Тема 20. Правовое государство и гражданское общество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 20. Правовое государство и гражданское общество



Контрольные вопросы

1. Понятие и элементы гражданского общества.

2. Понятие и принципы правового государства.

3. Причины и условия становления гражданского общества и правово­го государства.

Реферат: Проблемы формирования правового государства в совре­менных условиях.

Литература основная: [1-5]; дополнительная: [8,29,37].

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под гражданским обществом?

2. Из каких элементов состоит гражданское общество?

3. Является ли современное российское общество гражданским?

4. Как возникло учение о правовом государстве?

5. Каковы основные признаки правового государства?

5. Что означает принцип взаимной ответственности государства и личности?

6. В каких направлениях необходимо проводить работу по построению в России правового государства?

7. Назовите?

8. Назовите характерные черты обычного (традиционного) права.

9. К какой правовой семье относится правовая система России?

Методические рекомендации

по подготовке и сдаче экзамена

Цель экзамена – завершить курс обучения по конкретной дисциплине, проверить сложившуюся у студента систему понятий и оценить степень полученных знаний. Тем самым, экзамены содействуют решению главной задачи высшего образования – подготовке квалифицированных специалистов. В процессе подготовки к экзамену, прежде всего, необходимо запоминать определение понятий, ибо именно в них фиксируются признаки, показывающие их сущность и позволяющие отличить данное понятие от других.

Кроме того, студент в процессе заучивания определений конкретных понятий «наращивает» свою правовую культуру, формирует профессиональное правосознание, связанное со специфической юридической терминологией и соответствующей юридической практикой. Однако преподаватель на экзамене проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные правовые категории и юридическую действительность, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, передавать заученную дефиницию своими словами. Таким образом, для экзаменов необходимо разумное сочетание запоминания и понимания, простого воспроизводства учебной информации и работы мысли.

Следует иметь в виду, что некоторая учебная информация поддается, так называемому, «условно-гарантированному» запоминанию, т.е. запоминанию в расчете на помощь определенных учебно-методических средств и приемов. Речь, например, идет о той информации, которая содержится в программе курса (в ней зачастую перечисляются признаки отдельных, наиболее сложных понятий, показывается их структура, приводятся виды и т.п.). Учитывая, что программа курса должна обязательно лежать на столе экзаменующегося, ему необходимо научиться максимально полно использовать сведения, содержащиеся в ней. Это обеспечивает студенту информационный минимум.

Зачастую студенты выбирают «штурмовой метод», когда факты закрепляются в памяти в продолжение немногих часов или дней и лишь для того, чтобы «свалить» экзамен. Однако они не могут сформировать в своем сознании прочных ас-

социаций с другими понятиями. Поэтому знания, приобретенные с помощью по-

добного метода, как правило, менее прочны и надежны. Материал же, набираемый памятью постепенно, день за днем, в различных контекстах, освещенный с разных точек зрения, связанный ассоциациями с другими событиями и неоднократно подвергавшийся обсуждению, образует качественные системные знания.

При подготовке к экзамену следует особое внимание уделить конспектам «жи-вых» лекций, а уж затем учебникам, курсам лекций и т.п. печатной продукции. Дело в том, что «живые» лекции обладают рядом преимуществ: они более деталь-ны, иллюстрированы и оперативны, позволяют оценить современную ситуацию, отразить самую «свежую» научную и нормативную информацию, ответить непосредственно на интересующие аудиторию в данный момент вопросы.

Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно, кстати, совпадающую с позицией преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации.

При подготовке к экзамену важно, наряду с «живыми» лекциями, учебниками и т.п., максимально использовать и программу курса. Ведь она включает в себя разделы, темы и основные проблемы предмета, в рамках которых формируются вопросы для экзамена. Поэтому студент, заранее просмотрев программу курса, сможет лучше сориентироваться: чем ему поможет программа и в какой последовательности (чтобы структурировать знания, построить их в определенную систему) учить ответы на вопросы.

На экзамене преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются помимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как правило, с плохим ответом, то вторые – в рамках билета и направлены на уточнение мысли, высказанной студентом при ответе на вопрос билета. Можно выделить следующие критерии, которыми обычно руководствуются преподаватели на экзамене:

1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т. д.);

2) полнота и одновременно лаконичность ответа;

3) новизна учебной информации, степень использования научных и нормативных источников;

4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;

5) логика и аргументированность изложения;

6) грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;

7) культура речи.

Если экзамен проводится в форме тестирования, студентам при подготовке к нему рекомендуется пользоваться учебно-методическим пособием «Контрольно-обучающие тесты по теории государства и права», подготовленным Кораблевым В.Г., Кузакбирдиевым С.С., Цишковским Е.А.

 

ПРИМЕРНЫЕ Вопросы для подготовки к экзамену

1. Понятие и признаки государства.

2. Сущность государства: классовый и общесоциальный подходы.

3. Государственная власть, ее свойства и формы осуществления.

4. Понятие и признаки функций государства.

5. Классификация функций государства.

6. Формы осуществления функций государства.

7. Механизм государства: понятие и признаки.

8. Характеристика элементов механизма государства.

