Теоретические и практические проблемы, выдвигаемые жизнью в ходе осуществления идеи всестороннего развития личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические и практические проблемы, выдвигаемые жизнью в ходе осуществления идеи всестороннего развития личности



В «Философских тетрадях», конспектируя книгу Л.Фейербаха «Лекции о сущности религии», В.И.Ленин писал: «Человеку нужен идеал, но человеческий, соответствующий природе, а не сверхъестественный». Дальше следует цитата из Фейербаха: «Пусть нашим идеалом будет не кастрированное, лишенное телесности, отвлеченное существо, а - цельный, действительный, всесторонний, совершенный, образованный человек»1. Устремленность к идеалу в практике воспитательной работы, умение видеть этот идеал в живом человеческом воплощении - не такая простая вещь, как на первый взгляд кажется. Одним из условий, от которых зависит мастерство, совершенство воспитательной работы, является умение педагога ориентироваться на живой идеал, умение видеть, ценить, беречь в человеке главное, определяющее.Процесс воспитания всесторонне развитой, гармонической личности состоит в том, что, заботясь о совершенстве каждой грани, стороны, черты человека, воспитатель в то же время никогда не упускает из виду то обстоятельство, что гармония всех человеческих граней, сторон, черт определяется чем-то ведущим, основополагающим. Живая человеческая плоть и кровь всесторонне развитого человека воплощают в себе полноту и гармонию сил, способностей, страстей, потребностей, в которой воспитатель видит такие стороны, черты, грани, как моральное, идейное, гражданское, умственное, творческое, трудовое, эстетическое, эмоциональное, физическое совершенство. Ведущим, определяющим компонентом в этой гармонии является нравственность. Школа - очаг знаний, образованности, умственной культуры и труда; годами учитель ведет своих питомцев по тропинке знаний к вершинам человеческой мудрости; интеллектуальные ценности и умственный труд - важнейшие инструменты в наших руках, с помощью которых мы творим человека. Однако природа духа человеческого такова, что не все воспитанники, которые пришли в школу маленькими детьми, уходят из ее стен в жизнь одинаково духовно богатыми, в одинаковой степени приобщившимися к неисчерпаемому источнику интеллектуальных ценностей. Для одних среднее образование - только первый шаг на пути к дальнейшему интеллектуальному обогащению, познанию, совершенствованию, другие же и программой средней школы овладевают с большим трудом и напряжением, но это не говорит о том, что такой человек - несчастный, обреченный.

Неравенство умственных способностей, которое становится очевидным для самих воспитанников уже в годы их детства и отрочества, понимание этого неравенства как причины, в силу которой не всем суждено достичь одинакового предела умственного развития, - это обстоятельство становится в наши дни источником ряда трудностей и ряда исключительно важных, тонких, сложных проблем идеи всестороннего развития. Задача воспитателя заключается в том, чтобы это неравенство не переживалось отдельными воспитанниками как несчастье. К сожалению, в практике воспитательной работы некоторых школ именно понимание отдельными детьми своих ограниченных возможностей в интеллектуальном развитии является причиной их нежелания учиться. Человек уже в детстве чувствует себя как бы неполноценным. Этого не должно быть! Каждый человек уже в годы детства и особенно в отро честве и ранней юности должен постичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества.

Это очень тонкая, можно сказать, деликатная проблема процесса воспитания всесторонне развитой личности. Ее практическое решение заключается как раз в том, чтобы духовная жизнь школы и ее питомцев не ограничивалась, не исчерпывалась единственно успехами в овладении учебной программы. Мастерство и искусство воспитания всесторонне развитой личности состоит в умении педагога открыть буквально перед каждым, даже перед самым заурядным,

1 Ленин В.И, Полн. собр. соч. -Т. 29. -С. 56.

самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может

достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым.

