Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
—Конкурентная среда: свободное ценообразование; многообразие форм собственности; отсутствие монополизации —Наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов). —Обеспечение подвижности ресурсов. —Функционирование инфраструктуры рынка, организующей движение товарных и денежных потоков и обеспечивающей участников рынка необходимой информацией. Основными параметрами, регулирующими поведение участников рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. Спрос отражает готовность покупателя приобретать товары и услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени. Спрос, таким образом, есть отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут купить. Готовность приобретать означает две вещи: желание и возможность. Величина спроса отражает то количество товара, которое было бы куплено по некоторой цене за определенный период времени при данном характере спроса, т. е. неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.
Изменение спроса отражается изменением положения кривой спроса D, ее сдвигами (см. рис. 1). Каждая данная кривая спроса строится для неизменных Количество неценовых факторов спроса. Тогда сдвиг спроса происходит под воздействием изменения одного или Изменение величины спроса есть движение вдоль кривой спроса D при неизменности факторов спроса (см. рис. 2). Взаимосвязь между изменением спроса и величины спроса проявляется в следующем: когда спрос увеличивается, повышаются объемы спроса при всех ценах, и наоборот. Цена — денежное выражение стоимости товаров и услуг. Цена спроса — максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определенный период времени. Закон спроса утверждает, что существует обратная взаимосвязь между ценой и величиной спроса. При неизменном доходе человек будет приобретать больше данного продукта по низкой цене, чем по высокой. В основе закона спроса лежит принцип убывающей предельной полезности. При росте потребления данного продукта его предельная полезность убывает, а, следовательно, люди будут покупать дополнительные единицы такого продукта лишь при условии, что его цена снижается.
Закон спроса можно также объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода состоит в том, что при изменении цены данного товара изменяется и реальное количество этого товара, которое потребитель способен приобрести на ту лее величину дохода. С другой стороны, эффект замещения означает, что изменение цены данного товара изменяет и относительную структуру цен. Неценовые факторы спроса: цены на сопряженные товары; потребительские предпочтения; число покупателей; ожидания изменения цены; доход. Предложение отражает готовность продавца продать товары или услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени. Предложение, таким образом, есть отношение между ценой товара и его количеством, которое продавцы хотят и могут продать. Величина предложения отражает то количество товара, которое может быть продано по некоторой цене за определенный период времени при данном характере предложения, т. е. неизменности прочих факторов, влияющих на предложение. Изменение предложения отражается изменением положения кривой предложения S, т. е. ее перемещением на плоскости (см. рис. 3). Каждая данная кривая предложения S строит ся для неизменных факторов предложения. Тогда изменение предложения происходит под воздействием изменения одного или нескольких факторов. Изменение величины предложения есть движение вдоль одной и той же кривой предложения S при неизменности фак торов спроса (см. рис. 4). Взаимосвязь между изменением предложения и величины предложения проявляется в следующем: когда предложение увеличивается, повышаются объемы предложения при всех ценах, и наоборот. Цена предложения — минимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определенный период времени. Закон предложения утверждает, что существует прямая взаимосвязь между ценой и величиной предложения.
Неценовые факторы предложения: цены на ресурсы; налоги и дотации; цены на другие товары; технология производства; число продавцов на рынке; ожидания изменения цен. Спрос и предложение товаров имеют различную степень чувствительности к изменению определяющих их факторов. Мерой такого изменения служит эластичность спроса и эластичность предложения. Эластичность спроса по цене показывает, какое процентное изменение спроса последует за однопроцентным увеличением цены товара:
где Е — коэффициент ценовой эластичности спроса; Qt первоначальное значение спроса; Q2 — измененное значение спроса; Р^ — первоначальный уровень цены; Р2 — измененный уровень цены.
Эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен. Можно выделить три варианта этой зависимости: 1) снижение цены вызывает такое увеличение объема по 2) снижение цены в точности компенсируется соответсвующимобъемом покупки так, что общая выручка продавца останется неизменной — единично эластичный спрос (Е = 1); 3) снижение цены обусловливает незначительный рост объемапокупаемых товаров так, что общая выручка падает — неэластичный спрос (1 < Е < 1). Высокая эластичность спроса означает, что покупатели чрезвычайно чувствительны к любому изменению цены, и наоборот, когда на рынке продается товар неэластичного спроса, и покупатели отличаются крайне низкой чувствительностью и колебаниям цены и всегда готовы покупать этот товар даже н i ш значительном росте цены на него. Эластичность спроса зависит от следующих факторов: наличия товаров-заменнте-nert; объема предложения товара; необходимости покупки; иромени покупки. Знание эластичности спроса по цене имеет важное значениедля предпринимателя, ведь если спрос на товар эластичен, производителю выгодно понижение цены, так как в этом случае его выручка будет возрастать, и наоборот. Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения:
где Е — коэффициент эластичности предложения; Q1 — пер-попачальная величина предложения; Q2 — измененная величина предложения; Р1 — первоначальный уровень цены; Р2 — измененный уровень цены. Эластичность предложения в долгосрочном периоде повышается, что вызвано приспособлением производителей к более высокой цене и воздействием научно-технического прогресса. Еще одним элементом рыночного саморегулирования является конкуренция. Конкуренция (позднелат. — concurentia, от eoncurrere — сталкиваться, состязаться) — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров. Черты конкуренции
Конкуренция может существовать только при определенном состоянии рынка и быть свободной
Виды рынков (исходя из типов конкуренции) Чистая (свободная) конкуренция – существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию. Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах. Нет ограничений на вступлении новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен. Продавец не может осуществлять контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену Чистая монополия – отрасль, состоящая из одной фирмы. Эта фирма является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, так как аккумулирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры Монополистической конкуренции – большое количество мелких фирм предполагает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Но товары взаимозаменяемые. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции. Олигополии – существование на рынке малого числа крупных фирм (от 2 до 5) которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию Инфраструктура рынка • Биржа (от лат. bursa — кошелек, мешок) — организационно оформленный, регулярно функционирующий оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товара: — товарная биржа — регулярно действующая организация, в которой совершаются сделки купли-продажи массовых взаимозаменяемых товаров со стандартными качественными — фондовая биржа — организованный рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами и иными финансовыми документами; — биржа труда — государственная структура, посредническое звено между работодателями и наемными работниками; • Институты, связывающие рынки в единое целое: — транспортная сеть; — система коммуникаций; — информационные сети; — страховые компании; — суды.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.016 с.) |