Термин “э” был впервые уп. Нем. Уч. Э. Геккелем в 1866 году (oicos - дом, местообитание). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Термин “э” был впервые уп. Нем. Уч. Э. Геккелем в 1866 году (oicos - дом, местообитание).



Введение в общую экологию.

До сер. ХХ века слово “э” было мало кому известно, кроме учёных-биол., причём э. считалась обычно разделом биол.- зоол. и ботан., посвящ. иссл. взаимоотн. живых орган. друг с другом и с неживой прир., как средой их обитания. В дальнейшем э. постеп. начала выходить за рамки класс. Биол. и вкл. в себя элем. многих других наук. Однако лишь во второй пол. ХХ века люди начали понимать истин. роль э. для челов. Общ., для здор., жизни и благосост. каждого чел. Э. идеи всё больше овлад. умами уч., полит., гос. деят. и просто граждан разл. стран.В рез. так наз. “демогр. взрыва” (ДЗ) в ХХ веке нас. нашей планеты за сто лет выросло в 4 раза (от 1,5 до 6 млрд. чел., несмотря на войны, голод и эпидемии). Взр. рост народонас. сопров. раст. загр. прир. среды (ПС), истощ. живых и неживых прир. рес. (ПР), и эти проблемы выдв. на пер. план дальн. разв. чел. общ., наряду с пробл.полит., экономии. и соц., а в рег. э. кат. стали самыми гл. пробл. жизни людей.

В нашей стране э. наука, так же как ген. или киб., по идеол. прич. долгое вр. Отст. от её разв. в других странах, хотя именно в России нашим крупным учёным акад. В.И. Вернадским были разраб. основы учения о биосфере и ноосфере Земли, а акад. С.И.Вавиловым впервые вып. ориг. иссл. в обл. ген.. В первые послевоенные годы в акад. биол. науке СССР новые напр. разв. науки долгое вр. подавл. псевдоак. Т.Д.Лысенко, возгл. биол. в АН, а прогресс. учёные пресл. власт..

Лишь в 60-е годы и у нас в стране биол. продолж. разв. в русле мир. науки. В посл. десятил. в связи с надвиг. Э. криз. у общ. возникла потребн. в шир. разв. э.о образ., формир. Э. ментал. у нас., полит. и рук. всех ур., в подг. высоко квал. спец. - э, кот. и в мире, и в нашей стране явно недост.

Термин “э” был впервые уп. нем. уч. Э. Геккелем в 1866 году (oicos - дом, местообитание).

Чаще всего э, как науке в шир. поним., дают след. опр.:

“Э - это наука, из. взаимоотн. живых орг., вкл. чел., меж. собой и с окр. средой.”(ОС).

В совр. пон. Э. шире, чем обыч. наука, это важн. аспект жизни людей и сост. чел. общ.. Экология тесно связана со многими науками и напр. чел. деят. Биол. (зоол. и бот.),пал., ген., геогр., геол.,океанол.,климатол.,физ.,хим., мат., арх., юрис.,экон. и пол.. Что касс. биол. и ген., то э. изуч. организмен. и надорганизм. формы сущ. живой мат.: гены(1)-клетки(2)-ткани(3)-органы(4)-организмы(5)-популяции(6)-сообщества (7)-биосфера(8) - от пятого до восьмого уровня.

Э. подразд. на отд. разд. по след. принц.:

По уровням орг. био- и экос-м.

-аутэ.- демэ.;-синэ..

2. По группам живых орг..

-э. животных;-э. растений;

-э.грибов;-э. микроорганизмов.

3. По осн. геосферам (э.ги дросф., литосф., почв, атмосф., глоб. Э.);

4. По основным местообитаниям, или биотопам ( экология тундр и арктических пустынь, лесов, степей, пустынь, гор, островов, ландшафтная экология);

5. По отношению к человеку и его деятельности (социальная экология).

5.1. Экология антропогенного загрязнения природной среды.

