Агротехнологический институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Агротехнологический институт



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

 

 

Тетерина Е.Н.

 

ФИЛОСОФИЯ

 

Учебно-методический комплекс

 

для студентов 2 курса Агротехнологического института

направление подготовке 120700 «Землеустройство и кадастры»

профиль 1 – 120700.01 «Землеустройство»

профиль 2 – 120700.02 «Земельный кадастр»

профиль 3 – 120700.04 «Кадастр недвижимости»

 

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

 

 

 

Тюмень, 2011

УДК

ББК

Ф

Составитель: старший преподаватель Тетерина Е.Н.

Ответственный редактор: профессор, д.ф.н., Табуркин В.И.

Рецензент: заведующий кафедрой философии ТГУ, д.ф.н., профессор Щербинин М.Н.

 

Ф Философия: Учебно – методический комплекс/ ТГСХА; Автор-сост. Е.Н. Тетерина. – Тюмень, 2011. – 54 с.

 

Учебно – методический комплекс для студентов 2 курса Агротехнологического института по направлению подготовки 120700 «Землеустройство и кадастры», профиль – 120700.01 «Землеустройство», профиль – 120700.02 «Земельный кадастр», профиль – 120700.04 «Кадастр недвижимости», квалификация (степень) выпускника – бакалавр.

 

 

Утвержден на заседании кафедры ТГСХА (протокол № 3 от 23.04.11 г.)

Утвержден методической комиссией агротехнологического института ТГСХА (протокол № 5 от 26.05.11 г.)

 

УДК

ББК

 

© Тюменская государственная

сельскохозяйственная академия, 2011

© Е.Н. Тетерина, 2011

Оглавление

 

 

Введение………………………………………………………………….…2

1. Учебная программа………………………………………………………3

1.1. Цели и задачи дисциплины……….…………………………….3

1.2. Место дисциплины в структуре основной

образовательной программы ……….…………………..……….…..3

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины……..........3

2. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………….....4

2.1. Разделы дисциплины и виды занятий

(очная форма обучения)…................................................................5

2.2. Разделы дисциплины и виды занятий

(заочная форма обучения)……………………..……………………..5

3. Содержание дисциплины……………………………………………..…6

3.1. Содержание разделов дисциплины……………………………..6

4. Методические указания к семинарским занятиям…………………….9

5. Рекомендуемая литература…………………………………………….12

5.1. Список основной литературы……………………...……….…12

5.2. Список дополнительной литературы……………………..….12

6. Тестирование……………………………………………………….…..13

6.1. Программа тестирования……………………………………...13

6.2. Примерный вариант теста……………………………………..15

7. Контрольная работа………………………………………………..…...16

7.1 Термины и задание к контрольной работе…………………...16

8. Тематика контрольных работ………………………………………....16

9. Контрольные вопросы для подготовки к экзамену………………….19

Приложение 1…………………………………………………….…….…20

Приложение 2……………………………………………………………..21

 

 

Введение

 

Учебно-методический комплекс для студентов по курсу «философия» написан на основе программы по философии, составленной в соответствии с требованиями федерального компонента ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки (специальности) 120700 «Землеустройство и кадастры», утвержденный Министерством образования и науки РФ приказ № 634 от «18» ноября 2009 г. к формированию общекультурных компетенций у студентов, обучающихся по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Учебно-методический комплекс ориентирован на студентов 2-го курса Агротехнологического института по направлению подготовки «Землеустройство и кадастры», профиль – «Землеустройство», профиль - «Земельный кадастр», профиль – «Кадастр недвижимости», квалификация (степень) выпускника – бакалавр, очного и заочного обучения.

Программа курса предполагает изучение основных направлений философии с древности до наших дней, основных проблем бытия, сознания и познания, особенностей научного познания, основных теорий развития, концепций человека, общества и философии истории.

 


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

1.1. Цели и задачи дисциплины:

 

- Формирование целостного, ценностно-ориентированного научного мировоззрения, противостояние техницизму, сциентизму, конформизму в мировоззрении.

- Помощь в осмыслении жизни, оформлении смысло-жизненных установок молодого человека, чтобы «не опустел мир внутренний и не потерял свою красоту мир внешний" (В. Соловьев)

- Знакомство с методологией познания, выработка общих ориентиров познавательной деятельности в различных областях естествознания, культуры научного мышления и общения.

