Контрольная работа включает В себя четыре вопроса из различных разделов курса «правоведение» и две практические задачи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольная работа включает В себя четыре вопроса из различных разделов курса «правоведение» и две практические задачи.



РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КРАСНОДАРСКИЙ ФИЛИАЛ

(Краснодарский филиал ГОУ ВПО «РГТЭУ»)

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

УТВЕРЖДЕНО протоколом заседания учебно-методического совета филиала от _____._____.2007 №______

ПРАВОВЕДЕНИЕ

 

Методическое пособие по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения

всех специальностей

 

 

Краснодар

 

УДК 34

ББК 67

К 60

 

 

Рецензенты:

А.Г. Галкин канд. юр. наук., доцент ГОУ ВПО «КГАУ»,

Р.Г. Мартиросов канд. фил. наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Краснодарского филиала ГОУ ВПО «РГТЭУ».

 

 

Колкарева И.Н., канд. юр. наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Краснодарского филиала ГОУ ВПО «РГТЭУ».

Правоведение. Методическое пособие по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения всех специальностей. /И.Н. Колкарева – Краснодар: Краснодарский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный торгово-экономический университет», 2007 – 94 с.

 

 

Настоящее пособие по правоведению разработано на кафедре гуманитарных дисциплин Краснодарского филиала ГОУ ВПО «РГТЭУ».

Цель настоящего пособия – оказать помощь студентам заочной формы обучения в подготовке и написании контрольных работ.

Пособие построено на основе системного подхода, что позволяет студентам более конкретно раскрыть содержание основных тем курса.

 

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Правоведение» принадлежит к обще-профессиональному циклу подготовки дипломированных специалистов. Данный предмет включает в себя изучение основных сведений о государстве и праве, составляющих необходимый теоретический фундамент для работы над отдельными отраслями права: трудового; гражданского, административного и т. д.

В условиях рыночных отношений, закрепления различных, но равноправных форм собственности и развития предприни­мательства возрастает потребность использования в повседневной практике разнообразных гражданско-правовых сделок, заключения договоров, потребность применения права как средства общения, взаимодействия юридически равных участников социума.

Соблюдение и применение в практической деятельности норм права невозможно без прочных знаний о государстве и его праве как регуляторе общественных отношений, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность общества. Такие знания нужны каждому гражданину России и тем более руководителю, должностному лицу, либо индивидуальному предпринимателю.

Высокие требования, предъявляемые к профессиональной компетенции специалиста, касаются и правовой культуры. Современный профессиональный участник рыночных отношений должен знать и уметь использовать нормативные акты, регулирующие деятельность предприятия, определяющие его права и обязанности, уважать и соблюдать трудовые и имущественные права других субъектов.

Курс «Правоведение» построен с учетом наличия у студента определенных правовых знаний, полученных в процессе изучения курсов социологии, политологии, экономической теории, отечественной истории и др. Курс «Правоведение», таким образом, помимо подачи самостоятельного материала, составляющего предмет изучения данной учебной дисциплины, должен также способствовать приведению в систему правовых знаний студента заочной формы обучения.

Целью дисциплины является также выработка необходимых основ для успешного изучения студентами неюридических специальностей правового регулирования их профессиональной деятельности («Коммерческого права» и других дисциплин). Для достижения этой цели студент должен усвоить понятия «юридическое лицо», «обязательство», «сделка», «договор» и др.

Успешное освоение курса «Правоведение» требует серьезной самостоятельной работы студентов заочной формы обучения в межсессионный период. Одна из форм самостоятельной работы студентов – контрольная работа, помогающая развивать навыки анализа нормативных материалов и другой юридической литературы, а также сформировать самостоятельные суждения и использовать полученные правовые знания в трудовой и предпринимательской деятельности. Контрольная работа призвана организовать самостоятельную работу студента по усвоению программного материала и одновременно является способом контроля за процессом обучения со стороны преподавателя. Цель контрольной работы состоит в том, чтобы помочь студенту в изучении наиболее важных положений права, определить, достаточно ли он освоил отдельные разделы курса, а также выявить его умение самостоятельно анализировать конкретную практическую ситуацию и давать обоснованные ответы на поставленные в задачах вопросы.

