Составитель: сычева Т. М. , молчанов С. Ю. , павлей Р. Л. - брянск: бгита, 2013. - 27 С. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составитель: сычева Т. М. , молчанов С. Ю. , павлей Р. Л. - брянск: бгита, 2013. - 27 С.



ФИЛОСОФИЯ

 

 

Методические указания

для студентов очного обучения

всех направлений бакалавриата

 

 

Брянск 2013

 

УДК 1 (072)

Философия. Методические указания для студентов очного обучения всех направлений бакалавриата/ Брянск. гос. технол. акад.

Составитель: Сычева Т.М., Молчанов С.Ю., Павлей Р.Л. - Брянск: БГИТА, 2013.- 27 с.

 

Даны методические указания для подготовки к семинарам и для самостоятельной работы над курсом «Философия»

Для студентов очной формы обучения

 

 

Рецензент:

Зав. кафедрой гуманитарных дисциплин Брянского открытого института управления и бизнеса, кандидат философских наук, профессор Петрова Н.Г.

 

Рекомендованы редакционно-издательской и методической комиссиями экономического факультета БГИТА

 

Протокол №


Введение

 

 

Приступая к изучению философии, важно понять ее огромную роль в духовной культуре общества и отдельной личности.

Философия обращена, прежде всего, к человеку, культивирует в нем душу и разум, способствует превращению его в гражданина, критически, творчески мыслящую и ответственную личность. В современных условиях должный уровень философской культуры личности является необходимым условием осознания последствий и перспектив научно-технического прогресса, проблемы сохранения цивилизации, поиск

Целью освоения дисциплины «Философия» является достижение следующих результатов:

· - формирование представлений о специфике философии как способе познания мира, об основных разделах философского знания, о философских проблемах и методах их исследования;

· - понимание социокультурных основ любой человеческой деятельности, в том числе профессиональной;

· - овладение умениями теоретически использовать понятия и категории философии и практически применять их для повышения своего культурного и профессионального уровня;

· -формирование общекультурных компетенций, связанных с овладением культурой мышления, способностью анализировать социально-значимые проблемы;

· -формирование общепрофессиональных компетенций – осознание социальной значимости своей будущей профессии, развитие способности использовать систематизированные теоретические данные философии и социальных наук.

 

Предлагаемые методические указания ставят своей целью помочь студенту в решении задачи освоения курса «Философия». Они включают в себя тематические планы семинарских занятий, вопросы к ним, рекомендуемую основную и дополнительную литературу, тематику рефератов. Особое внимание уделяется рекомендациям, которые могут оказать существенную методическую помощь для усвоения основных разделов курса.


 

 

Тематический план учебного курса «Философия»

Лекции

1. Предмет философии и специфика философского знания 2 ч.

2. Философия Античности, Средневековья и эпохи Возрождения 2 ч.

3. Философия XVII – XVIII вв. 2 ч.

4. Европейская философия XIX века 2 ч.

5. Русская философия 2 ч.

6. Современная западная философия 2 ч.

7. Научная и религиозная картины мира 2 ч.

8. Философская картина мира. Учение о бытии, субстанции, материи 2 ч.

9. Философское учение о развитии мира 2 ч.

10. Проблема сознания в философии и науке 2 ч.

11. Познание 2 ч.

12. Наука и методы научного познания 2 ч.

13. Философия о сущности и развитии общества 2 ч.

14. Экономическая жизнь общества 2 ч.

15. Природа человека и смысл человеческого бытия 2 ч.

16. Человек как личность. Свобода и ответственность личности 2 ч.

17. Глобальные проблемы современности. Будущее человечества 2 ч.

 

 

Семинарские занятия

 

1. Предмет и предназначение философии 2 ч.

2. Философия Античности, Средневековья и эпохи Возрождения 2 ч.

3. Философия XVII – XVIII вв. 2 ч.

4. Европейская философия XIX века 2 ч.

5. Философская мысль в Росии 2 ч.

6. Современная западная философия 2 ч.

7. Человек и Вселенная в научной и религиозной картинах мира 2 ч.

8. Бытие и его основные формы 2 ч.

9. Диалектика - учение о всеобщей связи и развитии 2 ч.

10. Сознание, его происхождение и сущность 2 ч.

11. Познание как предмет философского анализа 2 ч.