Этой сферой и является нравственное развитие. Здесь ни одному человеку не закрыта дорога к вершинам, здесь подлинное и безграничное равенство, здесь каждый может быть великим и неповторимым. Идея всестороннего развития может быть в полной мере осуществлена лишь при условии, что коммунистическая нравственность пронизывает все грани человеческой личности, открывая перед каждым путь к гражданским, идейным, творческим, трудовым, эстетическим и интеллектуальным ценностям...

Гармонии личности, представляющейся нам идеалом всестороннего развития, нельзя достичь без гармонической воспитательной работы. Учение, уроки, выполнение заданий, постоянное получение отметок не должны ни в коем случае стать единственной и всепоглощающей меркой, которой измеряется, оценивается человек - а он, маленький человек, воспринимает, переживает эту оценку, это повседневное измерение с особенной остротой и уязвимостью. Он должен на собственном опыте убедиться, что его измеряют многими мерами, к нему подходят с разных сторон. Человек, который приходит к нам в школу малышом-несмышленышем, не должен быть учеником в узком понимании этого слова. Если он для педагога только существо, которому надо дать, вложить в его голову знания, - он не станет всесторонне развитой личностью. Личность немыслима, если человек не заявляет о себе, если в какой-то сфере духа человеческого он не стал властелином, если он не утверждает себя в деятельности и - это исключительно важно - в успехах, если он не переживает своего достоинства творца, если не идет с гордо поднятой головой. Гармоническое воспитание заключается в том, чтобы нравственное богатство многогранной деятельности человека, которого мы воспитываем, накладывалось на все сферы духовной жизни школы...

Вторая проблема, определяющаяся в ходе осуществления идеи всестороннего развития со всеми вытекающими из нее сложностями и трудностями, заключается в том, чтобы вход в тот дворец, имя кото рому - знания, образованность, приобщение к богатствам человеческой культуры, мыслился и переживался как величайшее благо нашего строя, нашего общества, чтобы молодое поколение дорожило этим благом как бесценным завоеванием нашей революции. Кажется парадоксальным, просто уму непостижимым тот факт, что для некоторой части подростков и юношества это великое благо - в тягость, учение - тяжкое бремя, а учителям в ряде случаев приходится без конца воевать с лодырями и бездельниками... Преодолеть это можно лишь в том случае, если сердцевиной духовной жизни школы, средоточием того богатства и многогранности отношений личности к среде, о котором шла речь, станет долженствование. Наше время открыло новые грани в важнейшей нравственной проблеме, являющейся в то же время и проблемой всестороннего развития личности. Это соотношение, сочетание общественного и личного, гармония личного счастья и общественного блага. Умение подчиняться общественному долгу должно отвечать личным желаниям человека. Это и есть долженствование. Нравственное потребительство - огромный порок, который проникает иногда в мир детства, отрочества и ранней юности в нашей стране вследствие того, что из-за неправильного, не будет преувеличением сказать, неразумного подхода старших к младшим, у младших искривляется представление о том, что должны старшие по отношению к ним, младшим, и что должны они, младшие, по отношению к старшим, к обществу. Гармоническое развитие личности возможно только при условии, что с малых лет человек на собственном опыте убеждается: в жизни есть понятие трудно, есть большое напряжение физических и духовных сил, есть допустимое и недопустимое, похвальное и предосудительное, нравственно благородное и мерзкое. Постижение трудного открывает перед человеком путь к счастью - в этом мастерство и искусство воспитания в духе долженствования... Задача воспитателя заключается в том, чтобы его питомцу было трудно; именно в постижении трудного истоки способности, способности глубоко нравственной - ценить материальные и духовные богатства, которые даются старшими поколениями. Постижение же трудного как источника счастья и радости личности открывается там, где есть строгая гармония между тем, что человек получает от общества, и тем, что он дает обществу.