9. Государственный орган: понятие и признаки.

10. Классификация государственных органов.

11. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

12. Понятие и элементы формы государства.

13. Форма правления государства: понятие и виды.

14. Форма государственного устройства: понятие и виды.

15. Политический режим: понятие и виды.

16. Возникновение и развитие учения о правовом государстве (крат­кий анализ).

17. Понятие, признаки и принципы правового государства.

18. Разделение властей в Российском государстве.

19. Понятие и структура гражданского общества.

20. Понятие, признаки и сущность права.

21. Понятие и виды принципов права.

22. Понятие и виды функций права.

23. Социальные нормы: понятие, классификация.

24. Соотношение норм права и норм морали.

25. Понятие, структура и виды правосознания.

26. Правовая культура: понятие, классификация.

27. Общая характеристика форм (источников) права.

28. Понятие, признаки и классификация нормативных правовых актов.

29. Понятие, признаки и виды законов.

30. Понятие, признаки и виды подзаконных нормативных правовых актов.

31. Действие нормативных правовых актов во времени.

32. Действие нормативных правовых актов в пространстве.

33. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц.

34. Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды.

35. Система права: понятие, структурные элементы.

36. Предмет и метод правового регулирования – критерии выделения отраслей права.

37. Система публичного и частного права.

38. Система права и система законодательства. Их соотношение.

39. Механизм правового регулирования: понятие, элементы

40. Стадии механизма правового регулирования.

41. Методы, способы и типы правового регулирования.

42. Понятие и виды правотворчества.

43. Принципы и стадии правотворческого процесса.

44. Законотворчество: понятие и стадии.

45. Понятие и признаки нормы права.

46. Структура нормы права.

47. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.

48. Классификация правовых норм.

49. Понятие и признаки правоотношений.

50. Субъекты правоотношений и объекты правоотношений.

51. Содержание правоотношения (субъективное право и юридическая обязанность).

52. Классификация правоотношений.

52. Юридические факты: понятие и виды.

54. Понятие и признаки реализации норм права.

55. Формы реализации норм права.

56. Понятие и признаки правоприменения.

57. Стадии применения правовых норм.

58. Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права.

59. Понятие, признаки и виды актов применения норм права.

60. Понятие, значение и способы толкования норм права.

61. Виды толкования норм права по субъектам и объему.

62. Акты толкования норм права: понятие и виды.

63. Понятие и виды правомерного поведения.

64. Понятие и признаки правонарушений.

65. Состав правонарушения.

66. Виды правонарушений.

67. Причины правонарушений в обществе.

68. Понятие и признаки юридической ответственности.

69. Принципы, цели и функции юридической ответственности.

70. Основания и виды юридической ответственности.

71. Понятие, содержание и сущность законности.

72. Принципы и гарантии законности.

73. Понятие правопорядка, его соотношение с общественным порядком и законностью.

74. Характеристика англо-саксонской правовой системы.

75. Характеристика романо-германской правовой системы.

76. Характеристика мусульманской правовой системы.

 

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Нормативные правовые акты

1. Конституция РФ (принята всенар. голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок).

2. О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 14.02.2010) (с изм. и доп.).

3. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (с изм. и доп.).

 

Литература

основная:

1. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2009.

2. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. 3-е изд. М., 2009.

3. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник - ("Основы наук"). М., 2010.

4. Рассолов М.М. Теория государства и права. М., 2010.

5. Червонюк В.И. Теория государства и права. М., 2010.

дополнительная:

6. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996.

7. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Норма, 2001.

8. Аксенова М.В. Роль правовых отношений в реализации норм права // Юрист. 2002. № 8. С. 45-56.

9. Аристотель. Политика. М., 1911.

10. Ащеулов А.Т., Табаков С.А., Абдрасулов Е.Б. Толкование закона и норм Конститу-

ции: теория, опыт, процедура // Правоведение. 2002. № 4. С. 243-245.

11. Байтин М.И. О понятии государства // Правоведение. 2002. № 3. С. 4-16.

12. Барнашов А. М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988.

13. Богдановская И. Ю. Прецедентное право. М., 1993.

14. Бошно С.В. Развитие признаков нормативного правового акта в современной правотворческой практике // Журнал Российского права. 2004. № 2. С. 95-100.

15. Власенко Н. А. Основы законодательной техники. Иркутск, 1995.

16. Власенко Н. А. Язык права. Иркутск, 1997.

17. Вышинский А. Я. Вопросы теории государства и права. М., 1949.

18. Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социального прогнозирования. М., 1993.

19. Гегель. Философия права. М., 1990.

20. Гойман В. И. Действие права (методологический анализ) М., 1992.

21. Гревцов Ю. И. Проблемы теории правового отношения. Л., 1981.

22. Гревцов Ю. И. Правовые отношения и осуществление права. Л., 1987.

23. Григорьев Ф. А. Акты применения права. Саратов, 1995.

24. Давид Рене. Правовые системы современности. М., 1988.

25. Дорохин С.В. Деление права на публичное и частное. Поиск критериев // Юрист. 2002. № 9. С. 27-30.

