При удостоверении завещания нотариус не вправе требовать от завещателя представления доказательств принадлежности ему завещанного имущества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При удостоверении завещания нотариус не вправе требовать от завещателя представления доказательств принадлежности ему завещанного имущества.



Подтвердить факт приобретения имущества наследодателем на законных основаниях будет необходимо только при оформле­нии наследственных прав наследников, поскольку в соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства могут входить только вещи, иное имущество, в том числе имущественные права, принадле­жавшие наследодателю на день открытия наследства.

 

Отмена и изменение завещания

Завещатель вправе отменить или изменить составленное им завещание в любое время после его совершения, не указывая при этом причины его отмены или изменения.

Недействительность завещания

Завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание).

ПРАВИЛА

1. Завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием.

2. Оспаривание завещания до открытия наследства не допускается.

3. Не могут служить основанием недействительности завещания описки и другие незначительные нарушения порядка его составления, подписания или удостоверения, если судом установлено, что они не влияют на понимание волеизъявления завещателя.

4. Недействительным может быть как завещание в целом, так и отдельные содержащиеся в нем завещательные распоряжения. Недействительность отдельных распоряжений, содержащихся в завещании, не затрагивает остальной части завещания, если можно предположить, что она была бы включена в завещание и при отсутствии распоряжений, являющихся недействительными.

5. Недействительность завещания не лишает лиц, указанных в нем в качестве наследников или отказополучателей, права наследовать по закону или на основании другого, действительного, завещания.

 

Очередность в праве наследования

 

Наследование по закону имеет место лишь постольку, по­скольку:

ü наследодатель не завещал все свое имущество;

ü хотя наследственное имущество и было завещано, однако впос­ледствии было признано недействительным или оно было не­действительным (ничтожным) с момента совершения;

ü завещатель отменил ранее составленное завещание и не оста­вил нового;

ü отсутствует завещательное распоряжение денежными сред­ствами в банке.

Наследники по закону призываются к наследованию в поряд­ке очередности. Это означает, что никакой иной закон не может установить другую очередность.

Самостоятельной разновидностью является наследование вы­морочного имущества (ст. 1151 ГК РФ): оно переходит по на­следству к Российской Федерации по особым правилам.

Очередность не распространяется также на наследование обя­зательной доли (ст. 1149 ГКРФ).

Наследники каждой последующей очереди наследуют лишь постольку, поскольку:

ü отсутствуют наследники предыдущей очереди. Например, на­следники второй очереди призываются к наследству, если нет наследников первой очереди. Нотариус должен это достоверно установить (выдавая свидетельство о праве на наследство);

ü никто из наследников предыдущей очереди не имеет права наследовать (недостойные наследники);

ü все наследники предыдущей очереди были отстранены судом вследствие того, что они злостно уклонялись от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя;

ü завещатель лишил всех наследников предыдущей очереди наследства;

ü все наследники предыдущей очереди не приняли наследство или отказались от него.

Наличие хотя бы одного из перечисленных обстоятельств по­зволяет призвать наследников последующей очереди.

По общему правилу наследники каждой из очередей (т.е. все наследники, относящиеся к одной очереди) наследуют в равных долях. Так, если наследников первой очереди трое, то каждый из них получает l/З наследства.

Из этого общего правила есть исключение. Доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или в тот же день, переходит по праву представления к его потомкам. Эта доля де­лится между ними поровну.

 

Наследниками первой очереди по закону являются дети, суп­руг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их по­томки наследуют по праву представления (ст. 1142 ГК РФ).

Наследники первой очереди по закону в случае приобретения ими наследства отстраняют от наследования наследников всех последующих очередей.