12. Наука как специализированная форма познания 2 ч.

13. Общество как целостная, саморазвивающаяся система 2 ч.

14. Экономическая жизнь общества 2 ч.

15. Биосоциальная природа человека. Противоречивость человеческого

бытия.

16. Человек как личность.Философское понимание личности. 2ч.

17. Глобальные проблемы современности. Будущее человечества. 2ч.

 

 


Темы докладов и рефератов

 

1. Истоки философии.

2. Проблема научности философского мировоззрения

3. Общественно-исторический характер философии

4. Методологическая функция философии

 

 

Основная литература

Философия: учебник / под общей ред. В.В.Миронова. - М.: Норма: ИНФРА –М, 2011. Введение.

Введение в философию: Учебное пособие для вузов / под ред. И.Т.Фролова. - М.: Культурная революция, 2006

Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Дону, «Феникс», 2008, гл.1

Спиркин А. Г. Философия: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005.

 

Дополнительная литература

 

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М: Наука, 1991.

Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс. 1992.

Хайдеггер М. Что такое философия? //Вопросы философии, 1993, № 8

 

 

Темы докладов и рефератов

 

1. Бытие и познание в философии элеатов

2. Концепция идеального государства Платона

3. Учение о причинности Аристотеля

4. Понятие судьбы в философии стоиков и эпикурейцев

5. Идея свободы воли в философии Августина Блаженного

6. Этика «героического энтузиазма» Дж. Бруно

 

Основная литература

Введение в философию: Учеб.пособие для вузов //Под ред. И. Т. Фролова – М.: Культурная революция, 2007. С.42-58

Философия: учебник / под общей ред. В.В.Миронова. - М.: Норма: ИНФРА –М, 2011, гл.1-3.

Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Дону, «Феникс», 2008, гл.1

Спиркин А. Г. Философия: Учебник. 2-е изд.— М.: Гардарики, 2006. С.22 -107.

Введение в философию: учеб. Пособие для вузов. Под ред. А. В. Солдатова. – СПб. Лань. 2007.

Философия: Учебник для вузов.// Под ред. В. Н. Лавриненко. — М.. ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С.59-83.

.

.

 

Дополнительная литература

Антология мировой философии. Античность. — Мн.; М. Харвест: Изд. ACT. 2001.

Диоген Лаэртский. О жизни, учении и изречениях знаменитых философов. — М., 1986

Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении — М., 1989..

Монтень Мишель. Опыты. -М., «Голос». 1992.

Рассел Б. История западной философии. — М., 1992. Т. 1.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. — М, 1997. Т.1.

Соловьев В. Жизненная драма Платона // Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. -М., 1990. Т. 2.

Жильсон Э.Данте и философия (фрагменты). Перевод с французского А.Д. Бакулова //Вопросы философии. 2006. №7

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. — М., 1991.

 

 

Темы докладов и рефератов

1. Идея преобразования научного знания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта

2. Материализм и пантеизм Б. Спинозы

3. Социально-философские идеи мыслителей Просвещения и практика их воплощения во Французской революции 1789 г.

4. Механистическая картина мира и ее философские основания

5. Учение Канта о границах познания

 

Основная литература

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов //Под ред. И. Т. Фролова – М.: Культурная революция, 2007. С.78-106..

Философия: учебник / под общей ред. В.В.Миронова. - М.: Норма: ИНФРА –М, 2011, гл.3,4.

Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Дону, «Феникс», 2008, гл.1.

Философия: Учебник для вузов.// Под ред. В. Н. Лавриненко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С.112-184.

Введение в философию: учеб. Пособие для вузов. Под ред. А. В. Солдатова. – СПб. Лань. 2007.

 

Дополнительная литература

Антология мировой философии. Античность. — Мн.; М. Харвест: Изд. ACT. 2001.

Кузнецов В. Н., Грязнов А. А. Западноевропейская философия ХУШ в. -М.,1988.

Рассел Б. История западной философии. — М., 1992. Т.1..

Вальденберг В.Е. — Екатерина II и Монтескье в их политических воззрениях //Вопросы философии. 2006. №1

Ойзерман Т.И. — Кант и Гегель как исторические личности //Вопросы философии. 2006. № 11

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. — М, 1997. Т.2,3.

Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. — М. 1989..

