Раздел 1. Концептуальные основы курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Концептуальные основы курса



МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Кафедра психологии, социологии, государственного и муниципального управления

 

О.П. СТЕРЛИГОВА

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

Рекомендовано редакционно-издательским

советом университета в качестве учебного пособия

ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«040201»

«СОЦИОЛОГИЯ»

МОСКВА – 2008

 

 

УДК 504

С 79

 

Стерлигова О.П. Социальная экология: Учебное пособие.- М.: МИИТ, 2008. - 60 с.

 

В учебном пособии рассматриваются основные этапы становления и развития социальной экологии как науки. Рассматриваются методы социальной экологии и сферы их практического применения. В полном объеме обсуждаются принципы и законы данной дисциплины. Учебное пособие посвящено вопросам экологического образования, излагаются проблемы современной экологии.

Учебное пособие включает теоретические вопросы курса, рекомендации для подготовки и проведения семинарских занятий, задания для самостоятельной работы студентов, словарь экологических терминов.

Содержание пособия соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта РФ третьего уровня высшего профессионального образования и отражает задачи преподавания дисциплины «Социальная экология».

Предназначено для студентов специальности «Социология».

 

Рецензенты:

Коваленок Т.П. – кандидат психологических наук, доцент Московского государственного агро-инженерного университета им. В.П. Горячкина;

Удачина Е.Г. –кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии посттравматического стресса Института психологии РАН.

 

 

© Московский государственный

университет путей сообщения, 2008

 

 

В В Е Д Е Н И Е

В настоящее время термин «экология» употребляют, когда говорят о природе и ее неблагополучном состоянии. Политики, журналисты, педагоги, социологи, психологи, деятели культуры в своих исследованиях часто употребляют слово «экология». Этот термин употребляется совместно с такими словами как семья, общество, город, культура, педагогика, психология, воспитание.

Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Термин «экология» был впервые введен немецким биологом Эрнстом Геккелем (1834 – 1919) в 1866 году. Он образован из двух греческих слов: oikos, что значит дом или жилище, и logos – изучение или наука. Таким образом, буквально «экология» означает нечто вроде науки о земном «хозяйстве».

Во 2-м томе своей книги «Всеобщая морфология организмов» Э. Геккель дал следующее определение экологии как науки: «Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все «условия существования». Они частично органической, частично неорганической природы; но как те, так и другие … имеют весьма большое значение для форм организмов, так как они принуждают их приспосабливаться к себе».

На русском языке термин «экология» впервые было упомянуто в кратком изложении «Общей морфологии» Э.Геккеля – небольшой книжке, вышедшей в 1868 году под редакцией И.И. Мечникова.

Э. Геккель предложил термин «экология» для применения его исключительно в сфере биологических наук, главным образом зоологии. Как самостоятельная биологическая дисциплина она выделилась только с начала XX в. наряду с физиологией, генетикой и др. С середины пятидесятых годов ее значение и сферы приложения стали значительно расширяться, и современную экологию можно охарактеризовать как междисциплинарную область, развивающуюся на стыке физики, биологии и общественных наук. В настоящее время экология стала дифференцированной наукой. Среди естественных наук экология впервые включает в свое содержание интересы человека, вопросы об улучшении условий жизнедеятельности людей. Задачи экологии расширяются, и она выходит за пределы только биологических наук.

Современная экология охватывает очень обширный круг вопросов и тесно переплетается с социальными, техническими и гуманитарными науками. Экология рассматривается как универсальная, фундаментальная, комплексная наука, имеющая практическое значение. В связи с этим, существует несколько различных толкований содержания этого термина:

- экология – одна из биологических наук, изучающих живые системы в их взаимодействии со средой обитания;

- экология – комплексная наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и ее взаимодействии с обществом;

-экология - особый общенаучный подход к исследованию проблем взаимодействия организмов, биосистем и среды (экологический подход);

- экология – совокупность научных и практических проблем взаимоотношений человека и природы (экологические проблемы).

Следовательно, экология рассматривается не только как система наук, она приобретает мировоззренческий характер.

Экология является биологической наукой, но в настоящее время она стала и междисциплинарной наукой, охватывающей естественные, технические и общественные явления. Но она имеет и свою специфику. Н.Ф. Реймерс очень четко определили особенность данной науки: «Она всегда ставит в центр изучаемых явлений ЖИВОЕ, смотрит на мир его глазами, будь то отдельная особь, популяция организмов, биоценоз или человек, все человечество; а если не живое, то созданное живым – биогеохимический цикл, например, круговорот углекислоты или кислорода в биосфере, промышленное предприятие или сельскохозяйственное поле».

