Целевая ориентация управленческих решений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Целевая ориентация управленческих решений



1. Характеристика методов целеполагания.

2. Управление по целям.

1. Характеристика методов целеполагания

В настоящее время практически любой планово-управленческий документ содержит в одном из своих начальных разделов как минимум простой словесный перечень целей, для построения которых используются специальные методы и подходы. Различают следующие методы целеполагания:

1. Логическая структуризация целей, при осуществлении которой на каждом уровне структуризации используются заранее выбранные принципы;

2. Метод парных сравнений, основанный на применении отношения «целое – частное»;

3. Структуризация целей на основе контент-анализа формулировок целей, встречающихся в различных планово-управленческих документах и стандартах по управлению;

4. Совместное применение первого и второго методов.

Метод структуризации предназначен для построения «дерева целей» (графа целей) при установлении полного набора элементов (целей, подцелей, мероприятий и т.д.) на каждом уровне мероприятий и взаимосвязи между ними с последующим определением коэффициентов относительной важности (приоритетов) отдельных элементов «дерева целей». Использование этого метода включает два последовательных этапа: построение «дерева взаимосвязей» и определений коэффициентов относительной важности его элементов.

Можно сформулировать следующие правила построения «дерева взаимосвязей»:

Ø Соподчиненность, т. е. элементы нижнего уровня подчиняются элементам более высокого уровня, вытекают из них, обеспечивают их реализацию;

Ø Сопоставимость, т. е. на каждом уровне дерева взаимосвязей рассматриваются элементы, сопоставимые по своему масштабу и значимости и полученные в результате детализации по одному принципу;

Ø Полнота, т. е. «дерево взаимосвязей» на каждом уровне включает без пропусков все элементы;

Ø Определенность, т. е. формулировка целей и других элементов «дерева взаимосвязей» позволяет оценить степень их достижения в количественной или порядковой форме («больше - меньше», «лучше - хуже»);

Ø Возможность внесения корректировок в «дерево взаимосвязей», как при изменении самих целей, так и при изменении возможностей их реализации.

В зависимости от того, детализует ли каждый рассматриваемый элемент один или несколько элементов более высокого уровня, выделяют два типа дерева взаимосвязей: прямые и смешанные.

Критерии определения коэффициентов относительной важности можно разделить на две группы:

1. Оценка элементов данного уровня по их вкладу в достижение целей элемента более высокого уровня, который они детализируют. При использовании этих критериев должен быть получен ответ на вопрос о том, насколько осуществление данного элемента важно для достижения цели элемента более высокого уровня.

2. Оценка элементов данного уровня с точки зрения возможности их реализации вне связи с вкладом в достижение целей элементов более высокого уровня. Сюда относятся ресурсные критерии и критерии условий реализации.

Суть метода парных сравнений рассмотрим на следующем примере. Вначале определим следующий неупорядоченный перечень целей:

1. Удовлетворение культурных потребностей.

2. Удовлетворение потребностей в образовании.

3. Удовлетворение потребностей в одежде и обуви.

4. Повышение социального благосостояния.

5. Удовлетворение потребностей в здравоохранении и социальной обеспеченности.

6. Удовлетворение потребностей в жилье.

7. Удовлетворение потребностей в предметах домашнего обихода и коммунальных услугах.

8. Повышение благосостояния жителей региона.

9. Удовлетворение потребностей в питании.

10. Повышение материального благосостояния.

Стрелки выходят из элементов, являющихся более общими, и направлены в сторону частных элементов (рис. 4.1). Там, где можно попасть из одного элемента в другой и прямым путем, и через другой элемент, пути исключаются из рассмотрения. На основе оставшихся взаимосвязей строится дерево целей (рис. 4.2).

Рисунок 4.1 - Использование метода парных сравнений при построении «дерева целей»

Применение контент-анализа дает возможность сформулировать первоначальный вариант каталога целей, который после его дополнения может служить базой для построения дерева целей на основе других методов целеполагания. Метод характеризуется большим объемом работ по составлению каталогов элементов дерева целей. С учетом динамичности процессов управления при изучении задач и целей управленческой деятельности этот метод используется редко.