Экология радиационного загрязнения.

Экология химического загрязнения.

Экология биологического загрязнения.

5.2. Экология человека.

Экология и медицина.

Экология и культура.

Экология и право.

5.2.4. Экология и образование.

Экология и политика.

Экология мегаполисов и городов.

Экология и экономика.

5.3. Экология и природные ресурсы.

Экология и живые, в том числе пищевые ресурсы.

Экология и минеральные ресурсы.

Экология и энергетические ресурсы.

Можно с уверенностью сказать, что в последние десятилетия особое значение придаётся тем проблемам экологии, которые связаны с человеком и его деятельностью на планете (социальной экологии). Этих проблем много, но можно выделить три основные. Первая - это проблема “демографического взрыва”, вторая - загрязнение окружающей среды и третья - проблема истощения природных ресурсов в результате антропогенных причин.

Понятие о социальной экологии.

Важным разделом экологии является социальная экология. Предметом изучения в социальной экологии (социоэкологии) являются проблемы взаимоотношений человеческого общества и окружающей среды.

Во второй половине 20 века в связи с развитием демографического взрыва на планете, урбанизацией и техгогенизацией планеты появилась насущная необходимость в развитии новой отрасли экологии – социоэкологии.

Началом социальной экологии можно считать первые доклады римскому клубу в 1972 -1974 гг, в том числе доклад “Имитационные математические методы” (проф. Д.Форстера, Массачусетский Технологический Институт, США). Его книга “Мировая динамика” была первой попыткой прогноза многокомпонентных глобальных процессов.

В этой научной работе впервые были учтены экологические составляющие: конечный характер минеральных ресурсов и ограниченные возможности среды поглощать и нейтрализовать отходы человеческой деятельности. Учёт экологических факторов сделал прогноз из оптимистического пессимистическим. В докладе впервые была спрогнозирована неизбежность нисходящей линии развития человеческого общества к концу 1 трети 21 века. Выводы Форстера были подтверждены выводами проф. Медоуза («Пределы роста», 1972 г), Месаровича и Пестеля («Человечество у поворотного пункта»,1974 г). Впервые в науке была поставлена проблема возможности близкого конца цивилизации. Возникла потребность в науке, которая могла бы тщательно проанализировать и разрешить эту проблему. Этой наукой и стала социальная экология.

Социальная экология - область знания, являющаяся дальнейшим развитием общей экологии. Преддверием социальной экологии были работы чикагской школы социологов в 20-х гг ХХ-го века, когда возникла необходимость учёта специфики воздействия урбанизированной среды на жизнь и поведение людей. В настоящее время основной задачей социоэкологии является изучение взаимодействия общества с глобальной природной средой во всём многообразии её антропогенных преобразований, чтобы разработать теорию совместимости общества с природной средой его существования.

Связи социальной экологии с другими науками показаны в таблице 1:

Таблица 1. Связи социальной экологии с другими науками.

Наука Связанный с различными науками аспект социальной экологии
Биология Общая экология
Медицина Экология человека
Химия Биогеохимия
Технические науки Экотехника и экотехнология
Юриспруденция Экологическре право
Геология Инженерная экология
География Геоэкология
Экономика Экономика природопользования, устойчивое развитие
Социология Устойчивое развитие

В ХХ веке в эволюции биосферы начался техногенный этап, всё более переходящий в непримиримое противоречие с её естественным развитием как системы, обладающей свойством жизнеобеспечения населяющих её организмов.

Вся история развития технической цивилизации представляет собой последовательное преодоление человеком естественных ограничений с помощью всё более совершенных технических средств, переходя от использования одних веществ к другим, от использования одного вида энергии к другим, одного вида носителей информации к другим. При этом естественным ограничением являются возможности биосферы.