 

 

Темы докладов и рефератов

1. Соотношение свободы и долга в этике Канта

2. Диалектика Гегеля

3. Позитивистские мотивы в философии XIX в.

4. Критика разума в «философии жизни»

 

Основная литература

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов //Под ред. И. Т. Фролова – М.: Культурная революция, 2007.

Философия: учебник / под общей ред. В.В.Миронова. - М.: Норма: ИНФРА –М, 2011, гл.4-6

Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Дону, «Феникс», 2008,

Спиркин А. Г. Философия: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006..

Введение в философию: учеб. Пособие для вузов. Под ред. А. В. Солдатова. – СПб. Лань. 2007.

 

 

Дополнительная литература

.

Рассел Б. История западной философии. – М., 1992. Т.1.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – М. 1997. Тт.1,2

Гулыга А.Н. Немецкая классическая философия – М., 1992

 

 

Темы докладов и рефератов

1. Философские взгляды П. Чаадаева

2. Философия романтического консерватизма К. Леонтьева

3. Идея любви в философии В. Соловьева

4. Концепция свободы в творчестве Н. Бердяева

 

Основная литература

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов //Под ред. И. Т. Фролова – М.: Культурная революция, 2007.. С.149-191

Философия: учебник / под общей ред. В.В.Миронова. - М.: Норма: ИНФРА –М, 2011, раздел Ш,гл.3.,4

Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Дону, «Феникс», 2008, гл.1

Спиркин А. Г. Философия: Учебник. -2-е изд. — М.: Гардарики, 2006. С.201-223..

Введение в философию: учеб. Пособие для вузов. Под ред. А. В. Солдатова. – СПб. Лань. 2007.

 

Дополнительная литература

.

Баландин Р. К. Самые знаменитые философы России.- М.: Вече, 2001.

Бердяев Н. А. Русская идея //О России и русской философской культуре. — М., 1990.

Зеньковский В. В. История русской философии. — Л., 1998.

Лосский Н. О. История русской философии. — VI., 1991.

Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990.

Брода М. "Неузнанный феномен" Константина Леонтьева //Вопросы философии. 2006. № 7

Водолагин A.B. Любовь и смерть в понимании В.В. Розанова //Вопросы философии. 2006. №10

Курабцев В.Л. Философская биография Льва Шестова и особенности его философии //Вопросы философии. 2006. № 4

Плимак Е.Г., Сабурова Т.А. "Русская идея" Николая Бердяева как наследие русской интеллигенции? //Вопросы философии. 2006. № 9

 

 

Темы докладов и рефератов

1. Социально-философская концепция К. Поппера

2. Сциентистские и антисциентистские мотивы в современной философии

3. Экзистенциализм о свободе и ответственности личности

4. Проблема Бога и Человека в философии персонализма

5. Герменевтика – наука, философия, искусство?

 

Основная литература

Введение в философию: Учеб.пособие для вузов //Под ред. И. Т. Фролова – М.: Культурная революция, 2007.

Философия: учебник / под общей ред. В.В.Миронова. - М.: Норма: ИНФРА –М, 2011, раздел II, гл.2,4

Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Дону, «Феникс», 2008, гл.1

Введение в философию: учеб. Пособие для вузов. Под ред. А. В. Солдатова. – СПб. Лань. 2007.

 

Дополнительная литература

Камю А. Бунтующий человек. М„ Политиздат, 1990.

Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. Пер. с итал. – СПб. Симпозиум. 2004.

Философская антропология: учеб. Пособие для вузов. – СПб. Питер. 2008. Рассел Б. История западной философии. – М.,1992. Т.1.

Райнах Адольф. О феноменологии //“Логос” №1 (1999) 11.

Рорти Р. Постмодернистский буржуазный либерализм. //«Логос». 1999. № 9.

Современная западная философия: Словарь. — М., 1991.

Фрейд З. “Я” и “Оно”. Труды разных лет. Кн. 1, 2. – “Мерани”, Тб., 1991.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – М.: 1977.

Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. – М.: Республика, 1993. – 447

Гайденко П.П. Мартин Хайдеггер: изначальная временность как бытийное основание экзистенции //Вопросы философии. 2006. №3

 

 

Темы докладов и рефератов

1. Основные концепции современной космологии

2. Кибернетика и синергетика – две версии теории самоорганизации

3. Христианская картина мира

4. Происхождение жизни и феномен человека в космоэволюционном учении П. Тейяра де Шардена.