К наследникам первой очереди относятся:

ü дети наследодателя (в т.ч. усыновленные). Речь идет не толь­ко о детях, которые были живы к моменту открытия наслед­ства, но и о тех, которые были зачаты при жизни наследода­теля и родились живыми после открытия наследства;

ü супруг (супруга) наследодателя. Права и обязанности супру­гов возникают со дня государственной регистрации брака в органах загса (ст. 10 СК РФ); с этого же момента они получа­ют право наследования после друг друга;

ü родители умершего. Права и обязанности родителей и детей (в т.ч. при наследовании) основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке;

ü усыновители наследодателя. Права и обязанности усыновите­ля и усыновленного возникают со дня вступления в законную силу решения об усыновлении ребенка (п. 2 ст. 125 СК РФ). Усыновители и их родственники по отношению к усыновлен­ным детям и их потомству в имущественных правах (в т.ч. и при наследовании) приравниваются к родственникам по про­исхождению;

ü внуки наследодателя и их потомки. Внуки наследуют в по­рядке, предусмотренном ст. 1146 ГК РФ, т.е. по праву пред­ставления.

 

Наследники второй очереди призываются к наследованию только в том случае, если нет наследников первой очереди.

К числу наследников второй очереди относятся:

ü полнородные братья, сестры наследодателя — лица, у которых одни и те же кровные родители;

ü неполнородные братья и сестры, т.е. лица, с которыми наследодатель имеет общих или отца, или мать;

ü дедушка и бабушка наследодателя;

ü неполнородные племянники и племянницы наследодателя, т.е. дети полнородных братьев и сестер. Они наследуют в связи с тем, что их родители (братья и сестры наследодателя) умерли к моменту открытия наследства либо одновременно с насле­додателем.

 

Дети, усыновленные после смерти лиц, имущество которых они имели право наследовать, не утрачивают право ни на долю в наследственном имуществе как наследники по закону, ни на обязательную долю (при наследовании по завещанию), посколь­ку во время открытия наследства правоотношения с наследода­телем, являющимся их родителем, не были прекращены.

Дети, усыновленные при жизни кровного родителя, права наследования имущества этого родителя и его родственников не имеют, поскольку при усыновлении утратили в отношении них личные и имущественные права, кроме случая возможности со­хранения правоотношений с одним из родителей в случае смер­ти другого или с родственниками умершего родителя по их просьбе, если против этого не возражает усыновитель.

Степень родства (для целей наследования по закону) следует определять, исходя из числа рождений. Причем каждое рожде­ние отделяет одного родственника от другого. Так, двоюродные внуки и внучки наследодателя считаются более отдаленными родственниками (их разделяют четыре рождения), нежели пра­дедушка и прабабушка наследодателя (их разделяют три рож­дения).

Право наследовать по закону переходит к родственникам на­следодателя третьей, четвертой и пятой степеней родства, по­скольку нет наследников первой, второй и третьей очереди.

 

К числу наследников третьей очереди относятся:

ü полнородные и неполнородные братья и сестры родителей на­следодателя (т.е. его дяди и тети);

ü двоюродные братья и сестры наследодателя — по праву пред­ставления (т.е. в случае, если их родители (дяди и тети на­следодателя) умерли к моменту открытия наследства).

К наследникам четвертой очереди относятся:

ü прабабушки и прадедушки наследодателя.

Они считаются родственниками третьей степени родства.

К наследникам пятой очереди относятся:

ü дети родных племянников и племянниц ( т.е. двоюродные внуки и внучки наследодателя);

ü родные братья и сестры дедушек и бабушек наследодателя (т.е. его двоюродные дедушки и бабушки).

 

К наследникам шестой очереди относятся:

ü двоюродные правнуки и правнучки наследодателя (т.е. дети его двоюродных внуков и внучек);

ü двоюродные племянники и племянницы (т.е. дети двоюрод­ных братьев и сестер наследодателя), а также дети двоюрод­ных бабушек и дедушек (двоюродные тети и дяди) наследо­дателя.

К седьмой очереди наследников по закону относятся пасын­ки и падчерицы, отчим и мачеха. Эти лица не имеют родствен­ных связей с наследодателем, а также связей, основанных на усыновлении. Они призываются к наследованию по закону лишь постольку, поскольку нет наследников всех предыдущих оче­редей.

 

Принятие наследства осуществляется пу­тем подачи письменного заявления нотариусу по месту от­крытия наследства, где наследник просит либо выдать свиде­тельство о праве на наследство, либо изъявляет свою волю принять наследство.

Заявление можно подать лично, че­рез другое лицо, переслать по почте.

Наследник вправе принять наследство и через представителя.