Здесь мы подходим к третьей проблеме всестороннего развития личности - воспитание потребностей. Задача заключается не только в том, чтобы воспитывать разносторонние материальные и духовные потребности. Потребление не столь трудное дело. Значительно сложнее добиться гармонического развития материальных и духовных потребностей и особенно того, чтобы в жизни человека была активная деятельность, целью которой является становление и удовлетворение потребностей высшего порядка - потребностей духа. Материальные блага в настоящее время хлынули в мир детства, отрочества и ранней юности настолько обильным потоком, что возникает опасность потери представления о трудовом происхождении и вообще об источнике этих благ. Одна из очень сложных социально-педагогических проблем заключается сейчас в том, чтобы у детей, подростков и юношества воспитывалось, можно сказать, строгое отношение к материальным благам. В воспитании такого отношения мы видим большую мудрость и нравственное богатство наставников - отца, матери, учителя. Здесь особенно важно то, чтобы жизнь приобрела ярко выраженный нравственный смысл. В сознании юного гражданина мы развиваем мысль и чувствование того, что вот это я имею право желать, а этого желать не имею права, это для меня предосудительно, недопустимо, позорно. Воспитание культуры желаний - один из самых ярких оттенков той сложной вещи, которую мы называем нравственным смыслом школьной жизни. Только человек, умеющий по-человечески желать, понимает и чувствует, что такое трудно, что позволительно и что непозволительно. Культура желаний - обратная сторона долженствования. Воспитывая высоко нравственные, благородные желания и удерживая от желаний недопустимых и непозволительных, мы тем самым предотвращаем большую беду - разлагающее, развращающее влияние удовлетворения прихотей.

Воспитание культуры желаний в большой мере определяется тем, насколько мудрая гармония устанавливается в жизни человека между удовлетворением материальных потребностей и становлением, развитием, удовлетворением потребностей духовных. Это четвертая, столь же сложная и нелегкая, проблема всестороннего развития личности. Школа как очаг высокой нравственности и культуры немыслима без богатой, многогранной духовной жизни коллектива; личность - если мы имеем своим идеалом, по словам А.В.Луначарского, ярко выраженную личность (а именно так и надо представлять идеал воспитания) - немыслима без богатства духовной жизни.

Одним из парадоксов, с которыми, к сожалению, приходится иногда сталкиваться, является то, что учение, овладение знаниями есть, а духовная жизнь, по существу, отсутствует. Ныне, когда мы осуществляем всеобщее среднее образование, проблема духовной жизни школьного коллектива и личности приобретает исключительное значение. Если мир интеллектуальных интересов человека, которого мы называем школьником, ограничивается приготовлением уроков, если, кроме обязательных знаний, ничего нет, если сфера интеллектуальной жизни втискивается только в учение и не включает в себя творческого труда - школа становится для человека очень непривлекательным, угрюмым местом, а учение - тяжелым, наскучившим, однообразным делом. Только в том случае, когда в школе ключом бьет многогранная духовная жизнь, овладение знаниями становится делом желанным, привлекательным, оно не прекращается и после окончания школы, продолжается в годы труда...

Всеобщность среднего образования, доступность высшего образования миллионам рабочих и крестьян - небывалые в истории человечества явления, источник которых - справедливость, гуманность социалистического строя. В эксплуататорском обществе приобретение знаний, получение диплома означали право на определенные привилегии, не доступные массе трудящихся, и прежде всего на привилегию освобождения от труда. Образованность и труд в сфере материального производства были несовместимы. Наше общество поставило цель приобщить к культурным ценностям и богатствам всех тружеников. Совершенно изменилась функция образованности. Знания нужны не только для труда, но и для богатой, разносторонней, счастливой духовной жизни, не связанной непосредственно с трудом. Эта воспитательная направленность общеобразовательной школы выдвигает пятую проблему идеи всестороннего развития: человека, получающего среднее образование, надо подготовить, «настроить» на «простой», «черновой», будничный труд рабочего и крестьянина. Надо воспитать не просто готовность - практическую и нравственную - к этому труду, но и стремление, желание, влечение посвятить ему всю свою жизнь. Эта проблема - одна из наиболее сложных, она тесно связана с предыдущими.

