило, эта структура состоит из трех элементов:

1. Гипотеза - это условия, при наличии которых норма права начинает действовать, и круг лиц к которым она адресована.

2. Диспозиция - это правило поведения людей, субъектов права, которое установлено в данной норме права.

3. Санкция - это мера неблагоприятного последствия, которое вправе применить государство в случае нарушения или ненадлежащего исполнения установленного в диспозиции правила поведения.

 

Виды норм права:

а) управомочивающая,

б) обязующая,

в) запрещающая.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1003; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.106 с.)