Экология тесно связана с генетикой. Об этом свидетельствует тот факт, что экспериментальные исследования генетики позволяют осуществлять генетический мониторинг в популяциях организмов, включая человека. Экология имеет традиционные связи с биохимией. Биохимия помогает выяснению путей метаболизирования растениями различных токсинов. Экология тесно связана с физиологией, так как она учитывает последствия регуляции жизненных функций. Наряду с этим экология связана с химией, математикой, географией и другими естественными науками.

Экологию можно считать единой биосоциальной или социально-биологической наукой, так как в ее предмет изучения вошли взаимодействие надорганизменных систем различного иерархического уровня друг с другом и с окружающей средой. Важнейшими направлениями современной экологической науки являются экология человека и социальная экология.

Антропоэкология (экология человека) изучает взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постепенно усложняющейся динамической средой обитания.

Экология человека рассматривает биосферу как экологическую нишу человечества, изучая природные, социальные и экономические условия как факторы среды обитания человека, обеспечивающие его нормальное развитие и воспроизводство.

Социальная экология (социоэкология) – наука, изучающая взаимоотношения в системе общество – природа, влияние окружающей среды на общество. Главная цель социальной экологии – это сохранение равновесия системы «человек- окружающая среда». Человек выступает в этом случае в качестве социума, поэтому предмет социальной экологии – это крупные контингенты людей, распадающиеся на отдельные группы в зависимости от своего социального статуса, рода занятий, возраста.

Социальная экология рассматривает биосферу Земли как экологическую нишу человечества, связывая окружающую среду и деятельность человека в единую систему «природа – общество». Она раскрывает воздействие человека на равновесие природных экосистем, изучает вопросы рационализации взаимоотношений человека и природы. Задача социальной экологии как науки состоит также в том, чтобы предлагать такие эффективные способы воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвращали катастрофические последствия, но и позволяли существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека и всего живого на Земле.

Социальная экология разрабатывает также научные основы рационального природопользования, направленные на охрану природы. Необходимо отметить, что социальная экология не только относительно самостоятельная, но и комплексная наука. Философские, социально-экономические, этические и другие аспекты социальной экологии разрабатываются новыми научными направлениями – историческая экология, экология культуры, экология и экономика, экология и политика, экология и мораль, экология и право, экологическая информатика.

Большое место в социальной экологии принадлежит вопросам экологического образования, воспитания и просвещения.

Одним из направлений, связанных с социальной экологией, является прикладная экология, разрабатывающая нормы использования природных ресурсов и среды жизни, устанавливающая допустимые нагрузки на них и определяющая формы управления экосистемами.

Необходимо отметить, что социальная экология выделила социоприродные законы, отражающие единство общества и природы. Закон – это необходимое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и в обществе. Социальная экология формулирует новые типы законов, отражающих взаимосвязь общества, техники и природы в рамках единой системы. Опираясь на такие законы, общество сможет решать вопросы взаимосвязанного экологического и социально-экономического развития.

 

Все взаимосвязано со всем.

Природа знает лучше.

Ничто не дается даром.

Эти законы должны учитываться при рациональном природопользовании и вообще при любой деятельности человека на Земле и в Космосе.

Английский философ Герберт Спенсер (1820-1903) писал: «Никакие законы человеческие не могут иметь действительного значения, если они противны законам природы». Следовательно, синтез природного и общественного, если людям удается его реализовать, станет характерной чертой цивилизации.

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ

«СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

1. Биосферный подход к решению экопроблем.

2. Взаимосвязь систем: «человек – техника», «человек – культура», «человек – природа».

3. Естественные и социальные системы.

4. Задачи социальной экологии.

5. Законы социальной экологии.

6. Западные философские концепции «неантропоцентристской этики».

7. Категории экологии.

8. Концепции развития экоаудита в России.

9. Локальный, региональный и глобальный уровни экологических проблем.

10. Международная охрана окружающей среды.

11. Метод социальной экологии.

12. Механизмы воздействия факторов среды на организм и пределы его устойчивости, пути адаптации к стрессорным воздействиям среды.

13. Мониторинг природной среды, методы наблюдений и анализа состояния экосистем.