Суть четвертого метода заключается в определении системными аналитиками структуры дерева целей, принципов структуризации для отдельных его уровней. Они структуризируют наиболее сложные в логическом и содержательном смыслах фрагменты дерева целей и применяют метод логико-смыслового моделирования для отдельных «ветвей» дерева целей, обладающих достаточной четкостью и определенностью.

Рисунок 4.2 - Дерево целей

2. Управление по целям

Целевой подход, структуризация целей по организационному принципу (в соответствии с организационной структурой управления) могут использоваться для распределения плановых задач по исполнителям и контролировать их исполнение.

В основу построения дерева целей в данном случае кладется организационная структура управления. Так общая (генеральная) цель, стоящая перед организацией на первом уровне структуризации, детализируется на подцели, стоящие перед направлениями деятельности, возглавляемые заместителями руководителя организации. Эти цели, в свою очередь, структуризируются на подцели для отдельных подразделений, входящих в состав этих направлений деятельности. На последних уровнях структуризации цели ставятся перед отдельными сотрудниками отдельных структурных звеньев организации.

Данный подход применяется для определения целей и направлений деятельности для сотрудников, работа которых плохо поддается нормированию. Вряд ли целесообразно его использовать, например, для рабочих, выполняющих стандартные производственные операции.

Таким образом, по мере перемещения вниз по уровням иерархии, цели конкретизируются для отдельных производственных подразделений и звеньев аппарата управления. При этом необходимо добиваться того, чтобы коллектив каждого подразделения четко знал общие цели и свою роль в их достижении. Следует подчеркнуть особую важность сочетания обоих, указанных выше элементов – знание общих целей и своей роли в их достижении.

Руководство должно регулярно задавать ведущим сотрудникам и требует от них, чтобы они, в свою очередь, задавали и своим сотрудникам несколько элементарных вопросов: «Какие задачи вы ставите себе на ближайшие три месяца? Каковы ваши планы, приоритеты, надежды? Что вы намерены предпринять для их осуществления?».

На первый взгляд такая практика выглядит, просто, как примитивный способ обязать служащих представлять своему руководителю отчеты о своей работе. Разумеется, сюда включается и такого рода отчетность, но здесь подразумевается гораздо больше, так как система квартальных отчетов заставляет служащих отчитываться и перед собой. Оно не только вынуждает каждого менеджера обдумывать собственные цели, вытекающие из целей более высокого уровня управления, но и служить также способом планирования работы подчиненных.

Регулярно, раз в три месяца, каждый менеджер садится за стол рядом со своим непосредственным начальником, чтобы обсудить итоги сделанного и наметить цели на следующий квартал. Если у него с начальником достигнуто полное согласие относительно намеченных целей, менеджер оформляет их в виде письменного документа, который начальник визирует своей подписью.

Твердый порядок письменного изложения какой-либо идеи – это первый шаг к ее претворению в жизнь. В разговоре можно, часто даже не отдавая себе в этом отчета, высказывать всякого рода нечеткие идеи. Когда же вы излагаете свои мысли на бумаге, происходит часто такое, что побуждает вас вникнуть в конкретные детали. При этом гораздо труднее ввести в заблуждение самого себя или кого-либо другого.

Другое преимущество управления по целям, особенно в крупных компаниях, заключается в том, что оно создает ситуацию, при которой люди всегда на виду. Таким образом, хорошие работники не остаются незамеченными и, что столь же важно, плохим работникам не удается спрятаться за спину других.

Наконец, и это может быть самое существенное, система квартальных отчетов порождает диалог между менеджером и его начальником. Если менеджер и его руководитель не очень ладят друг с другом, им, по крайней мере, четыре раза в году приходится совместно решать, что им предстоит сделать в ближайшие месяцы. Обычно это приводит к улучшению между ними деловых отношений. В ходе беседы, каков бы ни был ее характер, роль руководителя может меняться. Он может стать не столько сугубо начальственным лицом, сколько советником и старшим сослуживцем.

