Тема 1. Философия как основа мировоззрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Философия как основа мировоззрения



Рабочая программа

по дисциплине «Философия»

 

Для студентов специальности 21 АФ, 21 РА, 21 ИП, 21 УА, 21 У

 

Рабочая программа составлена

д.ф.н., проф. Мирошниковым О.А.

 

 

Рабочая программа утверждена на

заседании кафедры философии

Протокол №1 от 31 августа 2011 г.

 

Зав.кафедрой Т.П.Разбеглова

 

Ялта - 2011

 

АННОТАЦИЯ.

Курс “Философия”, должен ознакомить студентов с историей и современным уровнем развития мировой философской мысли, привить ему умение использовать знание философии в своей работе и в научной деятельности.

Усвоив курс “Философия”, студент должен:

- знать основное содержание всех философских направлений, овладеть фундаментальными принципами философии.

- уметь определить необходимость применения философского подхода в решении своих профессиональных задач.

- уметь самостоятельно решать некоторые свои профессиональные проблемы с помощью более общих, философских методов.

Междисциплинарная связь.

Философия определяет основное содержание всякого знания, поэтому связана со всеми учебными дисциплинами.

В настоящее время философия более связана с дисциплинами, изучающими природу и общество: социологией, политологией и т.п.

Логика не только дает основные понятия философии, но и формирует некоторые методы философского познания, хотя и не исчерпывает их.

 

для специальностей   21 АФ, 21 РА, 21 ИП, 21 УА, 21 У  

 

Модуль Лекции Практ. Сам.раб
1. История философии      
2. Философия теоретическая часть      

Модуль 1

№п/п Темы Лекции Практ. Сам.раб
1. Философия как основа мировоззрения      
2. История философии      

 

Модуль 2

 

№п/п Темы Лекции Практ. Сам.раб
1. Онтология      
2. Феноменология 4(2) 4(2)  
3. Эпистемология 4(2) 4(2)  
4. Философская антропология 4(2) 4(2)  
5. Социальная философия 6(4) 4(2)  
6. Глобальные проблемы   -  

 

  Модуль 1. Кол-во Часов. Литература
1. Лекция 1. Тема 1. Философия и мировоззрение. 1. Предмет философии 2. Философия и мировоззрение 3. Теоретическое и практическое значение философии   1. Кальной И. Философия.-Симферополь,2002 2. Лазарев Ф.В. Философия-Симферополь,2004 3. Спиркин А.Т. Философия.-М,2001 стр. 5-18  
  Семинар 1. Тема 2. Роль философии в жизни общества. Возникновение философии 1. Философские ответы на вопросы мировоззренческого характера 2. Философия и наука 3. Возникновение философии. Философия Индии и Китая 4. Античная философия   1. Кальной И. Философия.-Симферополь,2002 2. Лазарев Ф.В. Философия-Симферополь,2004 3. Спиркин А.Т. Философия.-М,2001 стр. 5-18  
3. Лекция 2. Тема 2. Возникновение и развитие философии 1. Возникновение философии. От мифа к логосу. 2. Философия Древней Индии и Китая. 3. Роль античной философии в формировании европейской философии. 4. Натурфилософия, ранняя диалектика и атомизм в древней Греции 5. Философия Сократ, Платона и Аристотеля. 6. Эллинистическая и римская философия. Лекция 3. Тема 3. Философия средних веков и Возрождения 1. Характер и проблемы средневековой философии 2. Патристика. Философия А. Августина. 3.Схоластина. Философия Фомы Аквинского. 4. Философия Возрождения и ее значение Лекция 4. Тема 4. Философия Нового времени. Немецкая классическая философия 1. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р.Декарта. 2. Философия Просвещения. 3. Немецкая классическая философия (И. Кант и Г.Гегель) Лекции 5. Тема 5. Философия Х1Х – ХХ вв. История украинской философии 1. Неклассическая философия ХІХ в. 2 Основные направления современной философии. 16. Украинская философия (от Киевской Руси до современности).   1. Спиркин А.Г. Философия –М., 2001. стр. 142-167 2. Гулыга А.Р. Немецкая классическая философия М., 1987 3. Рассел Б. История западной философии.-М.,1987. 4. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии.-М.,2000. 5. Горський В.С. Історія української філософії..-К.,1997. 6. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии-М.,1985 7. Кальной И. Философия.-Симферополь,2002  
          1. Рассел Б. История западной философии.-М.,1987. 2. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии.-М.,2000. 3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии-М.,1985  
  Семинар 3. Тема 3.Философия средних веков и Возрождения. 1. Характер и проблемы средневековой философии 2. Патристика. Философия А. Августина. 3. Схоластина. Философия Фомы Аквинского. 4. Философия Возрождения и ее значение   1. Рассел Б. История западной философии.-М.,1987. 2. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии.-М.,2000. 3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии-М.,1985  
  Семинар 4. Тема 4.Философия Нового времени. Просветители. 1. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р.Декарта. 2. Философия Просвещения.     1. Рассел Б. История западной философии.-М.,1987. 2. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии.-М.,2000.    
  Семинар 5. Тема 4. Немецкая классическая философия. 1. Немецкая классическая философия (И. Кант и Г.Гегель) 2. Неклассическая философия ХІХ в.     1. Гулыга А.Р. Немецкая классическая философия М., 1987 2. Рассел Б. История западной философии.-М.,1987.    
  Семинар 6. Тема 5. Современная философия. Философия Украины. 1. Основные направления современной философии. 2. Украинская философия (от Киевской Руси до современности).     1. Спиркин А.Г. Философия –М., 2001. стр. 142-167 2. Рассел Б. История западной философии.-М.,1987. 3. Горський В.С. Історія української філософії..-К.,1997.  