В самостоятельное изучение теоретического материала включается и решение практических правовых задач (казусов), поэтому студенту предлагаются методические указания к выполнению контрольной работы, варианты ее выполнения, перечень теоретических вопросов и практических заданий, список литературы и нормативных актов.

Предлагаемые методические рекомендации составлены для оказания помощи студентам в самостоятельном изучении основных положений права, регулирующих деятельность физических и юридических лиц в условиях рыночных отношений.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Перед тем как приступить к написанию работы, необходимо внимательно ознакомиться с содержанием теоретических вопросов. Они всегда относятся к различным отраслям права. Далее следует изучить рекомендованную учебную и специальную литературу. Только после этого студент может приступить к рассмотрению теоретических вопросов. По каждому из них целесообразно составить план, представляющий перечень основных подвопросов, раскрывающих общее содержание.

Контрольная работа пишется студентом самостоятельно и не должна сводиться к простому переписыванию рекомендованных или случайно попавшихся источников. Соответствующий материал должен быть понят и творчески переработан студентом. При необходимости можно цитировать те или иные источники. Цитаты и ссылки на соответствующие нормативные акты оформляются по установленным правилам с указанием полного названия, изложением содержания непосредственно по тексту закона, даты издания, статьи и пункта. При этом надо не просто раскрыть содержание правовой нормы, но и объяснить смысл и значение, показать ее регулирующее воздействие на соответствующие общественные отношения.

Чтобы ответить на теоретические вопросы, студент должен изучить рекомендуемую учебную литературу и нормативно-правовые акты. Следует отметить, что учебники содержат достаточно полные и вместе с тем сжатые сведения в определенной области знаний. Монографические издания посвящены цельной, всесторонней и глубокой разработке какой-то одной проблемы. Студент также может использовать различные юридические журналы («Юрист», «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ», «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Государство и право», «Российская юстиция», «Хозяйство и право», «Законность», «Право и экономика» и др.), содержащие научные статьи по различным правовым аспектам, судебную практику по гражданским и уголовным делам, статистические данные и т.д.

Приступая к решению правовой задачи (казуса), необходимо подробно изучить учебную и специальную литературу, ознакомиться с соответствующим нормативным материалом и проанализировать его. В процессе решения задачи следует четко представить, по поводу чего возник спор, дать правовой анализ обстоятельств дела; выбрать соответствующую данному случаю норму права и принять верное решение по делу.

Отвечать следует не только на вопросы задачи, но и на вопросы, которые возникают в ходе правового анализа предлагаемой ситуации, с обязательным указанием нормативного акта (статьи, пункта), применяемого при решении правовой задачи. Разрешив все предварительные во­просы можно приступить к решению основного вопроса, поставленного в задаче. Ответ на основной вопрос должен последовательно вытекать из ответов, данных на предварительные вопросы.

При этом надо учитывать, что положения «комментариев» к действующему законодательству не являются нормами права, и на них нельзя ссылаться как на нормативные акты. Решения задач не могут сводиться к лаконичному ответу «да» или «нет», «удовлетворить» или «отклонить» иск. Решение задачи должно состоять из логически связанных суждений, показывающих, каким путем студент пришел к конечному выводу.

Пользуясь учебной литературой, нормативными актами, сборниками и кодексами, необходимо помнить, что в ходе осуществления глобальной правовой реформы российское законодательство подвержено постоянным и значительным изменениям. Поэтому, отвечая на теоретические вопросы или решая правовую задачу, студент обязан выяснить, не внесены ли изменения и дополнения в используемый нормативный акт, отменена или действует соответствующая правовая норма.

Для уяснения вариантов и способов решения практических задач приведём примеры.

