Тема 11. Проблемы материалистического понимания истории 225 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Проблемы материалистического понимания истории 225



11. 1. Основные принципы и специфические особенности

материалистического понимания истории 225-227

11. 2. Материальное производство 227-239

11. 3. Диалектика производственных сил и производственных отношений 239-247

11. 4. Общественно-экономическая формация 247-249

11. 5. Базис и надстройка 249-253

11. 6. Социальная эволюция и революция 253-255

Тема 12. Движущие силы и субъекты исторического процесса 256

12. 1. Интересы как побудительная сила деятельности людей 256-258

12. 2. Социальная структура общества 258-274

12. 3. Понятие народа. Народные массы - решающая сила общественного развития 274-277

12. 4. Роль личности в истории. Выдающиеся личности 277-280

Тема 13. Политическая система общества. 280

13. 1. Политическая система общества и ее элементы 280-285

13. 2. Государство: его происхождение и сущность 285-291

13. 3. Правовое государство и гражданское общество 291-293

Тема 14. Культура и цивилизация 294

14. 1. Понятие культуры. Сущность, структура и основные функции культуры. Культура и деятельность 294-299

14. 2. Сущность и культура. Общее и особенное в развитии культуры. Взаимосвязь традиции и новаторство 299-305

14. 3. Человек и культура. Культура и формирование личности 306-309

14. 4. Культура и цивилизация 309-315

Тема 15. Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура и формы 315

15. 1. Духовное производство и духовная жизнь общества 315-317

15. 2. Понятие общественного сознания и его структура 317-319

15. 3. Общественное и индивидуальное сознание и их диалектическая взаимосвязь 319-321

15. 4. Общественная психология и идеология. Массовое сознание 321-324

15. 5. Формы общественного сознания 324-356

Тема 16. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности 356

16. 1. Соотношение понятий "развитие", "прогресс-регресс" 356-358

16. 2. Социальный прогресс и его критерий 358-360

16. 3. Глобальные проблемы современности и основные пути их решения 360-365

Тема 17. Человек, личность и свобода. Ценности 366

17. 1. Проблема человека и его свобода в философии 366-382

17. 2. Личность в различных типах общества 383-392

Список рекомендуемой литературы 393-404

Оглавление 405-408


П Р Е Д И С Л О В И Е

 

Философия с момента своего возникновения, - а она стояла у истоков науки, - всегда занимала особое место в системе знаний о мире.

Это объясняется прежде всего тем, что ядро философии независимо от той или иной позиции философа составляет проблема человека в его взаимоотношении с миром, проблема человека и мира, места и роли человека в нем.

Она вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и о сущности человеческого бытия, выступая в качестве теоретической основы мировоззрения.

Именно поэтому философия во все времена помогала ориентации человека в различных жизненных обстоятельствах, способствовала его самоопределению в жизни. Этим и объясняется непреходящая жизненность философии, необходимость овладения ею для обретения человеком надежной ориентации в непрерывно изменяющемся мире, а в современных условиях и для разумного подхода к решению сложнейших задач выживания человечества перед лицом обостряющихся глобальных проблем.

Сегодня как никогда от каждого человека требуется выработка разумного отношения к жизни, к окружающей действительности. Но подобное отношение не дано человеку от рождения. Разумное отношение к миру, к жизни предполагает овладение философией, приобретение того, что называют философской культурой.

Выработка навыков разумного мышления, овладение философской культурой требуют серьезных усилий, интеллектуального напряжения, так как философия проникает в глубины человеческого бытия, открывает путь в сущность, в недра мироздания, заставляет размышлять о многом таком, что неведомо и недоступно обыденному здравому смыслу.

Помочь в овладении началами философской культуры - таково назначение предлагаемого учебного пособия. Пособие не претендует на раскрытие и освещение всего богатства и многообразия философских течений, направлений и проблем, о чем свидетельствует и само его название "Введение в философию". Но оно несомненно поможет начинающим изучать философию получить первоначальное представление о предмете философии и ее истории, о ее основной проблематике, о философском языке, о методах и категориях философии и т. д.

В пособии определяется круг проблем и роль философии в обществе, анализируются основные исторические этапы ее развития.

Впервые целостно излагается история развития философской мысли в Башкортостане. Отдельный раздел посвящен диалектике и теории познания, в котором на основе анализа и интерпретации достижений современного естествознания, представлена диалектико-материалистическая картина мира и изложена та гносеологическая концепция, которой отдано предпочтение.

Проблемы социальной философии нашли свое отражение в третьем разделе. В результате происходящих в нашей стране перемен стал возможен более открытый философский анализ социальной действительности, ее серьезных проблем и противоречий. Одновременно возникла необходимость философского осмысления осуществляемых в различных сферах общества преобразований. Этим обусловлено включение в учебное пособие некоторых новых тем, а также новые повороты в освещении традиционных проблем.

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений. Его издание связано с отсутствием учебных пособий, соответствующих динамично изменяющимся программам. Учебник подготовлен профессорско-преподавательским коллективом кафедры философии Уфимского государственного авиационного технического университета полностью под руководством академика Ф. С. Файзуллина в составе: Елисеев С. Ф. - д-р филос. наук, профессор; Валеев Д. Ж. - д-р филос. наук, профессор; Азаматов Д. М. - д-р филос. наук, профессор; Курлов А. Н. - д-р соц. наук, профессор; Ширяев Л. А. - д-р соц. наук, профессор; Голощапов Е. А. - канд. филос. наук, доцент; Голубева Н. В. канд. филос. наук, доцент; Вырупаева Т. И. - канд. филос. наук, доцент; Злобина Т. П. - канд. филос. наук, доцент; Шатохин А. Н. - канд. филос. наук, доцент; Неганов Ф. М. - канд. филос. наук, ст. преп.; Исламгалин Р. С. - канд. филос. наук, доцент; Семенов С. Н. - канд. филос. наук, доцент; Шафиков М. Т. - канд. филос. наук, доцент; Моисеева Т. П. канд. филос. наук, доцент; Зарипов А. Я. - канд. филос. наук, ст. преп.; Ли С. - ст. преп.

Авторский коллектив намерен и дальше вести работу по совершенствованию учебного пособия и ждет от читателей замечания и конструктивные предложения, которые способствовали бы решению этой задачи..

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.006 с.)