Задачи курса:

- изучение фундаментальных категорий и принципов философии, концептуальный анализ основных философских направлений.

- рассмотрение основных социальных и личностных мировоззренческих проблем.

- развитие способности самостоятельного изучения философских концептов, анализа будущей профессиональной деятельности, выстраивания авторской логики при написании самостоятельной творческой работы.

1.2. Место дисциплины в структуре основной

образовательной программы:

 

Предмет философии в силу своей абстрактности и фундаментальности служит основанием научного мировоззрения студента любой специальности. Поэтому в учебных планах он стоит, как правило, прежде сугубо специальных предметов. Он формирует методологию будущего специалиста, опираясь на общенаучные знания. У студентов – инженеров можно опереться на знания в области иностранного языка, химии, физики.

При изучении темы «Законы диалектики» можно использовать знания курсов: «Почвоведение», «Ландшафтоведение», «Природопользование», «Природные ресурсы Западной Сибири», «Экология».

В изучении социальных аспектов общества, личности могут быть использованы познания студентов в области биологии, психологии и педагогики, отечественной истории, культурологии, правоведения, экономики (теории), нравственной культуры личности.

Вместе с тем, сами философские категории, рассматривающие проблемы природы, науки, общества сущностно, принципиально, абстрактно - логически позволяют более конкретно рассматривать объекты познания специальных профессиональных курсов, сознание и познание в курсе психологии, социальные проблемы общества и человека, в курсе социологии, политологии.

 

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

§ владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию, систематизации информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

§ умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

§ готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

§ способность находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

§ стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

§ умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

§ осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);

§ способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализироватьсоциально-значимые проблемы и процессы, ориентирование в базовых положениях философии, имеющих общемировоззренческое значение (ОК-9);

Знать:

§ ориентироваться в истории философии, иметь достойный современного культурного человека уровень эрудиции в области основных философских направлений и трудов наиболее значимых, авторитетных философов;

§ понимать смысл категорий философии, знать основные философские концепты;

§ строить современную научную, философскую картину мира на основе естественнонаучных, математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры;

Уметь:

§ формировать самостоятельно индивидуальные смысло-жизненные установки;

§ видеть и уважать различные мировоззренческие позиции; уметь строить свою;

§ овладеть современной научной методологией, различать эмпирический и теоретический уровень в научном исследовании и соответствующие им методы, понимать их специфику;

§ уметь строить стратегию и тактику самостоятельного научного исследования.

Владеть:

§ навыками работы с философскими текстами, умением разбираться в незнакомых научных понятиях, формировать понятийное мышление, строить свою речь в соответствии с современным научным понятийным аппаратом.

 

2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Очная форма обучения Заочная форма обучения
Аудиторные занятия (всего)    
В том числе: - -
Лекции    
Практические занятия (ПЗ)    
Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (всего)    
В том числе: - -
проработка материала лекций, подготовка к семинарским занятиям, экзамену    
подготовка к контрольной работе по терминам и основным направлениям и школам философии 2,5  
самостоятельное изучение тем учебной дисциплины, подготовка к тестированию 13,5  
подготовка доклада, самостоятельной аналитической работы, контрольной работы (заочн.)    
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)    
Общая трудоемкость час: зач. ед.:    
   

2.1. Разделы дисциплины и виды занятий

(очная форма обучения)

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекц Семин СРС Всего, час
           
  Философия: ее роль в жизни общества и человека        
2. Основной вопрос философии и типы философского знания   - 13,5 19,5
3. Учение о бытии     8,5 14,5
           
4. Развитие мира и его законы        
5. Антропосоциогенез и проблема сознания        
6. Познание: сущность и смысл        
7. Человек в системе социальных отношений        
8. Социальный прогресс и перспективы человечества   -    
  Всего:        

2.2. Разделы дисциплины и виды занятий

(заочная форма обучения)

п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Семин СРС Всего, час.
           
1. Философия: ее роль в жизни общества и человека   -    
2. Основной вопрос философии и типы философского знания   -    
3. Учение о бытии        
4. Развитие мира и его законы   -    
5. Антропосоциогенез и проблема сознания        
           
6. Познание: сущность и смысл        
7. Человек в системе социальных отношений -      
8. Социальный прогресс и перспективы человечества - -    
9. Контрольная работа - -    
10. Всего:        

В процессе изучения дисциплины выделяются для контроля несколько модулей:

1. – контрольная работа по терминам*;

2. - тестирование самостоятельного изучения учебников**;

3. – промежуточный контроль на семинарских занятиях и через краткие ответы на вопросы в конце лекций;

4. – написание теоретической работы по философии***;

5. - итоговая форма контроля – экзамен.