ОБРАЗЦы РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ:

Условие 1 задачи:

В арбитражном суде должно было слушаться дело перчаточной фабрики к розничному торгового предприятию об ответственности за нарушение исполнения заключенного между ними договора. Со стороны фабрики должен был выступать юрисконсульт, представивший доверен­ность, подписанную главным бухгалтером, а от имени предприятия - директор, представивший служебное удостоверение.

Может ли слушаться дело?

Предварительные вопросы и ответы на них:

Каково содержание данного правоотношения? Речь идет об учас­тки в арбитражном процессе юридических лиц и о надлежащем его офо­рмлении. В соответствии со статьей 53 п.1 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо приобретает гражданские права через свои органы. Директор фабрики и директор розничного торгового предприя­тия являются органами упомянутых юридических лип, их полномочия определяются Уставом, поэтому директору торгового предприятия слу­жебного удостоверения достаточно для ведения дела.

Приобретать права и создавать обязанности от имени юридичес­кого липа могут его представители, действующие на основании дове­ренности /ст. 182 Гражданского кодекса/.

Как должны быть оформлены полномочия представителей?

В соответствии со ст.182 Гражданского кодекса полномочия юридического лица определяются доверенностью. Форма доверенности определяется ст.185 п.5 Гражданского кодекса. Доверенность выда­ется за подписью руководителя с приложением печати этой организации.

В данном случае, доверенность была подписана главные бухгал­тером, то есть требования к ее форме не были соблюдены.

Каковы последствия несоблюдения требуемой законом формы доверенности?

Статья 185 п. 5 Гражданского кодекса РФ является нормой импе­ративной, нарушение ее требований рассматривается как нарушение требований' закона, поэтому доверенность, выданная с нарушением требований закона, признается недействительной.

Вопрос задачи:

Может ли слушаться дело?

Решение. Учитывая, что юрисконсульт фабрики, не имея надлежаще оформ­ленной доверенности, арбитражный суд не может рассматривать дела с его участием, поэтому следует пригласить на рассмотрение дела директора фабрики или предложить надлежащим образом оформить до­веренность.

В соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодек­са РФ представителями сторон в арбитражном суде являются руководители или замес­тители предприятия, учреждения, организации. Полномочия указанных лиц подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное поло­жение.

Представителями сторон могут быть также другие лица: полно­мочия этих лип подтверждаются надлежаще оформленной доверенностью. Таким образом, в данном случае юрисконсульт не может быть признан представителем фабрики, и в соответствии со ст.120 Арбитражного процессуального кодекса, арбитражный суд должен вынести определе­ние об отложении дела слушанием.

Условие 2 задачи. Начальник цеха завода «Полимер» Ковалёв обратился 10 января 2003г. к директору с заявлением о расторжении трудового договора по собственному желанию (ст. 80 ТК РФ). Уважительной причины в заявлении не указано.

20 января 2003г. директор завода издал приказ об увольнении Ковалёва с 22 января согласно поданному заявлению.

Однако Ковалёв изменил свое намерение увольняться, о чем и сообщил директору 21 января.

Директор в просьбе об аннулировании заявления отказал, приказ об увольнении был оставлен в силе.

Считая этот отказ незаконным, Ковалёв обратился с жалобой в прокуратуру.

1. Каков порядок расторжения трудового договора по инициативе работника?

2. Имеет ли право работник отозвать свое заявление об увольнении до истечения срока, установленного законодательством для предупреждения администрации?

3. Правомерно ли поступил директор завода в данном случае?

Решение. Ст. 80 ТК Российской Федерации закрепляет пра­во работников расторгнуть трудовой договор (контракт), заключенный на неопределенный срок, предупредив об этом администрацию письменно за две недели.

По условию задачи работник изменил свое первоначальное решение по реализации своего законного права о расторжении трудового договора. Его требования об аннулировании заявления правомерны, так как в законе говорится о праве расторгнуть договор и об обязанности предупредить администрацию в установленный срок, в течение которого трудовые отношения продолжаются.

