Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экологически обусловленные нарушения в здоровье детей
Многообразный экопатогенный риск определяет и многовариантные нарушения в состоянии здоровья детей. Такие нарушения подтверждены эпидемиологическими исследованиями распространенности экопатологических эффектов на территориях разного экологического риска. В экологически неблагополучных населенных пунктах в результате хронического влияния комплекса загрязнителей разной природы более часто регистрируют экологически спровоцированные нарушения здоровья детей: • снижение уровня, нарушение гармоничности физического и нервно-психического развития; • предболезненные (донозологические) симптомы повреждения различных органов и систем; • повышенный уровень общей и впервые выявленной заболеваемости; • увеличение числа хронических заболеваний; • появление длительно, тяжело и атипично протекающих заболеваний, с трудом поддающихся лечению традиционными методами; • увеличение числа злокачественных новообразований; • рост числа младенцев с врожденными пороками развития, а также детей с морфогенетическими стигмами эмбриогенеза; • массовое появление «необычных заболеваний», а также «омоложение» болезней, более типичных для взрослого населения (язвы желудка, гипертонии, ишемической болезни сердца, сахарного диабета и др.); • увеличение числа инвалидов детства, а также прогрессирование процесса инвалидизации детей в результате хронической патологии и травм. Распространенность перечисленных экологически обусловленных нарушений здоровья детей колеблется в широком диапазоне, что обусловлено количественными и качественными региональными особенностями антропогенного загрязнения объектов биосферы, природно-климатических и геохимических характеристик территорий; многопричинностью нарушений состояния здоровья, их биологической и социальной обусловленностью; качеством лечебно-профилактического обеспечения конкретного населенного пункта, в частности уровнем диагностических и лечебно-оздоровительных технологий. Низкая выявляемость в педиатрической практике экопатогенных эффектов, которые имеют место на заведомо неблагополучных территориях, объясняется трудностями их диагностики у отдельного ребенка, а также недостаточной осведомленностью врачей по вопросам медицинской экологии.
Более подробную информацию о состоянии здоровья детей дают их выборочные углубленные осмотры, особенно если при этом проводятся адекватные инструментально-лабораторные исследования. Не менее важны для выявления экопатогенных нарушений в состоянии здоровья специальные исследования качества природной среды, определение приходящихся на конкретную микротерриторию постоянного пребывания детей суммарных и реальных экологических нагрузок, а также количественные характеристики экологического риска территории. Неспецифические экопатогенные эффекты, вызываемые со-четанным влиянием многочисленных загрязнителей разной природы, определяются качеством поллютантов, продолжительностью их воздействия, а также возрастной и индивидуальной чувствительностью организма. Разрабатываемая в педиатрии и гигиене концепция нелинейной модели допорогового воздействия поллютантов на растущий организм не снимает проблемы детального изучения уровня загрязнения территории, выявления приоритетных загрязнителей в связи с особенностями механизмов их действия на организм. В то же время признание патогенного эффекта низких концентраций (доз) ксенобиотиков не только расширяет изучение процессов повреждения органов и тканей, но и стимулирует разработку адекватных эндоэкологических методов восстановления поврежденных структур и функций растущего организма. Анатомо-физиологические особенности детей, повышающие их чувствительность к загрязнению природной среды. Развитие человеческого организма (онтогенез) — это непрерывный процесс, условно делимый на этапы созревания, зрелого возраста и старения. Начальный этап онтогенеза, в течение которого новорожденный превращается во взрослого человека, характеризуется интенсивно протекающими процессами роста и развития. Рост — это увеличение продольных, поперечных и объемных размеров тела человека и отдельных его частей. Развитие — постепенное усложнение морфологического строения, а также функций органов и тканей, их приближение к таковым у взрослого человека.