 

  Модуль 2 Кол-во Часов. Литература
1. Лекция 1. Тема 1. Онтология. 1. Философский смысл понимания бытия и его судьба в ХХ в. 2. Материя как субстанция бытия. 3. Пространство и время как формы существования материи.   1. Аляєв Г. Металогічність буття як першопринцип метафізики життя//Філософська думка-2002-М. 2. Гайденко П.П. От антологизма к психологизму// Вопроси философии -2001-№2
  Семинар 1. Тема 1. Бытие и материя. 1. Философский смысл понимания бытия и его судьба в ХХ в. 2. Материя как субстанция бытия. 3. Движение и материя. Формы движения     1. Аляєв Г. Металогічність буття як першопринцип метафізики життя//Філософська думка-2002-М. 2. Гайденко П.П. От антологизма к психологизму// Вопроси философии -2001-№2
  Лекция 2. Тема 2. Феноменология. 1. Сознание как отражение. Эволюция форм отражения. 2. Структура сознания. 3. Сознание как идеальное.   1. Вальдепфельс Б. Вступ до феноменології//філософська думка-2002-№1 2. Гуссерль Е. Криза Європейських наук і трансфедентальна феноменологія//Філософська думка-2002-№3
  Семинар 2. Тема 2. Философское учение о сознании. 1. Проблема сознания в философии и науке. 2. Структура сознания. 3. Сознание как идеальное.     1. Вальдепфельс Б. Вступ до феноменології//філософська думка-2002-№1 2. Гуссерль Е. Криза Європейських наук і трансфедентальна феноменологія//Філософська думка-2002-№3
  Лекция 3. Тема 3. Эпистемология. 1. Проблема познаваемости. Субъект и объект познания. 2. Проблема истины. 3. Формы чувственного и рационального познания     1. Лосский Н.О. Умозрение как метод философии//На переломе.-М.,1990. 2. Микашина Л.А. Философия познания//Вопросы философии - 2001-№4. 3. Жданов Г.П. Информация и сознание//Вопросы философии -2000.- №1.  
  Семинар 3. Тема 3. Познаваемость мира. 1. Проблема познаваемости. Субъект и объект познания. 2. Познание и практика. 3. Познание и наука.   1. Лосский Н.О. Умозрение как метод философии//На переломе.-М.,1990. 2. Микашина Л.А. Философия познания//Вопросы философии - 2001-№4. 3. Жданов Г.П. Информация и сознание//Вопросы философии – 2000- № 1.
  Лекция 4. Тема 4. Философская антропология. 1. Проблема происхождения человека. 2. Человек как часть природы и общества. 3. Проблематика смысла жизни.       1. Апресян Р.Г. Талион и золотое правило//Вопросы философии -2001-№3 2. Левин Г.Д. Свобода воли//Вопросы философии -2000-№6 3. Гусейнов А.А. Сослагательное наклонение в морали//Вопросы философии -2001-№5    
  Семинар 4. Тема 4. Человек и личность. 1. Проблема происхождения человека. 2. Человек как часть природы и общества. 3. Философское понимание свободы.     1. Апресян Р.Г. Талион и золотое правило//Вопросы философии -2001-№3 2. Левин Г.Д. Свобода воли//Вопросы философии -2000-№6 3. Гусейнов А.А. Сослагательное наклонение в морали//Вопросы философии -2001-№5
  Лекция 5. Тема 5. Социальная философия. 1. Понятие общества. 2. Основные концепции исторического процесса. 3. Общественно-экономическая формация 4. Общественное бытие и общественное сознание. 5. Культура и цивилизация 6. Фермы общественного сознания       1. Воронин А.А. //Вопросы философии -2001-№8 2. Ойзерман Т.И.Материалистическое понимание истории//Вопросы философии -2001-№2. 3. Федотова В. П. Россия, Запад, Восток// Философские науки -2002-№1
  Семинар 5. Тема 5. Философия общества. 1. Общественное бытие и общественное сознание. 2. Культура и цивилизация 3. Формы общественного сознания   1. Воронин А.А. //Вопросы философии -2001-№8 2. Ойзерман Т.И.Материалистическое понимание истории//Вопросы философии -2001-№2. 3. Федотова В. П. Россия, Запад, Восток// Философские науки -2002-№1
  Лекция 6. Тема 6. Глобальные проблемы человечества. 1. Понятие глобальных проблем. 2. Содержание глобальных проблем. 3. Современная глобалистика     1. Делокаров К.Х. Философия в век глобальных проблем.-М., 1998 2. Урсул А.Д. Путь в ноосферу.-М., 1993. 3. Философия и экологическая проблема. -М., 1990.

