Какие из нижеприведенных высказываний верно характеризуют идеализм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие из нижеприведенных высказываний верно характеризуют идеализм.



а) идеализм – это признание значимости научных идеализаций в познании

б) идеализм – это утверждение, что разум существует в мире как самостоятельное начало, независимое от материи

в) идеализм – это признание того, что духовное начало (идеи, сознание, Бог) является первичным началом в мире, определяющим материю

г) идеализм – это туманные, далекие от жизни рассуждения, стремление отвлечься от «прозы жизни»

 

Какой из этапов в духовной эволюции человечества был назван немецким философом К. Ясперсом «осевым временем»?

а) эпоха возникновения языческих религий древности

б) эпоха становления античной философии и философско-религиозных учений Востока (даосизм, конфуцианство, буддизм и др.)

в) эпоха Нового времени

г) современная эпоха

Выделите признаки, обязательные для философского знания

а) наглядность

б) рефлексивность

в) экспериментальная обоснованность

г) базирование на рациональных понятиях

Для какого философского направления характерны суждения: «Мировой дух господствует над миром», «Абсолютный разум – первооснова всего сущего»?

а) материализм

б) объективный идеализм

в) субъективный идеализм

г) плюрализм

 

Видеофилософия

Посмотрите на You tube

ток-шоу «Культурная революция. М. Швыдкой. Философия – мёртвая наука»

или «Философия победит экономику»(10.05.12)

и сформулируйте своё мнение по обсуждаемым проблемам

 

Заполните таблицы

 

«Предмет философии»

 

  философия мифология религия наука искусство
Различия            
Сходство            

Завершив таблицу, сделайте вывод о своеобразии предмета философии

 

«Мировоззрение: вера и знание»

 

 

Что я знаю Во что я верю Что я не знаю Во что я не верю Что я хотел бы узнать Во что я хотел бы поверить
           

Вера – те представления, которые я принимаю без доказательств, вопреки логике и фактам (Тертуллиан: «верую, потому что абсурдно»)

Знания – те представления, которые я могу доказать, логически аргументировать, проверить

Завершив таблицу, сделайте вывод, что более значимо для вас, знание или вера, какие колонки включают наиболее важные для вас мироосновоположения

Выберите тему для реферата

1. Философия – наука или мировоззрение?

Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии, 1995, №1

Зотов А.Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений?// Вопросы философии, 1991, № 12

Каган М.С. Философия как мировоззрение// Вопросы философии, 1997, №9

Дискуссия: Является ли философия наукой? // Вопросы филосо­фии. 1988. № 6, 12; 1990. № 1-4.

Ляховецкий Л.А. Существует ли концепция происхождения философии? // Вопросы философии, 1994, № 12

 

3. Место философии в духовной жизни общества.

Бибихин, В. В. Философия и религия // Вопросы философии. 1992. №7.

Гадамер, Х.-Г. Философия и литература // Философские науки. 1991. №5.

Сурио, Э. Искусство и философия // Вопросы философии. 1994. № 7/8.

Кузнецов В.Н. Место и роль философии в западной культуре ХХ в // Вестник МГУ, Серия 7: Философия, 1997, №1

 

4. Многообразие понимания природы философии.

Корявко Г. Философское сознание как рефлексия //ВМГУ. 1992. № 3.

Кузнецов В.Н. Место и роль философии в западной культуре XX века // ВМГУ. 1997. № 1.

Перцев П.А. Философия как веселая наука // ВМГУ. 2000. № 3.

Хайдеггер М. Что это такое – философия? // ВФ. 1993. № 4, 8.

Где взять нужный материал?

Философские учебники, энциклопедии, монографии, статьи, словари, тесты, видеофилософию см. на сайте:

www.my-philosophy.my1.ru

см. также интернет-ресурсы:

http://mmedia2.kemsu.ru/chairs/inter_fac/krasikov.xsql

www.auditorium.ru

www.philosophy.nsc.ru

www.philosophy.ru

www.lib.ru

www.library.philos.msu.ru

www.philosophy.allru.net

http://www.ruthenia.ru/logos

http://www.miclibriry.ru

http://sysrec.isa.ru/vf/index.html

http://www/courier.com.ru./humanities/

http://school-collection.edu.ru/ - федеральное хранилище Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.edu.ru/ - федеральный портал Российское образование

http://www.igumo.ru/ - интернет-портал Института гуманитарного образования и информационных технологий

www.edu.ru – сайт Министерства образования РФ

http://elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека «Elibrary»

