Политическая,правовая и моральная формы общественного сознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая,правовая и моральная формы общественного сознания



Прежде всего, следует отметить, что политическое сознание наряду с правосознанием, моралью, наукой, религией, искусством представляет собой особую форму общественного сознания; она возникает вместе с появлением государственности, политической власти. Политическое сознание, будучи вплетено в различные виды деятельности, внутренне структурируется, разделяясь на различные элементы и образования. В настоящее время вся совокупность духовных образований, обслуживающих политическую деятельность, в основном исследуется в рамках трех основополагающих структур:

гносеологической (когнитивной), раскрывающей различия между элементами политического сознания с точки зрения достоверности отражения ими реальной действительности. Иными словами, гносеологическая структура сознания предполагает, что все воззрения субъектов рассматриваются как знания, с той или иной степенью полноты отражающие различные стороны мира политики. В данном аспекте рассматриваются: вопросы соотношения политической истины и лжи, заблуждения политического интеллекта и силы его проникновения в тайны политического мира соотношения мифологического, утопического и научного типов отражения и т.д.

правовая формы сознания, отражая политические и правовые отношения, ближе всех стоят к экономическому базису общества, выполняя важнейшие функции, без которых невозможна жизнедеятельность социального организма. Нравственное и эстетическое сознание также играют немаловажную роль в регулировании общественных отношений и воспитании человека. Предметом их отражения надо считать не саму природную и социальную реальность, а особый - аксиологический, оценочный вид отношения человека к этой реальности

Моральное сознание, с точки зрения многих философов, – это ядро человеческой личности, ядро духовности, то, что составляет сущность человека в отличие от животного.

Специфика морального сознания заключается в том, что оно отражает и регулирует межличностные отношения, в которых каждая личность является как бы зеркалом другой. Все мысли, слова, поступки человека соотносятся с тем, как они воспринимаются и оцениваются другими людьми.

Постепенно, за всю долгую историю культуры сложились два основных направления в понимании природы морали.

1. Традиция, тяготеющая к стихийно-материалистическому, натуралистическому пониманию морали, где нравственность толкуется как сфера «естественных» стремлений (Демокрит, Эпикур, Аристотель, Руссо, Гольбах, Монтескье, Гоббс). Здесь нравы рассматриваются как естественные, природные склонности людей (совокупные, так как они повторяются у всех), укореняющиеся посредством привычки.

2. Идеалистическая традиция, где мораль понимается как особая, автономная область человеческого духа (свободная воля и стремление к благу), противостоящая природе человека (Кант, Дюркгейм, Леви-Брюль, Самнер и др.). Нравственность - это свободный дух, не подчиняющийся ни законам природы, ни телу человека, это сфера чистого разума. Обычно общечеловеческие нравственные принципы формулируются как заповеди Бога, переданные через Моисея и впоследствии описанные в Библии: «не убий», «не укради», «не лги», «не прелюбодействуй», «почитай отца и мать», «не лжесвидетельствуй», «не желай зла ближнему своему», «не преступай клятвы», «не суди, да не судим будешь». Однако необходимо отметить вполне «земной» смысл происхождения этих общечеловеческих нравственных принципов, объявленных в религии «вечными». Например, норма «не убий» в своем историческом содержании была направлена против обычая кровной мести и освящала передачу прав и обязанностей по охране жизни человека из рук общины в руки государства. Проповедники этой нормы редко распространяли ее действие на государственно-организованные убийства (войны, подавления восстаний и т.д.). «Не укради» первоначально выражает потребность охраны частной собственности на движимое имущество. «Не прелюбодействуй» вырастает как этническая санкция на основе частнособственнической моногамии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.004 с.)