 

План лекций по философии.

 

Тема 2. История философии.

Цель: Дать развернутое представление о возникновении и развитии философской мысли и механизме этого процесса.

Задачи:
- показать мифоэпические предпосылки философии;

- дать представление о парадигме и основных направлениях древней философии;

- дать представление о парадигме и основных направлениях средней философии;

- дать представление о парадигме и основных направлениях философии Нового времени;

- показать значение украинской философии в мировом философском процессе.

 

План.

1. Возникновение философии. Философия древнего мира.

2. Философская мысль средних веков и Возрождения.

3. Философия Нового и новейшего времени.

4. Развитие философской мысли в Украине.

 

Текст

Философские представления о мире обнаруживаются уже в VI-V вв. до н.э. в Китае, Индии, Древней Греции. Большинство философов этого периода основой всего существующего считали Космос. Космос вечен, абсолютен, кроме него нет ничего. Он един, одухотворен, совершенен (божествен).

В период Средневековья философия развивалась преимущественно в лоне теологии. Космоцентризм древнегреческой философии вытеснен теоцентризмом, исходная идея которого заключается в следующем: все изменяемое сотворено Богом из «ничего» и стремится в конце концов к ничтожному.

В Новое и новейшее время возникает необходимость философского осмысления новых научных фактов, разработки общей методологии познания. В процессе решения этих проблем образовались 2 основных направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Апофеозом рационализма была немецкая классическая философия (конец XVIII-начало XIX вв.)

Украинская философия является составной частью мировой философии. Здесь процесс становления теоретического философского знания начинается лишь с XIV в.

Литература:

1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1975 г.

2. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980 г.

3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1982 г.

4. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991 г.

5. Рус Я. История философии в кратком изложении. М., 1991 г.

6. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991 г.

