Профессиональное самоопределение личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональное самоопределение личности



 

Проблема профессионального самоопределения – одна из вечных проблем, стоящих перед молодым человеком, вступающим во взрослую жизнь. Это не просто выбор профессии, скорее – процесс жизненного самоопределения. Профессиональная подготовка любого уровня – это затраты физические, моральные, материальные. Надеясь быть востребованным обществом, иметь престижную работу, получать высокий доход, работать в комфортных условиях, выпускник школы и его семья могут предпринять множество усилий, которые в итоге не принесут ничего. А ведь государство нуждается в продуктивно работающих специалистах. Именно поэтому мы и говорим о проблеме профессионального самоопределения как одной из важных проблем профессионального образования.

Что же такое профессиональное самоопределение?

В литературе профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, формирования адекватных профессиональных намерений и планов, реалистического образа профессионала.

Фактически, профессиональное самоопределение – это осознание человеком уровня развития своих способностей, возможности реализовать их в той или иной профессии. Это также и те мотивы, которые лежат в основе выбора профессии и осуществления профессиональной деятельности.

Когда современная молодёжь встаёт перед выбором профессии, то на этот выбор влияет множество факторов.

Первым фактором, на наш взгляд, является родительское давление. Когда подростки начинают задумываться, кем бы они хотели быть, родители помогают им в выборе профессии. Но иногда помощь перерастает в давление, которое может помешать определению будущего личности. Нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. Важнейшая задача этого этапа – помочь молодежи разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.

Второй фактор – это социальное давление. Современная молодёжь, в отличие от предшествующих поколений, значительно большее значение придаёт условиям жизни, предпочитая профессии, которые приносят высокие заработки.

Третий фактор – «за компанию» с друзьями. Часто выпускники, не определившись с выбором профессии, идут в те профессиональные учреждения, что и их товарищи. В период юношества дружеские связи очень крепкие и могут сильно влиять на выбор профессии. Поэтому можно дать общий совет: выбирать ту профессию, которая соответствует вашем интересам и совпадает с интересами общества, в котором мы живем.

Четвертый факторнесоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии. Необходимо знать и учитывать особенности организма, условия, в которых придется работать, иначе человека может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).

Пятый фактор –неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах. Для этого в школах работают социальные педагоги, психологи, которые должны проводить специальную работу, позволяющую лучше молодежи разобраться в своем профессиональном выборе.

Шестой фактор – устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии. Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.

Седьмой фактор – незнание социально-экономических особенностей региона. Для каждого местности характерен свой род деятельности, сложившаяся экономика, поэтому перед выбором профессии следует изучить характеристики своего региона и спектр профессий, подготовку которых ведут местные профессиональные учебных заведения. Например, Луганская Народная Республика является индустриальной территорией, где преобладает промышленное производство, богатые природные ресурсы, солидный научный и человеческий потенциал.

Восьмой фактор – фактор времени – востребованность тех или иных специальностей в разные периоды истории государства. В литературных источниках обозначено, что в 60-е годы XX века молодёжь интересовали профессии умственного труда. В 80-е годы прошлого века для молодых людей, стоящих перед выбором профессии, наиболее значимыми факторами этого выбора были престижность профессии (социальная ценность), качества личности, присущие представителям этой профессии, и нормы отношений, характерные для данного профессионального круга. Современные молодые люди при выборе учебного заведения и профессии кроме фактора престижности выделяют материальный фактор («хорошая зарплата в будущем») и фактор эксклюзивности профессии («таких специалистов мало»).

Нужно сказать, что среди так называемых ценных профессий называются психологи, генные инженеры, специалисты по биотехнологиям, разработчики альтернативного топлива и энергии, инновационные менеджеры, программисты, финансовые аналитики, архитекторы, адвокаты, разработчики и администраторы баз данных, специалисты в телекоммуникациях, специалисты в области информационных технологий, бизнес-тренеры, кризис-менеджеры. При этом, уже сейчас на рынке труда существует переизбыток психологов, финансистов, менеджеров, юристов (в 4 – 6 раз), администраторов баз данных (в 3 раза). А такие специальности как генные инженеры, специалисты по биотехнологиям, разработчики альтернативного топлива и энергии требуют для обучения базовый уровень подготовки, более значительный, чем дает средняя образовательная школа. Да и массовыми такие специальности вряд ли назовешь.

Тоже можно сказать и о высокооплачиваемых профессиях. Кадровые агентства выделяют среди таких профессий опять таки экономистов разных профилей, специалистов по ВЕД, переводчиков, дипломатов, государственных управленцев, рестораторов и специалистов гостиничного бизнеса, технологов промышленных предприятий, технических специалистов в телекоммуникациях. Понимаем, что привлекательно быть дипломатом и получать высокую заработную плату. Но вряд ли рейтинг высокооплачиваемых профессий имеет отношение к реальной жизни и сможет стать ориентиром в выборе профессий.