Расторжение трудового договора (контракта) до истечения срока предупреждения возможно лишь по договоренности между работником и администрацией (ст. 80 ТК РФ). Поскольку по условию задачи такой договоренности не было, директор завода поступил противозаконно, так как издал приказ об увольнении К. до истечения установленного законодательством срока предупреждения и вопреки воле самого работника.

Работника, заключившего трудовой договор (контракт) на неопределенный срок и отозвавшего свое заявление об увольнении, администрация вправе уволить, если на его место приглашен другой работник, которому не может быть отказано в трудоустройстве.

Срок предупреждения об увольнении по собственному желанию работника исчисляется со следующего дня после подачи заявления и включает все календарные дни.

По истечении срока предупреждения работник прекращает работу, а администрация обязана выдать трудовую книжку и произвести расчет.

 

Методические указания по написанию и оформлению контрольной работы

В течение учебного года студенты заочной и сокращённой форм обучения Краснодарского филиала Российского государственного торгово-экономического университета выполняют одну контрольную работу из списка вариантов контрольных работ, приводимого в конце настоящего раздела.

Раскрытие теоретических вопросов этой темы необходимо начать с анализа юридических признаков государства и его места в политической системе общества. Детализация различных точек зрения на проблему возникновения государства предполагает анализ различных теорий происхождения государства. При рассмотрении теорий происхождения государства следует высказать свою авторскую позицию о их достоинствах и недостатках, отобразив её в таблице.

Проанализируйте понятие «форма государства» через рассмотрение формы государственного устройства, формы государственного правления и политических режимов на основе общетеоретических положений и с привязкой к РФ.

Далее охарактеризуйте функции государства, разделив их на внутренние и внешние. Опишите направления деятельности РФ на современном этапе, формулируемые Президентом РФ в ежегодном послании к Федеральному Собранию РФ.

 

ТЕМА 10. Исковая давность

1. Понятие и значение исковой давности. Виды сроков исковой давности. Исковая давность по международным правоотношениям.

2. Начало течения исковой давности. Последствия истечения сроков исковой давности.

3. Приостановление и перерыв течения сроков исковой давности.

4. Требования, на которые исковая давность не распространяется.

Практические задачи:

Задача 1. Платонова обратилась в нотариальную контору с просьбой выдать ей свидетельство о праве наследования имущества, принадлежащего ее мужу Платонову. К заявлению она приложила решение суда о признании мужа безвестно отсутствующим. Нотариус, учитывая, что с момента получения последних сведений о муже Платоновой прошло более 5 лет, решил, что в соответствии с законом его следует считать умершим, и выдал Платоновой свидетельство о праве наследования.

Через 2 года Платонов вернулся по месту своего проживания и потребовал возврата своего имущества, мотивировав своё желание незаконность вступления Платоновой в наследство. Его супруга отказалась удовлетворить требования, ссылаясь на истечения сроков исковой давности. Платонов обратился с иском в суд.

Какое решение должен вынести суд? Какое значение имеет срок исковой давности к данному правоотношению?

Задача 2. Иванов, единственный наследник своего умершего отца, разбирая его вещи, обнаружил расписку Семенова о том, что Семенов два года назад взял в долг у отца Иванова 5000 рублей. Срок возврата долга истек год назад.

Иванов предъявил иск к Семенову о возврате долга. Семенов с иском не согласился, пояснив, что отец Иванова знал о невозврате долга, но никаких требований к Семенову не предъявлял, даже не напоминал никогда об этом, хотя такую возможность имел. Поэтому, по мнению Семенова, отец Иванова простил ему этот долг.

 

Кто прав в этом споре? Какой срок исковой давности установлен для взыскания суммы долга?

Рекомендуемая литература:

1. Гражданский кодекс РФ, части первая и вторая. М.: Институт сравнительного правоведения и законодательства при Правительстве РФ, 2007.

2. Гражданское право: Учебник / Под ред. С.П. Гришаева. – М.: Юрист, 2006.

3. Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. – М.: БЕК, 2004. – Т. 1

4. Гражданское право: Учебник. В 3-х ч. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 2005.

5. Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций / Под общей ред. О.Н Садикова. – М.: Юрист, 2006.

6. Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. – М.: Спарк, 2007.

7. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой и второй / Отв. ред. О.Н. Садиков. – М.: Норма, 2007.

8. Правоведение. Практикум: Учебное пособие / Отв. ред. В.А. Васенков. – М.: Юрист, 2007.

9. Правоведение: Учебник / Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: Юрист, 2005.

10. Правоведение: Учебник / Под ред. С.А. Комарова. – М.: Юрист, 2006.

11. Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по гражданским делам. – М.: Проспект, 2006.

Институт исковой давности предполагает описание процедуры судебной защиты имущественных и личных неимущественных прав с опорой на процессуальные сроки. Изначально следует охарактеризовать значение и место исковой давности в сроках гражданского права. Анализ общих принципов сроков в гражданском праве должен позволить студентам уяснить разницу между присекательными и преклюзивными сроками. Детально должны быть описаны виды сроков давности с привязкой к содержанию регулируемого и защищаемого правоотношения. Особого внимания требует специфика применения исковой давности по защите имущественных прав, вытекающих из внешнеэкономических сделок. Таким образом, студентам целесообразно рассмотреть положения международной конвенции 1974 года «Об исковой давности по договорам международной купли-продажи товаров».

Второй вопрос должен быть полностью посвящён моменту начала течения срока давности и прекращения возможности его использования.

Законодательно обеспечивается право лица в случае просрочки установленного срока продлить возможность для предъявления иска в суд. В третьем вопросе подлежит анализу основания приостановления течения срока давности и прерывания его по конкретным юридическим основаниям.

В четвёртом теоретическом вопросе должен быть произведен анализ обстоятельств, не подпадающих под исковую давность в силу законодательного закрепления в Гражданском кодексе РФ. При этом студентам весьма полезно провести сравнительную характеристику российского законодательства с законодательством экономически развитых стран по данному аспекту.

Задача 1.

Какой вид материальной ответственности применим к следующим работникам:

а) лаборанту, повредившему оборудование в нетрезвом состоянии;

б) кладовщику, допустившему недостачу материальных ценностей;

в) рабочему, за умышленную порчу спецодежды;

г) водителю-экспедитору, не обеспечившему сохранности груза во время перевозки;

д) фрезеровщику, допустившему брак в изготовлении детали с нарушением технологии?

Назовите нарушения трудового законодательства со стороны администрации.

Задача 2. Шофёр государственного унитарного предприятия - автобазы Галкин, управляя автомашиной в рабочее время, нарушил правила дорожного движения и столкнулся с машиной Нечаева. Вместе с тем он причинил вред государственной собственности (снёс столб электропередачи и светофор). Нечаев предъявил иск к Галкину о взыскании денежной суммы, необходимой на проведение ремонта.

К какому виду ответственности будет привлечён Галкин? Каков механизм взыскания вреда, причинённого государственной собственности? Какой орган государственной власти правомочен взыскивать причинённый вред?

Рекомендуемая литература:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 21.12.2001г. (с изм. от 27 апреля 2007г.) // Поисковая правовая система "Гарант".

2. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Закон РФ от 27 апреля 1993г. в ред. от 14 декабря 2005г. // Российская газета от 26 декабря 2005 года.

3. О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан РФ: Указ Президента РФ от 21 апреля 1993г. (с изменениями от 5 октября 2002г.) // Консультант-плюс: Версия Проф.

4. Айман Т.О. Трудовое право. / Т.О. Айман.- М.: ПРИОР, 2005г.

5. Бриллиантова Н.А Трудовое право: Учебник / Н.А. Бриллиантова, И.Я. Киселев и др.; Под ред. О.В. Смирнова.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004г.

6. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. /К.Н. Гусов. - М.: Проспект, 2004г.

7. Маврина С.П..Хохлова Е.Б. Трудовое право России: Учебник. /под ред. С.П.Маврина, Е.Б.Хохлова.- М.: Юристъ, 2003

8. Орловский Ю.П. Трудовое право. / Орловский Ю.П. // М.2004г.