 

 

Модуль 2

Тема 1.Философская онтология: проблема бытия.

Цель: Раскрыть содержание бытия.

Задачи:
- показать место человека в бытии;

- дать представление о соотношении бытия и материи;

- показать пространство и время как формы существования бытия;

 

План.

1. Бытие и материя.

2. Пространство и время.

3. Движение и развитие.

4. Типы онтологии.

Текст

Бытие – это объективная и субъективная реальность в своей совокупности. Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отражаемая им.

Пространство и время, будучи атрибутами материи, являются в то же время важнейшими формами бытия. Пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов. Время – это всеобщая, объективная форма существования материи, выражающая длительность бытия.

Движение – это всякое изменение вообще. Покой есть частный случай изменения, его момент. Движение абсолютно, покой относителен. Не существует вечного состояния равновесия, состояния покоя. Это состояние когда-нибудь обязательно нарушается.

Принцип монизма является основой формирования образа мира или его картины, которая может быть представлена на разных уровнях: философском, общенаучном и частнонаучном.

 

Литература:

1. Время и бытие человека. М., 1991 г.

2. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986 г.

3. Основы онтологии. СПб, 1997 г.

4. Проблема связей и отношений в материалистической диалектике. М., 1990 г.

5. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания.

6. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993 г.

 

Тема 2. Феноменология.

Цель: Дать развернутую картину духовного аспекта человеческого бытия.

Задачи:
- рассмотреть формы бытия духа;

- дать представление о проблеме идеального;

- покидать связь мышления, языка, сознания с человеческой деятельностью.

План.

1. Понятие сознания. Возникновение сознания.

2. Сознание и бессознательное.

3. Проблема идеального.

 

Текст

С философской точки зрения под сознанием понимают способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных или логических. Важнейшим условием возникновения и развития человеческого сознания явилась совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей.

В структуре сознания можно выделить четыре составляющих: а) телесно-перцептивные способности; б) логико-понятийные способности; в) эмоциональные компоненты сознания; г) ценностно-смысловые компоненты;

Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Это могут быть: а) ошибки; б) забвение; в) грезы, сновидения.

Идеальное – это такая динамическая, подвижная модель объекта, в которой выражено его содержание и которая свободна от всех его реальных социоприродных свойств. Можно сказать, что идеальное есть субъективная реальность, существующая в восприятии, представлении или мышлении человека.

 

Литература:

1. Автономова Н.С. Разум, рассудок, рациональность. М., 1988 г.

2. Бессознательное. – Новочеркасск, 1994 г.

3. Леонтьев А.Н. Избранные произведения. М., 1983, Т.2.

4. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. М., 1968 г.

5. Портнов А.Н. Язык и сознание. Иваново, 1994 г.

6. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957 г.

 

Тема 3. Эпистемология.

Цель: Дать развернутую картину теории познания.

Задачи:
- определить содержание субъекта и объекта познания, их взаимосвязь и взаимовлияние;

- раскрыть проблему истины в философии;

- дать представление об основных элементах методологии познания.

 

План.

1. Объект и субъект познания.

2. Познание и знание. Проблема истины.

3. Диалектика как метод познания. Виды диалектики.

 

Текст

Познание – деятельность человека по приобретению знаний об окружающем его мире, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества и т.д. Под субъектом понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей человек, под объектом – то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта.

Истина есть бесконечный процесс, связанный с переходом от неполного знания к более полному знанию. Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Абсолютная истина – это знания, которые никогда не могут быть опровергнуты. Относительная истина – знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.

В философии существовали различные модели диалектики, наиболее известными из которых являются логико-гносеологическая, материалистическая, равновесная, сциентистская, натуралистская.

 

Литература:

1. Диалектика познания. Л., 1988 г.

2. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980 г.

3. Полани М. Личностное знание. М., 1985 г.

4. Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989 г.

 

ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ ВОПРОСЫ

СЕМИНАР 1

Темы докладов и рефератов

1. Проблема научности философского мировоззрения

2. Статус философии и е соотношение с наукой

3. Философия в системе культуры

4. Человек в ситем философского знания

5. Смысл философии

6. Платоновское «идеальное государство» и совремнность

 

Литература

1. Аристотель. Мета физика \\ Соч. В 4-х т. – М., 1976. – Т. 1.