Усвоение прочных, глубоких, осмысленных знаний, воспитание на всю жизнь неискоренимого человеческого желания знать больше, чем я знаю сегодня, - такова шестая проблема идеи всестороннего развития. Мы не поставили ее на первое место лишь потому, что, как и другие проблемы всестороннего развития, она тысячами нитей-зависимостей связана со многими другими проблемами, зависит от них и в то же время обусловливает их успешное решение. В воспитании всесторонне развитого человека вообще нет ничего второстепенного, все здесь важно, и если что-нибудь упущено или сделано неправильно, рушатся основы гармонии, представляющей собой всестороннее развитие как нечто единое целое...

Без чуткого, бережного отношения воспитателя к чести, достоинству маленького труженика, которого мы называем учеником, школьником, немыслимы ни чувство долга, ни послушание - а эти вещи так же неотделимы от школьного воспитания, как и любовь к ребенку. Самое изощренное «творчество» учителя, цель которого - добиться дисциплины, повиновения, ответственности воспитанников, остается бессильным и к тому же приводит к конфликтам между воспитателем и его питомцами, если, образно говоря, честь и достоинство не рождают младенца - желания учиться... Только если ты умеешь нянчить это дитя, в руках твоих становятся тонкими, мудрыми инструментами послушание, дисциплина, ответственность, долг.

Высокая педагогическая культура семьи - вот седьмая проблема, выдвигаемая жизнью в связи с осуществлением идеи всестороннего развития человека. Совершенствование, углубление общественного характера воспитания означает не умаление, а усиление роли семьи. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя - школа и семья - не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания.

Проблема эта тоже принадлежит к наиболее сложным и трудным. Взаимозависимости педагогических явлений в наши дни все больше усложняются: задачи, выдвигаемые жизнью перед школой, становятся настолько сложными, что без высокой педагогической культуры всего общества, и прежде всего семьи, усилия учителей, какими бы значительными они ни были, окажутся недостаточно эффективными. Все школьные проблемы должны находить свое преломление в семье, все трудности, возникающие в сложном процессе школьного воспитания, уходят своими корнями в семью; всестороннее развитие личности зависит от того, какими людьми открываются перед ребенком мать и отец, как познаются человеческие отношения и общественная среда на примере родителей.

Серьезной задачей семьи и школы является формирование у воспитанников нравственной готовности к отцовству и материнству. Без этой готовности невозможно представить всестороннее развитие человека. Готовность к высокой миссии отца и матери - одна из важнейших сторон гражданственности людей социалистического общества. Многолетний опыт убедил нас, что умение видеть в ребенке, подростке, юноше, девушке будущих отца и мать, умение оценивать педагогические явления с той позиции, что через два десятилетия наш малыш приведет в школу своего сына и будет вместе с нами размышлять о том, как его лучше воспитать, - это умение необходимо нашему обществу в такой же мере, как и высокий уровень трудового мастерства производителей материальных и духовных ценностей. Первая школа отцовства и материнства - полноценное нравственное воспитание в годы детства, отрочества, ранней юности. Педагог, озабоченный тем, чтобы из каждого малыша вышел хороший отец, видит задачу большой воспитательной важности в утверждении исключительно ценной нравственной черты - деятельного долга. Поэтому одним из определяющих условий нравственного воспитания является стремление к тому, чтобы каждый наш питомец уже в годы детства и раннего отрочества умел возлагать на себя труд ответственности, бремя долга за жизнь, здоровье, душевный покой, благополучие других людей; чтобы уклонение от труда, ответственности и долга мыслилось и переживалось человеком как мерзость.

Первый урок моральной готовности к материнству и отцовству заключается, таким образом, в том, чтобы уже в годы детства и раннего отрочества каждый наш воспитанник умел дорожить человеком как величайшей ценностью, был непримиримым, нетерпимым к самой мысли о том, что человеку можно принести несчастье, оскорбить, унизить его. Подлинное человеколюбие предполагает высокую дисциплину поступков, чувств и мыслей. Наш девиз - человек не раб, а властелин своих чувств и порывов.