9. Смирнов О.В. Трудовое право: Учебник. - М.: Проспект, 2006г.

10. Соловьев А.А. Трудовое право на основе ТК РФ: Курс лекций. /А.А. Соловьев. - М.:ПРИОР, 2004г.

Описание ответов на теоретические вопросы должно базироваться на уяснении обязанности стороны трудового правоотношения возместить вред, причиненный ею другой стороне этого правоотношения. Понятие материальной ответственности сторон трудового правоотношения и её отличие от гражданско-правовой имущественной ответственности следует описывать через рассмотрение положений Трудового и Гражданского кодексов РФ.

Конкретизации требует материальная ответственность работодателя за вред, причиненный работнику. Порядок и условия возмещения вреда, причиненного работнику, описывайте на конкретном примере из практики.

Далее целесообразно рассмотреть материальную ответственность работника за вред, причиненный работодателю: понятие и условия. Виды материальной ответственности работников должны быть охарактеризованы с учётом категории работников и существующего перечня лиц, привлекаемых в обязательном порядке к полной материальной ответственности. Изложение порядка привлечения к ответственности следует начать с проведения служебного расследования и принятия решения о виновности конкретного работника. Немаловажным аспектом выступает изучение формы вины, повлекшей факт причинения вреда.

Далее должна быть описана процедура определения размера причиненного работником вреда и порядок его возмещения. Также должен быть рассмотрен порядок компенсации морального вреда.

В завершении должен быть описан порядок взыскания ущерба с учётом материального и социального положения причинителя вреда и степени его вины.

ТЕМА 24. Уголовное право

1. Понятие и система уголовного права. Уголовное законодательство РФ: структура, задачи и принципы Уголовного кодекса РФ.

2. Понятие, состав и виды преступления. Понятие наказания, его цели и виды.

3. Общая характеристика и система преступлений в сфере экономики. Характеристика отдельных видов преступлений против собственности, в сфере экономической деятельности и должностных преступлений.

4. Уголовно-процессуальное законодательство и принципы уголовного судопроизводства.

Задача 1. Заведующая продовольственным складом Семихватова получила на мясокомбинате мясо и привезла его на склад. При разгрузки часть мяса на сумму 80 тыс. руб. она оставила в машине, которую запирала на ночь в автопарке. На следующий день она вывезла мясо в город, передав его для реализации продавцу продовольственного магазина Шустиковой, и рассказала ей о содеянном. Шустикова вскоре продала мясо, вырученные деньги поделила с Семихватовой.

Как необходимо оценить действие Семихватовой и Шустиковой?

Задача 2. Копытина и Стаканов, назвавшись агентами страховой компании, ворвались в квартиру пенсионерки Давыдовой. Стаканов нанёс удар рукой по голове потерпевшей, а Копытина потребовала отдать все имеющиеся деньги. Давыдова отказалась выдать деньги. Тогда Копытина повторила требование, и Стаканов нанёс пенсионерке несколько ударов рукой по голове, вследствие чего она отдала преступникам деньги в сумме 45 тыс. руб. и облигации. С похищенным имуществом преступники скрылись, но вскоре были изобличены в содеянном.

 

Решите вопрос об уголовной ответственности Копытиной и Стаканова.

Рекомендуемая литература:

1. Уголовное право России: Учебник / Под ред. проф. В.И.
Селиверстова - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006.

2. Уголовное право: Учеб. для юрид. вузов / А.С. Михлин,
П.Г. Пономарев, В.И. Селиверстов, И.В. Шмаров / Под ред. проф. В. И. Селиверстова - 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2006.

3. Уголовное право. Учеб под ред. И. В. Шмарова. М.: БЕК, 2007.

4. Уголовно-исполнительное право. Учебное пособие / Под. общ. ред.В.П. Сальникова. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература».
СПб, 2006.

5. Уголовное право: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021.1000 «Юриспруденция» / С.И.Курганов. - М.: ЮНИТИ - ДА.НА, Закон и право, 2004.