http://www.eduhmao.ru/info/1/4382/ - информационно-просветительский портал «Электронные журналы»

www.gumer.info – библиотека Гумер

www.koob.ru – электронная библиотека Куб

www.diss.rsl.ru – электронная библиотека диссертаций

http://fictionbook.ru – электронная библиотека;

http://hum.offlink.ru - "РОССИЙСКОЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО"

http://institut.smysl.ru – Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества;

http://svitk.ru – электронная библиотека

http://anthropology.ru – электронный журнал «Философская антропология»

http://i-text.narod.ru – библиотека философии психоанализа

http://www.iqlib.ru – электронная библиотека образовательных и просветительных изданий

http://www.integro.ru - Центр Системных Исследований «Интегро»

http://biblioteka.org.ua – электронная библиотека

http://iph.ras.ru - Философский журнал Института Философии Российской Академии Наук

http://www.humanities.edu.ru – Единое окно доступа к образовательным ресурсам Журнал "Вопросы философии и психологии"

http://phenomen.ru - философия онлайн

http://vphil.ru/ - Журнал «Вопросы философии»

http://www.vuzlib.net/ - экономико-правовая библиотека

http://ezoteric.polbu.ru/ - Библиотека "Полка букиниста"

http://www.existradi.ru/ - Экзистенциальная традиция: Философия, Психология, Психотерапия. Международный русскоязычный журнал по экзистенциальному праксису.

http://www.ec-dejavu.net/- энциклопедия культур

 


О Н Т О Л О Г И Я

Онтология – учение о бытии.

1. Бытие — всё сущее, то есть, вся реально существующая действительность. Объективное бытие (природы, общества) — существующее независимо от человека, субъективное бытие (мысли, чувства) — внутренний мир человека, продуцируемый им самим. Категория «бытие» относится к числу самых широких философских категорий. Впервые понятие "бытие" ввел элеат Парменид (504-501 г. до н.э.).

Различают бытие и сущее. Сущее – совокупность окружающих вещей. Но среди них можно найти то, что является общим им всем, своеобразный признак всего мира (сущего вообще), заключающийся в том, что он – мир- вообще существует. Это выражено в понятии бытия. Издавна основной вопрос философии звучал так: почему есть нечто, а не ничто? Почему вообще что-либо есть, и на чем держится это «есть»?

2. В философии марксизма было введено новое понятие: "общественное бытие". Общественное бытие - это собственная, внутренняя основа существования и развития общества, нетождественная с его природной основой.

3. Представление о едином бытии называется монизм, о мгножественном — плюрализм. Представление о материальной основе бытия называется материализм, о духовной — идеализм. Представление о предопределенности бытия, его причинной обусловленности называется детерменизм, о существовании беспричинных процессов — индетерменизм.

4. Существует бытие материальное и бытие духовное

В философии существует несколько подходов к понятию «материя»:

материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы – дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального) духа;

субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен – кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;

позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

Классическое определение материи дано В.И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм»: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от них». Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимостью, неуничтожимостью, неисчерпаемостью. Но среди них есть такие, без которых она не может существовать (атрибуты): движение, пространство, время.

5. Движение — способ существования материи. Движением называется любое изменение (и мыслей, и вещества). Движение есть единство изменения и сохранения (преемственности). Оно имеет всеобщий характер (это — одна из немногих известных нам абсолютных истин). Направленное изменение, сопровождающиеся появлением новых качественных состояний, называются развитием. Ф.Энгельс в работе «Диалектика природы» выделяет пять форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную.

Пространство и время — формы существования материи. Пространство выражает протяженность явлений, их строение из элементов и частей. Пространство — трёхмерно (длина, высота, ширина) и обратимо (можновернуться в свой детский дворик).

Время выражает длительность протекающих процессов, последовательность смены их состояний. Время одномерно (течёт по одной линии — прошлое, настоящее, будущее) и необратимо (вернуться в детство нельзя). Эйнштейн доказал, что пространство и время неотделимы друг от друга, образуя единый континуум (хронотоп).

Есть разные реки времени: астрономическое, геологическое, физическое, биологическое («биологические часы»), историческое, субъективное («Я знаю, время растяжимо, оно зависит оттого, какого рода содержимым вы наполняете его», С. Я. Маршак). Во все эти реки и включён человек.


С. Дали «Постоянство времени»

 

6. Структура (уровни) материи:

неживая природа;

живая природа;

социум (общество).