Осуществляя задачу воспитания моральной готовности к материнству и отцовству, мы пришли к системе этических бесед, посвященных высокой миссии матери и отца. Это беседы о любви и дружбе, браке, деторождении, воспитании детей. Конечно, эти беседы были бы бесполезными, если бы не забота педагогического и родительского коллективов о том, чтобы и в семье, и в школе каждый ребенок видел пример осознанного труда и ответственности.

С того момента, как родители отдали своего ребенка в школу, они становятся слушателями родительской школы. Программа постоянного повышения педагогической культуры отцов и матерей - это, по существу, наша совместная с ними работа - тонкая и трудная, конечной целью которой является идеал всесторонне развитого, гармонического человека. Самое трудное состоит в том, чтобы отец и мать вместе с нами видели, понимали духовный мир своего ребенка, умели разобраться в причинах и следствиях, осмыслить воспитание как целенаправленный труд...

Взрослость не должна приходить к человеку неожиданно. Там, где родители в один прекрасный день с изумлением убеждаются, что их дети стали взрослыми людьми и в связи с этим надо что-то срочно предпринимать, общество получает 20-летних младенцев, созревших для того, чтобы рожать детей, но незрелых нравственно. Воспитание моральной зрелости - восьмая проблема всестороннего развития. Школа - мир счастливого детства, но этот мир должна озарять мысль о том, что дети завтра станут взрослыми. Взрослые мысли, заботы, идеи - все это должно постепенно входить в мир безмятежного детства. Воспитание моральной зрелости - сложный процесс, затрагивающий все сферы отношений формирующейся личности к естественной и общественной среде, начиная от взаимоотношений в семье и кончая выполнением гражданского долга. Моральная зрелость, взрослость в решающей, мере определяется отношением к труду, точнее, местом труда в Духовной жизни. Степень зрелости зависит от того, чем живет человек, какие заботы, тревоги наполняют его жизнь, в чем открывается перед ним смысл бытия. Одна из сложнейших педагогических задач заключается в том, чтобы важнейшей заботой, наполняющей духовную жизнь человека уже в годы раннего отрочества, было трудовое увлечение. Зрелость - это духовная устремленность в будущее, способность задумываться над тем, каким я буду завтра. В воспитании моральной зрелости важно то, чтобы труд, одухотворивший воспитанника, имел общественную значимость.

Гражданин начинается с убеждения: своим трудом я выполняю долг перед людьми. Уже в 13-14-летнем возрасте важное место в духовной жизни человека должна занимать трудовая деятельность, создающая материальные ценности для людей. Нельзя сводить дело лишь к тому, чтобы напоминать подросткам: вы прежде всего ученики, ваша основная обязанность - хорошо учиться. Если комсомолец чувствует себя только учеником, только воспитываемым, он станет беззаботным потребителем, а отсюда один шаг до нахлебничества. Корень зрелости, взрослости в том, чтобы в 13-14-летнем возрасте человек видел в себе не только ученика, но и члена общества, имеющего обязанности перед людьми, без трудового напряжения которого (он должен убедиться в этом на собственном опыте) не могли бы жить другие люди. В этом - подлинное соединение обучения с трудом. Оно неотделимо от нравственного воспитания и составляет самую сущность морального становления личности.

Антология педагогической мысли Украинской ССР / Сост. Н.П.Калиниченко. -М., 1988. - С. 444-457.

 

 

Тема: Образование и педагогическая мысль в СССР во второй половине XX в.

В результате изучения темы необходимо знать:

- реформы системы образования в 1960 – е гг.;

- реформы образования в 1980- е гг.

- Закон «Об образовании»;

- основные тенденции развития современного образования.

 

В результате изучения темы необходимо уметь:

- применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

- на основе полученных знаний формулировать собственную позицию по проблеме;

- анализировать собственную деятельность.