Важнейшими и глобальными последствиями развития технической цивилизации (то есть развития техносферы, как части биосферы) явились:

1) процесс урбанизации;

2) процесс загрязнения и изменения биосферы в результате комплексных воздействий на неё (химической и физической природы) развивающейся технической цивилизации, процесс деградации ландшафтов и водоёмов;

3)процесс истощения живых и минеральных природных ресурсов;

4) процесс изменения состава и свойств биосферы в неблагоприятную для человека и всей живой природы сторону;

5) процесс деградации человека, как вида Homo sapiens;

История экологии.

Уже в глуб. Древн. Перв. Чел., вёл э. набл. за прир., анал.их и исп. Рез. на практ. - при рыбол., охоте или земл.Первые попытки обобщить эти набл. сделал греч.ант. фил. Аристотель (384-322 гг до н.э.),кот. описал образ жизни и поведение св. 500 видов. жив. и издал книгу “Ист. животных”. Ученик Арист. Греч..бот. Теофраст Эрезийский (371-280 гг до н.э.) изучал взаимосв. Раст. мира с ОС. Плиний Старший (23-79 гг н.э.) изучал стр. и жизнь орг. и написал книгу “Ест. Ист.”. В ср. века в связи с госп. Богосл. Инт. к э. ослаб. и лишь в эпоху Возр.я и Вел. Геогр. Откр. к ней возобн. Инт.. Бот.-э. А.Цезальпин (1590-1603),Д.Рей (1623-1705), Ж.Турнефор (1656-1708) продолж. Изуч. жизни раст. и их связей со ср. обит., а англ. Физ. Роберт Бойль (1627-1691) поставил первый э. экспер. - изучал вл. низкого атм.давл.на разл. Жив.. На третьем этапе разв. э. - в ХV111-Х1Х веках, кот. можно. назвать эпохой разв. биоэк. и эвол. жизни, впервые была поставл. Пробл. Вл. внешних усл.на строение жив.в трудах франц. Уч. Ж.Бюффона (1707-1788),кот. Доп. Превр. одного вида в другой под вл. Изм. Усл.. Крупный швед.уч., зоолог-сист. Карл Линней (1707-1778) изучал взаимоотн. живой и неж.прир., как и Ж.Бюффон он придавал ведущее знач. Клим. факторам. В ХV111 веке в России организ. много путеш. по её неизвед. краям. В трудах С.П.Крашенинникова, И.И.Лепехина, П.С.Палласа и др. рус. Натур. и пут. в приводятся рез. важных набл., оказ. Вл. на дальн.разв. э.. Фр. биолог Ж.Б.Ламарк (1744-1829) был авт. Перв. Эвол. учения. в кот. полагал, что гл.фактором эвол. Явл. Вл.измен. внешних факторов и структурные и биолог. Адапт. к ним жив. Орг..

Фр. зоолог Ж.Кювье (1769-1832) в. впервые сформ.“теорию катастроф”,в кот.й пытался док., что в рез. Кратковр.катастроф на участке пов. Земли погибал весь жив. и раст. мир, после чего он засел. Сов. Др. раст. и жив.