 

Духовное бытие

В философии объективного идеализма под бытием понимают подлинную и абсолютную вневременную реальность, в противовес наличному миру становления. С точки зрения идеализма, этим бытием является дух, разум, Бог.

Духовное рассматривается как некое единое первоначало универсума, выступающее в роли творческой, преобразующей стихии жизни и представляющее собой высшую силу, определяющую бытие мироздания. В данном случае духовное воплощает собой творческую энергию бытия, привносящую в мир гармонию и упорядоченность. В рамках данной концепции дух не имеет отношения к бытию личности, он внеличностен, надындивидуален, хотя вместе с тем находит свое выражение в индивидуальном бытии человека

В философии субъективного идеализма духовное бытие истолковывают как нечто идеальное, зависимое от человеческого сознания, порожденное им.

 

Бытие духовное (идеальное) разделяется на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное.

 

 

Литература

 

Алексеев П.В. Понятие «материя» // Вопросы философии №12. 1990

Габричевский А.Г. Пространство и время //Вопросы философии №3 1994

Губин В.Д. Онтология: проблема бытия в современной европейской философии. М.,1998

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.,1986

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.,1992

Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии №1 1997

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики //Хайдеггер. Время и бытие.М.,1993

Швырев В.С. Как нам относиться к диалектике? // Вопросы философии № 1 1997

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Ответьте на вопросы:

1. Проанализируйте нетрадиционные точки зрения о времени и пространстве (о четвёртом измерении, о «машине времени», о 10-11 измерениях вселенной в момент её рождения, об обратимости времени, об искривлённости времени и пространства…)

2. Могут ли материальное и духовное бытие существовать друг без друга?

3. Какие выводы следуют из утверждения А. Энштейна, что пространство и время неотделимы друг от друга?

4. Что нового в представления о материи привносит недавнее открытие в Большом андронном коллайдере «божественной частицы» (Бозона Хигса)?

5. Пространство можно увидеть, показать, время увидеть нельзя, не выдуманная ли это категория?

Объясните цитаты и афоризмы

Небытия нет, есть только бытие (Парменид)

Связь человека с бытием темна (М. Хайдеггер)

 

Выполните тестовые задания

 

1. Расположите формы движения материи в порядке их усложнения:

а) химическая

б) биологическая

в) механическая

г) физическая

д) социальная

2. Под самодвижением в философии понимается:

а) любое изменение объекта

б) изменение под влиянием внешней среды

в) изменение под влиянием сверхъестественных сил

г) изменение объекта под влиянием внутренних сил

3. Каково соотношение понятий «движение» и «развитие»?

а) движение и развитие – это одно и тоже

б) понятие «развитие» шире понятия «движения»

в) развитие – один из аспектов движения

г) возможно либо движение, либо развитие

4. Время в философском смысле – это…

а) срок, подходящий для совершения каких-либо дел

б) часть месяца, дня, года

в) длительность существования объектов, последовательность смены их состояний

5. «Материя существовала не всегда и был такой момент, когда ее не было вовсе» - утверждают…

а) спиритуалисты

б) креационисты

в) натуралисты

г) материалисты

6. То, что существует само по себе и порождает все сущее в мире, философы называют…

а) причиной

б) субстанцией

в) атрибутом

г) субстратом

7. «Пространство и время – это свойства не вещей, но лишь нашего сознания», доказывали сторонники…

а) материализма

б) субъективного идеализма

в) рационализма

г) объективного идеализма

 

8. Субъективная реальность, являющаяся отражением материального объекта в сознании человека, есть …

а) инстинктивное

б) бессознательное

в) идеальное

г) действие.

 

9. Учения отрицающие реальность причинных связей в мире или не признающие всеобщность таких связей, обозначают понятием …

а) волюнтаризм

б) индетерминизм

в) детерминизм

г) нигилизм

 

Выберете тему для реферата

 

1. Развитие представлений о материи в истории философии.

Аристотель. Метафизика // Соч. М., 1976. Т.1. С. 85-86.

Гроф С. Природа реальности... // За пределами мозга. М., 1993.

Кучевский В. Б. Анализ категории "материя". М., 1983.

Петров Ю. А. и др. Категория материи // ФН. 1988. № 7.

2. "Бытие" и "реальность" в истории человеческой мысли и в современных ин­терпретациях.

"Бытие и время" Хайдеггера в философии XX в. // ВФ. 1998. № 1.

Власов А. Д. Приключения объективной реальности. М., 1993.