 

* – у студентов заочной формы обучения контрольная работа по терминам выделена в раздел общей контрольной работы;

** – литература для самостоятельного изучения:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. 4-е издание, перераб. и доп. – М.: ТК «Велби», Изд-во Проспект, 2008. – 608 стр. Разд. II.

2. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – 2-е издание. – М.: Гардарики, 2008. – 736 с. Разд. I.

3. Философия: учебник для высших учебных заведений. /под ред. Кохановского В.П. и др.: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс». 2004.-574 с. Глава IΙ.

*** – для студентов очной формы обучения это может быть доклад или самостоятельная аналитическая работа (см.: 7. Примерная тематика докладов, самостоятельных аналитических работ (для студентов дневного обучения), для студентов заочной формы обучения это эссе по выбранной теме (см. 8. Тематика контрольных работ (для студентов заочного обучения).

В ходе изучения курса при наличии на мене 4-х оценок возможно выставление итоговой оценки по текущей успеваемости. Для этого необходимо выступить с докладом на семинаре по выбранной теме и написать письменную теоретическую работу, контрольную работу по терминам, отчитаться за самостоятельное изучения раздела учебника (тест).

3. Содержание дисциплины

3.1. Содержание разделов дисциплины

Учение о бытии

Личностно-индивидуальный смысл проблемы бытия. Парадокс Парменида: «Сущее есть, несущего нет». Бытие у Платона и Демокрита. Бытие как становление у Гераклита и Гегеля. Античное и космоцентричное бытие, средневековое теоцентричное бытие, антропоцентричное бытие Нового времени. Технократическая (постмодернистская) трактовка бытия.

Онтология. Основные формы бытия. Философское понимание бытия природы. Соотношение мира естественного и мира искусственного, как очеловеченной, «второй» природы. Специфика бытия человека. Жизнь тела и жизнь духа: противоречивое единство. Бытие духовного: индивидуализированное и объективированное. Общественное бытие как предметно-практическая деятельность и отношения между людьми.

Монистические, дуалистические и плюралистические концепции бытия.

Понятие материального и идеального. Понятие «материя» и развитие представлений о материи в истории философии. Системная организация материи: мегамир, макромир, микромир. Иерархия структурных уровней материи. Неорганическая, органическая и социальная материальные системы. Ноосфера: проявление человечества как единого целого. Сценарии развития ноосферных процессов: апокалипсис или коэволюция?

Атрибуты материи: движение, пространство, время, отражение. Диалектическое понимание движения. Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени в истории философии. Пространственно-временной континуум. Конечное и бесконечное как философские категории. Научная, философская и религиозная картина мира. Картина мира как общее представление человека о космическом доме.

Научная картина мира и ее эволюция. Основные характеристики научной картины мира: системность и нормативность. Классическая, неклассическая и постнеклассическая картина мира. Динамические, статистические закономерности, закономерности спонтанного структурогенеза. Синергетика как наука о самоорганизации хаотических процессов. Место человека в мире с точки зрения современной науки.

Религиозная картина мира как результат общения и синтеза религиозного опыта людей. Дуалистичность бытия в теологии. Онтология бытия несотворенного и бытия сотворенного. Соотношение бытия вещей и бытия идей. Иерархия сотворенного. Этическая и эстетическая теодицея религиозной картины мира. Представление о Боге и человеке.

Философская картина мира. Ее отличие от религиозной и научной. Множественность философских картин мира. Картины мира субъективистские и объективистские.

Отражение как атрибут движущейся материи. Взаимодействие и отражение. Отражение как всеобщее свойство материи.

Развитие мира и его законы

Развитие как всеобщее свойство материи. Движение, развитие, прогресс, регресс. Диалектика как наука о развитии. Диалектика Гераклита, Пифагора, Сократа, Гегеля, Маркса. Диалектика и суррогаты диалектики: эклектика и софистика. Метафизическое понимание бытия. Развитие как объективный и субъективный процесс. Принципы диалектики: всеобщей связи и развития. Принцип всеобщей связи. Системность и целостность как признаки материальных объектов. Система-элемент-структура, целое-часть, как различные уровни организации объектов. Системный подход в науке. Форма и содержание систем. Их диалектика. Сущность и явление, как характеристика взаимодействующего объекта.