14. Национальные и глобальные уровни экологических проблем.

15. Неуправляемый рост народонаселения и проблемы экологии.

16. Нормы экологического законодательства и экоаудита в России.

17. Основные группы загрязнителей, пути их миграции, трансформации и накопления в экосистемах.

18. Основные черты кризисных экологических ситуаций.

19. Особенность экологического подхода: «центральный объект» и «окружающая среда».

20. Охрана окружающей среды в России.

21. «Парниковый» эффект и договоры по азону.

22. Политика и экологическая политика.

23. Понятие и элементы окружающей среды.

24. Понятие, цель, задачи и принципы экологический экспертизы.

25. Популяции в экологии, систематике, генетике.

26. Правовая охрана окружающей среды.

27. Причины изменений видового состава флоры и фауны под влиянием деятельности человека.

28. «Римский клуб» и экопроблема.

29. Социальная экология в системе наук.

30. Становление социальной экологии.

31. Становление экологической этики.

32. Становление экологического образования.

33. Теоретические основы экологического образования.

34. Теоретические и методологические основы социальной экологии.

35. Теория Т.Р. Мальтуса о народонаселении.

36. Типы экосистем и экологические проблемы.

37. Физиологические основы здоровья человека, факторы экологического риска, возможности экологической адаптации.

38. Функции социальной экологии.

39. Экзистенциальная природа социопатии.

40. Экологические аспекты здоровья.

41. Экологические движения и организации в России и на Западе.

42. Экологический кризис: структура, причины, пути выхода.

43. Экологическое сознание и экологическое образование.

44. Этапы демографической истории.

45. Этапы развития экологии.

 

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………3

Раздел 1. Концептуальные основы курса

1. Предмет, метод, принципы и законы социальной экологии………………………………………………………………. 8

2. Сущность системы «общество – природа»………..…… 12

3. Типы экосистем и экологические проблемы…………….17

Раздел 2. Экология, политика и общество

4. «Римский клуб» и экологические проблемы…………….23

5. Экологический кризис и возможности его решения…....27

6. Экологические движения и организации………………..31

Раздел 3. Экология. Здоровье. Цивилизация

7. Экология и здоровье человека. Урбоэкология………….33

Темы семинарских занятий………………………………….42

Вопросы к зачету по курсу «Социальная экология»..…….47

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………….51

ГЛОССАРИЙ………………………………………………..52

 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции. – М.: «КРУК», 1994.

2. Бганба В.Р. Социальная экология. – М.: Высшая школа. – 2005.

3. Бганба-Церера В.Р. Экологическая этика. Учебное пособие // Энциклопедия социального образования. – М., 1998.

4. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная: Учебник для студентов высших учебных заведений. Пособие для учителей. – М.: Агар, 1999.

5. Комаров В.Д. Социальная экология – философские аспекты. – Л., 1990.

6. Козлова Т.А., Сухова Т.С., Сивоглазов В.И. Экология. – М., 1996.

7. Небель Б. Наука об окружающей среде. Т.1. М., 1993.

8. Маркович Д.Ж. Социальная экология. – М., 1996.

9. Реймерс Н.Ф. Начало экологических знаний. М., 1993.

10. Пехов А.П. Биология с основами экологии. – СПб., 2001.

11. Шамилева И.А. Экология. – М.: Владос, 2004.

12. Урбоэкология /Под ред. Т.И. Алексеева. М., 1990.

13. Экологический энциклопедический словарь. – М., 1999.

 

Г Л О С С А Р И Й

АГРОЭКОСИСТЕМА – неустойчивая, искусственно созданная и регулярно поддерживаемая человеком экосистема культурных биосистем. Агросистемы, как и естественные экосистемы, являются элементарными единицами биосферы (поля, искусственные пастбища, огороды, сады, виноградники, лесные насаждения и т.п.).

АДАПТАЦИЯ – комплекс приспособительных морфофизиологических, поведенческих и информационно-биоценотических реакций, обеспечивающий возрастание устойчивости к воздействию факторов внешней среды и успех в конкуренции.

АНАБИОЗ – (оживление) способность организмов переживать неблагоприятное время (изменение температуры окружающей среды, отсутствие влаги и др.) в состоянии, при котором резко снижается обмен веществ и отсутствуют видимые проявления жизни. При наступлении благоприятных условий организм оживает. Явление анабиоза впервые было обнаружено А. Левенгуком (1901).

