Основные законы и целевые программы по обеспечению экологической безопасности РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные законы и целевые программы по обеспечению экологической безопасности РФ



 

С целью совершенствования концептуальной, нормативно-правовой, методической и информационной базы в области обеспечения экологической безопасности РФ Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов была утверждена разработанная ранее Концепция экологической безопасности, которая отражает современные взгляды на цели, задачи, принципы, методы и механизмы обеспечения экологической безопасности. Этот документ рекомендован для использования в повседневной деятельности территориальных природоохранных органов в пределах их компетенции.

За период с 1995 по 2001 год Правительством РФ, Государственной Думой и Советом Федерации был принят ряд законов, постановлений, программ по обеспечению и оздоровлению экологической безопасности в стране.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. № 1102 утверждена целевая федеральная программа "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996—1997 годы", а постановлением от 23 октября 1995 г. № 1030 была принята федеральная целевая программа "Обращение с радиоактивными отходами и отработанными ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996—2005 годы".

В это же время реализуются комплексные региональные программы, способствующие обеспечению экологической безопасности в регионах; так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 г. № 1071 принимается конкретная программа "О первоочередных мероприятиях по улучшению экологической обстановки в г. Чапаевске Самарской области в 1996— 1998 годах". Несколько позже была разработана целевая программа вывода этой территории из состояния экологического кризиса, возникшего вследствие химического загрязнения окружающей среды, — "Социально-экологическая реабилитация территории и охрана здоровья населения г. Чапаевска Самарской области (1997—2010 годы)".

Подобные программы реабилитации территорий и здоровья населения в регионах с повышенными факторами химического и радиоактивного загрязнения подготовлены в Челябинской, Томской, Читинской областях, Красноярском и Алтайском краях, республиках Хакасия и Мордовия, Оренбургской области.

Особое внимание в этот период уделяется проблемам обеспечения экологической безопасности в тех регионах, где хранится и готовится к уничтожению химическое оружие, в связи с чем был издан Указ Президента РФ от 24 марта 1995 г. № 314 "О подготовке Российской Федерации к выполнению международных обязательств в области химического оружия".

Правительство Российской Федерации постановлениями от 30 декабря 1994 г. № 1470 и от 22 марта 1995 г. № 289 определило порядок и план мероприятий по созданию объектов уничтожения запасов отравляющих веществ, хранящихся на территории Краснопартизанского района Саратовской области и Камбаркского района Удмуртской республики.

Приоритетным направлением в этих мероприятиях является проведение комплексного экологического, санитарно-гигиенического и медико-биологического обследования состояния окружающей среды и здоровья населения в местах хранения химического оружия. На основании полученных результатов разрабатываются профилактические и реабилитационные мероприятия; создается региональная система комплексного мониторинга окружающей среды и здоровья населения на территории всех районов субъектов Российской Федерации. В связи с этим утвержден План мероприятий от 4 сентября 1995 г. № 881 по ускорению подготовки России к выполнению международных обязательств в области химического разоружения. Минприроды России разработаны мероприятия по данной проблеме, которые включают: экологическое обоснование разработки норм проектирования объектов по уничтожению химического оружия; составление типовой программы комплексного экологического, санитарно-гигиенического и медицинского обследования районов хранения и предполагаемого уничтожения химического оружия; разработку инструктивно-методической документации, регламентирующей экологические аспекты безопасности работ по уничтожению химического оружия, и другие вопросы.

Комитетом по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия при Президенте Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами подготовлен ряд законопроектов по данной проблеме. Эти документы были переданы на рассмотрение в Государственную Думу, в частности, законопроекты:

"Об уничтожении химического оружия"; "О дополнительных компенсационных выплатах за вред, причиненный воздействием токсичных химикатов здоровью граждан вследствие чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия"; "Об обязательном государственном страховании граждан и их собственности от аварий на объектах по хранению и уничтожению химического оружия".