 

Задание 1. Составьте перечень реформ системы народного образования, которые были проведены согласно принятому в 1958-1959 гг. Закону «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»?

 

Задание 2. Сформулируйте идею реформирования школы в СССР в 1984 году.

 

Задание 3. Объясните причины возникновения в 1996 году Закона РФ «Об образовании».

 

Задание 4. Объясните сущность следующих понятий:

государственный общеобразовательный стандарт, базисный учебный план, федеральный компонент, региональный компонент, школьный компонент, дифференциация обучения.

 

Задание 5. Напишите очерк на тему «Зачем необходимо воспитание основанное на сотрудничестве?»

 

Задание 6. Сделайте рекламу системе развивающего обучения Л.В.Занкова или системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В.Давыдова

 

Задание 7. Изучите систему работы одного из педагогов новаторов 1980-х гг. (С.Н. Лысенкова, И.П.Волков, Е.Н.Ильин, Т.И.Гончарова и др.). Используя любые способы (слова, рисунки, символы) создайте «карту» вашего путешествия по его творчеству.

 

Задание 8. Сформулируйте основные тенденции развития современного образования.

 

Задание 9. Рассмотрите свою деятельность по изучению темы, назовите обнаруженные вами проблемы и пути их решения.Разработайте рекомендации для однокурсников по изучению данной темы.

 

 

СЛОВАРЬ

Абак - счетный инструмент, напоминающий современные счеты.

Аврелий Марк (121-180) - римский император, философ, сторонник стоического понимания целей воспитания. Он, отвергая коллективное, идеализировал домашнее воспитание, считая, что в нем лучшие семейные и бытовые традиции сочетаются с философской рефлексией и глубиной. Критиковал внешнюю сторону умственного воспитания, столь характерную для риторического воспитания. В его идеале воспитания античная педагогическая мысль замкнулась на проблемах индивидуального воспитания.

Азбуковники - русские анонимные рукописные справочники XVI-XVII вв., в которых материал изложен в алфавитном порядке.

Академическая гимназия - первая в России государственная светская средняя общеобразовательная школа, открыта в 1726 г. в Петербурге.

Академия - первоначально так называлась первая строго организованная философская школа Платона, основанная в 338 г. до н. э.

Академия коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской - один из центров педагогической науки в СССР, высшее учебное заведение (1919— 1935).

Базисные педагогические традиции великих цивилизаций - система предельно общих стереотипов, обеспечивающих воспроизведение в теоретической (мыслительной) и практической воспитательно-образовательной деятельности каждого поколения определенных, заданных социокультурными условиями, рамок ее реализации, определяемых конкретно-историческим состоянием цивилизации.

Батавия — план - система индивидуализированного обучения, возникшая в Америке в конце XIX в.

Белл-Ланкастерская система взаимного обучения, при которой в младшей школе старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учениками. Возникла в конце XVIII в. в Индии, а в начале XIX в. - в Англии. Против этой системы выступали сторонники развивающего обучения.

Братские школы - учебные заведения, существовавшие в XVI-XVIII вв. при братствах: национально-религиозных объединениях православных горожан Украины, Белоруссии, Чехии. Деятельность этих школ способствовала подъему культурной жизни и сохране­нию национального самосознания этих народов.

Бригадно-индивидуальное обучение - система индивидуализированного обучения, разработанная в американском университете применительно к обучению математике в начальных классах. Индивидуальное обучение сочетается с организацией работы учащихся в малых группах.

Бригадно-лабораторный метод - одна из организационных форм учебных занятий, применявшаяся в учебных заведениях СССР в 20 - нач. 30-х гг., сложившаяся под влиянием дальтон-плана, строившегося на основе индивидуальной работы учащихся.