АРЕАЛ – область распространения на земной поверхности систематической группы живых организмов или сообществ. Они бывают сплошные, когда организмы занимают территории без существенных перерывов, и прерывистые (дизъюнктивные). Границы ареалов растений и животных сформировались в процессе эволюции биосферы и зависят от условий окружающей среды. Они могут изменяться под воздействием естественных факторов (климатические, эдафические, биотические) или под влиянием деятельности человека (при вырубке лесов, загрязнений окружающей среды и пр.).

АУТЭКОЛОГИЯ – (вне и экология) раздел экологии, рассматривающий взаимоотношения отдельного организма (вида) с окружающей средой.

БИОГЕОЦЕНОЗ -сложная природная система, объединяющая на основе обмена веществ и энергии совокупность живых организмов (биоценоз) с неживыми компонентами – условиями обитания; к живым компонентам биогеоценоза относятся автотрофные и гетеротрофные организмы.

БИОКОСНОЕ ВЕЩЕСТВО – вещество, возникающее в результате совместной деятельности живых организмов и косных (абиогенных) процессов (кора выветривания, почвы, природные воды и др.), причем они представляют значительно биогеохимическую энергию в биосфере. Термин введен В.И. Вернадским (1926).

БОЛЕЗНИ УРБАНИЗАЦИИ – большая группа заболеваний, связанных с переуплотнением населения и загрязнением окружающей среды (шумовым, химическим, биологическим и т.д.).

БИОТОП – часть (блок) экосистемы, представляющая среду обитания для организмов (биоценоза), может быть представлен абиотическими и биотическими факторами.

ВЕЩЕСТВО ЖИВОЕ – совокупность тел живых организмов, населяющих Землю, вне зависимости от их систематической принадлежности.

ВЕЩЕСТВО БИОГЕННОЕ – химические соединения, возникшие в результате жизнедеятельности организмов.

ГЕМОРРАГИЧЕСКИЕ ЛИХОРАДКИ – группа вирусных болезней человека, при которых поражаются мелкие кровеносные сосуды, повышается температура. Вирусы циркулируют между грызунами и клещами.

ГЕНОФОНД – совокупность генов одной группы особей (популяции, группы популяций или вида), характеризующихся определенной частотой встречаемости (генов). Большую роль в охране и воспроизводстве генофонда растений и животных играют национальные парки, биосферные заповедники, зоопарки, генетические банки и т.д. Термин введен А.С. Серебровским (1908).

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА – совокупность предметов и явлений природы (земная кора, нижняя часть атмосферы, вода, почвенный покров, растительный и животный мир), вовлеченных на данном историческом этапе в процесс общественного производства и составляющих необходимое условие существования и развития человеческого общества.

ГЕТЕРОТРОФЫ - организмы, использующие в качестве источника питания органические вещества, произведенные другими организмами. К гетеротрофам относятся человек, все животные, некоторые растения, большинство бактерий, грибы. В пищевой цепи экосистем составляют группу консументов.

ГЛОБАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – любая деятельность человека, исключающая вредное воздействие на среду, окружающую цивилизацию.

ГЛОБАЛЬНАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ГСМОС) – проводит работу по пяти основным направлениям, связанным со здоровьем человека (с участием Всемирной организации здравоохранения), климатом (со всемирной метеорологической организацией), дальним переносом загрязняющих веществ (с Европейской экономической комиссией).

ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ – научное направление, рассматривающее экологическое взаимодействие биосферы с процессами, происходящими в недрах Земли, космическим окружением и антропогенными факторами (последействиями природопреобразующей, производственной деятельности человека).

ДЕПОПУЛЯЦИЯ – уменьшение численности населения людей или животных.

ДИГРЕССИЯ – ухудшение состояния экосистем под влиянием воздействия различных факторов, чаще всего человека.

ДОЗА ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМАЯ (ПДД) – максимальное количество вредного агента, проникновение которого в организмы (через дыхание, пищу и т.п.) еще не оказывает на них пагубного влияния.

ЗАПОВЕДНИК – природная территория, изъятая из хозяйственного использования и предназначенная для сохранения экосистем, видов живого или других объектов природы (например, минералов).

МОНИТОРИНГ – слежение за какими-либо объектами, явлениями, средами жизни или биосферой в целом.

НООСФЕРА – «мыслящая оболочка» (В.И. Вернадский), сфера разума – естественная стадия развития биосферы, когда разумная деятельность человека становится важным фактором биосферных процессов.