Наследство может быть принято в течение 6 календарных месяцев с даты открытия наследства

Если же право наследования возникло вследствие того, что другой наследник не принял наследство, оно должно быть приня­то в течение 3 календарных месяцев, отсчет которых начинается по окончании 6-месячного срока, установленного в п. 1 ст. 1154 ГК РФ (т.е. с момента открытия наследства).

Наследник вправе отказаться от наследства в течение 6 меся­цев со дня его открытия (ст. 1157 ГК РФ). Если он не указывает, в пользу кого осуществляет такой отказ, то наступают те же последствия, что и для непринятия наследства:

ü доля отказавшегося поступает к наследникам по закону (по завещанию, если имеет место наследование по завещанию) и распределяется между ними в равных долях;

ü упомянутая доля поступает к подназначенному наследнику (если подназначение имело место). Последний обладает преимуществом перед наследниками по закону и по завещанию (указанными выше).

Если единственный наследник не объявил, в пользу кого он отказывается от наследства, то имущество переходит к государ­ству. Аналогичные последствия наступают в случаях, когда на­следник отказался от наследства в пользу граждан, которые не имеют права наследовать либо лишены этого права завещанием.

3.7. Понятие и структура экологического права.

 

Термин «экология» (экос - местообитание, дом; логос - наука) был предложен немецким ученым Эрнстом Геккелем в 1866 году в книге «Общая морфология организмов». Экология изучает взаимосвязи организмов между собой и окружающей природной средой. Экология - это биология окружающей среды.

Экологическое право - это отрасль российского права, регулирующая общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущего поколения людей.

Экологическое право регулирует общественные отношения:

ü по охране окружающей среды от вредных воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности;

ü по рациональному использованию природных ресурсов;

ü по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц;

ü по обеспечению экологической безопасности.

 

В качестве общего объекта экологического права выступает окружающая среда.

Окружающая среда - одна из наиболее фундаментальных категорий современной науки. Именно окружающая среда, а не природа является интегрированным объектом правового регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы.

Понятие «окружающая среда» было введено в науку экологии во второй половине XIX в. немецким биологом Якобом Икскюлем. Это было сделано, как он писал, «для обозначения внешнего мира, окружающего живые существа в той мере, в какой он воспринимается организмами чувств и органами передвижения животных и побуждает их к определенному поведению».

Как объект природоохранного законодательства понятие «окружающая среда» в экономически развитых странах вошло в употребление в 60-70 гг. XX в., то есть в то время, когда состояние природы было признано в некоторых из них (США, Японии, Великобритании, Германии, Франции и др.) как кризисное. В нашей стране это понятие было введено в оборот позже (1991г.).

Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных* объектов.

а) природная среда;

компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Природная среда отличается от других составляющих окружающей среды свойством самоподдержания и саморегуляции без корректирующего вмешательства человека;

б) природные и природно-антропогенные объекты;

природный объект - это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

природно-антропогенный объект - это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

в ) антропогенные объекты.

антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

*Антропогенный - созданный человеком, возникший в результате его деятельности.

 

Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

 

К основным в экологическом праве относится также понятие «охрана окружающей среды» (охрана природы).

Под охраной окружающей среды понимают деятельность по поддержанию благоприятного состояния окружающей среды, предупреждению деградации в процессе общественного развития и по восстановлению такого состояния, если оно нарушено, для поддержания экологического равновесия.

Отношения по охране окружающей среды образуют предмет регулирования данной отрасли.

Природоохранная деятельность – это деятельность

ü органов государственной власти Российской Федерации,

ü органов государственной власти субъектов Российской Федерации,

ü органов местного самоуправления,

ü общественных и иных некоммерческих объединений,

ü юридических и физических лиц,

направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Правовое регулирование охраны окружающей среды осуществляется по поводу конкретных объектов природы, сферы жизни человека.

Экологическое право прошло многовековой путь эволюции от единичных упоминаний о сбережении общинных лесов в источ­никах древнероссийского права к санитарному и лесному зако­нодательству Российской империи, затем от советских декре­тов «О земле», «О лесах», «О недрах» к кодифицированному и текущему законодательству об использовании и охране отдель­ных природных объектов.