На федеральном уровне для решения проблемы уничтожения химического оружия Минобороны России совместно с Минприроды и другими заинтересованными министерствами и ведомствами была подготовлена федеральная целевая программа уничтожения запасов химического оружия в Российской Федерации. Программой предусмотрено разработать экологические нормативы содержания отравляющих веществ и токсичных продуктов, их трансформации в природных средах (воздух, вода, почва) и отходах производства, нормативно-методическую документацию по проведению государственной экологической экспертизы проектной и предпроектной документации на строительство объектов по уничтожению такого оружия, системный проект программы комплексного экологического мониторинга объекта по уничтожению химического оружия и полигона для захоронения отходов его утилизации, нормативно-методическую документацию по организации и проведению государственного экологического контроля промышленных мощностей по утилизации отравляющих веществ.

В октябре 1995 г. в Саратове по инициативе Национальной организации Международного Зеленого Креста проведены первые в России общественные слушания по проблеме уничтожения химического оружия.

Наиболее важным из принятых в России после подписания Конвенции законодательных и подзаконных актов стало постановление Правительства РФ № 305 от 21 марта 1996 г. "Об утверждении Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", где были расписаны вопросы финансирования этих работ, определены приоритеты, сроки и этапы реализации программы и другие важные мероприятия.

В подтверждение этого был принят 23 апреля 1997 г. Федеральный закон "Об уничтожении химического оружия" и тем самым была разрешена очень важная проблема в области разоружения и экологической безопасности.

Председатель Комиссии по экологии Кировской областной Думы академик РАЕН М. О. Френкель[35] отмечает, что почти половина всего химического оружия находится на территории Удмуртской республики в местах Камбарка и Кизнер и на территории Кировской области — в арсенале Марадыковский. Руководство указанных регионов в соответствии со ст. 8 Закона РФ "Об уничтожении химического оружия" и ст. 18 Устава Кировской области разработали несколько законодательных актов. Так, был принят областной закон "Об уничтожении химического оружия на территории Кировской области", а также "О социальных гарантиях граждан, занятых на работах с химическим оружием" с учетом возможностей федерального и областного бюджетов.

Руководством Удмуртской республики и Кировской области совместно также были подготовлены предложения в Правительство РФ и Министерство обороны РФ по вопросу Кизнерского объекта уничтожения химического оружия — о совместных мерах по обеспечению безопасности природной среды, здоровья населения Вятско-Полянского района Кировской области и Удмуртской республики. В документе, в частности, указывалось на необходимость предусмотреть в разрабатываемых мероприятиях создание системы и регулярное проведение экологического и технического мониторинга, мониторинга здоровья населения.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций техногенного характера на федеральном уровне — сравнительно новый вид государственной деятельности, формирование ее основ ведут специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Разработан проект Концепции "Государственная политика Российской Федерации в области промышленной безопасности, защиты населения и окружающей среды от техногенных чрезвычайных ситуаций".

Госгортехнадзором России с участием МЧС России, Минприроды России, других министерств и ведомств разработаны законопроекты "О перевозке опасных грузов", "О промышленной безопасности".

Одной из важнейших проблем является введение системы лицензирования в области предупреждения техногенных чрезвычайных ситуаций и защиты населения. В этой связи подготовлен проект соответствующего федерального закона и разрабатывается Положение "О лицензировании в области предупреждения техногенных чрезвычайных ситуаций и защиты населения".

В целях успешного решения проблемы предупреждения чрезвычайных ситуаций большое значение имеет принятие постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 675 "О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации", в соответствии с которым составлен перечень потенциально опасных объектов, подлежащих декларированию в 1996 г. и последующие годы.

Подготовлены "Временный порядок декларирования безопасности промышленного объекта Российской Федерации", а также перечень научных и экспертных организаций, имеющих право разработки деклараций безопасности промышленных объектов и проведения их экспертизы.

