Тема 1. Философия, ее предмет и значение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Философия, ее предмет и значение



РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

 

Уральский филиал

 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

ФИЛОСОФИЯ

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

 

Направление подготовки – 030900.62 Юриспруденция

 

 

Челябинск

Автор:

Клементьев А.А., кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

Рецензенты:

В.И. Липский, канд. филос. наук, доцент, зав. кафедрой философии ГОУ ВПО ЧГПУ, В.А. Шумаков, канд. филос. наук, доцент кафедры философии ЧГПУ

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция.

Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (Уральский филиал) (протокол № 2 от 27 сентября 2011 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (Уральский филиал) (протокол № ___ от ___ ______________ 20___ г.).

 

 

© Российская академия правосудия, 2011.

© Клементьев А.А., 2011.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

 

Введение……………..........…...……………………….…………….....................4

Объем дисциплины и виды учебной работы….…………………………….…..9

Тематический план (О1)……………………………………………..…………..10

Тематический план (ОС1).…………………………………………..…………..11

Программа дисциплины………………………………...………………………..12

Планы лекционных занятий………………………………………………….…..20

Планы семинарских (практических) занятий……………………………….…..29

Методические рекомендации по изучению дисциплины и по

организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя………………………………………..……………........................48

Примерные контрольные задания …………………..………………...................50

Терминологический минимум……………………………………………..……..53

Литература…………………………………………………..…………..................54

Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации…..…….………….......57

Примерные задания для промежуточной аттестации………………….…..……59

Критерии оценки ответов на теоретический вопрос…………………………….62

 

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Философия» занимает важное место в системе подготовки бакалавров в области юриспруденции, поскольку усвоение философских знаний способствует формированию мировоззренческих установок личности. Изучение дисциплины позволяет обогатить свой духовный опыт путем приобщения к духовному опыту, накопленному человечеством за тысячелетия существования.

Учебная дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла (ГСЭ.Б.01). Она интегрирует данные частных наук – социологии, политологии, антропологии, экономики – исследующих различные аспекты жизни человека и общества и, в свою очередь, является теоретической базой для изучения других обществоведческих и гуманитарных курсов.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» предназначен для реализации требований, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования к результатам усвоения дисциплин основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 030900 Юриспруденция.

Основное значение философии в образовании бакалавра по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция заключается в обретении культуры теоретического мышления, создании целостного рационального мировоззрения, устойчивой системы духовных ценностей и ориентиров.

Цели курса – формирование у студентов общекультурных компетенций через усвоение теоретических знаний в области философии, развитие интереса к фундаментальным философским знаниям, совершенствование абстрактного мышления, стимулирование потребности к философской интерпретации и оценке исторических событий и фактов действительности, приобретение умений теоретического решения мировоззренческих вопросов, создание целостного представления о мире и месте человека в нем.

Основными задачами курса являются:

- изучение мирового историко-философского процесса, выявление его внутреннего единства при одновременном признании многообразия культурно-исторических форм;

- формирование толерантного сознания путем демонстрации многообразия мировоззренческих позиций, стилей мышления, философских течений и точек зрения на обсуждавшиеся в философии проблемы;

- развитие умения логично формулировать, излагать, аргументировано отстаивать собственное решение рассматриваемых проблем;

- развитие навыков критичного восприятия и обоснованной оценки информации;

- овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога;

- совершенствование умений и навыков самостоятельной учебной деятельности, формирование интереса к научно-исследовательской работе;

- введение в круг философских проблем, связанных с профессиональной деятельностью в сфере юриспруденции.

В процессе изучения дисциплины «Философия» предполагается проведение лекционных и семинарских занятий с применением технических и аудиовизуальных средств обучения. В рамках лекционного курса изучаются теоретические вопросы, которые вызывают наибольшие сложности при самостоятельном изучении дисциплины. Семинарские занятия ориентируют студентов на знакомство с философской научной и учебной литературой, которое позволит углубить и систематизировать знания по важнейшим темам курса.