2. Арцишевский Р. А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. – Львов, 1976.

3. Ильенков Э. В. Философия и культур. – Г., 1991.

4. Мамрдашвили М. К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1990.

5. Мировоззрение и духовная культура. – К., 1993.

6. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА, 1998.

7. Богомолов А. С. Античная философия. – М., 1985.

СЕМИНАРЫ 2 – 6

Цель и задачи занятий: исследовать историю развития мировой философии, акцентируя внимание на теоцентризм срдневековой философии, антропоцентризм философии Возрождения, наукоцентризм – философии Нового времни. Особо выделить прблемы онтологии и гноссеологии, которые в немецкой классической философии пробретают черты унивперсальности. Проанализировать социальную обусловленность появления философских идей в конкретные исторические периоды.

Основные понятия и категории темы: абсолютная идея, агностицизм, антиномии, априори, апостериори, атрибут, бытие, гносеология, деизм, диалектика. Дуализм, индукция, монадология, рационализм, субстанция, схоластика, теоцентризм, трансцендентальное, эмпиризм.

CЕМИНАР 2

Темы рефератов

1. Средневековая арабская философия

2. Номинализм и реализм в средневековой философии Западной Европы

3. Философия Августина Блаженного

4. Философия Фомы Аквинского

5. Неоплатонизм Возрождения

СЕМИНАР 3

Философия Нового времени

1. Рационализм в философии Нового времени (Р. Декарт)

2. Эмпиризм в философии Нового времени (Ф. Бэкон)

3. Философия эпохи Просвещения

Проблемно-поисковые вопросы

Темы рефератов

СЕМИНАР 4

Темы рефератов

СЕМИНАР 5

Темы рефератов

СЕМИНАР 6

Литература

CЕМИНАР 7

БЫТИЕ И МАТЕРИЯ

Цель и задачи занятия: Показать взаимосвязь категорий бытия и материи. Разработать подходы к определению смысла бытия; показать, какое место занимает материя; показать пространственно-временные характеристики бытия; раскрыть всеобщий характер движения.

Основные понятия темы: бытие, ничто, субстанция, материя, движение, пространство, время.

ПЛАН

1. Философский смысл понимания бытия. Основные формы бытия

2. Материя как субстанция бытия. Философский и научный подход к материи

3. Движение, пространство и время, их связь с бытием

 

Проблемно-поисковые вопросы

1. В чем заключается субстанциальный подход к бытию?

2. Охарактеризуйте основные позиции применительно к проблеме бытия: монизм, дуализм, плюрализм

3. В чем заключается различие между материализмом и идеализмом в понимании бытия?

4. Укажите на различие позиций объективного и субъективного идеализма применительно к онтологии

5. Каким образом философское осмысление бытия связано с развитием науки?

6. Дать характеристику основных форм бытия

7. Основные концепции развития представлений о материи

8. Виды движения

9. Развитие пространственно-временных представлений

Темы докладов и рефератов

1. Бытие и время в философии М. Хайдеггера

2. Бытие и Ничто в философии Ж.-П. Сартра

3. Спор о бытии и материи между Ф. Энгельсом и Е. Дюрингом

4. Пространство и время в свете теории относительности

5. Движение и изменение

Литература

1. Лазарев Ф. В. Философия.- Симферополь, 2003.

2. Рычков А. К. Философия: 100 вопросов – 100 ответов.- М., 2001.

3. Спиркин А. Г. Философия. – М., 2001.

4. Философский энциклопедический словарь. – М., 1997.

СЕМИНАР 8

ПЛАН

1. Проблема сознания в философии и науке

2. Структура сознания

3. Сознание как идеальное

Проблемно-поисковые вопросы

1. Историческое развитие представлений о сознании

2. Материалистическое и идеалистическое представления о сознании. Их различие

3. Общественная природа сознания

4. Каковы природные истоки сознания?

5. Как взаимосвязаны язык и сознание?