ПАРК НАЦИОНАЛЬНЫЙ – территория, включающая особо охраняемые природные ландшафты с целью их сохранения, а также для экологического образования и воспитания. Обычно включает зоны заповедную, рекреационную и хозяйственную.

РЕСУРСЫ ВОЗОБНОВИМЫЕ – все природные ресурсы, находящиеся в пределах биосферного круговорота веществ, способные к самовосстановлению за сроки, соизмеримые с темпом хозяйственной деятельности человека.

РЕСУРСЫ НЕВОЗОБНОВИМЫЕ – та часть природных ресурсов, которая не самовосстанавливается в процессе круговорота веществ в биосфере за время, соизмеримое с темпом хозяйственной деятельности человека.

СРЕДА АНТРОПОГЕННАЯ - среда природная, прямо или косвенно, намеренно или непреднамеренно измененная людьми.

СУКЦЕССИЯ – последовательная смена экосистем (биоценозов) в результате саморазвития на безжизненном субстрате или на месте разрушения существовавших экосистем (в этом случае сукцессии называют вторичными). Конечным результатом является относительно стабильные климаксовые или узловые экосистемы.

СОЦИОПРИРОДНАЯ СИСТЕМА – социоэкосистема – динамическая саморазвивающаяся система «человеческое общество – природа».

СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ – единство экономических и экологических характеристик развития общества, выражающих его отношение к природе и, прежде всего, к биосфере. В истории общества различают три основных способа взаимодействия общества и природы: палеолитический (коэволюционно-собирательский), неолитический (производственно-некоэволюционный) и ноосферный (интнсивно-коэволюционный), на который предстоит перейти человечеству для экологического выживания.

ТЕРАТОГЕН (Ы), ТЕРАТОГЕНЕЗ – биологические воздействия (внутриутробные заболевания и т.п.), химические вещества и физические агенты, вызывающие уродства у организмов в ходе их индивидуального развития.

ТЕХНОСФЕРА – часть биосферы, преобразованная людьми с помощью прямого и косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия социально-экономическим потребностям человека. Техносфера – это здания, различного рода сооружения, системы коммуникации, производственное оборудование, транспортные средства и т.д.

ЭКОЛОГИЯ – первоначально раздел биологии (биоэкология), занимающийся изучением взаимоотношений организмов между собой и со средой обитания. Современная экология ориентирована на изучение окружающей среды и взаимоотношений с ней человека, определение масштабов и допустимых пределов воздействий человеческого общества на среду, поиск путей уменьшения или нейтрализации этих воздействий. В стратегическом плане – наук о выживании человечества, недопущении экологического кризиса и выходе из него. В основе всех направлений современной экологии лежат фундаментальные положения биологической экологии. Делится на общую, социальную и прикладную.

ЭКОЛОГИЯ ОБЩАЯ – наука о наиболее общих закономерностях взаимоотношений организмов и их сообществ со средой. Включает экологию особей (аутэкологию), экологию популяций (популяционная экология), экологию сообществ и учение об экосистемах (синэкология), учение о биосфере (глобальная экология).

ЭКОЛОГИЯ ПРИКЛАДНАЯ – раздел экологии, занимающийся разработкой допустимых нагрузок на среду и экосистемы, норм использования природных ресурсов, методов управления экосистемами, способов «экологизации» различных отраслей хозяйства, моделированием экосистем или экосистемных процессов и т.п.

ЭКОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество – природа», специфическую роль человека в экосистемах различного ранга, отличие этой роли от других живых существ, пути оптимизации взаимоотношений человека со средой, основы рационального природопользования.

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА – раздел социальной экологии, задачей которого является изучение адаптаций человека или его групп (популяций) к изменяющейся среде (в ряде случаев социальной), влияния среды на здоровье людей.

ЭКОПОЛИС – городское население, в котором максимально сочетаются для человека преимущества городской среды и экологические потребности.

ЭКОПОРТРЕТ ЧЕЛОВЕКА – совокупность генетически обусловленных свойств и структурно-функциональных особенностей индивидуума, характеризующих специфическую адаптацию к конкретному набору особых факторов среды обитания (высокогорье, пустыня, Крайний Север и др.). Понятие введено Н.А. Агаджаняном (1981).

