Предмет и сфера действия трудового права. Понятие труда и общая характеристика наемного труда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и сфера действия трудового права. Понятие труда и общая характеристика наемного труда.



ОТВЕТЫ НА ЗАЧЕТ ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ

Особенности метода трудового права.

Методом называется специфичный для данной отрасли права способ правового регулирования, т.е. воздействия через нормы права на волю людей, их поведение в нужном для государства, общества, работников и работодателей направлении в целях получения оптимального результата.

Й способ. Сочетание централизованного и локального регулирования общественных отношений в сфере труда.

Этот признак отражает суть государственно-правового управления общественным трудом. Централизованное регулирование трудовых отношений выражается в издании государством законодательных и иных правовых норм в области труда, имеющих целью в условиях рынка защитить наемного работника от чрезмерных притязаний со стороны работодателей, гарантировать такие условия труда, которые способствовали бы обеспечению нормального уровня развития человека и удовлетворению определенного минимума материальных и духовных потребностей.

В централизованном порядке фиксируется минимальный уровень трудовых прав и гарантий для работников.

Чаще всего централизованное регулирование является государственным (законодательным), хотя может быть использовано и договорное регулирование (например, совместные решения органов правительства, работодателей и работников, а также тарифные соглашения).

Например, в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

  • величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации. При этом минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека;
  • величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации;
  • меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
  • ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
  • государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда и т.д.
  • Принимаются важнейшие нормативные акты по вопросам дисциплины и охраны труда, продолжительности рабочего времени работников, порядка рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Конкретизация общих норм трудового законодательства, принимаемых в рамках централизованного регулирования, применительно к особенностям отдельных организаций осуществляется с помощью локального регулирования трудовых отношений.

В локальных актах условия труда для работников могут быть улучшены по сравнению с актами централизованными, но не могут быть ухудшены.

С помощью локального правового регулирования устанавливаются: режим рабочего времени на предприятиях, в организациях, учреждениях; льготы и преимущества работникам из фондов организации (сверх минимальных гарантий, установленных централизованными нормативными актами); графики отпусков и др.

Среди локальных нормативных актов о труде важнейшее место занимает коллективный договор, являющийся в условиях рынка основной формой правового регулирования трудовых отношений в организациях. В современных рыночных условиях содержание локального регулирования трудовых отношений значительно расширяется.

Локальное регулирование осуществляется, как правило, в договорной форме (между работодателем и профсоюзом или иным представителем работников), а локальные акты принимаются работодателем.

Й способ.

Метод трудового права характеризует и своеобразие способов зашиты трудовых прав работников. Это своеобразие заключается в существовании в организациях особых органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров — комиссий по трудовым спорам (КТС), которые образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа их представителей.

Ненашедшие своего разрешения индивидуальные споры между субъектами трудового правоотношения, как правило, подлежат рассмотрению судами как универсальными органами защиты прав. В последние годы судебная юрисдикция по трудовым спорам стала практически всеобъемлющей, так как любой работник вправе обжаловать в суд любое нарушение своих трудовых прав.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах проводится по правилам гражданского судопроизводства.

Коллективные трудовые споры рассматриваются в ходе примирительных трудовых процедур примирительной комиссией с участием посредника и в трудовом арбитраже. Деятельность комиссий по трудовым спорам и органов разрешения коллективных споров составляет специфическую особенность защиты трудовых прав и осуществления трудовых обязанностей.

Итак, метод трудового права России характеризуется договорным возникновением трудовых правоотношений, равенством сторон и подчинением работников воле работодателей в процессе труда, участием работников и профсоюзов в регулировании трудовых отношений, сочетанием централизованного и локального регулирования, единством и дифференциацией правового регулирования, своеобразием способов защиты трудовых прав работников.

Принципы действия законодательства о труде в пространстве, по юридической силе, во времени и по кругу лиц. Разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов РФ в сфере регулирования социально-трудовых отношений.

Для нормативных ак­тов, являющихся источниками трудового права, важное практиче­ское значение имеет установление времени начала и окончания их действия, т. е. их временных границ. Такое установление осу­ществляется, как правило, актами высших органов государствен­ной власти и государственного управления.