6. Уголовное право России. Учебник и основные нормативные правовые акты / под ред. О.В. Филимонова. М.: Институт
Актуального образования» Юр. Ин. Форм - МГУ», 2006.

7. Бабий Н. Принципы построения уголовного закона и квалификация преступлений // Уголовное право, №3, 2006. С. 4

8. Голик Ю., Иногамова-Хегай Л., Коммисаров В., Номоконов В. О национальной концепции уголовного права // Уголовное право, №2, 2006.

9. Кибальник А. Универсализация уголовно-правовых систем и национальный интерес // Уголовное право, №5, 2005. С. 30

10. Кауфман М. Об уголовном праве в его литературно - юридическом понимании // Уголовное право, №5, 2005. С. 24

11. Бокова И. Н. Системный подход к определению места преступлений в сфере экономической деятельности в УК РФ // Черные дыры, №4, 2005. С. 170

12. Бурдо Е.П. Наказание по общему праву: сравнительная характеристика с уголовным законодательством РФ // Черные дыры № 2, 2006, С. 152

13. Вдовин В.А. К Вопросу об отраслевой принадлежности международно/- правовых иммунитетов от уголовной юрисдикции // Черные дыры № 1, 2006, С.36

14. Жилинский А. Обратная сила уголовного закона: правовые позиции Конституционного Суда РФ // Уголовное право, №4, 2006. С. 13

15. Жовнир С. О понятии уголовной ответственности // Уголовное право, №3, 2006. С. 21

16. Истомин А. Ф., Лапаткин Д. А. Понятие и цели наказаний // Черные дыры, №4, 2005. С. 176

17. Коняхин В. Институт экстради­ции: уголовно-правовая регла­ментация // Законность, №1, 2005. С.17

18. Князев А. Выдача преступника (эстрадиция) // Законность, №7, 2006. С. 42

19. Гребенкин Ф. Общественная опасность преступления и ее характеристики // Уголовное право, №1, 2006. С. 22

20. Мальцев В. Понятие наказания // Уголовное право, №4, 2006. С. 42

21. Марцев А., Михаль О. Уголовно-правовая классификация преступлений // Уголовное право, №5, 2005. С. 49

22. Михал О. О классификационных единицах при классификации преступлений // Уголовное право, №1, 2006. С. 50

23. Коростылев О. Угроза в уголовном праве: понятие, виды, значение // Уголовное право, №3, 2006. С. 37

24. Питецкий В. К вопросу о степени вины в уголовном праве // Уголовное право, №3, 2006. С. 41

Рассмотрение первого вопроса следует начать с уяснения того, что в системе права Российской Федерации значительную роль играет уголовное право, как основа стабилизации общественных процессов. Далее раскройте содержание употребления в современной науке термина «уголовное право». Традиционно в качестве критериев разграничения отраслей права используется выделение специфики предмета и метода правового регулирования, следовательно, студентам необходимо охарактеризовать их по отношению к уголовному праву. Покажите особенности уголовно-правовых отношений. Установив предмет уголовного права, перейдите к характеристике его метода. Метод уголовно-правового регулирования основан на неотвратимости несения ответственности за совершённое правонарушение. Далее следует показать, кто являются субъектами уголовного права. Рассмотрев основные характеристики уголовного права, дайте его определение как отрасли права. Затем охарактеризуйте состояние уголовного законодательства РФ с основой на нормы Уголовного кодекса.

Студентам следует обратить внимание на то, что новая организация производственной и хозяйственной деятельности, возникшая на этой основе социальная дифференциация ведет к появлению новых качеств регулятивной системы. Таким образом, студенты должны сделать вывод, что уголовное право, с одной стороны, выступает как необходимый элемент структурной организации государства, а с другой - как форма осуществления государственной власти. Государственная власть функционирует, принимая законы, обеспечивает их исполнение с возможностью использования принудительной силы по отношению к правонарушителям. Там же, где государственная власть функционирует без этой правовой формы, там царит произвол, возникают большие социальные и правовые беды для населения. Поэтому облочение государственной власти в формы уголовного преследования - одна из основ функционирования государственной власти.