Для выполнения принятых федеральных целевых экологических программ Федеральным законом от 22 февраля 1999 г. № 36-ФЗ[36] были выделены специальные средства на экологическую безопасность РФ по следующим программам:

• "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" (ЕГАСКРО) (1997—2000 гг.);

• "Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна" (Возрождение Волги) (1996—2010 гг.);

• "Переработка техногенных образований в Свердловской области";

• "Оздоровление окружающей природной среды и населения г. Череповца" (1997—2010 гг.);

• "Социально-экологическая реабилитация территории Самарской области и охрана здоровья ее населения" (1997— 2010 гг.);

• "Обеспечение населения России питьевой водой" (первоочередные мероприятия) (1998—2010 гг.);

• Постановление Правительства РФ № 1208 от 3 ноября 1994 г. "О мерах по улучшению экологического образования населения";

• Создание Единой государственной системы контроля радиационной безопасности (ЕГАСКРО) на территории Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. № 1085.

Федеральная целевая программа "Отходы". Постановление Правительства РФ № 216 от 28 февраля 1996 г., постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 1098.

В новом столетии, а именно в 2001 г., по прогнозам экологов, как отмечает П. Натальин[37] ("Тверская 13"), предполагается ухудшение состояния окружающей среды на территории России. Анализируя Федеральный бюджет, утвержденный Государственной Думой РФ, видно, что экологические расходы по сравнению с 2000 годом сократятся до 0,39% бюджета, в то время как потребление природных ресурсов и их вывоз за рубеж возрастут.

Охрана окружающей среды

7.5.1. Безотходное и малоотходное производство, переработка отходов

 

Для обеспечения надежной защиты охраны окружающей среды в антропогенных регионах, краях, областях, в крупных городах и населенных пунктах необходимо внедрять надежные безотходные или малоотходные технологии, которые должны функционировать так, чтобы не нарушать естественного хода процессов, протекающих в природе.

При организации малоотходных и ресурсосберегающих технологий должны быть учтены следующие факторы:

• все производственные процессы крайне важно осуществлять при минимальном числе технологических этапов;

• технологические процессы должны быть непрерывными;

• единичная мощность технологического оборудования проектируется оптимальной;

• если в результате технологического процесса выделяется теплота, то она должна быть эффективно использована.

С учетом вышеназванных рекомендаций можно определить основные направления совершенствования малоотходных технологий для различных отраслей народного хозяйства.

Так, в сельском хозяйстве основной проблемой является переработка и обеззараживание больших количеств органических удобрений на птицефермах, на свиноводческих и животноводческих комплексах, а также и в фермерских хозяйствах.

Наиболее рациональный и сравнительно дешевый способ переработки органических удобрений — компостирование. Этот способ позволяет получить ценный продукт для внесения в почву в качестве удобрения.

Важными параметрами процесса компостирования являются: соотношение углерода, азота и фосфора, влажность, дисперсность материала, рН, аэрация, размер бурта.

Кроме компостирования, применяется биотехнология переработки жидких и твердых отходов.

Анаэробное сбраживание представляет собой бескислородный ферментативный стадийный микробный процесс, осуществляемый в мезофильных (t = 30—33°С) условиях с помощью различных групп микроорганизмов. Процесс протекает в течение 5—30 суток в зависимости от состава сырья, влажности и перемешивания. В результате указанного процесса образуется газ, который на 65—70% состоит из метана, 20—25% — углекислоты, а также небольших количеств водорода, сероводорода, аммиака. Средняя производительность по газу составляет 1 л из 1 кг биологически окисляемых веществ. Средняя теплота сгорания биогаза 22—24 МДж/м.

Во многих странах мира, таких, как Япония, Китай, США, Германия, в странах Юго-Востока, насчитываются десятки тысяч ферментаторов для получения электроэнергии индивидуального пользования в жилом секторе и фермерских хозяйствах.