Нормы и положения Конституции РФ, регламентирующие со­циально-трудовые отношения, вступают в силу, как и другие ста­тьи этого основного источника российского права, со дня офици­ального ее опубликования по результатам всенародного голосова­ния. День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции РФ. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории России до вступления в силу Конституции РФ, применяются в части, не противоречащей Кон­ституции РФ. Отдельные нормативные положения Конституции РФ, как и она сама в целом, действуют до принятия в установ­ленном порядке новой Конституции либо до принятия конститу­ционного федерального закона, вносящего изменения и дополне­ния в эти положения.

Федеральные законы о труде вступают в силу, как правило, с той даты, которая определена органом, принявшим закон.

В.соответствии с Федеральным законом «О порядке опублико­вания и вступления в силу федеральных конституционных зако­нов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г.1, если в федеральном законе не предусмотрен срок введения его в действие, он вступает в силу на всей терри­тории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня его опуб­ликования. Опубликование этих законов производится в инфор­мационном бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации». Кроме того, федеральные законы публикуются в «Российской газете» и передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации «Система». Опубликования в указанных изданиях являются официальными. Федеральные законы могут быть также опубликованы в иных печатных изданиях, обнародованы по теле­видению и радио. Акты Президента РФ в соответствии с Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Россий­ской Федерации и нормативных правовых актов федеральных ор­ганов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г.2, если они имеют нормативный характер, вступают в силу на всей территории Рос­сии одновременно по истечении 7 дней после их опубликования в официальных изданиях. Указанные сроки вступления норматив­ных актов в силу не применяются в тех случаях, когда при при­нятии установлен другой срок введения их в действие. Вышена­званным Указом Президента РФ установлено, что акты Правитель­ства РФ вступают в силу со дня их подписания Председателем Правительства РФ.

Особый порядок вступления в силу установлен для норматив­ных актов центральных органов государственного управления Российской Федерации. Он во многом зависит от соблюдения та­ких условий, как государственная регистрация в Минюсте РФ, официальное опубликование. Согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г., вышеназванные акты, затрагивающие права, сво­боды и законные интересы граждан или носящие межведомствен­ный характер и прошедшие государственную регистрацию в Мин­юсте РФ, подлежат официальному опубликованию. Официальное опубликование актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.

Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном по­рядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступив­шие в силу и не могут служить законным основанием для регули­рования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и органи­зациям за невыполнение содержащихся в них предписаний; на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Акты социального партнерства — генеральные соглашения, от­раслевые (тарифные) соглашения и др.— вступают в силу с момен­та их подписания сторонами либо со дня, установленного в согла­шениях. Срок действия соглашений не может превышать трех лет.

Локальные нормативные акты не имеют строго установленных временных границ своего действия. Однако для некоторых актов трудовое законодательство все же такие границы регламентирует. Так, в соответствии с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (в ред. от 24 ноября 1995 г.) установлено, что кол­лективный договор вступает в силу с момента подписания его сто­ронами либо со дня, установленного в коллективном договоре. Этот договор заключается на срок от одного года до трех лет. По истечении установленного срока коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не внесут изме­нений и дополнений в действующий. При смене собственника имущества организации действие коллективного договора сохраня­ется в течение трех месяцев.

По иным нормативным соглашениям действует общее правило: они вступают в силу с момента подписания сторонами, срок их действия определяется также сторонами либо они действуют до принятия нового нормативного соглашения. Локальные норматив­ные акты индивидуального характера (приказы руководителя орга­низации) вступают в силу с момента их подписания либо со дня, указанного в этом акте, и действуют до их отмены либо до измене­ния или дополнения руководителем (собственником) организации. Регламентация времени вступления в силу нормативных актов в сфере труда имеет существенное значение, ибо с этого момента они подлежат обязательному исполнению. Новые законы о труде и иные нормативные акты, являющиеся источниками трудового права, распространяются только на те действия и отношения, ко­торые возникают после вступления данных актов в силу. Они не имеют обратной силы. Исключение из этого правила допускается лишь в случае, если в законе или другом нормативном акте есть прямое указание об обратной силе его действия. Важным прави­лом действия нормативных актов по времени является положение о том, что в случае коллизии одновидовых нормативных актов подлежит применению акт, более поздний по времени вступления в силу.

Действие нормативных актов в пространстве Правовое про­странство для действия источников трудового права России тесно связано с понятием «территория». Имеется в виду территория го­сударства — Российской Федерации; территория субъектов Феде­рации; территория конкретной организации. В соответствии

с этим «свое» правовое пространство имеют федеральные норма­тивные акты о труде, акты субъектов Федерации и локальные нормативные акты, а также акты органов местного самоуправления Федеральные законы и другие нормативные акты о труде име­ют одинаковую силу на территории всех субъектов РФ. Законы о труде и иные нормативные акты субъектов РФ действуют лишь на их территории (республики, края, области и т. п.). При расхож­дении закона субъекта Федерации с федеральным законом дейст­вует закон РФ. Таким же образом должен решаться вопрос в слу­чаях коллизии иных одновидовых нормативных актов.

