Менеджмент: цели, задачи и функции. Сущность менеджмента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Менеджмент: цели, задачи и функции. Сущность менеджмента.



Необходимость и сущность менеджмента.

Менеджмент (от англ. Управлять) – вид деятельности по руководству людьми для достижения определенной цели при использовании труда интеллекта и мотивации поведения людей, с учетом определения их деятельности.

Необходимость менеджмента:

1. Нужда в управлении возникает тогда, когда у людей нет способности договориться о разделении функций при выполнении Дела, либо сложность Дела так велика, что требуется специальная работа по его дроблению на отдельные задачи исполнителям.

2. Нужда в управлении возникает из-за изменчивости среды, окружающей людей и потребности в регулярном решении жизненных задач.

3. Управление необходимо для экономии времени, сил, ресурсов при решении жизненных задач, в конечном итого – для выживания.

Понятия «управление» и «менеджмент» часто употребляются как синонимы, тем не менее между ними имеются различия.

В русском языке слова «управление» и «менеджмент» употребляются в разных контекстах.

Слово «менеджмент» обычно употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям.

Существует несколько подсистем в системе менеджмента:

· Управление производством

· Управление персоналом

· Маркетинг

· Маркетинг-менеджмент

· Финансовый менеджмент

· Управление проектами

· Стратегический менеджмент

· Инновационный менеджмент

· Экологический менеджмент

· Управление качеством

· Риск-менеджмент

· Инвестиционный менеджмент

· Информационный менеджмент

Современная наука и практика управления рассматривают менеджмент в двух аспектах:

· управление производством;

· наука об управлении человеческими отношениями в процессе производственной деятельности.

Следовательно, сущность и роль управления и менеджмента можно представить, как:

· науку (область человеческих знаний);

· искусство (практику) выполняемой работы;

· функцию (вид деятельности);

· процесс;

· людей, управляющих организацией;

· орган или аппарат управления.

В менеджменте, как науке об управлении в организациях разделяют общий и специальный менеджмент.

Общий менеджмент - изучает принципы и закономерности управления социально-экономическими процессами, функции управления, управленческий цикл, стратегическое управление, мотивацию, лидерство.

Специальный менеджмент - рассматривает управление специфическими объектами (менеджмент в сфере услуг, муниципальный менеджмент, финансовый менеджмент).

Объектами общего менеджмента являются люди в организациях и совокупность отношений между ними, возникающих в процессе управления этими организациями.

Объект специального менеджмента - особые отношения между людьми в организациях, отражающие специфику этих организаций, а так же некоторые виды специальных процессов (направленные финансовые потоки или инвестиционные процессы).

Предметом менеджмента является совокупность элементов системы управления: экономический механизм, организационные структуры, маркетинг, персонал, информация, корпоративная культура, поведение людей в организациях и др.

Функции менеджмента: целеполагание, прогнозирование, планирование, организация, координация, принятие решений, мотивация, контроль и учет.

Задачами менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива путем выпуска конкурентоспособного товара.

Конечной целью менеджмента как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы.

 

Миссия организации. Содержание метода управления по целям.

В методике системного анализа процесс формирования целей укрупненно представляется тремя этапами:

1. Анализ исходной информации.

2. Написание сценария.

3. Декомпозиция целей.

Первый этап включает анализ законодательных документов, программ; схем размещения производительных сил; проектных материалов; прогнозных данных; мирового и отечественного опыта.

Сценарий представляется как инструмент упорядочения представления фирмы о будущем, систематизация черт этого будущего в едином документе.

Сценарий как модель содержит два важнейших элемента:

1. – описание существующих тенденций (модель современного состояния), как негативных, так и позитивных;

2. – описание будущего состояния (модель будущего состояния) – анализ тенденций будущего в зависимости от ситуаций, которые могут возникнуть в будущем и оказать влияние на развитие системы.

Общесистемные цели задаются в качественном виде и конкретизируют, какими видами деятельности будет заниматься организация.

Возможны два варианта представления о будущем:

· опорное – на основе экстраполяции и факторного анализа;

· целевое – описание того, что хочет добиться система в будущем. При этом целевое представление рассматривается в трех аспектах: пессимистическом, реалистическом, оптимистическом.

Задача сценария состоит в анализе возможных ситуаций, выборе наиболее приемлемого состояния и определение путей его достижения.

Третий этап – декомпозиция целей. Основываясь на главных свойствах целей – развертываемости и соподчиненности, – конечная цель раскладывается на составляющие подцели таким образом, чтобы реализация целей нижнего уровня обеспечивало достижение цели верхнего уровня.

Инструментом, с помощью которого осуществляется систематизация целей системы, является «дерево целей». Поскольку понятие «цель» и «средство» диалектически взаимосвязаны, то для целей верхнего уровня цели нижнего являются средством достижения.

Правила построения дерева целей:

1. Построение начинается с формулировки цели 0-го уровня (миссии).

2. Цели каждого уровня должны быть сопоставимы по масштабу и значению.

3. Формулировка цели должна обеспечить возможность количественной и качественной оценки степени достижения цели, т.е. цели должны быть операциональными, поддаваться преобразованию в конкретные задачи и рабочие задания.

4. Необходимо обеспечить полноту редукции целей (каждая цель данного уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня. Исключение хотя бы одной подцели лишает полноты исходную цель или меняет ее).

Метод управления по целям является одним из эффективных практических подходов в управлении, несмотря на его затратность. Именно этот метод обладает потенциальными возможностями объединить планирование и контроль в сложной области человеческих ресурсов.

Управление по целям – это способ мотивации, который помогает преодолеть некоторые отрицательные воздействия контроля на поведение работника. Персонал, ясно осознающий поставленные перед ним задачи, трудится лучше тех, кто не отличается вниманием к своим перспективам.

Для руководителей любого уровня определяется главная область их ответственности, выраженная в конкретных заданиях. Сравнение фактического состояния дел с заданными целями является оценкой успеха.

Дерево целей позволяет четко соотнести связи подчинения и руководства «дерева целей» с реально существующими в организации.

Таким образом, главными положениями управления по целям являются:

· деятельность управляющих должна оцениваться по их достижениям;

· управляющие должны знать свои цели;

· управляющие и подчиненные должны иметь право голоса при определении своих собственных целей;

· цели каждого подчиненного должны способствовать достижению целей его руководителя.

Особенностью метода управления по целям является то, что руководитель и его подчиненный достигают соглашения относительно целей, ради которых подчиненный работает. Они вместе должны достичь соглашения о будущей деятельности. Подчиненный при этом воспринимает задание как свое собственное, которое он способен реализовать. В данном случае руководитель выступает по отношению к подчиненному, прежде всего, в роли консультанта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.252.199 (0.009 с.)