 

Основная литература

Введение в философию: Учеб.пособие для вузов //Под ред. И. Т. Фролова – М.: Культурная революция, 2007.

.Философия: учебник \ под общ. Ред. В.В.Миронова. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011,раздел IV, гл. 1,2.

Спиркин А. Г. Философия: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006.

 

Дополнительная литература

Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – М.: Центр, 2003

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М., 1986

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987

Латыпов Н., Бейлин В., Верешков Г. Вакуум, элементарные частицы и Вселенная. – М.: МГУ, 2001

Тарароев Я.В. Современная космология – взгляд извне//Вопросы философии, 2006, №2

Арлычев А.Н. Эволюция Вселенной: формальная и субстратная модели //Вопросы философии, 2007. № 9

Темы докладов и рефератов

1. Категория бытия в классической и неклассической философии.

2. Основные виды движения материи согласно данным современной науки

3. Проблема многомерности пространства в современной науке

4. Священное и мирское пространство и время в религии

 

Основная литература

Введение в философию: Учеб.пособие для вузов //Под ред. И. Т. Фролова – М.: Культурная революция, 2007.

Спиркин А. Г. Философия: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005.

Философия: учебник / под общей ред. В.В.Миронова. - М.: Норма: ИНФРА –М, 2011, раздел IV, гл.2

 

Дополнительная литература

Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной философии. – М., 1998

Качераускас Т. Феноменология времени и пространства // Вопросы философии, 2005, № 12

Ингарден Р. Спор о существовании мира. Время и способ существования // Вопросы философии, 2006, № 12

Хокинг С., Перроуз Р. Природа пространства и времени. Изд-во Урмудского ун-та, 200 Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной философии. – М., 1998

 

Темы докладов и рефератов

1. Диалектика и метафизика

2. Диалектика и недиалектические модели развития – эволюционистская, эмерджентная концепции, «теория конфликтов».

3. Основные версии диалектики – классическая, диалектико-материалистическая, антропологическая диалектика Ж.-П. Сартра, негативная диалектика Т. Адорно.

 

Основная литература

 

Философия: учебник / под общей ред. В.В.Миронова. - М.: Норма: ИНФРА –М, 2011, раздел IV, гл.

Введение в философию: Учеб.пособие для вузов //Под ред. И. Т. Фролова – М.: Культурная революция, 2007.

Спиркин А. Г. Философия: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005.

Дополнительная литература

Энгельс Ф. Диалектика природы. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 20

Огородников В.П. Познание необходимости. Детерминизм как принцип научного мировоззрения. – М., 1989.

Швацук О.Ф. Диалектика всеобщего и единичного в развертывании определения пространства-времени // Вопросы философии. 2005, № 7

Сачков Ю.В. Эволюция учения о причинности // Вопросы философии, 2005, №11

Левин Г. Тождество и сходство // Вопросы философии, 2005, №12

Темы докладов и рефератов

1. Сознание и личность

2. Марксово понимание сознания: за и против

3. Возможен ли искусственный интеллект?

4. Сознание и бессознательное

5. Проблемы сознания в философии постмодернизма

 

Основная литература

Введение в философию: Учеб.пособие для вузов //Под ред. И. Т. Фролова – М.: Культурная революция, 2007.

Философия: учебник / под общей ред. В.В.Миронова. - М.: Норма: ИНФРА –М, 2011, раздел IV, гл.3

Спиркин А. Г. Философия: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005.

 

Дополнительная литература

Юлина Н.С. Тайна сознания: альтернативные стратегии ислледования // Вопросы философии, 2004, № 10, 11

Менский М.Б. Квантовая механика, сознание и мост между двумя культурами // Вопросы философии, 2004, № 6

Джонс П.Э. Символы, орудия и идеальное у Ильенкова //Вопросы философии, 2004,№3

Васильев В.В. Мозг и сознание: выходы из лабиринта // Вопросы философии, 2006, № 1

Аронов Р.А. Сознание и квантовый мир // Вопросы философии, 2005, № 6

Дж. Серль. Открывая сознание заново. – М., 2001

 

 

Темы докладов и рефератов

1. Проблема критерия истины в философии и науке

2. Познание и понимание

3. Соотношение рационального и иррационального в процессе познания

 

Основная литература

Введение в философию: Учеб.пособие для вузов //Под ред. И. Т. Фролова – М.: Культурная революция, 2007.

