По проведению занятий с применением интерактивных форм обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По проведению занятий с применением интерактивных форм обучения



 

Москва


 

Борисова М.В., Серова Т.И. Интерактивное обучение в вузе (методические рекомендации по проведению занятий с применением интерактивных форм обучения). – Москва, ГУЗ, 2012.-58 с.

 

 

Методические рекомендации содержат описание используемых в образовательном процессе интерактивных методов обучения. Предназначены для преподавателей вуза, студентов, аспирантов, магистрантов.

 

Утверждено на заседании кафедры «Социально-правовых и гуманитарных дисциплин» протокол № от 2.09.2012 г.

 

© Борисова М.В., Серова Т.И, 2012.

© Государственный университет по землеустройству, 2012.

 


 

Содержание

 

Введение  
1 Характеристика интерактивного обучения  
2 Основные интерактивные методы обучения в вузе  
2.1 Лекции при интерактивном обучении  
2.2 Методы группового интерактивного обучения  
2.3 Методы активизации творческой деятельности  
2.4 Мастер класс  
2.5 Мультимедийные технологии интерактивного обучения  
3 Методические приемы развития критического мышления методом чтения и письма в интерактивном обучении  
Литература  

 

 


Введение

Одно из направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе – введение интерактивных форм обучения. В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования одним из требований к организации учебного процесса в вузе является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (п. 7.3 ФГОС ВПО) для формирования необходимых профессиональных и общекультурных компетенций. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных технологий обучения. Интерактивные технологии помогают решить одну из важнейших проблем обучения – формирование профессионально важных качеств путем интеграции учебной, научной и профессионально-практической деятельности будущих специалистов.

Термин «интерактивная педагогика» ввел в 1975 году немецкий исследователь Ганс Фринц. Вместе с тем, интерактивное обучение не является принципиально новым в мировой педагогике.

Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга).

Анализ исследований по проблеме использования интерактивных методов обучения показывает, что большинство из них опираются на идеи теории символического интеракционизма (Дж.Г.Мид (США), Г.Блумер (США), Д.М.Болдуин (США), У.Томаса (США), Ч.Кули (США), Г.Зимеля (Германия) и др.), которые служат научной базой и основой для разработки условий, способствующих процессу самореализации обучающихся в учебной деятельности. Создание основ интеракционизма связано с представителями Чикагской школы.

Интеракционизм - направление в современной зарубежной педагогике, психологии и социологии, для которого характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия.

Основоположником интеракционизма является американский философ и социолог Дж.Г.Мид. В основе интеракции лежит теория социального взаимодействия, разработанная Дж. Мидом. Согласно этой теории, развитие личности совершается в процессе общения индивида с членами определенной социальной группы, в ходе совместной деятельности. Дж. Мид подчеркивал, что определяющим в этом процессе является общество, группа, а не личность. Дж. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией.

Интеракционизм не представляет собой единой теории или научной школы, ряд его положений пересекается с другими концепциями, в частности с психоанализом и бихевиоризмом, поэтому данное направление психолого-педагогической науки часто определяется как «интеракционистская ориентация», или «интеракционистский подход», основные представители - Г. Блумер, Э. Гофман, Г. Келли и другие. В основе их идей лежит социальная психология, однако интеракционистский подход оказывает существенное влияние на общую, а также возрастную и педагогическую психологию, что в свою очередь находит отражение в практике воспитания и обучения.

В начале прошлого столетия в США идеи интеракционизма связывались с идеями гуманистического направления в образовании «прагматической педагогики», разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком в Чикагском университете. Ими был предложен метод учения «посредством делания». Джон Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через проблемную (проектную) целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом, от теории к практике, при соединении академических знаний с практической деятельностью.