Бэкон Фрэнсис (1561 -1626) - английский философ-материалист, юрист, государственный деятель. Основа философского учения Б. - овладение тайнами мироздания и утверждение на земле «царства Челове­ка», которое зиждется на достижениях опытной науки. Его лозунг: «Знание сила». Б. внес педагогику в свою классификацию наук. Отводил воспитанию и среде решающую роль в формировании сознания, интеллекта и духовных качеств человека, выступал за связь обра­зования с реальной жизнью. Задача педагогики, по мнению Б., не только в передаче суммы добытых наукой «отраженных истин», но и в вооружении ученика методикой научного исследования, позволяющего добывать знания самостоятельно. Выступал против насильственных методов обучения, его надо строить, исходя из посильности задач и достижимости реальных целей. Большое место в его педагогических взглядах занимает игра, пример, создание условий для соперничества.

Воскресные школы - учебные заведения для взрослых и работающих детей. Исторически наиболее ранняя форма внешкольного образования. Подразделялись на два основных типа: конфессиональные шко­лы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного воспитания и общеобразовательные.

Гимназия - среднее общеобразовательное учебное заведение, обычно гуманитарно-филологического направления. Термин заимствован из Древней Гре­ции. Становление европейских гимназий Нового вре­мени связано с возникновением в XV—XVI вв. латинс­ких школ.

Грамматические школы - латинское название типа школ, употреблялось с XII в. В этих школах препо­давались латинский язык, предметы, связанные с ре­лигией, и юриспруденция. В Древней Греции так назы­вались начальные школы (школы грамматиста), в Древнем Риме - повышенные школы; греко-латинс­кие школы - при некоторых монастырях в России XVII в.

Гуманистическая педагогика XX в. На Западе наиболее яркие ее представители: К. Роджерс, Р. Барт, Ч. Ратбоун. Основная тенденция этого педагогического направления заключается в стремлении придать образованию личностно-ориентированный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сделать процесс освоения учащимися зна­ний, умений и навыков репродуктивной и творческой деятельности эмоционально окрашенным.

Основные положения гуманистической педагогики:

- наличие в школьных программах эмоционально стимулирующей школьной учебной среды, поощрение инициативы учащихся, междисциплинарный подход, саморегуляция и свобода в сочетании с чувством ответственности;

- акцент на теплые открытые отношения между участниками педагогического взаимодействия, отсутствие со стороны учителя пристрастных суждений и угроз, установление конструктивных межличностных отношений в классе;

- структурирование учебного процесса учителем и учащимися на «солидарной основе», которая принимается обеими сторонами;

- ограничение роли учителя ролью консультанта и «источника знаний», всегда готового прийти на помощь;

- создание для каждого учащегося реальной возможности выбора «познавательных альтернатив» и стремление учителя поощрять детей к самореализации в форме, которая определяется уровнем их развития;

- оценка образовательной программы с точки зрения максимальной возможности развития потенциала и стимулирования творческих способностей учащихся;

- совместное обсуждение учителем и учащимися проблем прогресса познания и способов его оценки, отказ от использования отметки как формы давления на учащихся.

Такое построение педагогического взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы от гибких и спонтанных на этапе самоопределения учащихся и формирования у них познавательных интересов до достаточно жестких, опирающихся на устойчивую мотивацию и потребности детей.

Гуманистический идеал человека в эпоху Возрождения - включал в себя представления о человеке образованном, умеющем хорошо говорить и убеждать собеседника. Гуманисты призывали к нравственному воздействию на ум учащихся, на их сердца, чувства, волю. Признавалось право на индивидуальность, воспитание было призвано помочь человеку осознать свое призвание, оценить собственные способности, занять соответствующее место в общественной жизни.

Дальтон-план - представляет собой систему индивидуализированного обучения, возникшую в США в начале XX в. Учащиеся согласно этой системе не связывались общей классной работой, они самостоятельно определяли очередность изучения отдельных предметов и порядок использования своего рабочего времени.