6. Основные сферы сознания

7. Бессознательное и подсознание

Темы докладов и рефератов

1. Сознание и язык

2. Формы бессознательного

3. Общественная природа сознания

4. Рефлесивность сознания

5. Сознание как идеальное

Литература

1. Гуревич П. С. Философский словарь. – М., 1997.

2. Лазарев Ф. В. Философия. – Симферополь, 2003.

3. Спиркин А. Г. Философия. – М., 2001.

4. Философия. Справочник студента. – М., 1999.

5. Хрестоматия по философии. – М., 1998.

СЕМИНАР 9

ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА

Цель и задачи занятия: дать развернутое представление о процессе философского познания мира. Показать особенности абсолютной, относительной, объективной истин, субъекта и объекта познания. Показать методы философского и научного познания мира

Основные понятия темы: агностицизм, знание, восприятие, интуиция, истина, наука, объект познания, ощущение, познание, понятие, практика, представление, субъект познания, суждение, умозаключение

ПЛАН

1. Проблема познаваемости. Субъект и объект познания

2. Познание и практика

3. Познание и наука

Проблемно-поисковые вопросы

1. Что такое знание и в каких формах оно выражается?

2. В чем состоит предпосылочность знания?

3. Определите понятие «практика»

4. Каковы условия возникновения интуиции?

5. В чем отличие научного знания от обыденного?

6. Как соотносятся чувственный и рациональный уровни познания?

7. Как соотносятся эмпирический и теоретический уровни познания?

Темы докладов и рефератов

1. Проблема познаваемости мира

2. Субъект и объект познания

3. Формы и уровни познания

4. Методы научного познания

Литература

1. Гуревич П. С. Философский словарь. – М., 1997.

2. Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки. – М., 2000.

3. Лазарев Ф. В. Философия. – Симферополь, 2003.

4. Спиркин А. Г. Философия. – 2001.

5. Философия. Справочник студента. – М., 1999.

6. Хрестоматия по философии. – М., 1998.

СЕМИНАР 10

ЧЕЛОВЕК И ЛИЧНОСТЬ

Цель и задачи занятия: дать развернутое представление о человеке с позиций современной философии. Показать роль социального и биологического в человеке. Охарактеризовать основные смысложизненные проблемы. Дать понятие о взаимосвязи личности и общества

Основные понятия темы: антропосоциогенез, бессмертие, индивид, индивидуальность, личность, свобода, смерть, социализация

ПЛАН

1. Проблема происхождения человека

2. Человек как часть природы и общества

3. Философское понимание свободы

Проблемно-поисковые вопросы

1. Основные гипотезы антропосоциогенеза

2. В чем суть процесса антропосоциогенеза?

3. Как соотносятся социальное и биологическое в человеке?

4. Как соотносятся понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»?

5. В чем состоит проблема свободы воли?

6. В чем заключается проблема смысла человеческой жизни?

Темы докладов и рефератов

1. Природа. Общество. Человек

2. Смысл жизни: основные концепции

3. Процесс антропосоциогенеза

4. Человек. Индивид. Личность

Литература

1. Гуревич П. С. Философский словарь. – М., 1997.

2. Лазарев Ф. В. Философия. – Симферополь, 2003.

3. Философия. Справочник студента. – М., 1999.

4. Философский энциклопедический словарь. – М., 1997.

5. Хрестоматия по философии. – М., 1998.

СЕМИНАР 11

ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА

Цель и задачи занятия:

Основные понятия темы: базис и надстройка, идеология, культура, общество, общественное бытие, общественное сознание, общественно-экономическая формация, производительные силы, производственные отношения, способ производства, ценность, цивилизация, формационный и цивилизационный подходы

ПЛАН

1. Общественное бытие и общественное сознание

2. Культура и цивилизация

3. Формы общественного сознания

Проблемно-поисковые вопросы

1. В чем суть системного подхода к изучению общества?

2. В чем суть концепции исторического кругооборота?

3. В чем смысл и особенности формационного анализа общества?

4. Как взаимосвязаны материальная и духовная жизнь общества?