Развитие как связь и порождение. Детерминизм и виды детерминизма. Причина, следствие, повод, условия. Объективный закон. Типы законов. Необходимость и случайность как формы причинения. Возможность, действительность, вероятность как проявление взаимосвязи причины и следствия. Виды возможности. Свобода и необходимость. Свобода и творчество. Н. Бердяев о свободе. Свобода воли и ответственность.

Процессуальность бытия. Развитие и его признаки: качественный характер изменений, их необратимость, их направленность.

Законы развития:

1) закон диалектического синтеза («отрицания отрицания»).

2) закон перехода количества в качество.

3) закон диалектической противоречивости.

Познание: сущность и смысл

Гносеология как наука о познании. Гносеология, теория познания и эпистемология.

Процесс познания: субъект, объект познания и познавательная деятельность. Цель познания.

Познание и история философии. Взаимосвязь субъекта и объекта познания в философии Платона, Ф. Аквинского, Гегеля. Субъект и объект познания в философии Канта, Декарта, Маха. Демокрит о процессе познания. Познание у Дж. Локка. Теория отражения и материалистическое решение проблемы познания.

Гносеологический оптимизм и агностицизм. Истина как цель познания. Истина прагматизма, конвенциализма; объективная истина, когерентная истина. Истина и правда. Истина, ложь, заблуждение. Критерии истинности знания. Роль практики в познании. Истина как процесс: истина относительная и абсолютная. Конкретность истины. Истина и вера.

Процесс познания: чувственное и рациональное познание. Их специфика и роль в познании. Сенсуализм, эмпиризм, рационализм. Методы познания по Р. Декарту и Ф. Бэкону. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение.

Интуиция и познание. Интуиция как способность постижения истины путем прямого ее усмотрения.

Научное познание. Его специфика. Методы научного познания: эмпирические (эксперимент, наблюдение) и теоретические (анализ-синтез, индукция-дедукция, аналогия, моделирование и т.д.). Диалектика как всеобщий (философский) метод познания.

Тестирование

С целью проверки самостоятельной работы студента при изучении курса проводится тестирование и контрольная работа по терминам и основным типам философствования.

Для успешного прохождения тестирования необходимо ознакомиться с:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. 4-е издание, перераб. и доп. – М.: ТК «Велби», Изд-во Проспект, 2008. – 608 стр. Разд. II.

2. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – 2-е издание. – М.: Гардарики, 2008. – 736 с. Разд. I.

3. Философия: учебник для высших учебных заведений. /под ред. Кохановского В.П. и др.: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс». 2004. – 574 с. Глава II.

 

Программа тестирования

Античная философия

Доклассический период античной философии: Фалес. Поиски начала из которого все возникло. Анаксимандр. Учение об апейроне. Гераклит. Учение о Логосе. Начала диалектики. Пифагор. Число как гармония, космос. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон. Учение Парменида о бытии. Апории Зенона о движении. Учение Эмпедокла о первоначальных элементах. Вклад Эмпедокла в развитие естественных наук. Учение Анаксагора о гомеомериях. Формирование атомистики. Материалистическое учение Демокрита – Левклиппа. Классический период в развитии греческой философии (6 - 5 века до н. э.). Релявитивизм, субъективизм и скептицизм в учении софистов. Протагор, Горгий и Продик. Учение Сократа. Рождение философии нового типа. Сократ родоначальник диалектики, майевтики, рационалистической этики. Обращение к миру ценностей. Философия Платона. Объективный идеализм Платона. Учение об идеальном государстве Аристотель, его труды и учение. Концепция категорий, учение о материи и форме, о причинности и других универсальных принципах бытия. Идея перводвигателя. Этические взгляды Аристотеля. Эпикур. Сенсуализм. Учение о свободе. Лукреций Кар. Этическое учение стоиков. Эпиктет, Сенека. Киники и скептики. Пиррон. Неоплатонизм. Плотин. Учение о душе и о Едином.

Философия средневековья

Теоцентризм. Проблема добра и зла, человеческого грехопадения и спасения. Блаженный Августин. Учение о бытии. Бог, мир и человек.

