Гностицизм и агностицизм – основные подходы к проблеме познания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гностицизм и агностицизм – основные подходы к проблеме познания.



В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:

гностицизм;

агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто – идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

сам окружающий мир непознаваем в принципе – человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – «вещей в себе».

Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:

идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;

материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя.

Принципы познания.

Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;

историзма – рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;

практики – признавать главным способом познания практику – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;

познаваемости – быть убежденным в самой возможности познания;

объективности – признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;

активности творческого отображения действительности;

конкретности истины – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

Структура познания.

Познающим субъектом является человек – существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры – носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.

Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.

Основной формой познания и критерием истины при познания является практика.

Практика – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.

Главные виды практики:

материальное производство;

управленческая деятельность;

научный эксперимент.

Функции практики – то, что она является:

критерием истины;

основой познания;

целью познания;

результатом познания.

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.

Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

Домашнее задание.

Ответьте на вопросы:

1. Познание как предмет философского анализа. Человек как субъект познания.

2. Этапы познания. Субъект и объект познания.

3. Анализ форм и методов научного познания.

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

ПО ТЕМЕ:

«ПОЗНАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ»

1. Гносеология рассматривает А) Границы и возможности человеческого познания Б) Человеческое бытие В) Нравственные ориентиры человеческой жизни Г) Эстетические ценности 2. Достоверное знание о мире невозможно, утверждает А) Скептицизм Б) Атеизм В) Рационализм Г) Эмпиризм 3. Носитель преднамеренной, целенаправленной активности А) Субъект Б) Объект В) Индивид Г) Антропоид 4. Познавательное отношение состоит из трех основных сторон (элементов). Укажите, какая среди указанных сторон здесь лишняя? А) Субъект познания Б) Средства познания В) Цель познания Г) Объект познания 5. Не относятся к видам средствам познания А) Концептуальные Б) Технические В) Адекватные Г) Физиологические 6. Абсолютность, относительность, конкретность, объективность являются основными свойствами А) Материи Б) Пространства В) Истины Г) Теории 7. Непротиворечивость относится к следующему критерию научности А) Эмпирическому Б) Логическому В) Эстетическому Г) Прагматическому 8. Если предсказанные теорией эмпирические следствия не обнаруживаются на практике, то тогда говорят о А) Верификации знания Б) Фальсификации знания В) Апробации знания Г) Конгруэнтности теории и опыта 9. Невозможно фальсифицировать: А) существование черных гусей Б) существование жизни на Марсе В) существование Бога Г) существование Атлантиды 10. Поддается фальсификации гипотеза о: А) существовании жизни на Марсе Б) существовании Бога В) триединстве Троицы Г) просветлении Будды 11. Когерентность – это А) Самосогласованность знания Б) Способность знания инициировать постановку новых проблем В) Эстетическая приглядность знания Г)Неопровержимость знания 12. Эвристичность относится к А) Логическим критериям научности Б) Эмпирическим критериям научности В) Внелогическим критериям научности Г) Вероятностным критериям научности 13. Способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обращения к логическим аргументам А) Интеллект Б) Интуиция В) Созерцание Г) Наблюдение 14. Критерий истины в марксистской философии А) Практика Б) Наука В) Действительность Г) Вера 15. В соответствии с прагматической концепцией истинности, истина – это А) Результат соглашения между учеными Б) Свойство знания соответствовать действительности В) Продукт научной деятельности, соответствующий предшествующим знаниям Г) То, что полезно, что помогает нам успешно решать проблемы

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1068; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.252.37 (0.006 с.)