5. Назовите формы общественного сознания

6. Каковы критерии общественного прогресса?

Темы докладов и рефератов

1. Формы общественного сознания

2. Общественное бытие и его формы

3. Культура и цивилизация

4. Общество и культура

5. Способ производства

6. Общественно-экономическая формация

Литература

1. Гуревич П. С. Философский словарь. – М., 1997.

2. Лазарев Ф. В. Философия. – Симферополь, 2003.

3. Философия. Справочник студента. – М., 1999.

4. Философский энциклопедический словарь. – М., 1997.

5. Хрестоматия по философии.- М., 1998.

Тематика контрольных работ

1. Бытие как всеохватывающая реальность

2. Объективное бытие и Я-бытие

3. Метафизика прежде и теперь

4. Материя и ее атрибуты

5. Единство материи, движения, пространства и времени

6. Душа и тело

7. Проблема единства идеального и материального

8. Сознание и бессознательное

9. Сознание, самосознание и рефлексия

10. Рассудок и разум

11. Сознание, язык, общение

12. Сущность и смысл познания

13. Скептицизм и проблема познаваемости мира

14. Соотношение знания и веры

15. Что есть истина?

16. Эмпирическое и теоретическое познание

17. Основные формы мышления

18. Методы и приемы исследования

19. Воображение и интуиция в познании и творчестве

20. Многомерный человек

21. Личностная уникальность человека

22. Единство человека и природы

23. Идея социальной справедливости

24. Идея общественно-исторической закономерности

25. Субъект и объект в истории

26. Народ и личность в истории

27. Общество как система

28. Человечество как система

29. Сущность нации

30. Субъект и объект духовной культуры

31. Политическое и правовое сознание

32. Наука как форма общественного сознания

33. Нравственное сознание

34. Эстетическое сознание

35. Философия религии

36. Идея прогресса в истории философии

Вопросы к экзамену.

 

1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.

2. Предмет философии, ее основные функции.

3. Античная философия, ее специфические особенности.

4. Философия древнего Китая.

5. Досократики.

6. Философские учения Сократа, Платона, Аристотеля.

7. Теоцентризм средневековой философии /патристика, схоластика/.

8. Философские школы эпикурейцев, стоиков, киников.

9. Становление научного познания в философии Ф.Бэкона и Р.Декарта.

10. Философские учения Дж.Беркли, Д.Юма, И.Канта.

11. Основные идеи философии Г.Гегеля.

12. Человек, общество и природа в философии французского Просвещения.

13. Постклассическая философия второй половины XIX в.

14. Сенсуализм материалистический и сенсуализм идеалистический.

15. Философия марксизма.

16. Позитивизм и постпозитивизм.

17. Экзистенциализм: истоки и современное состояние.

18. Учение Фрейда о психоанализе и западная философия.

19. Философские идеи Древней Руси.

20. Украинская философия эпохи Речи Посполитой.

21. Философские идеи Г.С.Сковороды, Т.Г.Шевченко.

22. Украинская философия ХХ в.

23. Познание как взаимодействие субъекта и объекта.

24. Движение и его сущность. Движение и развитие.

25. Научная и религиозная картины мира.

26. Формы и методы естественно-научного познания.

27. Мышление и язык.

28. Философские концепции пространства и времени.

29. Материальное и духовное бытие: проблема соотношения.

30. Чувственное познание и его формы.

31. Рациональное познание и его формы.

32. Проблема истины в познании.

33. Общество как развивающаяся система.

34. Объект познания. Реальные и идеализированные объекты.

35. Сущность сознания. Сознание и бессознательное.

36. Понятие культуры. Типология культуры.

37. Политические отношения. Государство и общество.

38. Категория «материя»: подходы к истолкованию.

39. Практика: понятие и основные формы.

40. Закон единства и борьбы противоположностей.

41. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений.

42. Закон отрицания отрицания.

43. Категории диалектики.

44. Свобода и ответственность как человеческая проблема.

45. Специфика человеческого существования.

46. Основные уровни знания: от веры до мудрости.

47. Диалектика как теория развития и метод познания.