Мы уже с вами говорили ранее, что востребованные профессии лежат в области реального производства и требуют серьезной фундаментальной и практической подготовки. Поэтому пользоваться данными СМИ или кадровых агентств при выборе профессий не стоит.

Если еще раз вернуться к влиянию на выбор профессии фактора времени, то раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональными ценностями, достижениями. Сейчас можно наблюдать, что в некоторой степени «идеальный образ профессионала» заменен на «идеальный образ жизни».

Ряд социально-психологических исследований показывает, что современная школа во многом затрудняет процесс юношеского самоопределения. Хотя и очень много говорят о потенциале технологического образования как основы выбора профессии, но в большинстве городов и сел организовать технологическое образование или как говорили ранее «трудовое обучение» в соответствии с образовательными стандартами крайне сложно.

Еще одной сложностью является то, что многие учителя, исходя только из успеваемости старшеклассников, пытаются спроектировать их профессиональный путь. Однако исследования показывают, что критерии оценки школьной успешности оказываются обратно пропорциональными таким личностным качествам, как социальная лабильность и персональная идентичность. Все это, в конечном итоге, приводит к потере интереса к обучению уже на начальном его этапе.

Безусловно, очень многое зависит и от преподавателей профессиональных учебных заведений, возможности на первых курсах заинтересовать студентов будущей специальностью, наглядно показать все преимущества сделанного выбора. В этом плане большое значение имеют профессионально насыщенные практики, чётко спланированная самостоятельная работа студентов, тренинги, деловые, ролевые игры, производственные экскурсии, мастер-классы, встречи с представителями профессии и всё то, что способствует приобретению практических, профессионально необходимых навыков будущих специалистов.

 

 

2. Социальные аспекты профессионального самоопределения

 

Понимание образования как общественного блага характерно для концепции социального государства, которое должно предоставлять своим гражданам равные возможности доступа к социальным ценностям. Вооружая людей знаниями, образование помогает им занять достойное место в обществе, тем самым, способствуя смягчению социального неравенства. С другой стороны, социологические исследования, проводимые на Западе и в России с 1960-х годов, показали, что образование в большей степени склонно отражать и подтверждать существующее неравенство, чем содействовать его устранению. Миф о равенстве возможностей является одним из самых привлекательных для государства.

Важным понятием для анализа образовательных неравенств является «равенство возможностей». В демократическом обществе равный доступ к образовательным возможностям для всех, у кого есть способности, мотивация и желание овладеть знаниями и умениями, рассматривается как реализация принципов социальной справедливости и социального равенства.

Результаты исследований показывают, что сейчас свойственна обратная тенденция, в частности – усиление зависимости между возможностями получения образования и социально-экономическим происхождением человека. Это особенно очевидно по сравнению с генерацией родителей нынешнего молодого поколения, получивших высшее образование в советский период, основанный преимущественно на эгалитарных принципах. Исследования показали, что образовательное неравенство является результатом социально-экономического неравенства и отражает усиливающееся социальное расслоение нашего общества. В этом контексте молодые люди и зажиточных семей, из среднего класса имеют значительно больше возможностей доступа к высшему образованию, чем представители малообеспеченных слоев населения. Наиболее уязвимой в этом отношении является молодежь из сельской местности и представители экономически депривированных слоев общества. Последняя группа сталкивается с образовательным неравенством уже на уровне среднего образования. Среди тех, кто не закончил обучение в средней школе, преобладают сельские дети, главным образом по причине отсутствия средних школ в районах их проживания. Распространение в России платной формы обучения, особенно в области высшего образования, привело к усилению гендерных асимметрий в доступе к высшему образованию. Это связано с меньшими возможностями доступа молодых женщин к бесплатному и высоко-конкурентному образованию, по сравнению с приватными вузами, где конкурс ниже из-за высокой платы за обучение.

Гендерные стереотипы также приводят к определенным ограничениям в доступе женщин к высшему образованию по ряду специальностей. Так, хотя официальное российское законодательство гарантирует равные возможности для молодых женщин и мужчин в получении высшего образования, тем не менее, исключением из этого правила до недавнего времени являлись вузы системы Министерства внутренних дел, правила приема, которых ограничивали обучение женщин в количестве, не превышающем 5 % от общего числа студентов. Но как только эти ограничения были сняты, доля женщин в этих вузах резко возросла и в течение последних 3-4 лет на некоторых факультетах даже превысила долю мужчин.