Древнерусская педагогика - обращалась к христиански интерпретированным общечеловеческим цен­ностям, рассматривая самого человека как венец Божественного творения, тем самым одновременно возвышая и принижая его. Она ориентировала человека на самовоспитание и самосовершенствование, понимая под этим не самореализацию человека, а преодоление им собственной греховности путем смирения, спасение души на основе Веры, Надежды и Любви к Богу. Педагогический идеал, связанный с безуслов­ной покорностью воле родителей и воспитателей, соответствовал реалиям древнерусского общества. В древнерусской педагогической традиции переплетались и сосуществовали внимание и любовь к человеку, забота о нем и ярко выраженные авторитарные ус­тановки.

Исократ (436-338 гг. до н.э.)- древнегреческий афинский оратор, педагог, моралист, политический мыслитель. Создал целостную модель риторического, в основе своей формального образования, сохранив в ней полисный идеал воспитания. Процесс обучения строил на изучении классических литературных и ис­торических текстов, проникнутых полисной традицией. В центр обучения ставил риторику; стремился научить учеников говорить на любую заданную тему, но не спо­рить, как это делали софисты, а совершенствовать культуру слова и доносить ее до воспитанников, очи­щая риторику от какой-либо философской проблемати­ки, затрагивающей вопросы смысла человеческого бытия. Около 390 г. до н. э. открыл в Афинах школу красноречия, получившую большую известность. Ос­новные педагогические идеи изложены в лекциях: Против софистов, Об обмене имуществом и др.

Книжник -мудрый человек, знаток христианской литературы.

Латинские школы - учебные заведения для начального или повышенного образования с латинским языком обучения, появились в Европе в период раннего средневековья и существовали до XIII в., когда их вытеснили городские школы с родным языком обучения.

Лицей - тип среднего или высшего учебного заведения. Исторически первый лицей (ликей) - это древнегреческая философская школа близ Афин, основанная Аристотелем в 335 г. до н. э. и просуществовавшая около 8 столетий. Название «лицей» сохранилось до сих пор как в зарубежной, так и в современной отечественной системе образования.

Мангеймская школьная система - система дифференцированного обучения. Возникла в начале XX в., предназначалась для народных школ в Германии. Состояла из 4 видов классов: для детей со средними способностями: для малоспособных (классы развития); для умственно отсталых (вспомогательные классы); переходные классы иностранных языков для наиболее способных, желающих продолжать образование в реальных школах и гимназиях.

Материальное и формальное образование - концепции общего образования, определяющие принципы отбора его содержания. Термины появились во второй половине XVIII в. и широкое распространение получили в XIX в. Сторонники делали акцент на значительном объеме передаваемых школьникам знаний, имеющих не только теоретическое, но и практическое, прикладное значение. По концепции, главное внимание должно быть направлено на развитие способностей учащихся, их мышления, воображения, памяти, воли. Особая формирующая ценность заключалась в «инструментальных предметах»: классических языках и математике. Противостояние формального и мате­риального образования выразилось в борьбе сторон­ников классического и реального образования.

Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Возник во второй пол. XIX в. в США. В 20-х гг. получил распространение в советской школе.

Механистический взгляд на человека - обусловлен механистическим мировоззрением, возникшим в середине XVII в., когда появляется новое представ­ление о природе и обществе, ставшее возможным бла­годаря мануфактурному производству и растущему общественному разделению труда. Одной из наиболее последовательных в механистическом понимании сущности человека как продукта воспитания стала концепция Дж. Локка, английского философа и педагога.

Мусическая школа - возникла в Древней Греции. Главная цель - умственное и эстетическое воспитание, большое внимание уделялось музыке.

Ораторство (риторика) - наука о красноречии как искусстве слова.

Палестра - гимнастическая школа в Древней Гре­ции, закрытое учебное заведение государственное или частное, где обучались мальчики от 12 до 16 лет. Программа обучения включала пятиборье: бег, борьбу, прыжки, метание копья и диска. Учителями были гимнасты, владевшие теоретическими и универсальными знаниями, и педотрибы - специалисты по отдельным видам гимнастики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.1 с.)