Во втором вопросе обратите внимание на содержание и структуру института преступления и наказания, который занимает центральное место в уголовном праве. Ведь от того насколько целесообразно и законно реализуются, применяются нормы уголовного права в обществе, зависит жизнь его граждан (благополучная или неблагополучная, спокойная или неспокойная). Конкретизируйте институт преступления: понятие, признаки, классификация, состав и стадии. Также раскройте понятие, признаки и цели уголовного наказания; систему и виды уголовного наказания. Студенты должны уяснить обстоятельства смягчающие и отягчающие вину, обстоятельства освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания. Кроме этого целесообразно раскрыть содержание юридического термина «судимость».

Затем охарактеризуйте составы преступлений в сфере экономической деятельности. Также необходимо описать соучастие в преступлении, обстоятельства, исключающие преступность деяния; множественность преступлений и рецидив.

В завершающей части опишите понятие и основания уголовной
ответственности, а также уголовно-процессуальное законодательство и принципы уголовного судопроизводства РФ.

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КРАСНОДАРСКИЙ ФИЛИАЛ

(Краснодарский филиал ГОУ ВПО «РГТЭУ»)

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

УТВЕРЖДЕНО протоколом заседания учебно-методического совета филиала от _____._____.2007 №______

ПРАВОВЕДЕНИЕ

 

Методическое пособие по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения

всех специальностей

 

 

Краснодар

 

УДК 34

ББК 67

К 60

 

 

Рецензенты:

А.Г. Галкин канд. юр. наук., доцент ГОУ ВПО «КГАУ»,

Р.Г. Мартиросов канд. фил. наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Краснодарского филиала ГОУ ВПО «РГТЭУ».

 

 

Колкарева И.Н., канд. юр. наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Краснодарского филиала ГОУ ВПО «РГТЭУ».

Правоведение. Методическое пособие по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения всех специальностей. /И.Н. Колкарева – Краснодар: Краснодарский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный торгово-экономический университет», 2007 – 94 с.

 

 

Настоящее пособие по правоведению разработано на кафедре гуманитарных дисциплин Краснодарского филиала ГОУ ВПО «РГТЭУ».

Цель настоящего пособия – оказать помощь студентам заочной формы обучения в подготовке и написании контрольных работ.

Пособие построено на основе системного подхода, что позволяет студентам более конкретно раскрыть содержание основных тем курса.

 

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Правоведение» принадлежит к обще-профессиональному циклу подготовки дипломированных специалистов. Данный предмет включает в себя изучение основных сведений о государстве и праве, составляющих необходимый теоретический фундамент для работы над отдельными отраслями права: трудового; гражданского, административного и т. д.

В условиях рыночных отношений, закрепления различных, но равноправных форм собственности и развития предприни­мательства возрастает потребность использования в повседневной практике разнообразных гражданско-правовых сделок, заключения договоров, потребность применения права как средства общения, взаимодействия юридически равных участников социума.

Соблюдение и применение в практической деятельности норм права невозможно без прочных знаний о государстве и его праве как регуляторе общественных отношений, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность общества. Такие знания нужны каждому гражданину России и тем более руководителю, должностному лицу, либо индивидуальному предпринимателю.

Высокие требования, предъявляемые к профессиональной компетенции специалиста, касаются и правовой культуры. Современный профессиональный участник рыночных отношений должен знать и уметь использовать нормативные акты, регулирующие деятельность предприятия, определяющие его права и обязанности, уважать и соблюдать трудовые и имущественные права других субъектов.

Курс «Правоведение» построен с учетом наличия у студента определенных правовых знаний, полученных в процессе изучения курсов социологии, политологии, экономической теории, отечественной истории и др. Курс «Правоведение», таким образом, помимо подачи самостоятельного материала, составляющего предмет изучения данной учебной дисциплины, должен также способствовать приведению в систему правовых знаний студента заочной формы обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.143 с.)