Спиркин А. Г. Философия: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005.

Философия: учебник / под общей ред. В.В.Миронова. - М.: Норма: ИНФРА –М, 2011, раздел V, гл.1.

 

Дополнительная литература

Лекторский В.А. Вера и знание в современной культуре // Вопросы философии, 2007, № 2

Лекторский В.А. Теория познания (гносеология и эпистемология) // Вопросы философии, 1999, № 8

Лазарев Ф.В., Лебедев С.А. Проблема истины в социально- гуманитарных науках: интегральный подход // Вопросы философии, 2005, № 10

Майданов А.С. Миф как источник знания // Вопросы философии, 2004, № 9

Осипов Г.В. Научное познание в социальном измерении // Вопросы философии, 2005, № 3

 

 

Темы докладов и рефератов

1. Критерии научности

2. Естественнонаучное и социально-гуманитарное познание: сходство и различие

3. Структура научной теории и ее основные функции

4. Вненаучное знание и его формы

 

Основная литература

Философия: учебник / под общей ред. В.В.Миронова. - М.: Норма: ИНФРА –М, 2011, раздел V, гл.2

Введение в философию: Учеб.пособие для вузов //Под ред. И. Т. Фролова – М.: Культурная революция, 2007.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005.

Степин В.С. Философия науки. Общие вопросы. – М., 2006

 

Дополнительная литература

Сокулер З.А. Знание и власть: наука в обществе модерна. – М., 2001

Осипов Г.В. Научное познание в социальном измерении // Вопросы философии, 2005, № 3

Аронов Р.А. Сознание и квантовый мир // Вопросы философии, 2005, № 6

Менский М.Б. Квантовая механика, сознание и мост между двумя культурами // Вопросы философии, 2004, № 6

Лесков Л.В. Наука как самоорганизующаяся система. // Общественные науки и современность, 2003, № 4

 

 

Темы докладов и рефератов

1. Общество как объект познания социальной философии

2. Природа и общество

3. Движущие силы и субъекты исторического развития

4. Особенности формационного подхода к истории общества

5. Понятие цивилизации. Исторические типы цивилизаций.

 

Основная литература

. Философия: учебник / под общей ред. В.В.Миронова. - М.: Норма: ИНФРА –М, 2011, раздел VII, гл.1,2

 

Введение в философию: Учеб.пособие для вузов //Под ред. И. Т. Фролова – М.: Культурная революция, 2007. Разд.2, гл.8

Философия: Учебник для вузов. //Под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. Разд.4, гл.17

Спиркин А. Г. Философия: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006. Разд.3, гл.15

Голубинцев В.О., Данцев А.А. и др. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д, «Феникс», 2008. Гл.4, § 3,4

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. – Маркс К., Энгельс Ф.,соч. т.13

 

Дополнительная литература

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., Политиздат, 1992

Тойнби А. Постижение истории. – М., Прогресс, 1991

Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. – Новосибирск, «Наука», 1993

Равинский Р.Е. Синергетика и процессы развития сложных систем. // Вопросы философии, 2006, № 2

Чайковский Ю.В. Философия дарвинизма против философии эволюции. // Вопросы философии, 2007, № 9

Кравченко И.И. Государство и общество. // Вопросы философии, 2007, № 4

 

 

Темы докладов и рефератов

1. Материальное производство – основа общественного развития

2. Роль экономического сознания в экономической жизни общества

3. Научно-техническая революция и ее роль в социально-экономическом развитии общества

4. Экономическая жизнь современной России

 

 

Основная литература

Введение в философию: Учеб.пособие для вузов //Под ред. И. Т. Фролова – М.: Культурная революция, 2007. Разд.2, гл.8

Философия: Учебник для вузов. //Под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. Разд.4, гл.18

Спиркин А. Г. Философия: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006. Разд.3, гл.16

Голубинцев В.О., Данцев А.А. и др. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д, «Феникс», 2008. Гл.5, 6, § 6

 