Широко применяется в промышленности и сельском хозяйстве аэробный способ переработки отходов. Так, технология переработки органических отходов методом биологической ферментации основана на управлении ростом и развитием аэробных термофильных бактерий. В специальном помещении — биоферментере — создаются оптимальные условия для бурного роста аэробных бактерий. Процесс длится 5—7 суток при температуре 60—75°С, в результате получается масса темного цвета с высоким содержанием питательных веществ. Важно отметить, что в процессе биоферментации помета, навоза, торфа, соломы и других компонентов достигается обеззараживание субстрата, то есть погибают патогенные микроорганизмы, паразиты животных, семена сорных растений теряют всхожесть. Готовый продукт, получивший фирменное название "фермвей", используют, например, в США как органическое удобрение, в качестве подстилки для птицы и скота; кроме того, из-за высокого содержания протеина многие фермеры включают фермвей в рационы животных, особенно при откорме на мясо.

Одной из проблем как в сельском хозяйстве, так и в промышленности является очистка загрязненного различными запахами воздуха, отработанного и выводимого из помещений.

Для очистки такого воздуха используются биологические фильтры. Они успешно применяются в США, Канаде, ФРГ и других странах для устранения неприятных запахов на животноводческих и птицеводческих фермах, при термической переработке органических удобрений, в биоферментерах, а также при перегонке нефти и на других производствах.

Такие фильтры поглощают аммиак, амины, меркаптаны, сероводород, жирные кислоты, органические сульфаты, кетоны, альдегиды, окислы азота, окись углерода, метилмеркаптан, двуокись серы, метан и т. д. При этом степень очистки запахов находится в пределах от 90 до 100%.

Устройство биологического фильтра в виде коробки показано на рис. 2.

Рис. 2. Сооружение биофильтра:

1 — фильтрующая масса;

2 — щелевидный пол;

3 — подполье

 

Биологический фильтр представляет собой сооружение в виде коробки высотой 1,1—1,6 м, у которой боковые стенки могут быть выполнены из бетона, кирпича или другого материала без щелей и зазоров. Внутри коробка разделена прочным полом — перекрытием со щелевидными отверстиями, через которые под напором (вентилятором) подается неочищенный воздух. В коробке 2/3 занимает фильтрующая масса, 1/3 — подполье, в которое подается неочищенный воздух. Верхняя часть биофильтра заполняется биомассой. Высота укладки биомассы варьирует от 600 до 1000 мм. Размеры фильтрующей площади зависят от объема поступающих газов, их состава, а также от наполнителей биомассы.

Биофильтр может быть выполнен как в наземном варианте (в виде коробки, рис. 2), так и в заглубленном в землю (рис. 3). В регионах с низкими температурами целесообразно использовать заглубленный биофильтр. В этом случае в нижней части биофильтра устанавливается система разветвленных воздуховодов с перфорированными трубами, через которые вентилятором подается неочищенный воздух (рис. 3).


 

Рис. 3. Заглубленный в землю биофильтр:

1 — биофильтр;

2 — система воздуховодов (перфорированных труб);

3 — труба для подачи неочищенного воздуха

 

Фильтрующей массой может служить волокнистый торф, смешанный с мелкими хвойными ветками или вереском для создания пористости массы.

В Японии применяют в качестве биологического фильтра вулканические почвы, богатые органическими материалами, в США — землю, золу и песок в соотношении 1:1:1. Используют также различные компосты, смешанные с древесной стружкой. Этот материал меняют примерно каждые 4 года.

Конструкция биологического фильтра должна быть сбалансирована в отношении между статическим давлением в верхней части, проходящим потоком воздуха и пористостью биофильтрующей массы. Удельная масса наполнителя составляет 400—800 кг/м3, влажность его не должна превышать 60%. Главное, чтобы середина биофильтра была высокопроницаемой.