Дисциплина «Философия» нацелена на формирование следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция:

а) общекультурные компетенции (ОК):

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

б) профессиональные компетенции (ПК):

- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- предмет философии, основные философские принципы, законы, категории, а также их содержание взаимосвязи;

- мировоззренческие и методологические основы юридического мышления;

- роль философии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности;

- основные философские течения, различные направления и школы философии, механизмы их формирования;

- тенденции и перспективы развития философского знания;

- основные характеристики философского мировоззрения, структуру философского знания, основные исторические типы философствования;

- персональный вклад крупнейших мыслителей прошлого и настоящего в решение важных мировоззренческих проблем, обсуждающихся философией;

- современные философские представления об устройстве и развитии мира;

- современные философские представления о сущности человеческого сознания, мышления, характеристики различных способов познания мира, структуру, формы и методы научного познания;

- достижения современной философии в изучении природы человека, сущностных начал его жизни, специфики, цели и смысла человеческого бытия;

- философские идеи, раскрывающие сущность общества и культуры, механизмы взаимодействия личности и коллектива;

уметь:

- ориентироваться в системе философского знания как целостного представления об основах мироздания и перспективах развития планетарного социума;

- понимать характерные особенности современного этапа развития философии;

- применять философские принципы и законы, формы и методы познания в юридической деятельности;

- свободно оперировать философскими понятиями и категориями в контексте обсуждаемой проблематики;

- давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе;

- логически обосновывать высказанное положение, аргументировано и последовательно выражать мысли, доказывать и опровергать выдвинутые тезисы, вести дискуссию, полемику;

- обосновывать личностную иерархию духовных ценностей, объяснять свои мировоззренческие позиции;

- философски осмысливать происходящие в обществе социально-экономические, политические и идеологические процессы;

- понимать потребности общества, личности и возможности социокультурного знания в решении возникающих индивидуально-личностных и социальных проблем;

владеть:

- навыками философского анализа различных типов мировоззрения;

- навыками использования различных философских методов для анализа тенденций развития современного общества

- навыками философско-правового анализа;

- диалектическим методом мышления, эмпирическими и теоретическими приемами научного исследования;

- методикой интерпретации и критического анализа философских систем;

- технологией изучения и интерпретации оригинальных и адаптированных философских текстов;

- навыками рефлексии относительно собственных мировоззренческих позиций, мыслей и эмоционально-чувственных переживаний;

- системой приемов эвристического решения проблем и задач.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по формам обучения
очная (на базе СО) очная (на базе СПО)
Зачетные единицы - общая трудоемкость   3 з.е – 108 ч. 3 з.е – 108 ч.
Переаттестация -  
Всего аудиторных занятий из них:    
Лекции      
Семинарские (практические) занятия    
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС    
Форма итогового контроля   Экзамен

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов очной формы обучения

на базе среднего (полного) образования

 

№ п/п Разделы (темы) дисциплины Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинары СРС
1. Философия, ее предмет и значение.      
2. Структура философского знания.      
3. Исторические типы философии.    
4. Онтология – философское учение о бытии.      
5. Философия о развитии бытия.    
6. Гносеология – учение о познании.      
7. Научное познание.      
8. Философия о сущности и существовании человека.      
9. Смысл человеческого бытия.      
10. Духовные ценности человека.    
11. Общество как система.      
12. Философия об историческом развитии общества.      
13. Будущее человечества и глобальные проблемы современности.    
  Итого      

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов очной формы обучения

на базе среднего профессионального образования

 

№ п/п Разделы (темы) дисциплины Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинары СРС
1. Философия, ее предмет и значение.      
2. Структура философского знания.      
3. Исторические типы философии.    
4. Онтология – философское учение о бытии.      
5. Философия о развитии бытия.    
6. Гносеология – учение о познании.      
7. Научное познание.      
8. Философия о сущности и существовании человека.      
9. Смысл человеческого бытия.      
10. Духовные ценности человека.    
11. Общество как система.      
12. Философия об историческом развитии общества.      
13. Будущее человечества и глобальные проблемы современности.    
  Итого      

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 7. Научное познание

Научное и вненаучное знание. Особенности научного знания. Критерии научности. Проблема возникновения науки и варианты ее решения. Рождение современной науки в Новое время. Ненаучные и паранаучные формы знания, их познавательные возможности.