Таким образом, анализ образовательного неравенства, возникшего в конце 90-х годов ХХ века, дает основания согласиться с мнением, что система образования в России трансформировалась из института, призванного минимизировать социальные неравенства, в фактор, способствующий формированию этих неравенств и углубляющий процесс социальной дифференциации и социального исключения. Отсутствие доступа к образовательным возможностям как основному условию социальной успешности является «выталкивающим» фактором для депривилигированных социальных групп, которые не имеют финансовых возможностей для оплаты образования – собственного или своих детей – из тех средств, которые они могут заработать.

Исследования показывают, что социально-экономические условия периода перехода к рыночным отношениям способствовали повышению экономической активности молодежи и ее большей интегрированности в рынок труда. Основными причинами, вынуждающими молодежь искать работу, является распространение бедности и низкий уровень доходов, особенно среди молодежи раннего трудового возраста. Именно этот фактор вынуждает молодежь из малообеспеченных семей рано начинать трудовую жизнь. В то же время, подростки из более обеспеченных семей чаще подрабатывают с целью заработать карманные деньги, сумма которых сегодня выше по сравнению с тем, что зарабатывали их родители. Это объясняется ориентацией на образцы потребления и стиль жизни в развитых постиндустриальных странах, рекламируемые средствами массовой информации и видео-продукцией. Хотя согласно российскому трудовому законодательству 16 лет является минимальным допустимым возрастом для трудоустройства, на деле стартовый возраст начала трудовой деятельности сегодня значительно ниже, вплоть до 8-9 лет. Трудовая деятельность в таких случаях является неофициальной, а следовательно – незарегистрированной, временной и малооплачиваемой, как например, мытье машин, продажа газет и журналов, курьерские услуги, уход за маленькими детьми. Студенты в наше время также являются более экономически активным, чем были в свое время их родители, но в то же время мотивациями трудоустройства являются сегодня не только получение дохода, но в первую очередь обретение финансовой независимости от родителей и социальной зрелости, возможностей для самореализации и накопления профессионального опыта, совершенно необходимых для начала успешной профессиональной деятельности. В таких случаях заработок является, как правило, временным и неполным, что дает возможность совмещения работы и учебы. Тем не менее, сложное положение на рынке труда затрудняет возможности молодежи в получении первого рабочего места, так как приоритетом в предоставлении работы работодателями является наличие профессионального опыта, а именно его-то и не достает молодежи. Будучи эмоционально более чувствительными и уязвимыми, молодые люди склонны воспринимать свои неудачи в поиске работы острее, чем люди старшего возраста. Необходимо отметить, что возможности трудоустройства имеют гендерную специфику. Кроме того, региональные центры трудоустройства отмечают, что работодатели не склонны принимать на работу выпускниц вузов, прежде всего по причине отсутствия у молодых работниц профессионального опыта, а также потому, что они опасаются неизбежного замужества молодых женщин и последующего рождения у них детей, что потребует дополнительных расходов на оплату отпусков по беременности, родам и уходу за малолетними детьми. Также существует распространенное мнение, что в условиях динамичной экономики знаний женщины, которые вынуждены прерывать трудовой стаж на период отпуска по уходу за ребенком, утрачивают свою профессиональную квалификацию, а их знания устаревают, что понижает конкурентоспособность молодых женщин на рынке труда.

 

3. Профессиональное самоопределение и профессиональная мобильность.

 

Понятие «профессиональная мобильность» достаточно ёмкое и неоднозначное, имеющее сложную структуру. В психологическом словаре оно определяется как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности

Активное рассмотрение указанной проблемы в профессиональной педагогике началась в 70-ые годы. Профессиональную мобильность в то время определяли преимущественно как готовность и способность рабочего к быстрой смене выполняемых производственных заданий, рабочих мест и даже специальностей в рамках одной профессии или отрасли, способность быстро осваивать новые специальности или изменения в них, возникшие под влиянием технических преобразований.

Однако такой такая трактовка рассматриваемого понятия достаточно ограничена и отражает особенности технических профессий, оставляя за рамками рассмотрения профессиональную мобильность других классов профессий («человек - человек», «человек – природа» и т. д.). Не совсем правомерно и то, что не учитываются, идущие большими темпами, социальные, культурно-исторические изменения в обществе и глобальные изменения в экологии, природе. Поэтому ученые, говоря о сущности профессиональной мобильности, предлагают не концентрироваться на чисто профессиональных знаниях, умениях и навыках, а заменить их более полной гаммой, включая и компетенции в сфере охраны и улучшения здоровья, демографического развития, сохранения и развития традиций и культуры, рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды. В такой трактовке профессиональная мобильность предстаёт как многогранное понятие, объединяющее в себе различные отрасли человеческого знания и очень обобщенные умения и навыки.

