Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 40 (Фискальная политика: цели, виды, инструменты. Дискреционная политика и встроенные стабилизаторы)
Фискальная политика представляет собой меры правительства по стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета. Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой. Целями фискальной политики как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются:
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки; налоги; трансферты. В зависимости от режима функционирования инструментов фискальной политики ее подразделяют на недискреционную и дискреционную политику. Недискреционную политику называют политикой «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются: прогрессивная система налогообложения, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. При этом, размеры поступлений и выплат автоматически изменяются в случае изменения ситуации в экономике. Дискреционная политика – это сознательное изменение налогов и правительственных расходов законодательной властью для обеспечения макроэкономической стабильности, достижения макроэкономических целей. Основными инструментами дискреционный фискальной политики являются:
В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика делится на:
Подобно частным инвестициям правительственные расходы и налоги обладают множительным, мультипликационным эффектом.
При изменении правительственных расходов получается цепочка вторичных, третичных и т.п. потребительских расходов (безработный, получив от государства пособие, купил хлеб у фермера, фермер купил сапоги и т.д.), которые влекут за собой увеличение национального продукта. Мультипликатор государственных расходов показывает прирост валового национального продукта (ВНП) в результате приращения государственных расходов на единицу. Чем выше значение мультипликатора государственных расходов, тем более мощным средством регулирования национальной экономики является дискреционная фискальная политика. Подобно государственным расходам, налоги также приводят к мультипликативному эффекту. Так, при проведении политики сдерживания увеличение налогов делает неизбежным уменьшение национального продукта. Но уменьшение потребления, совокупного спроса и ВНП произойдет на величину меньшую, чем увеличение налогов, поскольку налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению к предельной склонности к сбережению. А в соответствии с основным психологическим законом Кейнса, если увеличиваются налоги, то сокращается не столько потребление, сколько сбережение (отказ от сбережений). Таким образом, налоги оказывают менее сильное воздействие на совокупный спрос, чем государственные расходы.
Вопрос 41 (Кредитно-денежная политика: цели, и инструменты) Денежная политика — важнейший элемент современной макроэкономической политики и представляет собой совокупность мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения ряда общеэкономических целей (укрепление денежной единицы, стабилизация цен и темпов экономического роста и пр.). Денежно-кредитная политика — политика правительства и центрального банка страны, направленная на изменение денежного предложения (денежной массы) и процентных ставок. В рамках кредитно-денежной политики государство стремится оказать определенное, заранее рассчитанное воздействие на воспроизводственный процесс, используя в качестве передаточного механизма различные факторы денежной сферы.
Конечные цели денежно-кредитной политики: рост объема национального производства, полная занятость, стабильный уровень цен. Промежуточными целями денежно-кредитной политики является регулирование денежно-кредитной системы, а именно объема денежного предложения, процентных ставок, курса национальной валюты и других параметров. Конечные цели кредитно-денежной политики реализуются как итог экономической политики государства в целом. Промежуточные цели кредитно-денежной политики непосредственно относятся к деятельности центрального банка. Достижение основных целей денежно-кредитной политики осуществляется посредством общих и селективных инструментов. Общие инструменты кредитно-денежной политики влияют на рынок ссудных капиталов в целом. Селективные инструменты кредитно-денежной политики регулируют конкретные виды кредита или кредитование отдельных отраслей, крупных фирм и т. д. Общими инструментами регулирования выступают: 1. Учетная политика. Одна из функций центрального банка — предоставление ссуд коммерческим банкам. По этим ссудам взимаются процентные платежи по определенным ставкам. Ставка, по которой центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, называется учетной ставкой (если кредиты предоставляются в форме учета векселей) или ставкой рефинансирования (при других формах кредитования). При повышении учетной ставки коммерческие банки сокращают размеры заимствований у центрального банка, повышается величина процента по кредитам, выдаваемым коммерческими банками. Все это приводит к сокращению кредитования бизнеса и населения, уменьшению денежного предложения. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении. 2. Проведение операций на открытом рынке. В настоящее время основным инструментом регулирования денежного предложения в развитых странах являются операции на открытом рынке. Так, операции с ценными бумагами представляют собой основу регулирующей деятельности Федеральной резервной системы США. На эти сделки приходится примерно 4/3 годового оборота ФРС. Операции на открытом рынке — покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг. При продаже центральным банком государственных ценных бумаг сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, возможности для кредитования и создания новых денег. Денежное предложение сокращается, а процентная ставка (цена заемных денежных средств) повышается. При покупке центральным банком государственных ценных бумаг идет обратный процесс. 3. Установление норм, обязательных резервов коммерческих банков. Центральный банк изменяет объем денежного предложения путем регулирования избыточных резервов коммерческих банков. Резервы коммерческих банков — денежный капитал, конторы й может быть отдан в кредит. Обязательные резервы коммерческих банков — часть резервов, которую коммерческие банки должны хранить на специальных счетах центрального банка. От размеров избыточных резервов зависит способность коммерческих банков создавать деньги и увеличивать денежное предложение. Норма обязательных резервов — процент обязательных отчислений коммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются в зависимости от видов вкладов и размеров банка. Эти деньги не могут использоваться для проведения активных операций, и прежде всего кредитования. Обязательные резервы представляют собой минимальный размер резервов, которые должны иметь коммерческие банки. Они, во-первых, должны обеспечивать необходимый уровень ликвидности, наличия денежных ресурсов коммерческих банков для выполнения платежных обязательств, а во-вторых, являются инструментом центрального банка для регулирования объема денежной массы. Банки могут хранить и избыточные резервы, например для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Избыточные резервы коммерческих банков — резервы банка минус обязательные резервы. Чем выше устанавливает центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы.