Отдельные федеральные нормативные акты и нормативные акты субъектов Федерации распространяются на определенные местности, составляющие часть их территории, не всегда совпа­дающей с территорией субъектов Федерации. К ним, например, относятся нормативные акты о труде для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для работников пус­тынных, полупустынных и высокогорных районов и т. п.

Характерной особенностью локальных нормативных актов о труде является то, что они распространяются в пределах кон­кретной организации.

Говоря о пространственном действии нормативных актов РФ о труде, следует иметь в виду, что они распространяются также на территории посольств, представительств, торговых судов под флагом России и другие территориальные образования РФ за рубежом, ибо понятие «территория Российской Федерации» не исчерпывается только земельно-территориальными, морскими и воздушными гра­ницами, а определяется также и международно-правовыми актами. Далее необходимо отметить, что некоторые нормативные акты о труде в РФ могут распространяться на граждан, работающих в других странах, если это, например, предусмотрено международ­ными соглашениями в области внешней трудовой миграции.

Действие нормативных актов о труде по категориям работников. Трудовое законодательство России, как известно, характеризует принцип единства и дифференциации, из которого следует, что правовые нормы в сфере труда делятся на две большие группы: а) общие нормы, распространяющиеся на всех работников наем­ного труда; б) специальные нормы, которые распространяются на отдельные категории работников (женщин; подростков; лиц, за­нятых в отдельных отраслях народного хозяйства; работников бюджетной сферы; лиц, работающих на тяжелых и вредных рабо­тах; временных и сезонных работников и т. п.).

Дифференциация трудового законодательства по категориям работников объективно выражается либо в виде выделения осо­бых глав в ТК РФ (например, глава 41 «Труд женщин», глава 42 «Труд молодежи»), либо в виде общего раздела XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников», либо, на­конец, путем принятия особого нормативного акта (например, Указ Президента РФ «О должностных окладах в органах государ­ственной власти» от 7 июля 1994 г.1, постановление Правительст­ва РФ «О повышении должностных окладов работников отдель­ных организаций бюджетной сферы» от 24 августа 1995 г.2).

Конкретное содержание дифференциации по категориям ра­ботников сводится к тому, что специальными нормами для них устанавливаются: особый, по сравнению с общим, порядок прие­ма на работу и увольнения; особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха; льготы и преимущества в оплате тру­да; повышенная дисциплинарная и материальная ответственность и ряд других особенностей. Так, например, глава 50 ТК РФ за­крепила перечень льгот в области труда для работников Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, включающий надбав­ки к заработной плате, предоставление дополнительных отпусков, доплаты к пособиям по социальному страхованию, льготные ус­ловия выхода на пенсию по возрасту и т. п.

Дифференциация норм трудового права по категориям работ­ников предполагает, однако, не только наделение их дополнитель­ными правами, льготами и преимуществами. В ряде случаев такая дифференциация определяется необходимостью повысить требо­вания к выполнению трудовых обязанностей (например, для ра­ботников транспорта) и установить более высокую ответствен­ность за правонарушения в сфере труда. Так, например, ст. 278, 336 ТК РФ устанавливают дополнительные основания для пре­кращения трудового договора (контракта) некоторых категорий работников (руководителей организаций, работников, выполняю­щих воспитательные функции).

Правовой статус гражданина как субъекта трудового права следует отличать от правового статуса работника. Гражданин становится субъектом отношений, регулируемых трудовым правом, уже тогда, когда занимается поиском подходящей работы. Здесь возникают отношения по обеспечению занятости и трудоустройству, которые предшествуют трудовым отношениям.

Правовой статус гражданина как субъекта трудового права состоит из общих для всех граждан основных конституционных прав в сфере труда. Юридические гарантии этих прав имеют определенные особенности (например, для несовершеннолетних лиц или инвалидов устанавливаются квоты при приеме на работу, т.е. названные категории помимо общих гарантий имеют специальные гарантии при трудоустройстве).