Третий компонент онтогенеза — формообразование, т.е. изменение строения тела и отдельных его частей. В результате сложного взаимодействия описанных процессов роста и созревания ребенок из относительно большеголового, коротконогого, длиннотуловищного превращается в малоголового, длинноногого и короткотуловищного. В ходе онтогенеза рост и формообразование — преимущественно количественные характеристики, а структурно-функциональная перестройка — качественный показатель. Обмен веществ у детей отличается значительно большей интенсивностью по сравнению со взрослыми. Если основной обмен у взрослого составляет 23 ккал/кг массы тела в сутки, то у новорожденного — 38...42 ккал/кг, а к 1,5 годам он достигает 55... 60 ккал/кг. С возрастом обмен веществ постепенно снижается и приближается к показателям взрослого человека. У детей преобладают процессы ассимиляции, т.е. процессы созидания, образования новых тканей, функционального совершенствования органов и систем. Ведущую пластическую функцию в организме выполняют белки, в связи с чем в период интенсивного роста и развития у детей отмечается положительный баланс азота — количество поступающего с пищей азота превышает общее количество азота, выводимого из организма. В разные возрастные периоды интенсивность роста и дифференцирования органов и тканей неодинаковы. В периоды усиленного роста организма обычно наблюдается некоторое замедление процессов структурного дифференцирования, и наоборот. Неравномерность развития в ходе онтогенеза наглядно отражают погодовые прибавки длины, массы тела и многие другие параметры. Как важнейшую закономерность следует рассматривать неодновременность (гетерохронность) роста и созревания отдельных органов и систем. В перечне медленно созревающих систем следует отметить нервную, гормональную и иммунную системы, играющие ведущую роль в нервно-гуморальной регуляции (табл. 4.1).
Экозависимые нарушения роста и развития. Экопатогенное влияние на соматометрические показатели физического развития детей может реализоваться по типу маркеров «акцелерации» и «ретардации». Акцелерационный эффект проявляется увеличением доли детей с повышенными и высокими показателями длины и массы тела относительно возрастно-половых нормативов развития, с дисгармоничностью развития в связи с избыточным жироотложением, что можно рассматривать как разновидность эндокринопатий. Ретардационные эффекты ростовых процессов заключаются в увеличении доли детей с задержками физического развития, низкими показателями длины тела, дефицитом массы тела, нарушениями остеогенеза и пр. Специалисты считают эти явления результатом сильного экологического прессинга. Возрастание числа детей с полярными вариантами развития имеет эколого-социальную обусловленность, как и подавляющее число экопатогенных эффектов. Морфологическое и особенно функциональное формирование нервной системы детей в течение всего начального этапа онтогенеза, активная постнатальная миелинизация нервных волокон, высокая проницаемость гематоэнцефалического барьера обусловливают высокую чувствительность растущего организма к нейротропным воздействиям окружающей среды. Психоневрологические и нейроциркуляторные нарушения у детей возникают под влиянием многочисленных поллютантов.
Глобальное загрязнение природной среды свинцом рассматривается как одна из причин снижения интеллектуального потенциала человеческого общества. Клинико-лабораторными исследованиями установлены причинно-следственные связи между загрязнением свинцом объектов биосферы, организма детей и нарушениями их нервно-психического здоровья, к которым относятся атаксия, свинцовая энцефалопатия, церебрастения, психические расстройства и пр. Международно признанным «уровнем обеспокоенности» в отношении возможности задержки психического развития принята концентрация свинца в крови детей свыше 10 мкг/дл. Выраженное нейротропное действие на организм оказывает ртуть, что проявляется в виде астеновегетативного синдрома, психических нарушений. Отравление органическими соединениями ртути (болезнь Минамата) приводит к развитию энцефалопатии, мозжечковой атаксии, нарушению зрения и слуха. Задержки физического и психического развития детей вплоть до кретинизма могут быть обусловлены дефицитом йода на геоаномальных природных территориях. Предотвращение нарушений нервно-психического развития детей от экотоксикантов — задача государственной важности, она реализуется на основе специально разрабатываемых федеральных программ. Помимо нарушений физического и психического развития у детей наблюдаются донозологические (предболезненные) симптомы и синдромы — обширный перечень признаков нарушения здоровья, которые трудно свести к специфическому воздействию конкретных поллютантов. Многочисленные неспецифические проявления «нездоровья» у детей, возникающие более часто на территориях высокого экологического риска, по определению академика Ю. Е. Вельтищева, следует рассматривать как синдромы экологической дезадаптации и интоксикации: • синдром бронхиальной гиперреактивности — неспецифические реакции дыхательных путей на разного рода загрязнители (взвешенные вещества, сажа, оксиды азота, сера, углерод, асбест, формальдегид и пр.); • вторичные иммунодефицита, парааллергии; • синдром раздраженного кишечника. Выявляемые у детей отклонения в состоянии здоровья — это чаще всего обратимые пограничные состояния, хотя у некоторых из них в силу индивидуальной гиперчувствительности к загрязнителям и наличия других факторов риска формируются хронические заболевания.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.012 с.) |