Сущность и разновидности торговой политики. Протекционизм и свободная торговля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и разновидности торговой политики. Протекционизм и свободная торговля.



Инструменты торговой политики. Тарифные и нетарифные ограничения.

Методы Инструмент торговой политики Регулирует преимущественно
Тарифные Таможенные пошлины Тарифная квота   импорт импорт
Нетарифные Количественные Квотирование Лицензирование «Добровольные ограничения» экспорт экспорт импорт импорт
Скрытые Государственные закупки Требования о содержании местных компонентов Технические барьеры Налоги и сборы   импорт импорт импорт импорт
Финансовые Субсидии Кредитование Демпинг Экспорт экспорт экспорт  

 

Административные инструменты:

1) заключение торговых соглашений (основа – принцип наибольшего благоприятствования)

2) технические барьеры (стандарты, нормы)

3) ценовые преференции (установление законодательно разницы в ценах для иностранных товаров)

4) таможенно-тарифная система: основа – таможенный кодекс.

Тариф – свод таможенных пошлин.

Таможенная пошлина – это налог, которым облагается товар при его импорте или экспорте.

Виды тарифа:

• Простой – одна ставка пошлины для товаров независимо от страны происхождения

• Сложный – несколько ставок в зависимости от страны происхождения товаров и соглашений

Виды таможенных пошлин

По характеру происхождения:

• Конвенциональные (режим наибольших благ)

• Автономные (защита НЭ)

• Особые (специальные – ответ на дискриминацию, преференциальные – договоры, антидемпинговые)

По методу начисления:

• Адвалорные (процентные)

• Специфические

• Комбинированные

По времени действия:

• Автономные (постоянные)

• Временные

• Сезонные

По направлению:

• Импортные

• Экспортные

По количеству ставок для одного товара:

• Простые – одна ставка

• Сложные – несколько ставок для товаров из разных стран

В мировой практике преобладают импортные пошлины.

Транзитные пошлины – встречаются редко и используются как средство торговой войны.

Экспортные пошлины используются редко, но в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка. Их цель – сократить экспорт и пополнить бюджет.

Влияние на мировые цены: введение экспортной пошлины увеличивают цену экспорта и улучшает условия торговли для внутри страны, сдерживает экспорт товаров.

Таможенная квота – разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара (при превышении определенного объема импортируемый товар облагается по более высокой ставке).

Направление развития тарифных методов регулирования внешней торговли:

Зоны свободной торговли – соглашение между странами, участники которого ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, но сохраняют национальные таможенные тарифы по отношению к третьим странам.

Таможенные союзы – соглашение между странами, предполагающее беспошлинную торговлю между участниками союза и установление единого внешнего таможенного тарифа.

I. Счет текущих операций

1. Экспорт ТРУ 2. Импорт ТРУ

Сальдо баланса внешней торговли

3. чистые факторные доходы из-за рубежа (арендная плата)

4. чистые текущие трансферы (пенсия)

Сальдо баланса по текущим операциям

II. Счет движения капитала

5. Приток капитала 6. Отток капитала

Сальдо баланса движения капитала и финансовых операций.

Сальдо баланса по текущим, капитальным и финансовым операциям

Группа Всемирного банка

Международный банк реконструкции и развития (МБРР, 1944 г.): предоставление кредитов относительно богатым развивающимся странам.

Международная финансовая корпорация (1956г.): содействие экономическому росту в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору, малому бизнесу.

Международная ассоциация развития (МАР, 1960 г.): предоставление льготных кредитов беднейшим развивающимся странам, которые не в состоянии брать кредиты у МБРР.

Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАГИ, 1988 г.): поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (1966г.).

Сущность и разновидности торговой политики. Протекционизм и свободная торговля.

Теории международной торговли:

· Принцип абсолютных преимуществ

· Принцип сравнительных преимуществ

· Теория Хекшера-Олина

· Теория М. Портера

Теория абсолютных преимуществ (А. Смит). Страны экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками, т.е. имеют абсолютное преимущество. Страны импортируют те товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками, т.е. в производстве которых преимущество принадлежит их торговым партнерам.

Теория сравнительных преимуществ (Д. Рикардо). Когда страна ни в чем не располагает абсолютным преимуществом, торговля остается выгодной для обеих сторон. Анализ средних издержек на единицу товара. Сравнительное преимущество – ситуация, когда одна страна может произвести товар с более низкой альтернативной стоимостью, чем другая страна. Альтернативная стоимость производства одного товара – упущенная возможность производства другого товара. Страна должна экспортировать те товары, по которым она имеет наибольшие сравнительные преимущества (наименьшие сравнительные выгоды). Страна должна импортировать те товары, по которым имеет наименьшие сравнительные преимущества (наибольшие сравнительные выгоды).

Теория Хекшера-Олина. 2 основания: в производстве товаров участвуют факторы производства в разных пропорциях; страны наделены факторами производства относительно неравномерно. Страны должны экспортировать товары интенсивного использования избыточных факторов производства и импортировать товары интенсивного использования дефицитных факторов производства. Например, если избыток труда – на экспорт трудоемкие товары.