Проф.р Моск.Унив. К.Ф. Рулье (1814-1858) развер. Шир. Сист. э. иссл. жив. и пропаганд. Необх. Глуб. Изуч. не только строения их тела, но и биол. и обр. жизни. Нем. Уч. Ю. Либих (1803-1873). сформул. так наз. “закон мин.”, суть кот. - в домин. Вл. на жив. и раст. какого-либо одного лимит. фактора абиот. среды. Ученик К.Ф. Рулье Н.А. Северцов (1827-1885) был первым в России глубоким иссл.э.сост.жив. мира отд. региона – Ворон. Губ. Бол. роль в разв. э. сыграли тр. Велик.англ.уч. – естествоисп.Ч. Дарвина (1809-1882) – основ.учения об эвол. Орган.мира. Осн.идеи Дарвин. - это вариаб. особей одного и того же вида, частичная наслед. Приобр. признаков, борьба за сущ. и ест. отбор среди особей внутри вида. Осн. научная раб. Ч.Дарвина – кн. “Происх. видов”,кот. вышла в 1859 г. Нем. Уч.-биолог Э. Геккель (1834-1919) в 1866 г впервые употр. в науч.лит. термин “э”,кот.прижился не сразу и первон. Обозн. лишь один из разд. Биол., иссл. связь живого мира с неж. Прир., и получил всеобщее призн. лишь в конце Х1Х века. Лишь к нач. ХХ века э. сформ. как самост. наука. На 3 бот. Конгр. в Брюсселе в 1910 году э. раст. Офиц. Разд. на э. орг. (аутэкологию) и э. сообщ. (синэкологию), это деление распр. и на э. жив.. В 1913 году появились первые крупные э. сводки: Ч.Адамса (по эю жив.), В.Шелфорда (о сообщ.наземных жив.) и С.А.Зернова (по гидроб.).В 1913-1920 гг были орган. первые э.науч. общ.,основаны журналы, э. начали преподавать в универ. К 30-м годам после многоч. Исс. и дискус. Выкрист. Осн. Теор. Представл.в обл. важного раздела э. - биоценологии:о границах и структуре биоценозов, степени уст. и возм. саморег. Э-систем.

Б. вклад в разв. э. внесли кр. учёные - ботаники:К.А.Тимирязев (1843-1920),В.В.Докучаев (1846-1903),Ф. Клементс (1874-1945),а также ботаники и географы В.Н.Сукачёв (1880-1967),Г.Ф.Морозов (1867-1920),созд. новую отрасль науки - геоботанику, и многие другие. Ос. место в ист. э. зан. имя крупн. Рус. Уч. ХХ века В.И.Вернадского (1863-1945),кот. создал учение о биосфере и ноосфере.

После доклада кр. Рос. учёного Л.С.Берга (1876-1950) под названием “Предмет и задачи географии” на биогеограф.комис. Рус. Геогр. Общ. в 1913 г оформ. ещё одна отрасль науки – ландшафтовед., кот., в свою оч.ь, спос.станов. таких отр. наук, как ботан.геогр. и зоогеография.

В 1927 г выходит книга англ. Уч. Ч. Элтона - “Э. жив.”, в кот. впервые. с отд. организма на популяцию, как самост. Биолог. единицу, кот. положила нач. ещё одному разделу э. – демэк., или поп.э.. В 30-е и послед. годы ХХ века наиб. вним. Э. стали уделять разраб. Теорет. основ биол. Продукт. (Г. Одум и Ю. Одум, Р. Маргалеф, Г. Винберг, Р. Линдеман и другие),а также биогеогр. (Л.С.Берг, Л.А.Зенкевич, Л. Краузе, Н.Н.Дроздов, А.И.Толмачёв и многие другие). До 1935 года в науч. Лит. было опубл. много анал.работ в обл.взаимоотн. с вн. средой, а также по теории дин.поп. (Вольтерра, Лотка, Пренам, Элтон). После втор. Мир. войны понимание челов. Послед. Дем. взрыва и войн - повсеместного загр. ПС и обедн. ПР нашей планеты привело к разв. новых важн. Разд. Э.,первый из кот. Всест. Иссл. влияние антроп. и прир. загр. ПС вред. для неё и для чел. Вещ., созд. Сист. монит. Загр. ОС. и разраб. Сист. норм и лимитов загр., а второй разраб. Теор. Осн. Рацион. Исп. ПР планеты. На Стокг. Конф. по пробл. ОС в 1972 году была принята Прогр. ООН по ОС (ЮНЕП),осн. целью кот. была “охр.и улучш. ОС в инт. Нын. и буд. Покол.” Штаб-квартира ЮНЕП распол. в столице Кении - Найроби. В 1987 году Всем. Ком. ООН по ОС и разв. впервые поставила вопрос о необх. поиска новой модели разв.цивил.. В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро сост. Конф. ООН по ОС и развитию с уч. Предст.179 стран мира. Конф. показала, что мир. Разв. должной идти по иному пути и перестать столь активно разрушать ПС. В 1993 г Минист. охраны ОС и ПР РФ был подгот. и принят Прав. РФ “Нац. план действий по реал. Реш.Конф. ООН по ОС и разв.”. В 1993 г в РФ прин. “Закон РФ об охр. ОС», Прав. Утв. “Полож. о гос.э. эксперт.”, прини. Постан.“О созд. единой гос.сист. э. мониторинга”,начата разр. Гос. Прогр. “Э. безоп. РФ”. В посл. годы во всём мире и в РФ ввод. Сист. всеобщ. Э. образ.. во всех типах уч. Зав.

