Вопрос 53.Феномен научной революции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 53.Феномен научной революции.



Науч.революция - этап развития науки, когда происходит смена исследоват.стратегий,задаваемых ее основаниями.

Основания науки вкл. неск-ко компонентов:

-идеалы и мето­ды исследования (представления о целях науч.дея-сти и способах их достижения)

-науч.карти­на мира (целостная система представлений о мире,его общих св-ах и закономерностях, формирующаяся на основе науч.по-нятий и з-нов)

-фил.идеи и принципы,обосновывающие цели,методы,нормы и иде­алы науч.исследования.

Можно выделить 4 науч.революции:

1) революция XVIIв.,-становление класс-кой науки.

2) к.18-1ой пол.19вв.-переход от класс.науки к дисциплинарно организованной науке, появление таких наук, как биология, химия и др. способствует тому, что механическая картина мира перестает быть об­щенаучной и общемировоззренческой. Биология и геология вносят в картину мира идею развития. Происходят изменения и в фил.основаниях на­уки. Центр.проблемы ф-и в этот период:вопросы дифференциации и интеграции науч. зн-я,полученного в разных науч.дисциплинах, соотн-я разл.методов науч.исследования,класси­фикация наук и поиск ее критериев.

3) с к.19до се­р.20в.Революционные преобразования произошли сразу во многих науках:в физике были разработаны ре­лятивистская и квантовая теории,в биологии-генетика, в химии - квантовая химия и т.д.Возникают новые отрасли науч.зн-я- кибернетика и т-я систем. В рез-те сформировалось новое, неклассическое,естествозние. Идеалы и нормы неклассической науки базировались на отрицании разумно-лог.содержания онтологии,способности разума строить единственнно верную идеаль­ную модель реальности, позволяющую получать един-но истинную теорию. Допускалась возможность при­знавать истинность сразу неск-ких теорий. Возникла соответствующая неклассическому естествознанию картина мира, в кот появилось представление о природе как сложном динамическом и иерархизированном ед-ве саморегулирующихся систем. Изменились и фил. основания науки. Ф-я ввела в её систему обоснований идею истор.изменчивости науч.зн-я,признала от­носительность истины,разработала представление об активности субъекта позн-я.Сущ изменения претерпели многие фил.категории.Это относится к категориям часть, целое, причина, случайность, необходимость. Стало ясно, что целое и часть находятся в более сложных взаимоотн-ях в сложных системах.Б оль­шое внимание-категории случайность, т.к наука открыла огромную роль случайности в становлении з-нов необходимости.

4 ) посре­ти 20вв.-постнеклассической науки.Объекты исследования- сложные системные образования, кот хар-ся уже не только саморегуляцией,но и саморазвитием.Науч.исследование таких систем тре­бует принципиально новых стратегий,кот частично разработаны в синергетике. Синергетика -направле­ние междис-циплинарных исследований, объектом кот явл процессы саморазвития и самоорганизации в открытых системах(физ,хим).Было выявлено, что материя способна при опред.усл-х к самоорганизации. Синергетика впервые открыла механизм возникновения порядка из хаоса, беспорядка.По стнеклассическая наука имеет дело с системами особой сложности, требующими принципиально новых познават.стра­тегий Для изучения и описания саморазвивающихся систем с вариабельным поведением не пригодны статические идеальные модели.Требуется строить сценарии,вкл-я в них точки бифуркации и возможные пути развития си­стем.Это привело к существенной перестройке норм и идеалов исследования.По-новому строятся и фил.основания постне­классической науки.Ф-я фиксирует зависимость науч.позн-я от социальности и состояния культуры,признает истор.изменчивость онто­логических допущений,идеалов и норм позн-я.

Науч.революции были одновременно сменой типов рациональности.Тип науч.рациональности-состо­яние науч.деят-сти,представленной как отн-е «субъект-ср-ва исследования-объект»и направлен­ной на получение объективной истины.Классический тип рациональнос-ти в научной деятельно­сти,понятой как отн-е«субъект-ср-ва-объект»,выделяет объект в качестве гл.компонен­та указанного отн-я.Некласс.тип науч.рациональности хар-ется осозн-ем влияния по­знават.ср-в на объект.отн-е«субъект-ср-ва-объект»вни­мание исследователя ак-центируется на объекте и одновре­менно на ср-ах.Пост-неклассический тип рациональност-выход на уровень осозн-я того факта,что зн-я об объекте соотносятся не только с особенностями его взаимодей-я со ср-ами,но и с ценностно-целевы­ми структурами дея-сти субъекта. Субъект влияет на содержание зн-й об объекте не только в силу применения особых исследователь­ских ср-в и процедур,но и в силу своих ценностно-целе­вых установок,к-ые напрямую связаны с соц.ценностями и целями.Прогнозируя будущее науки,можно сказать,что статус доминирующего и опред.принадлежит постне-классическому типу рациональности.В эпоху техногенной цивилизации определение стра­тегии науч.пои-ска с необходимостью должно вкл.гуманистические ориентиры т.е.вопросы,связанные с челом и его жизнью на планете Земля.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.005 с.)