У гражданина трудовая правосубъектность возникает, как правило, с 16-летнего возраста, когда он самостоятельно может устроиться на работу (ст. 63 ТК). В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения. В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

Кроме возрастного критерия, характеризующего трудовую правосубъектность граждан, существует и волевой критерий, т.е. состояние волевой способности граждан к труду. Так, психически больной, находящийся под опекой, не может быть субъектом трудового права, поскольку не обладает способностью отвечать за свои действия, а опекун не может за него заключить трудовой договор, т.к. по трудовому договору работник обязуется лично выполнять трудовую функцию. В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, не могут быть субъектами трудового права лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

Работник как субъект трудового права. Работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (ст. 20 ТК РФ). Работником может быть и иностранный гражданин, и лицо без гражданства (ст. 11 ТК РФ). Для отдельных категорий граждан и иностранцев установлены специальные требования при приеме на работу - они должны обладать специальной трудовой правосубъектностью. Например, в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин, который хочет работать в Российской Федерации, должен получить подтверждение на право трудовой деятельности, а организация-работодатель - разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

Основные трудовые права и обязанности работников предусмотрены ст. 21 Трудового кодекса РФ. Эти статутные права и обязанности относятся абсолютно ко всем работникам. Они устанавливают границы возможного (права) и должного (обязанности) поведения в их трудовых отношениях с работодателем.

Необходимым элементом, определяющим статус работников, служат гарантии их прав. Юридическими гарантиями статутных трудовых прав и обязанностей являются правовые средства и меры, установленные трудовым законодательством для их реализации и защиты.

В содержание правового статуса граждан как субъектов трудового права входит ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Юридическая ответственность за нарушение трудового законодательства может быть дисциплинарной (ст. 192 ТК РФ); материальной (ст. 238 ТК РФ); административной, гражданско-правовой, уголовной (ст. 419 ТК РФ).

Возрастной критерий трудовой правосубъектности связан с тем, что с этого времени человек становится способным к систематическому труду, что и закреплено в законе. Лицам, не достигшим 18-летнего возраста, запрещается работа во вредных и опасных условиях, для них устанавливаются льготы в области охраны их труда. Им также запрещено выполнение работ, которые могут причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночном кабаре и др.)

Наряду с возрастом трудовая правосубъектность характеризуется волевым критерием, который связан с фактической способностью человека к труду (трудоспособностью). Даже лица, признанные инвалидами и утратившие способность к выполнению данной работы, по рекомендации соответствующих медицинских органов могут участвовать в других видах работ. Точно так же душевнобольные люди, сохранившие способность к труду, обладают трудовой правосубъектностью, за исключением случаев, когда в связи с болезнью они полностью утратили трудоспособность.

Граждане свободны в реализации своих прав, и естественные различия между ними, например пол, возраст, раса, национальность или имущественное положение, наличие или отсутствие регистрации по месту жительства, либо отношение к религии и другие обстоятельства не должны носить характер дискриминации в сфере труда.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с его деловыми качествами как работника. Запрещен необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст. 64 ТК). Запрещается дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132 ТК) и др.

Не являются дискриминацией различия, исключения или предпочтения, а также ограничения, связанные с квалификацией работника и особой заботой о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите со стороны государства (лица, не достигшие 18 лет, инвалиды, женщины в связи с рождением ребенка и др.)

Правосубъектность ограничивается только по приговору или постановлению суда, если данное физическое лицо лишено права занимать определенные должности или заниматься определенной профессиональной либо иной деятельностью (уголовная или административная ответственность).

Гражданин становится субъектом отношений трудового права еще до их возникновения, когда он подыскивает необходимую работу. С возникновением трудовых отношений он приобретает правовой статус работника. Поэтому надо отличать правовой статус гражданина как субъекта трудового права от правового статуса работника конкретного производства. Правовой статус гражданина состоит из общих по составу для всех граждан основных конституционных трудовых прав. В гарантиях же их есть определенные отличия, например некоторые субъекты (женщины, молодежь, инвалиды и др.) имеют помимо общих еще и специальные гарантии (например, квоты приема на работу). В правовой статус работника также входят и специальные гарантии (трудовые льготы для некоторых из них). Поэтому правовой статус и гражданина, и работника – всегда конкретный для данного лица. Работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (ст. 20 Кодекса).

Трудовая правосубъектность гражданина – общая, возникающая с 16-летнего возраста, когда он может самостоятельно устроиться на работу. Прием на некоторые виды работ предусматривается с более позднего возраста (например, на опасные взрывные работы – с 21 года, на вредные и тяжелые – с 18 лет).