Нормы об охране окружающей природной среды содержатся в:

· Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

· Земельном, Водном, Лесном, Воздушном, Градостроительном кодексах РФ,

· Федеральных законах:

ü от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (ред. от 29 мая 2002 г.),

ü от 4 мая 1999 г. 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

ü от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отхо­дах производства и потребления» (ред. от 10 января 2003 г.);

ü от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности на­селения»;

ü от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. от 30 декабря 2001 г.);

ü от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ « Осанитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения» (ред. от 10 января 2003 г.);

ü от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (ред. от 15 апреля 1998 г.).

Основные направления экологической политики Рос­сии определены Указом Президента РФ от 4 февраля 1994г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого раз­вития». и многих других нормативных правовых актах РФ

Поскольку вопросы природопользования и охраны окружаю­щей среды отнесены, в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 72 Консти­туции РФ, к совместному ведению РФ и субъектов в составе РФ, кроме федеральных нормативных правовых актов вопросы, природопользования и охраны окружающей природной среды регулируются и актами субъектов Российской Федерации.

На территории муниципальных образований принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды, акты органов местного самоуправления об озеленении и благоустрой­стве населенных пунктов, повышении плодородия земель и т.п.

На развитие экологического права оказывают влияние меж­дународные акты.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государ­ственной политики в области охраны окружающей среды.

Задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составля­ющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Зем­ле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Экологическое право должно регулировать всю совокупность взаимоотношений человека и окружающей среды как природо­охранительные, природоресурсные, так и иные, тесно с ними связанные отношения, например, общественные отношения по формированию и укреплению экологического правопорядка.

Управление охраной (защитой) окружающей природной сре­ды включает экологический контроль, построенный на мето­дах обязательности предписаний и рекомендаций управомоченных на то органов, санкционирования (ограниченного самоуп­равления) и разрешения (полного делегирования полномочий).

Задачами экологического контроля являются наблюдение за состоянием окружающей природной среды и выполнением всего комплекса мер, предусмотренного законодательством, по охране (защите) и рациональному использованию природных ресурсов.

Система экологического контроля включает в себя

  • государственный и общественный надзор,
  • экологиче­ский мониторинг (включая международный),
  • проведение эко­логической экспертизы,
  • оценку воздействия любой планируе­мой деятельности на среду обитания.

Государственный экологический мониторинг — это служ­ба государственного наблюдения за состоянием окружающей природной среды. Его организационную основу составляют Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы.

Экологическая экспертиза - это обязательная предварительная мера, предшествующая, а потому и определяющая принятие хозяйственного решения с целью проверки его соответствия тре­бованиям экологической безопасности. Экологическая экспер­тиза выступает организационно-правовой формой предупреди­тельного контроля всех предплановых (предпроектных) матери­алов, а также экологического обоснования выдачи лицензий и сертификатов.

В числе форм экологической экспертизы — эколого-санитарная, эколого-правовая и эколого-нормативная экспертизы, а также такая предварительная мера, как оценка воздействия любой планируемой деятельности на окружающую среду.

Экономический механизм охраны природной среды включа­ет следующие части:

ü лицензии на природопользовании;

ü лимиты;

ü экологические фонды для восстановления.

Одним из принципов экологического законодательства, уста­новленных в Федеральном законе «Об охране окружающей сре­ды», является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Экологическая ответственность представляет собой совокуп­ность неблагоприятных последствий для лица, нарушившего нормы экологического законодательства или экологические права человека и гражданина.

Юридические и физические лица, виновные в экологиче­ском правонарушении, причинившем ущерб здоровью или иму­ществу граждан, возмещают его в полном объеме.

Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, упол­номоченного на то органа государственного управления, обще­ственного объединения.

Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установле­ния — из средств государственных экологических фондов.

При определении ущерба, нанесенного имуществу, учитыва­ется прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости имущества, в том числе строений, жилых и произ­водственных помещений, оборудования, и, как правило, упущен­ная выгода.

Реализация конституционной нормы об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам обеспечивается нормами уголовного, административного, гражданского, трудового, земельного и эко­логического законодательств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.056 с.)