26. Дмитриев Ю. А., Златопольский А. А. Гражданин и власть. М., 1994.

27. Ершов В.В. Признание нормативно-правовых актов противоречащими Конституции РФ и федеральным законам: теория вопроса // Российская юстиция. 2003. № 4.

28. Ершов В. В. Статус суда в правовом государстве. М., 1992.

29. Заводская Л. Н. Механизм реализации права. М., 1992.

30. Зайцева С.Г. Злоупотребление правом. К вопросу о соотношении слова и понятия // Юрист. 2002. № 1. С. 43-52.

31. Звонарева О.С. О цивилизационном подходе в теории государства и права // Правоведение. 2003. № 4. С. 173-180.

32. Зивс С. Л. Источники права. М., 1981.

33. Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978.

34. Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 1993.

35. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1982.

36. Кельзен Г. Общее учение о праве. Вена, 1967.

37. Керимов Д. А. Культура и техника законотворчества. М., 1991.

38. Конституция. Закон. Подзаконные акты. М., 1994.

39. Колесников Е.В., Загайнов С.К. Судебный прецедент: проблемы правоприменения / Правоведение. 2003. № 2. С. 261-264.

40. Косарев А. И. Происхождение и сущность государства. М., 1969.

41. Кононов А.А. Общенаучная концепция системы права//Правове-е. 2003. № 3. С.12-21.

42. Кросс Р. Прецедент в английском праве. М., 1978.

43. Кудрявцев В. Н., Казимирчук В. П. Современная социология права. М., 1995.

44. Кудрявцев Ю.А. Политические режимы: критерии классификации и основные виды // Правоведение. 2002. № 1. С. 195-205.

45. Липинский Д.А. О системе права и видах юридической ответственности // Правоведение. 2003. № 2. С. 27-37.

46. Лукашева Е. А. Право, мораль, личность. М., 1986.

47. Маврин С.П. О роли метода правового регулирования в структурировании и развитии позитивного права // Правоведение. 2003. № 1. С. 205-216.

48. Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информа­ционный аспект

Саратов, 1994.

49. Неновски Н. Единство и взаимодействие государства и права. М., 1982.

50. Нерсесянц В. С. Право и закон. М., 1983.

51. Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1997.

52. Николаев О.В. Проблемы нормативности актов в российском законодательстве // Юрист. 2002. № 11. С. 89-95.

53. Оксамытный В. В. Правомерное поведение личности. Киев, 1985.

54. Остром В. Смысл американского федерализма. М., 1993.

55. Павловский О. Состязательность правосудия нуждается в дополнительных источниках права // Российская юстиция. 2003. № 7. С. 86-90.

56. Поленина С. В. Качество закона и эффективность законодательства. М., 1993.

57. Попов В.В. Некоторые формы появления правового нигилизма и пути его преодоления // Юрист. 2002. № 1. С. 20-25.

58. Придворов Н. А. Право и достоинство личности. Харьков, 1986.

59. Проблемы конституционного развития России на современном этапе / Под ред. С. А. Комарова. Рязань, 1994.

60. Радько Т. Н., Толстик В. А. Функции права. Н. Новгород, 1995.

61. Рожкова Л. П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов, 1984.

62. Саидов А.X. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 1993.

63. Синюков В. Н., Григорьев Ф. А. Правовая система. Вопросы правореализации. Саратов, 1995.

64. Сорокина Ю.В. Право и свобода // Юрист. 2002. № 2. С. 74-82.

65. Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества // Журнал Российского права. 2004. № 11. С. 73-78.

66. Султыгов Н.Н. Предпосылки возникновения юридических запретов // Юрист. 2004. № 4. С. 4-7.

67. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. М., 1986.

68. Татаринцева Е. В Правовое воспитание. М., 1990.

69. Тихомиров Ю. А. Юридическая коллизия. М., 1994.

70. Халфина Р. О. Общее учение об правоотношении. М., 1974.

71. Халфина Р. О. Право как средство социального управления. М., 1988.

72. Фридмен Л. Введение в американское право. М., 1992.

73. Черданцев А. Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. Екатеринбург, 1993.

74. Честнов И.А. Правопонимание в эпоху постмодерна//Правоведение. 2002. № 2. С.4-6.

75. Четвернин В. А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. М., 1993.

76. Чиркин В. Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.

77. Щелопаева Т.А. Юридические коллизии и коллизионные нормы: понятие, виды // Правоведение. 2003. № 6. С. 147-152.

78. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1985.

79. Явич Л. С. Сущность права. Л., 1985.

 

Справочно-правовые системы: 1). Гарант; 2). Консультант Плюс

 

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудиторные занятия и СРС по дисциплине «Право» проходят в аудиториях, в том числе − оборудованных мультимедийными средствами обучения, в компьютерных клас-

сах, обеспечивающих доступ к сети Интернет.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Цели освоения дисциплины ………………………………...............................3

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата ………………...............3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения

дисциплины ……………………….... …………………………………………….3

4. Структура и содержание дисциплины «Право» ………………………….......4

5. Образовательные технологии …...…................................................................11

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.....11

7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины ………………..14

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.........28

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины..……………………..30



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.091 с.)