ЭКОСИСТЕМА – любое сообщество живых существ и среды их обитания, существующее как единое функциональное целое. Основные признаки экосистемы – круговорот веществ и поток энергии, способность противостоять (в определенных пределах) внешним воздействиям, самовосстанавливаться и развиваться. Различают микроэкосистемы (например, ствол гниющего дерева, небольшой пруд и т.п.), мезоэкосистемы (лес, озеро, река и т.п.), макроэкосистемы (океан, континент и др.) и глобальную экосистему в границах всей планеты (биосферы).

ЭКОСФЕРА – экологическая сфера, биологическая система, включающая живые организмы и окружающую их среду, с которой они взаимодействуют.

ЭКОЦИД – преднамеренное преступное разрушение среды обитания всего живого, в том числе уничтожение среды обитания человека на обширной территории в военных целях.

ЯВЛЕНИЕ АНТРОПОГЕННОЕ – событие, прямо или косвенно вызванное хозяйственной деятельностью человека или его поведением.

Сводный план 2008 г., поз………

Стерлигова Ольга Петровна

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

Учебное пособие

Подписано в печать Формат 60x84/16 Тираж -

 

Усл.-печ.л. - Заказ №

 

127994, Москва, ул. Образцова, 15

Типография МИИТа


[1] См.: Бганба-Церера В.Р. Экологическая этика. М., 1998. С.29-34

[2] См.: Бганба В.Р. Социальная экология. М.,2005. С.64-68.

[3] См.: Лейбин В.М. «Модели мира» и образ человека. Критический анализ идей Римского клуба. М., 1982. С. 150.

[4] См.: Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980.

[5] См.: Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная. М.: Агар, 1999. С. 135-138.

[6] См.: Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная. М.: Агар, 1999. С. 139-140.

 

[7] См.: Бганба В.Р. Социальная экология. М., 2005. С.99- 105.

[8]См.: Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. М., 1994. С.201-202.

[9] См.: Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. М., 1994. С.210-212.

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Кафедра психологии, социологии, государственного и муниципального управления

 

О.П. СТЕРЛИГОВА

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

Рекомендовано редакционно-издательским

советом университета в качестве учебного пособия

ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«040201»

«СОЦИОЛОГИЯ»

МОСКВА – 2008

 

 

УДК 504

С 79

 

Стерлигова О.П. Социальная экология: Учебное пособие.- М.: МИИТ, 2008. - 60 с.

 

В учебном пособии рассматриваются основные этапы становления и развития социальной экологии как науки. Рассматриваются методы социальной экологии и сферы их практического применения. В полном объеме обсуждаются принципы и законы данной дисциплины. Учебное пособие посвящено вопросам экологического образования, излагаются проблемы современной экологии.

Учебное пособие включает теоретические вопросы курса, рекомендации для подготовки и проведения семинарских занятий, задания для самостоятельной работы студентов, словарь экологических терминов.

Содержание пособия соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта РФ третьего уровня высшего профессионального образования и отражает задачи преподавания дисциплины «Социальная экология».

Предназначено для студентов специальности «Социология».

 

Рецензенты:

Коваленок Т.П. – кандидат психологических наук, доцент Московского государственного агро-инженерного университета им. В.П. Горячкина;

Удачина Е.Г. –кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии посттравматического стресса Института психологии РАН.

 

 

© Московский государственный

университет путей сообщения, 2008

 

 

В В Е Д Е Н И Е

В настоящее время термин «экология» употребляют, когда говорят о природе и ее неблагополучном состоянии. Политики, журналисты, педагоги, социологи, психологи, деятели культуры в своих исследованиях часто употребляют слово «экология». Этот термин употребляется совместно с такими словами как семья, общество, город, культура, педагогика, психология, воспитание.

Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Термин «экология» был впервые введен немецким биологом Эрнстом Геккелем (1834 – 1919) в 1866 году. Он образован из двух греческих слов: oikos, что значит дом или жилище, и logos – изучение или наука. Таким образом, буквально «экология» означает нечто вроде науки о земном «хозяйстве».

Во 2-м томе своей книги «Всеобщая морфология организмов» Э. Геккель дал следующее определение экологии как науки: «Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все «условия существования». Они частично органической, частично неорганической природы; но как те, так и другие … имеют весьма большое значение для форм организмов, так как они принуждают их приспосабливаться к себе».

На русском языке термин «экология» впервые было упомянуто в кратком изложении «Общей морфологии» Э.Геккеля – небольшой книжке, вышедшей в 1868 году под редакцией И.И. Мечникова.