Возникает закономерный вопрос: что лежит в основе этого многогранного понятия? Основой профессиональной мобильности, прежде всего, является высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, владение системой обобщенных профессиональных приемов и умение эффективно их применять для выполнения каких либо заданий в области своей профессии.

По мнению зарубежных исследователей (Д. Мартенс, А. Шелтон) в основу формирования профессиональной мобильности и конкурентоспособности будущих специалистов должны быть положены «ключевые компетенции», которые имеют широкий радиус действия, выходят за пределы одной группы профессий, профессионально и психологически подготавливают специалиста к смене и освоению новых специальностей и профессий, обеспечивают готовность к инновациям в профессиональной деятельности.

В настоящее время российские ученые значительно обогатили концепцию ключевых компетенций, включив туда и компетенции, характеризующие межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах. Однако на практике сформировать такие компетенции в рамках как общего среднего образования, так и профессиональной подготовки в вузе крайне сложно.

Профессиональная мобильность личности это ещё и симптом ее внутренней свободы, умение отбросить сформированные стереотипы и взглянуть на жизненную или профессиональную ситуацию по-новому, не стандартно, иногда выходя за рамки обыденного. Это под силу личности творческой, обладающей дивергентным мышлением и креативными способностями. Поэтому, по мнению ряда ученых (З. А. Решетова, А. М. Столяренко) основой профессиональной мобильности в современный период развития общества является развитое творческое мышление будущих специалистов.

В связи с этим, при выборе профессии необходимо учитывать два аспекта. Первый, связан с пониманием того, позволит ли полученная профессия и соответствующие ей профессиональные знания, умения и навыки гибко реагировать на социально-экономические и научно-технические изменения. Второй аспект связан с пониманием молодым человеком собственных способностей, творческого начала, что позволит находить решения в нестандартных и быстроменяющихся условиях.

Поэтому важно сформированную внутреннюю потребность в профессиональной мобильности, знаниевую основу этой мобильности, а также готовности профессиональной мобильности и осознания эффективных путей изменения своего первоначального профессионального выбора.

При подготовке специалиста, когда складываются стереотипы учебной и профессиональной деятельности осуществляется активный поиск возможностей развития, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, формирование образа будущей профессии. Именно на этом этапе очень важно сформировать у человека внутреннее осознание многовариантоности возможностей развития, умение соотносить личные ценностные ориентации с общечеловеческими, умение воспринимать мир в движении, приспосабливаться к стремительно меняющимся условиям, необходимо формирование профессиональной мобильности.

Подводя итого рассматриваемой теме, необходимо сказать, что проблема выбора жизненного пути, профессионального самоопределения возникает в определенный момент у всех молодых людей. Решение этой проблемы не имеет своих алгоритмов и часто связано не только с личными, но и общественными затратами. Лишь в последние годы исследователи усилили внимание к проблемам активного управления рынком труда и процессом формирования профессионального потенциала страны. Формируется информационная база о планах выпускников общеобразовательных школ, мотивах выбора ими профессий, реальных возможностях продолжить обучение по избранной специальности и шансах найти в последующем работу.

Анализ образовательного неравенства, возникшего в период перехода к свободному рынку, дает основания согласиться с мнением, что социальное неравенства стало фактором, способствующим формированию этих неравенств и углубляющий процесс социального расслоения в обществе.

Системный экономический кризис также сузил сферы использования квалификационного труда, прежде всего в массовых профессиях. Как следствие, половина молодых людей работает не по специальности, не имеют возможности повысить квалификацию, реальную зарплату и продвинуться по службе.

Из всего вышеперечисленного можно заключить, что круг серьезных проблем, возникающих у молодых людей при выборе профессии, очень широк. Трансформация российского общества порождает изменения в механизме включения молодого поколения в существующую систему общественных отношений, определяет направленность его жизненных ориентации, трудовых и профессиональных намерений. Это не может не вызывать беспокойства за будущее развитие государства и общества в целом, именно поэтому молодежь является самой изучаемой возрастной категорией населения, так как именно в облике молодежи просматриваются черты будущей социальной действительности.

Однако на сегодняшний день отсутствует согласованная система воздействия на социально-профессиональное самоопределение молодого поколения и эта проблема требует своего решения. Поскольку она плохо реализуется в системе школьного образования, то формированию профессиональных мотивов, профессиональных интересов и профессиональной направленности необходимо уделить внимание на начальном этапе профессиональной подготовки. Тогда у молодежи будет возможность своевременно изменить свой профессиональный выбор, что принесет пользу и личности и обществу в целом.

 

Лекция № 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.027 с.)