Структура научного знания: эмпирический и теоретический уровень. Основные методы научного познания: наблюдение, измерение, описание, эксперимент, моделирование, классификация. Формы научного познания: факт, понятие, категория, проблема, гипотеза, теория, концепция, принцип, закон.

Рост научного знания. Позитивистская модель эволюционного развития науки, ее противоречия. Постпозитивизм о механизмах развития научного знания. Концепция Т. Куна: научные революции и смены типов рациональности. Концепция И. Лакатоса: развитие науки через конкуренцию исследовательских программ.

Перспективы и пределы роста научного знания. Наука и техника. Научно-техническая революция.

 

ПЛАНЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема 7. Научное познание

План

1. Особенности научного знания.

2. Структура научного знания. Классификация наук.

3. Методы и формы научного познания.

4. Модели развития науки.

Литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 608 с.

Рычков А.К. Философия: учебник для пед. вузов / А.К. Рычков, Б.Л. Яшин. – М.: Владос, 2004. – 384 с.

Спиркин, А.Г. Философия: учебник для студентов вузов [Текст] / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2007. – 735 с.*

Торгашев, Г.А. Основы философии: Курс лекций [Текст] / Г.А. Торгашев. – М.: РАП, 2007. – 377 с.*

Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н / Д: Феникс, 2007. – 575 с.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Философия эпохи Возрождения

План

1. Общая характеристика философии эпохи Возрождения (датировка, представители, проблематика, важнейшие идеи).

2. Жизнь и творчество Н. Макиавелли (доклад).

3. Социально-политические идеи Н. Макиавелли.

4. «Макиавеллизм» как политическая позиция: pro et contra.

Рекомендации по подготовке семинарского занятия

Для ответа на первый вопрос плана необходимо воспользоваться материалом учебных пособий. Ответ на третий вопрос плана семинара необходимо готовить, используя текст работы Н. Макиавелли «Государь». Приготовьтесь дать развернутое определение термина «макиавеллизм», привести примеры, иллюстрирующие эту философско-политическую позицию. Подготовьте аргументы в пользу этой точки зрения и аргументы, опровергающие данную позицию.

Источники

1. Макиавелли Н. Государь [Текст] / Н. Макиавелли; пер. с ит. – М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2004.

Основная литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник [Текст] / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с.

2. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для студентов вузов [Текст] / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2007. – 735 с.*

3. Торгашев, Г.А. Основы философии: Курс лекций [Текст] / Г.А. Торгашев. – М.: РАП, 2007. – 377 с.*

Дополнительная литература

1. История философии [Текст]: учебник для вузов / под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

3. Рассел, Б. История западной философии [Текст] / Б. Рассел. – М.: Акад. проект: Мир, 2004.

4. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней [Текст] / Д. Реале, Д. Антрисери. – В 4 т. – Т. 2 «Средневековье». – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995.

5. Скирбекк, Г. История философии: учеб. пособие для вузов [Текст] / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2003.

6. Соколов, В.В. Европейская философия XV–XVII вв. [Текст]: учебник для вузов / В.В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1996.

 

Русская философия

План

1. Основные черты русской философии (содержательные установки, внешние формы существования), ее проблематика, периодизация и крупнейшие школы.

2. Историософское учение П.Я. Чаадаева.

Рекомендации по подготовке семинарского занятия

Для ответа на первый вопрос плана необходимо дать общую характеристику отечественной философии как самостоятельного исторического типа философствования, воспользовавшись материалом учебных пособий.