Интерактивное обучение в России возникло практически параллельно с разработками американских ученых. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. Интерактивное обучение широко практиковалось в 20-х гг. XX в. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Теоретический анализ литературы по истории педагогики и методике обучения показывает, что прообразом интерактивных методик и технологий и началом их использования в образовательном процессе советской школы принято считать так же имитационные игры, разработанные в СССР в 20-30–е годы двадцатого столетия М. Бирштейном. Во время реформирования народного образования в 30-е годы в СССР все новаторские методики были объявлены буржуазными и запрещены. Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-е гг.), а также “педагогики сотрудничества” (70-80-егг) - Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других.

Вновь обращение к интерактивным методам обучения произошло в США в конце 50–х годов прошедшего столетия. Пересмотр педагогических установок, перестройка образования в ведущих странах мира в 50-60-е годы превратилась в одну из важных национальных проблем и с 70-х годов двадцатого века технологии интерактивного обучения прочно вошли в практику как школьного, так и университетского образования США, Франции, Бельгии, Германии, Израиля и других стран. Среди международных педагогических организаций, распространяющих и рекомендующих интерактивные методики, можно назвать Лигу нового воспитания и Международное Бюро Просвещения. В отдельных странах действуют национальные педагогические объединения: Прогрессивная организация народного образования (США), Общество им. Бине (Франция) и пр.

В настоящее время особый интерес для российского высшего образования представляет американский опыт интерактивного обучения, поскольку в последние десятилетия XX в. в США проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработаны детальные руководства для педагогов. Данные методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в высшей школе. Исследования проведенные в 80-х гг. Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивное обучение позволяет значительно повысить качество усвоения учебного материала. Результаты этого исследования отражены в таблице, получившей название “пирамида обучения”. Из которой видно, что наименьший процент усвоения знаний имеют пассивные методики (лекция 05%, чтение - 10%), а наибольший процент интерактивные (дискуссионные группы - 50%, практика через действие - 75%, обучение других, или немедленное применение - 90%).

Технологии интерактивного обучения – достаточно новая для российской высшей школы форма организации образовательного процесса, появившаяся только в начале 90-х годов. Поскольку сама идея подобного обучения возникла в середине 1990-х годов с появлением первого веб-броузера и началом развития сети Интернет, ряд специалистов трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. Наряду с этим допустимо и более широкое толкование, как «способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком)».[1] Поэтому у исследователей и практиков нет единого подхода к определениям, классификациям и другим категориям, раскрывающих их сущность. Остановимся на характеристике интерактивных технологий на основе проведенного анализа литературных источников (Ю.К.Бабанский, Е.В.Бондаревская, В.П.Беспалько, А.А.Вербицкий, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, В.В.Краевс-кий, А.В.Хуторской - общая теория обучения; Д.М.Болдуин, Г.Блумер, Г.Зиммель, Ч.Кули, Дж.Г. Мид- теория символического интеракционизма; Дж. Дьюи – проблемное обучение; В.А. Сластенин, В.В. Серикова, И.С. Якиманская, E.H. Шиянов– личностно – ориентированные технологии; И.А.Зимняя, Е.В.Коротаева, И.Б. Котова, E.H. Шиянов - идеи педагогического взаимодействия; А. Литвинов – активизация познавательной деятельности через задачи; А. Гин – система ТРИЗ; Н.М.Зверева, Т.А.Иванова, М.В.Кларин, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, Е.Н.Перевощикова, П.И.Пидкасистый, И.С.Якиманская и др.- теории активизации личности в обучении; И.Г.Абрамова, Н.П.Аникеева, Б.Ц.Бадмаев, И.В.Балицкая, Н.В.Борисова, А.А.Вербицкий, Д.Н.Кавтарадзе, М.В.Кларин, Е.В.Коротаева, Д.А.Махотин, Т.А.Мясоед, А.М.Смолкин, Т.Л.Чепель, C.А.Шмаков и др.- теории игрового и интерактивного обучения; Н.В.Борисова, Т.С.Панина, Л.Н.Вавилова, С.Б.Ступина – интерактивные технологии; М. Хуторской – продуктивное обучение; Р.X.Джонсон, Д.Халперн, Д.Клустер -теория развития критического мышления и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.006 с.)