Доброхотов А. А. Категория бытия в классической западноевропейской фило­софии. М., 1986.

Кант И. Критика чистого разума. 4.1. Гл.1-2. Любое изд.

Кучевский В. Б. Философское учение о бытии и субстанции. М., 1993.

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С.391-407.

3. "Пространство" и "время" как категориичеловеческого существования

Гайденко, П. П. Время и вечность: парадоксы континиума // Во­просы философии. 2000. № 6.

Гуревич Л.Я. Средневековый хронотоп // Категории средневековой культу­ры". - М., 1984.

Перминов В. Деятельностное обоснование абсолютного времени // ВМГУ. 2003. №5.

Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. - М., 1987.

Хайдеггер М. Время и бытие. - М, 1993. - С. 391 -407

Эфендиева Н.М. Проблема времени вфилософии С.Кьеркегора //ВФ.-1980.- № 5.

 

4. Уровни структурной организации бытия.

Алексеев П.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: МГУ, 2005. С. 458-478.

Философские проблемы естествознания. М., 1985. С. 187-189.

Э. Янч Самоорганизующаяся Вселенная // ОНС. 1999. № 1. С. 143-157.

Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества // ВФ. 1995. № 8.

5. Разум и бытие.

Балашов Ю." Антропные" аргументы в современной космологии // ВФ. 1988. № 7..

Воронин П. П. Разумность мироустройства - глазами физика// ВФ. 1990. № 8.

Гайденко П. П. Бытие и разум // ВФ. 1997. № 7.

Силин А. А. Научный статус антропного принципа // Человек. 1999. № 3.

Чанышев А. Н. Трактат о небытии // ВМГУ. 2000. № 2.

 

 

ДИАЛЕКТИКА БЫТИЯ

Диалектика (с греческого — искусство спорить) — учение о всеобщем развитии и взаимосвязи бытия.

 

Самоорганизация

Саморганизация — самопроизвольное возникновение из хаоса упорядоченных структур, в результате действия антиэнтропийных сил. Проблему самоорганизации бытия исследует синергетика (от греческого синергиа — содействие, сотрудничество)(Г. Хакен, И. Пригожин).

 

Системность

Система — отграниченное множество (комплекс) взаимодействующих элементов (Л. Берталанфи). Системность — неотъемлимое свойство бытия, его атрибут, фиксирующий преобладание в мире организованности над хаотичностью.

Элемент неразложимая структурная единица системы, без которой она не существует. Структура — совокупность устойчивых отношений и связей между элементами (общая организация элементов, их пространственное расположение, связи между этапами развития). Структурность — внутренняя расчлененность бытия. Система — единство элементов и структуры.

Типы систем: суммативные (внутренние связи между элементами — слабые, почти равные внешним) и целостные (внутренние связи между элементами сильнее, чем внешние), механические (движимые внешними причинами) и органические (части подчинены целому, движимы внутренними причинами, способны к саморазвитию).

 

Детерминизм

Детерминизм — учение о всеобщей причинной обусловленности бытия, вызванной всеобщей взаимосвязью и развитием.

Индетерминизм — отрицание всеобщей причинной обусловленности бытия, присущей лишь нашему восприяьтию мира, но не самому миру (Д. Юм, И. Кант).

Закон (в отличие от случайности) — существенная, повторяющаяся, долговременная взаимосвязь.

 

4. Статистические и динамические законы — формы проявления закономерной связи между предшествующими и последующими состояниями систем.

Динамический закон — форма причинной связи, при к-рой данное состояние системы однозначно определяет все ее последующие состояния, в силу чего знание начальных условий дает возможность точно предсказать дальнейшее развитие системы. Динамический закон действует во всех автономных, мало зависящих от внешних воздействий системах с относительно небольшим числом элементов (напр., характер движения планет в Солнечной системе).

Статистический закон — форма причинной связи, при к-рой данное состояние системы определяет все ее последующие состояния не однозначно, а лишь с определенной вероятностью. Статистический закон действует во всех неавтономных, зависящих от постоянно меняющихся внешних условий системах с очень большим количеством элементов.

Различие между статистическим и динамическим законами относительно, т. к. бытие неисчерпаемо, состоит из бесчисленного множества элементов, обладающих многообразием связей, меняющихся с течением времени. Вякий достаточно сложный процесс развития подчиняется статистическим законам, тогда как динамический закон является лишь приближенным выражением отдельных этапов этого процесса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 927; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.67.177 (0.117 с.)