Процесс биофильтрации довольно прост (рис. 4). Отработанные газы, поступающие из помещения 1, проходят через щелевой настил, распределяются равномерно по фильтрующему материалу 3.

Рис. 4. Система биофильтрации неочищенного воздуха из помещений:

1 — помещение;

2 — вентиляторы;

3 — биофильтр;

4 — подполье.

 

Микробы получают энергию и элементы питания, необходимые для их существования и развития, путем разложения запахонесущих соединений очищаемого воздуха. Дурнопахнущие соединения в составе утилизируемого газа адсорбируются капельками воды и затем окисляются микроорганизмами. Окончательный продукт окислительного процесса, выбрасываемый через биофильтр в атмосферу — двуокись углерода и водяной пар, — безопасные соединения без запаха. Окисление восстанавливает адсорбционную способность фильтрующего материала и обеспечивает микробы необходимыми для их жизни и роста веществами.

Микроорганизмы могут существовать в биофильтре (рис. 4) в течение нескольких недель даже при отсутствии отработанных газов. По данным ученых США, биофильтры могут работать при температуре 12°С и обеспечивать эффективность очистки до 95—99% от пропана, изобутана. Углеводороды уничтожаются полностью.

Наиболее распространены неглубокие биофильтры. Они проще и дешевле. Значительно лучше удаляют все запахи из большинства отработанных газов. Любой биофильтр имеет четыре основные составляющие: вентиляционную систему, отводящую отработанный газ из помещения к фильтрующей массе; воздуховоды, по которым подается отработанный воздух и в которых контролируется его давление; газовую распределительную систему под фильтрующей массой и саму фильтрующую массу.

Контроль за работой биофильтра состоит в периодической проверке влажности фильтрующей массы, ее рН, температуры, перепада давления. Эти параметры измеряются один раз в месяц. Неправильное обслуживание биофильтра способствует появлению на его поверхности трещин, щелей, а значит, утечке загрязненного воздуха.

Одним из основных показателей эффективной работы биофильтров являются микробы. Они очень чувствительны к присутствию кислот в окружающей их среде. Большое количество аммония внутри биофильтра может окислить фильтрующий материал. В этой связи рН массы чаще замеряется в нескольких местах и на глубине. Если рН ниже 6, необходимо использовать известь или древесную золу для восстановления нейтральной реакции.

Изменение перепада давления воздуха в системе показывает, что частично или полностью фильтрующий материал спрессовался или превратился в компост. В первом случае его необходимо взрыхлить, а во втором — заменить свежим.

При проектировании биофильтра необходимо учитывать следующие показатели: количество загрязненного воздуха или газов (м3/ч), органический состав биофильтра, высоту слоя, степень разрежения, время прохождения газов через биофильтр, удельную массу биофильтра, рН, температуру отходящих газов, влажность материала.

По данным ученых США, в нормальных условиях биофильтры могут работать 10—15 лет, при этом биомасса, как правило, заменяется один раз в 4—8 лет. Эксплуатировать установку можно от 10 ч в сутки 5 дней в неделю и до 24 ч в сутки ежедневно в течение недели.

Биофильтры — самая дешевая аспирационная система, так как не использует химикаты и не создает проблем повторного обеззараживания воздуха и почвенных вод, не выделяет при работе опасных соединений или химических веществ.

По данным американского исследователя А. Кутера (1990), затраты на биофильтр на 44% ниже, чем на мокрые очистные сооружения, на 50% меньше, чем при сжигании отработанных газов или загрязненного воздуха, и на 75% меньше, чем при очистке их активированным углем.

Внедрение биологических фильтров на птицеводческих предприятиях, животноводческих комплексах и в фермерских хозяйствах позволит решить ряд проблем: улучшить охрану окружающей среды, создать нормальные комфортные условия для людей, проживающих в данной местности, сократить заболеваемость животных, повысить их продуктивность, снизить расход кормов, улучшить качество продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.058 с.)