Данная система квартальных отчетов успешно действует и тогда, когда сотрудник со своим делом не справляется. В таком случае начальнику и говорить ничего не надо. Чаще всего в этом сотрудник сам признается, так как его провал очевиден. Если это происходит в течение нескольких кварталов подряд, такой сотрудник начинает сомневаться в своей способности справиться с делом. До него уже доходит, что причина кроется в нем самом, а вины руководителя тут нет. Система управления по целям обеспечивает конструктивную взаимосвязь людей, стремящихся достигнуть разумных, согласованных целей.

Эффективность данной системы обусловлена несколькими причинами:

1. позволяет человеку быть самому себе хозяином и определять самому себе задачи, проявить инициативу; (чем больше сотрудник ощущает, что самостоятельно формирует свои цели, тем вероятнее, что приложит максимум усилий для их достижения);

2. делает его труд более плодотворным и заставляет проявить инициативу;

3. способствует продвижению новых идей до самого верха; (квартальные доклады заставляют менеджеров обдумать и взвесить итоги своей деятельности, свои планы на предстоящий срок и способы их реализации).

Однако опыт США показал, что успешное использование метода управления по целям отнюдь не носит массового характера, а компании, где был достигнут успех, составляют меньше 20 % общего числа крупнейших промышленных компаний США. В крупных компаниях вследствие сложной организационной структуры это сделать труднее. Проще его осуществить в организациях среднего и малого бизнеса. В то же время это достаточно трудоемкий метод, нельзя достигнуть положительных результатов, не вложив достаточно времени и усилий.

Управление по целям не может функционировать в качестве обособленного метода. Оно должно обязательно быть частью всего процесса управления. Внедрение системы управления по целям не обязательно начинать на уровне отдельных подразделений, например, службы маркетинга. Вероятно, что этим управленческим элементом заинтересуются руководители других подразделений, и постепенно он охватит всю организацию.

Постановка целей, начинаемая с высших уровней управления, может носить интерактивный характер, предполагающий уточнение вышерасположенных целей после их оценки на более низких уровнях управления. Очевидно, что управление по целям хорошо вписывается в такое направление совершенствование управления, как его децентрализация.

Вопросы для самоконтроля

1. Основные методы целеполагания.

2. Суть метода логической структуризации целей при целеполагании.

3. Суть метода парных сравнений при целеполагании.

4. Классификация целей при принятии решений.

5. Правила построения дерева целей.

6. Правила построения дерева решений.

7. Механизм метода управления по целям.

8. Приоритетность выполнения управленческих решений (Принцип Парето, анализ дел АВС, принцип Эйзенхауэра).

 

Список литературы

а) основная

1. Балдин, К.В. Управленческие решения: учебник / К.В. Балдин, С.Н. Воробьёв, В.Б. Уткин. – 6-еизд. – М.: Дашков и К, 2009. – 496 с.: ил. – ISBN 978-5-394-00430-8.

 

б) дополнительная

1. Афоничкин, А.И. Управленческие решения в экономических системах: Учебник для вузов, рек. УМО РФ по специальности «Менеджмент» / А.И. Афоничкин, Д.Г. Михаленко. – Электрон. журн. – СПб.: Питер, 2009. – 480 с.: ил. – (Учебник для вузов). ISBN 978-5-388-00405-5.

2. Лифшиц, А.С. Управленческие решения: учебное пособие. / А.С. Лифшиц. Допущено УМО по спец. «Менедж. орг.» – М.:КНОРУС, 2009. – 248 с. ISBN 978-5-390-00518-7.

3. Лукичёва, Л.И. Управленческие решения: учебник по специальности «Менеджмент организации» / Л.И. Лукичёва, Д.Н. Егорычев; под ред. Ю.П. Анискина. – 4-е изд., стер. Допущено УМО по спец. «Менедж. орг.» – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 383 с.: табл. – (Высшая школа менеджмента). ISBN 978-5-370-00885-6.

4. Пирогова, Е.В. Управленческие решения Учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2010. AUP.Ru Административно-управленческий портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.aup.ru/books/m1398/

5. Управленческое решение. Менеджмент. Мариинско-Посадский филиал ГОУ ВПО «МарГТУ». [Электронный ресурс]. URL: http://manager.mpfmargtu.edusite.ru/p16aa1.html

 

 


ТЕМА 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.024 с.)