Трудовой договор могут заключать и 15-летние, если они получили основное общее образование или оставили в соответствии с федеральным законом общеобразовательное учреждение. Для подготовки молодежи к производственному труду допускается прием на работу с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) учащихся с 14 лет на легкий труд, не причиняющий вреда здоровью и не нарушающий учебу, в свободное от учебы время (ст. 63 Кодекса). В таких случаях и трудовая правосубъектность возникает с 14 лет. Во всех случаях учитывается и состояние волевой способности гражданина. Лицо, не обладающее ею (психически больное), не может быть субъектом трудового права. При приеме на конкретные специальности, например грузчиком, летчиком, водителем, на вредные, опасные виды работ учитывается не только общая, но и специальная трудоспособность гражданина. Специальную трудоспособность, определяемую состоянием здоровья, надо отличать от специальной правоспособности гражданина, определяемой его обученностью по данной специальности, квалификацией (врача, инженера, повара и т.д.). Правовой статус работника – это его правовое положение по отношению к работодателю, принявшему его на работу в данную организацию труда.

Юридическая ответственность работника за допущенные им трудовые правонарушения применяется в виде санкций трудового права: дисциплинарной или материальной, а для должностных лиц администрации еще и административной ответственности. Работником может быть и иностранец, и лицо без гражданства, обладающие трудовой правосубъектностью.

Трудовая правосубъектность является необходимой предпосылкой возникновения трудовых и непосредственно с ними связанных отношений трудового права.

КТС как орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров также обязана правильно и своевременно разрешать поступающие на ее рассмотрение заявления. Ненадлежащее выполнение данной обязанности может стать основанием для возмещения работодателем, а в ряде случаев и работником понесенных в связи с вынесением решения КТС убытков. Члены КТС несут ответственность перед работниками и работодателем, наделившими их полномочиями по рассмотрению трудовых споров. Сказанное позволяет отнести КТС к числу субъектов трудового права.

Примирительная комиссия, трудовой арбитраж, посредник, служба по урегулированию коллективных трудовых споров также являются субъектами трудового права. Перечисленные органы и лица несут определенные обязанности и обладают отдельными правами по урегулированию коллективных трудовых споров. Ненадлежащее выполнение ими своих функций может стать основанием для ответственности работодателей и представителей работников, а также для отказа от их услуг по урегулированию коллективного трудового спора. Представители указанных органов могут участвовать в деле о признании забастовки незаконной. В связи с чем возможно сделать вывод о том, что перечисленные органы и лица обладают элементами правового статуса субъекта трудового права.

Представители работников

Стороны социального партнерства вступают в соответствующие отношения через своих представителей, легитимность которых зави­сит от соблюдения законодательства о представителях работников и работодателей, процедур их определения, объема и содержания пол­номочий, которыми их наделяют стороны, надлежащего (в соответст­вии с требованиями законодательства) оформления представительства.

Эти вопросы теперь решаются в основном ТК РФ.

Представителями работников в социальном партнерстве явля­ются профессиональные союзы и их объединения, иные профсо­юзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом (см. ч. 1 ст. 29 ТК РФ).

Представительство работников отличается от гражданско-право­вого представительства своим социальным характером. Это соци­альное партнерство, основанное на необходимости выразить инте­ресы коллективного субъекта (работников) через деятельность полномочных на то органов, признанных в качестве таковых за­коном. Социальное представительство оформлено правовыми нор­мами, предусматривающими признание государством указанных в законе организаций и органов в качестве представителей работни­ков. Для иных (не профсоюзных) представителей государство уста­навливает и порядок их формирования.

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», поми­мо профсоюзов, в качестве представителей работников предусмат­ривал органы общественной самостоятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников (см. ч. 3 ст. 2 данно­го закона). Практика показала нереальность существования таких органов в организациях, поскольку иные представители работни­ков, если они создавались (например, советы трудового коллекти­ва — СТК), не отвечали признакам органов общественной самодеятельности, предусмотренным ст. 12 Федерального закона от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» (с последующи­ми изменениями и дополнениями)1.

Интересы работников организации при проведении коллек­тивных переговоров, заключении и изменении коллективного до­говора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателями представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками (ч. 2 ст. 29 ТК РФ).

Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации пред­ставлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем (ст. 30 ТК РФ).

На уровнях выше организации представителями работников вправе выступать только профсоюзы, их объединения.

Профсоюз — добровольное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов2.