Учение о бытии. Бог, мир и человек. Идея «Града Божьего». Вечность и время. Добро и зло – теодицея. О свободе и божественном предопределении. Учение о душе, воле и познании. Разум и вера. Об обществе и истории. Патристика и схоластика. Проблема реальности единичного и общего. Спор о природе общих понятий (универсалий). Реализм и номинализм. «Сумма теологии» Фомы Аквинского. О бытии. О человеке и его душе. О познании. Об этике. Об обществе и государстве. Д. Скот. Отношение богословия к философии. У. Оккам. «Бритва Оккама». П. Абеляр «Понимаю, чтобы верить». Р. Бэкон об истине.

Философия эпохи Возрождения

Формирование раннебуржуазного общества. М. Монтень. «Опыты». Никола Макиавелли. Трактат «Государь». Разграничение политики и морали. Проблема власти и насилия. Гуманизм Пико делла Мирандола. «Речь о достоинствах человека». Антропоцентризм. Николай Кузанский. Трактат «Об ученом незнании». Утверждение системы гелиоцентризма. Человек как подобие Бога. Пантеизм Дж. Бруно. Этические воззрения Бруно.

Русская философия

Деизм М.В. Ломоносова. А.Н. Радищев и проблема человека. Социальный мыслитель П.Я. Чаадаев. Славянофилы и западники. Этика Л.Н. Толстого. «Царство божие внутри нас». Ф.М. Достоевский и «русское решение» социальных проблем. Русский космизм: Н.Ф. Федоров, А.Л. Чижевский. В.И. Вернадский и учение о ноосфере. В.С. Соловьев. Учение о Софии-Мудрости Божией. Философия всеединства. Учение Н.А. Бердяева о свободе, смысле творчества. Либерализм К.Н. Леонтьева. Судьба либерализма в России. Концепция «одномерного» западного человека и критика «духовной буржуазности». Религиозная философия: П.А. Флоренский, С.Н. Булкагов, И.А. Ильин. Философия ХХ века в СССР и России: В.С. Степин, А.Ф. Лосев.

6.2. Примерный вариант теста

Тест по философии 1

Вариант 31 а

 

1. В области этики Ницше выдвинул основной девиз провозглашенной им «переоценки ценностей»:

а) «Человек – это звучит гордо!»

б) «Горе слабому!»

в) «Человек человеку - Бог»

г) «Будьте кротки как голуби и мудры как змеи»

д) «Человек человеку – друг, товарищ и брат»

 

2. Что является предметом философии?

а) мир как целостность, место человека в мире, его отношение к миру

б) структуру различных областей природы, их свойства

в) специфику и структуру живых организмов

г) психику человека, ее механизмы

д) экономику и факторы ее роста

 

3. Какие причины бытия вещей выделяет Аристотель?

а) вода, форма, действующая причина, целевая причина

б) воздух, форма, апейрон, действующая причина

в) земля, форма, действующая причина, целевая причина

г) материя, форма, действующая причина, целевая причина

д) огонь, апейрон, действующая причина, целевая причина

 

4. В каком понятии русская философия выразила слияние всех народов с Богом, достижение высшего нравственного духа, всеобщей любви?

а) соборность

б) всеединство

в) теургия

г) русская идея

д) богочеловечество

 

5. Какое понятие субстанции дает Б. Спиноза?

а) субстанция – это то, что создается человеком

б) субстанция – это то, что является причиной самой себя, существует через саму себя

в) субстанция – это то, что сотворено Богом

г) субстанция – это то, что существует в зависимости от чего-то другого и определяется им

д) субстанция – это то, что обусловлено жизнедеятельностью общества

 

Контрольная работа

Задание контрольной работы состоит из 2-х терминов, которые нужно определить и задачи: по высказыванию философа нужно определить, к какому типу философствования (материализму, идеализму объективному или субъективному) принадлежит данное высказывание.