48. Отчуждение личности.

49. Деятельность как специфический способ существования человека.

50. Проблема смысла жизни человека.

51. Общественное бытие: понятие и структура.

52. Производственно-экономические отношения и их роль в жизни общества.

53. Социальные отношения и их роль в жизни общества.

54. Наука как форма общественного познания.

55. Единство и многообразие мира.

56. Религия как форма общественного сознания.

57. Политическое и правовое сознание.

58. Экологические проблемы общества.

59. Демографические проблемы общества.

60. Элитарная, народная, массовая культуры.

 

 

ТЕСТЫ

1. Перечислите все формы общественного сознания:

А) Наука,

Б) Философия.

В) Политика.

Г) Экономика,

Д) Право,

Е) Религия,

Ж) Искусство,

З) Мораль,

И) Идеология,

К) Психология

2. Укажите основные философские направления Нового времени:

А) диалектический материализм,

Б) диалектический идеализм,

В) эмпиризм,

Г) гилозоизм,

Д) пантеизм,

Е) рационализм,

Ж) метафизический материализм,

З) механицизм,

И) объективный идеализм,

К) дуализм

3. Среди приведенных ниже высказываний укажите наиболее важные этические принципы И. Канта:

А) Поступай согласно правилам. Которые могут стать всеобщим законом;

Б) Все поступки должны быть направлены на общее благо;

В) Все поступки должны быть целесообразными;

Г) Основанием поступков человека должно быть осознание того, что сам человек есть высшая ценность, а не средство достижения цели;

Д) Каждый поступок должен быть направлен на достижение личного благополучия

4. Укажите определяющий критерий общественного прогресса:

А) уровень развития производительных сил,

Б) степень развития свободы и демократии,

В) уровень развития духовной культуры общества,

Г) уровень развития общественной морали,

Д) уровень развития материального производства

5. Укажите наиболее характерные черты экзистенциализма:

А) интерес к проблемам личности,

Б) отождествление свободы и существования,

В) представление бытия как целостности субъекта и объекта,

Г) интерес к проблеме времени,

Д) рационализм,

Е) прагматизм,

Ж) трагизм,

З) дуализм,

И) атеизм,

К) скептицизм

6. Какое определении понятие «идеальнее» вы счиает правильным?

Идеальное это…

А) …отраженное материальное,

Б) … субъективная реальность,

В) … субъективная реальность, осознаваемая человеком,

Г) … то, чего нет в объективном мире,

Д) … психическое

7. Какое определение понятие «бессознательное» вы считаете правильным?

Бессознательное – это…

А) … идеальное,

Б) … все, что не осознается человеком,

В) … явления, состояния и процессы, оказывающие влияние на поведение человека, но не осознаваемые им,

Г) … рефлекторные действия,

Д) … интуитивные действия

8. Среди перечисленных ниже понятий укажите т, которые являются категориями диалектики Г. Гегеля.

А) тождество,

Б) противоречие,

В) количество,

Г) качество,

Д) мера,

Е) абсолютная идея,

Ж) относительная идея,

З) пространство,

И) различие,

К) материя

9. Какое определение понятия «идеология» вы считаете правильным?

Идеология – это…

А) … система взглядов на общество;

Б) … система теоретически обоснованных взглядов на общество;

В) … система теорий о развитии обществе и месте человека в нем;

Г) … система взглядов на политические партии и политическую борьбу

10. Что такое миф?

Миф – это …

А) … миропонимание,

Б) … специфическое образное синкретическое мировоззрение,

В) … рассказ о прошлом,

Г) … мировоззрение, в основе которого лежит вера в сверхъестественное

11. Перечислите все разновидности производственных отношений:

А) отношения собственности,

Б) отношения распределения,

В) отношения потребления,

г) отношения идеологические,

д) отношения семейные,

е) отношения специализации,

ж) отношения управления,

з) отношения политические,

и) отношения обмена

12. Укажите наиболее характерные черты философии средневековья:

А) схоластика,

Б) догматизм,

В) софистика,

Г) диалектика,

Д) креатизм



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.427 с.)