Дополнительная литература

Бехман Г. Современное общество как общество риска //Вопросы философии, 2007, №1

Сапожников Е.И. Общество потребления в странах Запада //Вопросы философии, 2007, №10

Семенов В.С. О путях прогрессивного развития российского общества и цивилизации в XXI веке. //Вопросы философии, 2007, №4

Федотова В.Г. Человек в экономических теориях: пределы онтологизации. //Вопросы философии, 2007, №9

 

Тема 15. Биосоциальная природа человека. Противоречивость человеческого бытия

 

1. Природа и сущность человека. Биологизаторские и социологизаторские концепции

2. Смысл жизни и предназначение человека. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества

3. Противоречивость человеческой натуры и человеческого бытия. Ответственность современного человека за сохранение жизни, культуры, цивилизации.

 

В первом вопросе необходимо изучить основные историко-философские традиции Запада и Востока в понимании природы человека, раскрыть сущность антропосоциогенеза. Анализируя взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, покажите принципиальное различие дуалистического и монистического подходов. Особое внимание обратите на выяснение биосоциальной природы человека, используя и сопоставляя при этом две наиболее разработанные и крайние позиции по этой проблеме – биологизаторскую и социологизаторскую. Определите роль инстинктов, потребностей и интересов в жизни человека.

Раскрывая второй вопрос, уясните содержание смысла жизни и предназначение человека, его стремление оставить свой след на Земле, реализуя тем самым естественную потребность всего живого сохранить преемственность, не исчезнуть бесследно. Далее в этом вопросе необходимо остановиться на анализе взаимосвязи проблемы жизни, смерти и бессмертия, на понятии биологической и социальной смерти человека. Следует помнить, что бессмертен лишь тот человек, который посвящает себя служению людям, добру и справедливости.

В третьем вопросе разберитесь в проблеме противоречивости человеческого бытия, в извечной проблеме доброго и злого начала в человеке и в его способности совершенствоваться, преодолевая пороки. Покажите. Как отвечают на этот вопрос различные философы: Н. Бердяев, Э. Фромм, З. Фрейд и др. Уясните тот факт, что сущность человека нужно искать в единстве его внутреннего и внешнего бытия, в его деятельном отношении к миру. Разберитесь в причинах социального зла: войнах, насилии, несправедливости, а также в экологической опасности и в связи с этим в проблеме возрастания ответственности современного человека за сохранение жизни, культуры, цивилизации.

 

Темы докладов и рефератов

1. Сущность человека в историко-философской традиции

2. Человек в философии Востока и Запада

3. Сущность философской антропологии и этапы ее становления и развития

4. Биосоциальная природа человека

5. Проблема смысла жизни. Социальная и биологическая продолжительность жизни

Основная литература

Философия: учебник / под общей ред. В.В.Миронова. - М.: Норма: ИНФРА –М, 2011, раздел IV, гл.2

 

Введение в философию: Учеб.пособие для вузов //Под ред. И. Т. Фролова – М.: Культурная революция, 2007. Разд.2, гл.4

Философия: Учебник для вузов. //Под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. Разд.5, гл.24

Спиркин А. Г. Философия: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006. Разд.2, гл.10

Голубинцев В.О., Данцев А.А. и др. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д, «Феникс», 2008. Гл. 6, § 2,

 

Дополнительная литература

 

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М.: Прогресс, 1992

Гнатик Е.Н. Философские проблемы евгеники: история и современность // Вопросы философии, 2005, №6

Имянитов Н.С. Объективные смыслы жизни и существования. // Вопросы философии, 2006, №7

Аронов Р.А. Три мира есть у человека. // Вопросы философии, 2007, №1

 

Темы докладов и рефератов

1. Человек, индивид, личность. Философское понимание личности

2. Личность. Проблемы свободы и ответственности.

3. Феномен отчуждения. Проблема насилия и ненасилия в обществе

4. Всестороннее развитие личности. Нравственное и эстетическое отношение к миру

5. Религиозные ценности и свобода совести.