7.1 Термины и задание к контрольной работе

 

Термины: Мировоззрение, Философия, Мифология, Религия, Антропология, Онтология, Гносеология, Праксеология, Аксиология, Этика, Эстетика, Логика, Субъект, Объект, Трансцендентный, Трансцедентальный, Феномен, Ноумен, Идея, Вещь-в-себе, Объективный идеализм, Априорный, Апостериорный, Абсолютная идея, Универсалии, Субъективный идеализм, Материализм, Натурфилософия, Наука, Сциентизм, Парадигма, Основной вопрос философии, Теизм, Атеизм, Деизм, Бытие, Монизм, Дуализм, Плюрализм, Натурализм, Теоцентризм, Социоцентризм, Антропологизм, Материя, Субстанция, Пантеизм, Антропологический материализм, Субстрат, Движение, Пространство, Время, Развитие, Прогресс, Регресс, Диалектика, Метафизика, Софистика, Эклектика, Синергетика, Закон, Противоречие, Противоположность, Качество, Количество, Мера, Отрицание, Отрицание отрицания, Детерминизм, Индетерминизм, Система, Целостность, Элемент, Часть, Структура, Общее и единичное, Сущность-явление, Содержание-форма, Причина-следствие, Возможность-действительность, Необходимость-случайность.

 

Примерная задача: Определить философскую позицию автора:

«Cogito ergo sum (Мыслю – следовательно существую)».

Тематика контрольных работ

(для студентов заочного обучения)

 

Выбор тем осуществляется студентом на основании последней цифры номера зачётной книжки.

Контрольная работа состоит из эссе по определенной теме исследования и термина, содержание которого следует объяснить своими словами.

Тема 1.

1. Возникновение философии и предфилософские виды мировоззрения.

2. Деконструкция – это …

Тема 2.

1.Философия, её предмет и роль в обществе.

2. Дискурс – это …

Тема 3.

1.Онтология – философское учение о бытии, основные свойства и виды бытия.

2. Воля к власти - это …

 

Тема 4.

1.Развитие представлений о материи. Категория «материя» и её роль для науки.

2. Симулякр – это …

Тема 5.

1. Движение как способ существования материи. Движение и покой.

2. Симуляция – это …

Тема 6.

1. Пространство и время как формы существование материи.

2. «Смерть Бога» - это …

Тема 7.

1. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.

2. Ризома – это …

 

 

Тема 8.

1. Основные законы диалектики.

2. Онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризм – это …

Тема 9.

1. Категории диалектики, их методологическая роль.

2. Идиографизм – это …

Тема 10.

1. Сознание, его происхождение и сущность.

2. «Смерть субъекта» - это …

Тема 11.

1. Сущность и структура человеческой психики. Сознательное и бессознательное.

2. Пространство – это …

Тема 12.

1. Сущность и основные формы познания.

2. Структура, элемент, система – это …

Тема 13.

1. Проблема истины и заблуждения.

2. Нарратив – это …

Тема 14.

1. Проблема человека в философии.

2. Другой – это …

Тема 15.

1. Что есть личность. Личность и индивидуальность.

2. «Смерть Автора» - это …

Тема 16.

1. Свобода и необходимость.

2. Желание – это …

Тема 17.

1. Общество как целостная саморазвивающаяся система.

2. «Власть-Знание» – это …

Тема 18.

1. Природа как объект философского исследования.

2. Хора – это …

Тема 19.

1. Источники и движущие силы истории, смысл истории.

2. Агностицизм – это …

Тема 20.

1. Экономическая сфера общества

2. Тело без органов – это …

Тема 21.

1. Социальная сфера общества.

2. Идея – это …

Тема 22.

1. Политическая сфера общества. Социальная власть, регулирование, государство.

2. Априорные идеи – это …

Тема 23.

1. Духовная сфера общества. Общественное сознание, его сущность и структура.

2. Материя – это …

Тема 24.

1. Формы общественного сознания.

2. Номадология – это …

Тема 25.

1. Философия истории: цивилизационный и формационный подход.

2. Самосознание – это …

Тема 26.

1. Глобализация как социально-философский феномен.

2. Индивидуальность – это …

Тема 27.

1. Модернизация: сущность, основные этапы и цивилизационные варианты.

2. Глобальная проблема – это …

Тема 28.

1. Философия техники.

2. Душа – это …

Тема 29.

1. Соотношение философской, религиозной и научной картины мира.

2. Неодетерминизм – это …

Тема 30.

1. Человек во Вселенной. Человечество перед лицом глобальных проблем.

2. Универсалия – это …

Тема 31.

1. Русский космизм: Н.Ф. Фёдоров, К. Э. Циолковский, В.П. Вернадский, А.Л. Чижевский

2. Хаос – это …

Тема 32.

1. Религиозная философия. В.С. Соловьёв: тесофия, теургия, теократия.

2. Детерминизм – это …

Тема 33.