Со второй половины 20 века появляется «парадокс Леонтьева». В. Леонтьев показал, что США (много капитала) экспортирует трудоемкую продукцию, а не капиталоемкую.

Первое направление: разукрупнение факторов производства: учет квалификации, качества управления, различных видов капитала.

Второе направление: поиск замены теории Хекшера-Олина. Например, теорией, основанной на экономии на масштабах.

Теория М. Портера – конкурентных преимуществ. Факторы конкурентоспособности: факторные условия (факторы производства); условия спроса; наличие родственных отраслей; стратегия фирм и конкуренция в отрасли. Существенное влияние оказывают и другие факторы: политика правительства; случайные события.

Разновидности торговой политики:

1. Свободная торговля (политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе рыночных сил спроса и предложения, принцип свободной конкуренции).

2. Протекционизм (государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции)

3. Умеренная торговля политика (политика, сочетающая в каких-то пропорциях элементы свободной торговли и протекционизма)

Аргументы в пользу свободной торговли:

· Отсутствие ограничений, барьеров, мобильность ресурсов

· Большая эффективность в распределении ресурсов

· Более высокий уровень благосостояния

· Стимулирование конкуренции

· Ограничение монополии

Аргументы в пользу протекционизма:

· Обеспечение обороны, национальной безопасности

· Увеличение внутренней занятости

· Защита от дешевой иностранной рабочей силы

· Защита новых, молодых отраслей

· Защита от демпинга

· Уменьшение дефицита торгового баланса

Либерализация экономики – одна из современных тенденций современной национальной и мировой экономики.

Протекционистские ограничения имеют краткосрочный характер.

В долгосрочной перспективе только свободная торговля приводит к рациональному размещению и использованию экономических ресурсов.

Торговая политика – относительно самостоятельное направление БНП государства, связанное с государственным регулированием объемов внешней торговли посредством налогов, финансирования, прямого ограничения экспорта или импорта.

Внешнеторговая политика – политика государства, непосредственно влияющая на объемы экспортируемых и импортируемых товаров и услуг.

Объем внешней торговли отражается в:

· Натуральных показателях (физический объем экспорта и импорта)

· Стоимостных показателях (объем экспорта и импорта в денежном выражении)

Международная торговля особая сфера, объединяющие торговые сектора национальной экономики.

Мировой рынок – развитая сфера обмена, основанная МРТ (международное разделение труда).

Мировой рынок – сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами.

Главным внешним признаком существования мирового рынка является передвижение товаров и услуг между странами.

Мировая цена – это равновесная цена на мировом рынке, по которой осуществляется международная торговля. Мировая цена находится между минимальной и максимальной внутренними ценами (в странах до начала торговли). Изменение мировой цены ведет к изменению количества экспортируемого и импортируемого товара. Изменение размеров экспорта и импорта товара приводит к изменению мировой цены.

Отличия мирового рынка от национального рынка:

· На МР влияние оказывает торговая политика (многие товары не могут попасть на МР)

· Устанавливаются свободные МЦ, но на один товар может быть установлена разная цена (где продается, кто покупает, в какой валюте платежи и т.д.)

· Множество МЦ

· Цены по коммерческим сделкам в СКВ (свободно конвертируемой валюте) или другой валюте

· Цены по программам помощи

· Цены по клиринговым расчетам (безналичные, взаимозачет и др.)

Требования к мировой цене:

· По МЦ должны осуществляться крупные коммерческие операции

· Платежи в СКВ

На практику МЦ являются цена на главных международных рынках относительно конкретных товаров:

· По пушнине – цены Лондона;

· По алюминию – цены Канады;

· По каучуку – цены Сингапура

Факторы развития международной торговли:

· Развитие МРТ, интернационализация производства

· НТП (научно-технический прогресс), инновации

· Деятельность ТНК (транснациональных компаний)

· Либерализация торговли

· Развитие интеграционных процессов, создание экономических, таможенных союзов

· Регулирование со стороны ВТО

Виды мировой торговли: оптовая торговля, товарные биржи, фондовые биржи, ярмарки, аукционы, выставки-продажи и т.д.

Цели внешнеторговой политики:

· Обеспечение экономической безопасности

· Защита экономических интересов, отраслей национальной экономики

· Обеспечение условий для эффективной экономической интеграции

· Поддержание равновесия платежного баланса

· Продвижение товаров на мировой рынок

Государственное регулирование внешней торговли – система мер законодательного, исполнительного, контрольного характера, целью которой является стабилизация и приспособление внешнеэкономического комплекса страны к изменяющимся условиям мирового рынка и новым формам международного сотрудничества.

Принципы государственного регулирования:

· Обеспечение национальной безопасности

· Единство таможенной территории

· Приоритет экономических мер регулирования

· Обеспечение выполнения обязательств

· Принцип взаимности

· Принцип гарантии защиты прав и интересов

· Обоснованность и объективность мер

Государственное регулирование МТ может быть:

· Односторонним – инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования с ее торговыми партнерами.

· Двусторонним – согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами

· Многосторонним



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.042 с.)