Селективными методами регулирования являются: 1. Контроль по отдельным видам кредитов. Этот контроль часто применяется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, ипотечного кредита, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку. Здесь центральный банк может дать указание финансовым учреждениям делать специальные депозиты в центральный банк в случае увеличения названных видов кредита. 2. Регулирование риска и ликвидности банковских предприятий. Существует множество правительственных положений, регулирующих операционную деятельность банков. Основное внимание в этих положениях уделяется риску и ликвидности банковских операций. Риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка. 3. Предписываемая законом маржа. Фондовая биржа — необходимый институт рыночных экономических отношений. Фондовые биржи представляют собой рынки ценных бумаг компаний. Однако безудержная спекуляция на финансовом рынке доставляет экономике серьезные проблемы. Падение курса акций может привести к разорению как предприятий, так и частных лиц, что, в свою очередь, приведет к сокращению инвестиций и потребительского спроса и подтолкнет экономику к спаду. В качестве меры против излишней спекуляции на фондовой бирже используют предписываемую законом маржу. Маржа — минимальная пропорция стоимости покупаемых ценных бумаг, которая оплачивается из собственных средств покупателя. Например, при марже в 60 %, приобретая пакет ценных бумаг на сумму в 1 млн долл., покупатель должен своими деньгами заплатить 600 тыс. долл. и только 400 тыс. долл. могут составлять средства, полученные в кредит. Маржа повышается, когда желательно ограничить спекулятивную скупку акций, и понижается — для оживления рынка.
4. Увещевания. Руководящие кредитно-денежные институты могут «настоятельно рекомендовать» коммерческим банкам следовать определенной политике. Например, ограничить ежегодное расширение кредита, поскольку это может иметь негативные последствия для банковской системы и экономики в целом.
Вопрос 42 (Центральный банк и его основные функции) Центральный банк — главный регулирующий орган кредитной системы страны или группы стран. Основными учреждениями, предоставляющими кредит, являются банки. Банки — финансовые институты, которые аккумулируют и хранят денежные средства, предоставляют кредиты, осуществляют денежные переводы, а также другие операции на финансовых рынках. Совокупность взаимосвязанных банковских учреждений, функционирующих на территории страны, составляют банковскую систему. Банковская система — органичный и неотъемлемый элемент экономики. Это означает, что функционирование банков следует рассматривать в тесной связи со всеми процессами, происходящими в экономической жизни общества. В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая банковская система. Первый уровень составляет центральный банк и его учреждения. Исторически центральные банки возникли в результате централизации денежной эмиссии (выпуска банкнот) в надежных банках. Такие банки получили название эмиссионных. В конце XIX — начале XX в. в большинстве стран эмиссия бумажных денег была сосредоточена в одном банке, который назывался центральным эмиссионным, а затем просто центральным банком. Он занимает является, как правило, государственным учреждением. В качестве банкира правительства центральный банк выступает его кассиром и кредитором, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. Центральный банк, как правило, осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, с которого покрываются правительственные расходы.
Функции центрального банка сводятся к следующему: • эмиссия денег. Это одна из наиболее важных функций. Хотя в современных условиях наличные деньги менее важны, чем безналичные, банкнотная эмиссия центрального банка сохраняет свое значение, так как наличные деньги по-прежнему необходимы для значительной части платежей; • хранение золотовалютного резерва страны; • предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов; • аккумулирование и хранение кассовых резервов коммерческих банков. Каждый банк обязан хранить на резервном счете в центральном банке сумму в определенной пропорции к размеру вкладов; • кредитование коммерческих банков. Здесь можно провести такие аналогии. Если фирмы, организации и частные лица кредитуются коммерческими банками, то для центрального банка клиентами являются банки коммерческие; • регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений. Центральный банк обладает правом выдачи и отзыва лицензий коммерческих банков; • денежно-кредитное регулирование (совместно с правительством).
Вопрос 43 (Коммерческие банки их функции и основные операции) Коммерческий банк — кредитной учреждение, операции которого направлены на аккумуляцию денежных средств, на последующее их размещение на денежном рынке, а также выполнение поручений клиентов. Коммерческие банки — среднее звено кредитно-финансовой пирамиды. Они представляют собой своеобразные супермаркеты по торговле кредитами. Чтобы торговать кредитами нужно сначала собрать временно свободные денежные средства. К основными функциям коммерческих банков относятся:
§ играют ключевую роль в коммерческом обороте товаров и услуг. Они предоставляют возможность участникам хозяйственной деятельности осуществлять расчеты, используя инфраструктуру банковской системы и платежные инструменты; § являются финансовыми посредниками, обеспечивающими процесс «сбережения — инвестиции»; § являются главным источником ликвидности экономики, позволяя покупателям и продавцам осуществлять свою деятельность на непрерывной основе.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.016 с.) |