 

Основная литература

Введение в философию: Учеб.пособие для вузов //Под ред. И. Т. Фролова – М.: Культурная революция, 2007. Разд.2, гл.11

Философия: Учебник для вузов. //Под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. Разд.5, гл.24,25

Спиркин А. Г. Философия: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006. Разд.2, гл.10, 11

Дополнительная литература

Философия. Учебник.// Под ред В.Д.Губина и др. 2-е изд. – М., 2001

Голубинцев В.О., Данцев А.А. и др. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д, «Феникс», 2008

.. Философия: учебник / под общей ред. В.В.Миронова. - М.: Норма: ИНФРА –М, 2011, раздел VI, гл.2

Шестаков В.П. Катарсис: от Аристотеля до хард рока. // Вопросы философии, 2005, № 9

Левикова С.И. две модели динамики ценностей культуры (на примере молодежной субкультуры) // Вопросы философии, 2006, № 4

Хек Ю.В. Теория и практика усовершенствования человеческой «породы». // Вопросы философии, 2006, № 5

Киселев Г.С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции // Вопросы философии, 2007, №4

 

 

Темы докладов и рефератов

1. Философия глобальности. Происхождение, сущность и содержание глобальных проблем

2. Глобализация всех сфер общественной жизни и сохраненеие жизни на Земле

3. Контрасты современной цивилизации

4. Альтернативные решения проблем будущего человека и человеческого общества

5. Предотвращение мировой термоядерной войны и гарантия международной безопасности как приоритетное условие решения глобальных проблем современности

6. Экологический кризис – стратегическая глобальная проблема развития человечества

 

Основная литература

Введение в философию: Учеб.пособие для вузов //Под ред. И. Т. Фролова – М.: Культурная революция, 2007. Разд.2, гл.12

Голубинцев В.О., Данцев А.А. и др. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д, «Феникс», 2008 Гл. 10

. Философия: учебник / под общей ред. В.В.Миронова. - М.: Норма: ИНФРА –М, 2011, раздел VII, гл.3,4

 

Дополнительная литература

Хайтун С.Д. Человечество на фоне универсальной эволюции: сценарии энергетического будущего // Вопросы философии, 2005, №11

Матрошилова Н.В. Варварство как оборотная сторона цивилизации. // Вопросы философии, 2006, №2

Степин В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен. // Вопросы философии, 2006, №2

Буров В.Г., Федотова В.Г. Китайский опыт модернизации: теория и практика // Вопросы философии, 2007, №5

Иванов Вяч.Вс. Воны Кондратьева и история человечества - Общественные науки и современность, 2010, №2

 


Вопросы для подготовки к зачету по философии

1. Понятие и структура мировоззрения. Мифологическое и религиозное мировоззрение

2. Место философии в структуре человеческого знания

3. Предмет философии. Структура философского знания

4. Основной вопрос философии. Направления философской мысли

5. Функции философии

6. Истоки древнегреческой философии: натурфилософия милетской школы, учение Пифагора.

7. Понятие бытия и движения в учениях Парменида и Гераклита. Атомистическая теория Демокрита.

8. Основные идеи философии Платона

9. Учение о материи,форме и движении в философии Аристотеля

10. Направления этической философии в учениях Сократа, стоиков и эпикурейцев

11. Философия на рубеже эллинистической и христианской эпох

12. Философия периода патристики. Учение св.Августина

13. Философия периода схоластики. Учение св.Фомы Аквинского Номинализм и реализм

14. Философия эпохи Возрождения (Н.Кузанский, Н.Коперник, Дж.Бруно)

15. Социокультурные предпосылки философии Нового времени

16. Эмпиризм Ф.Бэкона

17. Рационализм Р.Декарта

18. Метафизика и этика Б.Спинозы.

19. Основные идеи философии Г.Лейбница

20. Предпосылки немецкой классической философии: учения о познании Дж.Локка, Дж.Беркли и Д.Юма

21. Основные идеи философии И.Канта

22. Учение Г.В.Ф.Гегеля о саморазвитии мирового духа

23. Антропологическая философия Л.Фейербаха

24. Формирование проблематики русской философии в 14-16 веках

25. Русская академическая философия 18 века. Философские взгляды М.В.Ломоносова

26. Значение диалога славянофилов и западников в развитии русской философской мысли

27. Русский марксизм (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин)

28. Философия русского космизма

29. Основные идеи философии В.С.Соловьева

30. Проблема свободы и творчества в философии Н.А.Бердяева

31. Истоки современной западной философии: учения А.Шопенгауэра, Ф.Ницше; феноменология Э.Гуссерля

32. Сциентизм: позитивизм и неопозитивизм

33. Психоаналитическая философия

34. Проблема свободы личности в философии экзистенциализма

35. Современная естественнонаучная картина мира. Теория происхождения Вселенной

36. Происхождение и эволюция жизни. Происхождение человека.