Право работников на объединение, включая право на созда­ние профсоюзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов, включено в число основных прав работников ТК РФ (ст. 21).

Создание профсоюзов обусловлено необходимостью предста­вительства коллективных интересов работников и коллективной защиты их трудовых прав во взаимоотношениях с работодателя­ми. В связи с этим главной функцией, целью и задачей профсою­зов является именно защита работников в трудовых отношениях.

Каждый достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудо­вую (профессиональную) деятельность имеет право по своему вы­бору создавать профсоюзы для защиты своих интересов и выхо­дить из профсоюзов3. Это право реализуется свободно, без пред­варительного разрешения4.

Свободе ассоциации и защите права на организацию и веде­ние коллективных переговоров представителями трудящихся, сре­ди которых первыми названы профсоюзы, посвящены Конвенции МОТ № 87, 98, 135.

МОТ напомнила, что все государства-члены, даже те из них, которые не ратифицировали ее конвенции, признанные в качест­ве основополагающих как в самой организации, так и за ее пре­делами, свободно вступая в МОТ, взяли на себя обязательства до­биться реализации всех ее целей, соблюдать, укреплять и реали­зовать ее принципы, касающиеся основополагающих прав, среди которых свобода ассоциации и реальное признание права на ве­дение коллективных переговоров1.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединени»*(ассо-циации) по отраслевому, территориальному или иному учитываю­щему профессиональную специфику принципу (общероссийские, межрегиональные, территориальные)2.

Все профсоюзы наделяются равными правами3 и независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (сою­зов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им неподотчетны и неподконтрольны4.

Права профсоюзов по представительству и защите интересов работников закреплены законом и не зависят от наличия или от­сутствия у них прав юридического лица.

В своей деятельности профсоюзы руководствуются законода­тельством и принятыми ими самими уставами.

В правовую основу деятельности профсоюзов входят Консти­туция РФ (ст. 13, 19, 30), ТК РФ, другие федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные акты, в том числе соглаше­ния и коллективные договоры (их нормы о правах профсоюзов).

Среди федеральных законов после Конституции и ТК РФ пер­востепенное значение в регулировании отношений с участием профсоюзов имеют Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти», международные акты (Конвенции МОТ и др.).

Законы о профсоюзах приняты во многих субъектах РФ. Зако­нодательство субъектов РФ не может ограничивать права проф­союзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральны­ми законами (п. 2 ст. 6 Федерального закона «О профсоюзах...»).

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от названных в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ обстоятельств, в том числе независимо от принадлежности к общественным объединениям.

Запрещена дискриминация граждан по признаку принадлеж­ности или непринадлежности к профсоюзам. Принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не влечет за собой како­го-либо ограничения социально-трудовых, политических и иных прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией РФ, феде­ральными законами и законами субъектов РФ. Запрещается обу­словливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью к профсоюзу1.

ТК РФ закрепляет за профсоюзами положение и права основ­ного представителя работников и указывает на иных представите­лей лишь при определенных условиях.

Кодекс предусматривает возможность существования иных пред­ставителей работников в следующих случаях:

1) когда на предприятии отсутствуют профсоюзные органы;

2) когда имеющаяся профсоюзная организация объединяет менее половины работников.

Во втором случае на общем собрании (конференции) работни­ки могут поручить представительство своих интересов профсоюз­ной организации либо избрать иного представителя, в пер­вом — избрать своего представителя.

Положения ТК РФ о представительстве интересов работников в значительной мере опираются на Конвенцию МОТ № 135.

Представителей трудящихся эта Конвенция определяет как лиц, которые признаны таковыми в соответствии с национальным зако­нодательством или практикой. К ним Конвенция относит:

представителей профсоюзов — представителей, назначенных или избранных профсоюзами или членами таких профсоюзов;

выборных представителей — свободно избираемых трудящимися предприятия в соответствии с положениями национального законо­дательства, или правил, или коллективных договоров и функции ко­торых не включают деятельности, которая признана в качестве ис­ключительной прерогативы профсоюзов в соответствующей стране.

Конвенция предусматривает, что когда на одном и том же предприятии существуют как представители профсоюза, так и вы­борные представители, должны быть приняты соответствующие меры, когда это необходимо для того, чтобы наличие выборных представителей не использовалось для подрыва позиций заинте­ресованных профсоюзов или их представителей, а также для того, чтобы поощрять сотрудничество по всем соответствующим вопро­сам между выборными представителями и заинтересованными профсоюзами и их представителями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.05 с.)