Ответ на второй вопрос плана необходимо готовить, опираясь на текст источника. Обратите внимание на следующие историософские проблемы: каковы движущие силы истории, есть ли законы исторического развития, какова схема исторического процесса, какой смысл видит Чаадаев в историческом движении человечества. Приготовьтесь высказать собственное отношение к позиции П.Я. Чаадаева.

Источники

Чаадаев П.Я. Философические письма. Письмо первое. // Статьи и письма. М., 1989 (или ПСС. Т. 13. М., 1991)

Основная литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник [Текст] / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с.

2. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для студентов вузов [Текст] / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2007. – 735 с.*

3. Торгашев, Г.А. Основы философии: Курс лекций [Текст] / Г.А. Торгашев. – М.: РАП, 2007. – 377 с.*

Дополнительная литература

1. Емельянов, Б.В. Три века русской философии. Екатеринбург, 1995. С. 7-16, 76-81

2. Зеньковский В.В. История русской философии. М., 2001. С. 152-172

3. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С. 67-72

4. Лебедев А.А. Любовь без радости (опыты посильных прочтений Чаадаева) // Вопросы философии. – 1992. - №7.

5. Ульянов Н.И. Басманный философ (мысли о Чаадаеве) // Вопросы философии. – 1990. - № 8.

 

Тема 7. Научное познание

План

1. Значение метода в познавательной деятельности.

2. Формы научного познания.

3. Методы научного познания.

4. Структура научных знаний.

Рекомендации по подготовке к семинару

С помощью учебной и дополнительной литературы дайте определение метода, выделите существенные и отличительные характеристики научного метода, сформулируйте аксиоматику научной методологии. Дайте краткую характеристику основных форм научного знания. Опишите эмпирические и теоретические методы научного познания, различите эмпирический и теоретический уровни в науке.

Основная литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник [Текст] / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с.

2. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для студентов вузов [Текст] / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2007. – 735 с.*

3. Торгашев, Г.А. Основы философии: Курс лекций [Текст] / Г.А. Торгашев. – М.: РАП, 2007. – 377 с.*

Дополнительная литература

1. Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов / Т.Я. Дубнищева. – М.: Академия, 2006. – 607 с.

2. Лихин, А.Ф. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / А.Ф. Лихин. – М.: Проспект, 2007. – 262 с.

3. Найдыш, В. М. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов по гуманитарным специальностям / В.М. Найдыш. – М.: Инфра-М: Альфа-М, 2007. – 704 с

 

Сознание и самосознание

План

1. Философские концепции сознания.

2. Диалектико-материалистическая теория сознания.

3. Источники сознания и его структура.

4. Сознание и самосознание.

Основная литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник [Текст] / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с.

2. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для студентов вузов [Текст] / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2007. – 735 с.*

3. Торгашев, Г.А. Основы философии: Курс лекций [Текст] / Г.А. Торгашев. – М.: РАП, 2007. – 377 с.*

Дополнительная литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 608 с.

2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 519 с.

3. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 622 с.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПРИМЕРНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Темы 1-3

1. «Между наукой и теологией имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия» (Б. Рассел).

2. «Задача философии не успокаивать, а смущать людей» (Л. Шестов).

3. Мы должны не только копить мудрость, но и извлекать из нее пользу» (Цицерон).

4. «Философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией» (Ф. де Ларошфуко).

5. «Поверхностная философия склоняет человеческий ум к атеизму; глубина философии располагает ум человека к религии» (Ф. Бэкон).

6. «Народы будут счастливы, когда настоящие философы будут царями или когда цари будут настоящими философами» (Платон).

7. «Философия есть культура ума» (Цицерон).

8. «Философия – маршрут из многих дорог, ведущих из ниоткуда в никуда» (А. Бирс).

9. «В любом философском обсуждении авторитет ставится на последнее место или совсем не принимается во внимание» (П. Абеляр).

10. «Мудрость для души – то же, что здоровье для тела» (Ф. де Ларошфуко).

11. «Философия дала мне умение беседовать с самим собой» (Антисфен).

12. «Ответ на вопросы, которые оставляет без ответа философия, заключается в том, что они должны быть иначе поставлены» (Г. Гегель).