 


Вопросы для подготовке к сдаче экзамена по философии

1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.

2. Предмет и функции философии. Структура философского знания.

3. Основной вопрос философии. Направления философской мысли.

4. Истоки древнегреческой философии. Натурфилософия. Учение Парменида о бытии.

5. Философские воззрения Сократа и Платона.

6. Учение Аристотеля о материи, форме и движении

7. Средневековая западная философия. Учение св.Августина, философия Фомы Аквинского. Номинализм и реализм.

8. Философия эпохи Возрождения

9. Философия Нового времени. Эмпиризм Ф.Бэкона и рационализм Р.Декарта.

10. Философское учение И.Канта.

11. Философия Г.Гегеля.

12. Антропологический материализм Л.Фейербаха

13. Возникновение и основные идеи марксистской философии

14. Русская философия в 14-18 веках.

15. Русская философия 19 века. Славянофилы и западники.

16. Религиозная философия Вл.Соловьева, Н.А.Бердяева.

17. Философия русского космизма.

18. Направления философской мысли на рубеже 19 и20 веков. «Философия жизни» А.Шопенгаура, Ф.Ницше.

19. Философия экзистенциализма

20. Сциентизм в философии: позитивизм и неопозитивизм.

21. Религиозная и естественнонаучная картины мира.

22. Современная теория происхождения и эволюции Вселенной.

23. Происхождение и эволюция жизни. Происхождение человека.

24. Основные категории современной философской картины мира. Понятие и формы бытия.

25. Философское понимание материи. Пространство и время как формы бытия.

26. Атрибуты материи: движение и системность.

27. Философское учение о развитии. Детерминизм и индетерминизм.

28. Понятие и основные законы диалектики.

29. Проблема сознания в философии. Происхождение и структура сознания.

30. Понятие идеального. Мышление и речь.

31. Исторически сложившиеся теории познания. Чувственное и рациональное познание.

32. Философское понимание истины в теории познания. Критерии истины.

33. Наука как специализированная форма познания. Специфика научного познания.

34. Формы научного знания. Исторические типы научной рациональности.

35. Общество как объект философского исследования. Сферы общественной жизни.

36. Общество как целостная система. Социальная стратификация.

37. Общественные отношения, их сущность, генезис, структура

38. Соотношение общественного бытия и общественного сознания. Формы общественного сознания

39. Формационная и цивилизационная теории общественного развития

40. Способ производства и его роль в жизни общества

41. Понятие техники. Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса

42. Общественный прогресс, его сущность и критерии

43. Природа и общество. Экологические проблемы современности и пути их решения

44. Глобальные проблемы современного общества

45. Философское понятие культуры, ее роль в жизни общества и человека

46. Запад, Восток и Россия в диалоге культур

47. Природа и сущность человека. Понятие личности.

48. Понятие социальной роли. Свобода и ответственность человека.

 

Сычева Т.М., Молчанов С.Ю.

Философия

 

 

Методические указания

для студентов очной формы обучения

всех направений бакалавриата

 

 

Лицензия НД № 14185 от

Формат 60х94 1/16 Объем 1,5 п.л. Т. 30 экз. Бесплатно

 

Брянская государственная инженерно-технологическая академия

241027, Брянск, проспект Станке Димитрова, 3

Редакционно-издательский отдел. Подразделение оперативной печати

Подписано к печати __________________

 

 

ФИЛОСОФИЯ

 

 

Методические указания

для студентов очного обучения

всех направлений бакалавриата

 

 

Брянск 2013

 

УДК 1 (072)

Философия. Методические указания для студентов очного обучения всех направлений бакалавриата/ Брянск. гос. технол. акад.

Составитель: Сычева Т.М., Молчанов С.Ю., Павлей Р.Л. - Брянск: БГИТА, 2013.- 27 с.

 

Даны методические указания для подготовки к семинарам и для самостоятельной работы над курсом «Философия»

Для студентов очной формы обучения

 

 

Рецензент:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.334 с.)