Введение в общую экологию.

До сер. ХХ века слово “э” было мало кому известно, кроме учёных-биол., причём э. считалась обычно разделом биол.- зоол. и ботан., посвящ. иссл. взаимоотн. живых орган. друг с другом и с неживой прир., как средой их обитания. В дальнейшем э. постеп. начала выходить за рамки класс. Биол. и вкл. в себя элем. многих других наук. Однако лишь во второй пол. ХХ века люди начали понимать истин. роль э. для челов. Общ., для здор., жизни и благосост. каждого чел. Э. идеи всё больше овлад. умами уч., полит., гос. деят. и просто граждан разл. стран.В рез. так наз. “демогр. взрыва” (ДЗ) в ХХ веке нас. нашей планеты за сто лет выросло в 4 раза (от 1,5 до 6 млрд. чел., несмотря на войны, голод и эпидемии). Взр. рост народонас. сопров. раст. загр. прир. среды (ПС), истощ. живых и неживых прир. рес. (ПР), и эти проблемы выдв. на пер. план дальн. разв. чел. общ., наряду с пробл.полит., экономии. и соц., а в рег. э. кат. стали самыми гл. пробл. жизни людей.

В нашей стране э. наука, так же как ген. или киб., по идеол. прич. долгое вр. Отст. от её разв. в других странах, хотя именно в России нашим крупным учёным акад. В.И. Вернадским были разраб. основы учения о биосфере и ноосфере Земли, а акад. С.И.Вавиловым впервые вып. ориг. иссл. в обл. ген.. В первые послевоенные годы в акад. биол. науке СССР новые напр. разв. науки долгое вр. подавл. псевдоак. Т.Д.Лысенко, возгл. биол. в АН, а прогресс. учёные пресл. власт..

Лишь в 60-е годы и у нас в стране биол. продолж. разв. в русле мир. науки. В посл. десятил. в связи с надвиг. Э. криз. у общ. возникла потребн. в шир. разв. э.о образ., формир. Э. ментал. у нас., полит. и рук. всех ур., в подг. высоко квал. спец. - э, кот. и в мире, и в нашей стране явно недост.

Термин “э” был впервые уп. нем. уч. Э. Геккелем в 1866 году (oicos - дом, местообитание).

Чаще всего э, как науке в шир. поним., дают след. опр.:

“Э - это наука, из. взаимоотн. живых орг., вкл. чел., меж. собой и с окр. средой.”(ОС).

В совр. пон. Э. шире, чем обыч. наука, это важн. аспект жизни людей и сост. чел. общ.. Экология тесно связана со многими науками и напр. чел. деят. Биол. (зоол. и бот.),пал., ген., геогр., геол.,океанол.,климатол.,физ.,хим., мат., арх., юрис.,экон. и пол.. Что касс. биол. и ген., то э. изуч. организмен. и надорганизм. формы сущ. живой мат.: гены(1)-клетки(2)-ткани(3)-органы(4)-организмы(5)-популяции(6)-сообщества (7)-биосфера(8) - от пятого до восьмого уровня.

Э. подразд. на отд. разд. по след. принц.:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.028 с.)