13. «Мне моя философия ничего не дала, зато многое сохранила» (А. Шопенгауэр).

14. «Самая лучшая философия – не иметь никакой философии» (Л. Фейербах).

Темы 4-5

1. «Само бытие без нравственного бытия есть проклятие, и чем значительнее это бытие, тем значительнее это проклятие» (Ф. Бэкон).

2. «Быть чем-то одним неизбежно означает не быть всем другим, и смутное ощущение этой истины навело людей на мысль о том, что не быть – это больше, чем быть чем-то, и что в известном смысле это означает быть всем» (Х. Борхес).

3. «Начала Вселенной – атомы и пустота, все же остальное существует лишь во мнении» (Демокрит).

4. «Только если мир сотворен, есть Бог, но если мир вечен, то Бога нет» (Маймонид).

5. «Философия – это раскрытие бытия вещей в их полной обнаженности и прозрачности речи, слово о бытии: онтология» (Х. Ортега-и-Гассет).

6. «Бытие есть понятие, а не существование» (Н.А. Бердяев).

Темы 6-7

1. «Познание начинается с удивления» (Аристотель).

2. «Двояк путь познания вещей: один – через философский опыт, другой – через божественное вдохновение» (Ф. Бэкон).

3. «Верую, ибо нелепо» (Тертуллиан).

4. «Мы постигаем истину не только разумом, но и сердем… У сердца свои законы, которых разум не знает» (Б. Паскаль).

5. «Пределы наук походят на горизонт: чем ближе подходят к ним, тем более они отедвигаются» (П. Буаст).

6. «Чернила ученого и кровь мученика имеют одинаковую цену для неба» (Коран).

7. «Жизнь ставит науке цели, наука освещает путь жизни» (Н. Михайловский).

8. «Нет более плодотворного занятия, чем познание самого себя» (Р. Декарт).

9. «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред» (М. Монтень).

Темы 8-10

1. «Когда я могу сделать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости» (Вольтер).

3. «Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья» (И. Кант).

3. «Любовь и есть не что иное, как утверждение бытия в его полноте и утверждение бытия на вечность» (Н.А. Бердяев).

4. «Мораль – это важничанье человека перед природой» (Ф. Ницше).

5. «Не может быть красоты в том, в чем нет мудрости» (Э. Буле).

6. «Красота – религия мудрецов» (Индийское изречение).

7. «Самое главное в человеке – то, чего нельзя потрогать руками, увидеть глазами, нельзя взвесить и измерить» (А. Мень).

8. «То, что красиво, – не всегда хорошо, но то, что хорошо, – всегда красиво» (Н. Ланкло).

9. «Любить – это находить в счастье другого свое собственное счастье» (Г. Лейбниц).

10. «Нравственность – это разум воли» (Г. Гегель).

Темы 11-13

1. «Свобода и закон – два стержня, вокруг которых вращается гражданское законодательство» (И. Кант).

4. «Достоинство государства зависит, в конечном счете, от достоинства образующих его личностей» (Д. Милль).

3. «История учит лишь тому, что она никого ничему не научила» (Г. Гегель).

4. «Непоколебимое основание государства - справедливость» (Пиндар).

5. «Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом» (Ф. Ницше).

6. «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж.Ж. Руссо).

7. «История добывает для юности разум стариков» (Диодор).

8. «История – это пророк, смотрящий в прошлое» (Ф. Шлегель).

10. «Лучший пророк для будущего – прошлое» (Д. Байрон).