Э. Геккель предложил термин «экология» для применения его исключительно в сфере биологических наук, главным образом зоологии. Как самостоятельная биологическая дисциплина она выделилась только с начала XX в. наряду с физиологией, генетикой и др. С середины пятидесятых годов ее значение и сферы приложения стали значительно расширяться, и современную экологию можно охарактеризовать как междисциплинарную область, развивающуюся на стыке физики, биологии и общественных наук. В настоящее время экология стала дифференцированной наукой. Среди естественных наук экология впервые включает в свое содержание интересы человека, вопросы об улучшении условий жизнедеятельности людей. Задачи экологии расширяются, и она выходит за пределы только биологических наук.

Современная экология охватывает очень обширный круг вопросов и тесно переплетается с социальными, техническими и гуманитарными науками. Экология рассматривается как универсальная, фундаментальная, комплексная наука, имеющая практическое значение. В связи с этим, существует несколько различных толкований содержания этого термина:

- экология – одна из биологических наук, изучающих живые системы в их взаимодействии со средой обитания;

- экология – комплексная наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и ее взаимодействии с обществом;

-экология - особый общенаучный подход к исследованию проблем взаимодействия организмов, биосистем и среды (экологический подход);

- экология – совокупность научных и практических проблем взаимоотношений человека и природы (экологические проблемы).

Следовательно, экология рассматривается не только как система наук, она приобретает мировоззренческий характер.

Экология является биологической наукой, но в настоящее время она стала и междисциплинарной наукой, охватывающей естественные, технические и общественные явления. Но она имеет и свою специфику. Н.Ф. Реймерс очень четко определили особенность данной науки: «Она всегда ставит в центр изучаемых явлений ЖИВОЕ, смотрит на мир его глазами, будь то отдельная особь, популяция организмов, биоценоз или человек, все человечество; а если не живое, то созданное живым – биогеохимический цикл, например, круговорот углекислоты или кислорода в биосфере, промышленное предприятие или сельскохозяйственное поле».

Экология тесно связана с генетикой. Об этом свидетельствует тот факт, что экспериментальные исследования генетики позволяют осуществлять генетический мониторинг в популяциях организмов, включая человека. Экология имеет традиционные связи с биохимией. Биохимия помогает выяснению путей метаболизирования растениями различных токсинов. Экология тесно связана с физиологией, так как она учитывает последствия регуляции жизненных функций. Наряду с этим экология связана с химией, математикой, географией и другими естественными науками.

Экологию можно считать единой биосоциальной или социально-биологической наукой, так как в ее предмет изучения вошли взаимодействие надорганизменных систем различного иерархического уровня друг с другом и с окружающей средой. Важнейшими направлениями современной экологической науки являются экология человека и социальная экология.

Антропоэкология (экология человека) изучает взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постепенно усложняющейся динамической средой обитания.

Экология человека рассматривает биосферу как экологическую нишу человечества, изучая природные, социальные и экономические условия как факторы среды обитания человека, обеспечивающие его нормальное развитие и воспроизводство.

Социальная экология (социоэкология) – наука, изучающая взаимоотношения в системе общество – природа, влияние окружающей среды на общество. Главная цель социальной экологии – это сохранение равновесия системы «человек- окружающая среда». Человек выступает в этом случае в качестве социума, поэтому предмет социальной экологии – это крупные контингенты людей, распадающиеся на отдельные группы в зависимости от своего социального статуса, рода занятий, возраста.

Социальная экология рассматривает биосферу Земли как экологическую нишу человечества, связывая окружающую среду и деятельность человека в единую систему «природа – общество». Она раскрывает воздействие человека на равновесие природных экосистем, изучает вопросы рационализации взаимоотношений человека и природы. Задача социальной экологии как науки состоит также в том, чтобы предлагать такие эффективные способы воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвращали катастрофические последствия, но и позволяли существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека и всего живого на Земле.

Социальная экология разрабатывает также научные основы рационального природопользования, направленные на охрану природы. Необходимо отметить, что социальная экология не только относительно самостоятельная, но и комплексная наука. Философские, социально-экономические, этические и другие аспекты социальной экологии разрабатываются новыми научными направлениями – историческая экология, экология культуры, экология и экономика, экология и политика, экология и мораль, экология и право, экологическая информатика.

Большое место в социальной экологии принадлежит вопросам экологического образования, воспитания и просвещения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.125 с.)