1. Славянофилы и западники. Современная российская философия о старом споре.

2. Экзистенциальный – это …

Тема 34.

1. Материализм в русской философской мысли.

2. Соборность – это …

Тема 35.

1. Русский марксизм: Г.В. Плеханов, В.И. Ленин.

2. Абсолютная идея – это …

Тема 36.

1. Античная философия: периодизация, значение, космоцентрический характер.

2. Эмпириокритицизм – это …

Тема 37.

1. Философия Аврелия Августина: основные идеи и значение для последующей философии.

2. Рационализм – это …

Тема 38.

1. Философия Ф. Аквинского. Томизм и неотомизм.

2. Субстанция – это …

Тема 39.

1. Антропоцентрическая философия Возрождения. Н. Макиавелли о политике.

2. Эмпирический – это …

Тема 40.

1. Знание как высшая ценность. Учение о методе познания Ф. Бэкона и Р. Декарта.

2. София – это …

Тема 41.

1. Философия Б. Спинозы.

2. Феноменология – это …

Тема 42.

1. Сенсуализм Дж. Локка.

2. Ноумен – это …

Тема 43.

1. Агностицизм Дж. Беркли.

2. Бессознательное – это …

Тема 44.

1. Философия немецкого и французского просвещения.

2. Идеальное – это …

Тема 45.

1. Философия И. Канта.

2. Событие – это …

Тема 46.

1. Философия Г.В. Гегеля.

2. Скептицизм – это …

Тема 47.

1. Философия позитивизма.

2. Ценность – это …

Тема 48.

1. Экзистенциальная философия: возникновение и современные идеи.

2. Абсолютная истина – это …

Тема 49.

1. Знание и язык: современная герменевтика.

2. Эйдос – это …

Тема 50.

1. Современная феноменология.

2. Мера – это …

9. Контрольные вопросы для подготовки к экзамену

1. Философия, ее предмет и роль в обществе. Структура философского знания.

2. Мировоззрение и философия. Философия и мифология. Философия и религия.

3. Натурфилософия. Взаимосвязь философии и частных наук о мире.

4. Основной вопрос философии и типы философского знания.

5. Религиозная картина мира.

6. Научная картина мира.

7. Философская картина мира. Философский монизм, дуализм и плюрализм о единстве мира.

8. Учение о бытии. Виды бытия.

9. Категория материи и ее роль для науки. Развитие представлений и материи.

10. Движение, пространство и время. Движение и покой. Прогресс, регресс.

11. Философское учение о развитии. Диалектика: ее суррогаты, антиподы и альтернативы.

12. Понятие закона. Классификация законов.

13. Закон диалектической противоречивости.

14. Закон перехода количества в качество.

15. Закон диалектического синтеза.

16. Детерминизм и индетерминизм. Категории причина, следствие, условия.

17. Категории диалектики. Общее, особенное и единичное.

18. Системность и целостность. Системный подход в науке.

19. Сознание: его происхождение и сущность.

20. Социальные предпосылки появления сознания.

21. Материя и отражение. Структура сознания.

22. Сознательное и бессознательное.

23. Сознание и язык. Знаковые системы и информация.

24. Познаваемость мира и философский агностицизм.

25. Структура процесса познания. Виды познания: чувственное, рациональное, эйдетическое (интуитивное).

26. Чувственное познание и его формы. Роль в процессе познания.

27. Рациональное познание и его формы. Роль в процессе познания.

28. Философское учение об истине.

29. Принципы истинного знания в материализме.

30. Научное познание, его специфика. Способы научного познания.

31. Общество и природа. Специфика социального.

32. Специфика социального познания. Социальные законы.

33. Технологические и экономические основы общественной жизни.

34. Общественное разделение труда и социальная стратификация.

35. Общество «открытое» и «закрытое». Социальная мобильность.

36. Общественная власть, социальное регулирование и государство.

37. Политический режим. Виды политического режима.

38. Духовная жизнь общества: общественное сознание и его уровни.

39. Человек, личность, индивидуальность. Место человека в мире и перспективы развития человека.

40. Личность и общество. Платон, Аристотель и Гегель о взаимодействии личности и общества.

41. Свобода личности и социальная необходимость. Свобода и ответственность.

42. Понятие, предмет и функции культуры. Социальное наследование.

43. Этнос и культура.

44. Философия техники.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.329 с.)