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

Агностицизм, антропосоциогенез, аксиология, антропология, антропоцентризм, архетип, атеизм, бессознательное, бытие, вера, вещь-в-себе, волюнтаризм, время, гедонизм, гносеология, гностицизм, гуманизм, движение, дедукция, деизм, детерминизм, диалектика, динамический закон, дуализм, западничество, знание, идеализм, индетерминизм, индивид, индукция, иррационализм, искусство, историзм, космоцентризм, креационизм, личность, материя, материализм, метафизика, метод, механицизм, микрокосм, мировоззрение, мифология, монизм, мышление, наука, необходимость, номинализм, объект, объективный идеализм, онтология, основной вопрос философии, пантеизм, патристика, персонализм, плюрализм, познание, практика, прогресс, причинность, пространство, пустота, развитие, рационализм, религия, реализм, релятивизм, свобода, сенсуализм, скептицизм, славянофильство, случайность, социология, становление, статистический закон, субстанция, субстрат, сознание, субъективный идеализм, самосознание, субъект, сущность, теоцентризм, утилитаризм, фатализм, философия, ценность, эвдемонизм, эклектика, эмпиризм, эстетика, этика, язык.

ЛИТЕРАТУРА

а) основная литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник [Текст] / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с.

2. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для студентов вузов [Текст] / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2007. – 735 с.*

3. Торгашев, Г.А. Основы философии: Курс лекций [Текст] / Г.А. Торгашев. – М.: РАП, 2007. – 377 с.*

 

б) дополнительная литература

1. Бессонов, Б.Н. Философия: история и современные задачи: учебник для вузов [Текст] / Б.Н. Бессонов. – М.: Норма, 2006.- 553 с.

2. Гриненко, Г.В. История философии [Текст] / Г.В. Гриненко. – М.: Юрайт, 2003. – 685 с.

3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [Текст] / Диоген Лаэртский. – М.: Мысль, 1998. – 570 с.

4. Емельянов, Б.В. История русской философии: учебник для вузов [Текст] / Б.В. Емельянов. – М.: Акад. проект; Екатеринбург, Деловая книга, 2005. – 734 с.

5. Звиревич, В.Т. Философия древнего мира и средних веков: учебное пособие для вузов [Текст] / В.Т. Звиревич. – М.: Акад. проект; Екатеринбург, Деловая книга, 2002. – 346 с.

6. Зеньковский, В.В. История русской философии [Текст] /В.В. Зеньковский. – М.: Акад. проект, Раритет, – 2001. – 878 с.

7. Зотов, А.Ф. Современная западная философия: учебник для вузов [Текст] / А.Ф. Зотов. – М.: Высшая школа, 2005. – 781 с.

8. История философии: учебник [Текст] / В.В. Васильев и др.; под. ред. В.В. Васильева. – М.: Акад. проект, 2005. – 678 с.

9. Канке, В.А. История философии: мыслители, концепции, открытия: учебное пособие [Текст] / В.А. Канке. – М.: Логос, 2005. – 430 с.

10. Каратини, Р. Введение в философию [Текст] / Р. Каратини. – М.: ЭКСМО, 2003. – 731 с.

11. Кузнецов, В.Г. Философия: учебник [Текст] / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 519 с.

12. Кузнецов, В.Н. Западноевропейская философия XVIII века [Текст] / В.Н. Кузнецов. – М.: Высшая школа, 1986. – 398 с.

13. Кузнецов, В.Н. Немецкая классическая философия: учебник для вузов [Текст] / В.Н. Кузнецов. – М.: Высшая школа, 2003. – 437 с.

14. Лосский, Н.О. История русской философии [Текст] / Н.О. Лосский. – М.: Сварог и К, 2000. – 492 с.

15. Рассел, Б. История западной философии [Текст] / Б. Рассел. – М.: Акад. Проект: Мир, 2004. – 1003 с.

16. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней [Текст] / Д. Реале, Д. Антрисери. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис». – В 4 т. – СПб., 1994-1996

17. Рычков, А.К. Философия: учебник для пед. вузов [Текст]: / А.К. Рычков, Б.Л. Яшин. – М.: Владос, 2004. – 384 с.

18. Скирбекк, Г. История философии: учебное пособие для вузов [Текст] / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 799 с.

19. Соколов, В.В. Европейская философия XV-XVII вв.: учебник для вузов [Текст] / В.В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1996. – 399 с.

20. Солопов, Е.Ф. Философия: учебное пособие для вузов [Текст] / Е.Ф. Соло-пов. – М.: Владос, 2004. – 347 с.

21. Спиркин, А.Г. Философия: учебник [Текст] / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2006. – 736 с.

22. Философия: Энциклопедический словарь [Текст] / Ред. А.А. Ивин. – М.: Гардарики, 2004. – 1072 с.

23. Философия: учебник [Текст] / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2004 – 828 с.

24. Философия: учебник для вузов [Текст] / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 622 с.

25. Философия: учебник для вузов [Текст] / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н / Д: Феникс, 2007. – 575 с.

26. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Ред.- сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра - М., 2006. – 575 с.

27. Франк, С.Л. Введение в философию [Текст] / С.Л. Франк. – СПб.: АБРИС, 1993. – 95 с.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет философии.

2. Роль философии в обществе.

3. Мировоззрение и его исторические типы. Формирование философии.

4. Основные философские школы и направления.

5. Разделы философского знания.

6. Методы философского мышления.

7. Этапы исторического развития философии: общая характеристика.

8. Особенности философии Древнего Востока.

9. Общая характеристика античной философии.

10. Философия Средних веков.

11. Философия эпохи Возрождения.

12. Философия Нового времени.

13. Немецкая классическая философия.

14. Неклассическая философия XIX века.

15. Европейская философия XX века: основные школы и направления.

16. Русская философия.

17. Онтология – учение о бытии. Понятие бытия.

18. Монистические и плюралистические концепции бытия. Понятия материального и идеального.

19. Материалистический монизм о самоорганизации бытия. Синергетика.

20. Пространство, время и движение как атрибуты материи.

21. Диалектика – учение о развитии. Законы диалектики.

22. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.

23. Философская, религиозная и научная картины мира.

24. Понятие общества. Общество как саморазвивающаяся система.

25. Гражданское общество и государство.

26. Человек в системе социальных связей.

27. Философия об историческом развитии общества.

28. Свобода и необходимость в историческом развитии. Личность и массы в истории.

29. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

30. Человек, общество, культура. Понятия «культура» и «цивилизация» в философии.

31. Философия о природе и сущности человека.

32. Философия о смысле человеческого бытия.

33. Мораль и право. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность личности.

34. Нравственные ценности человека.

35. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

36. Религиозные ценности и свобода совести.

37. Представления о совершенном человеке в различных культурах.

38. Происхождение и сущность сознания. Сознание и самосознание.

39. Структура сознания. Сознание и бессознательное.

40. Познание как предмет философского анализа. Познание, творчество, практика.

41. Действительность и мышление. Проблема истины в философии.

42. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание. Понимание и объяснение.

43. Научное и вненаучное знание. Критерии научности знания.

44. Структура научного познания. Методы и формы научного познания.

45. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности.

46. Наука и техника. Научно-технический прогресс.

47. Будущее человечества и глобальные проблемы современности.

48. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

 

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ

Задания для работы с фрагментами текста первоисточников.

1. Выделите противоположные характеристики науки и искусства. Придумайте конкретные примеры, иллюстрирующие эти характеристики.

2. «Философия … есть искусство, а не наука». Докажите этот тезис, используя аргументацию, приведенную в тексте.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

 

Уральский филиал

 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

ФИЛОСОФИЯ

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

 

Направление подготовки – 030900.62 Юриспруденция

 

 

Челябинск

Автор:

Клементьев А.А., кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

Рецензенты:

В.И. Липский, канд. филос. наук, доцент, зав. кафедрой философии ГОУ ВПО ЧГПУ, В.А. Шумаков, канд. филос. наук, доцент кафедры философии ЧГПУ

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция.

Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (Уральский филиал) (протокол № 2 от 27 сентября 2011 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (Уральский филиал) (протокол № ___ от ___ ______________ 20___ г.).

 

 

© Российская академия правосудия, 2011.

© Клементьев А.А., 2011.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

 

Введение……………..........…...……………………….…………….....................4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.231 с.)