Понятие муниципальной службы и муниципальной должности. Основы статуса муниципальной службы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие муниципальной службы и муниципальной должности. Основы статуса муниципальной службы



Муниципальная служба как понятие используется для определения характера и рода деятельности людей, отражая факт управления муниципальными правами.

Муниципальная служба органически связана с органами местного самоуправления, их назначением в жизни сообществ.

В деятельности муниципальных служащих находят свое реальное воплощение задачи и функции местного самоуправления; поскольку в должности содержится часть полномочий соответствующего органа местного самоуправления, она неотрывна от его структуры и в то же время имеет целью организацию кадрового состава органа местного самоуправления - муниципальных служащих. Должность предполагает решение целого комплекса вопросов: установление вакансий, правила и способы их замещения, порядок аттестации, перевода с одной должности на другую и т. д.

Следовательно, муниципальная служба, если ее рассматривать с точки зрения места, которое она занимает в системе местного самоуправления, берет начало там, где водиться должность.

Итак, можно обозначить следующие содержательные моменты муниципальной службы:

1) муниципальная служба призвана содействовать реализации полномочий органов местного самоуправления;

2) эта организационная форма деятельности направлена на формирование штатов органов местного самоуправления и правовое регулирование работы муниципальных служащих;

3) содержанием деятельности муниципальных служащих является практическая реализация задач и полномочий местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» определяет муниципальную службу как профессиональную деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. Правовая регламентация муниципальной службы осуществляется названным законом, Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении и о муниципальной службе и уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов.

Нужно иметь в виду, что все работники муниципальных органов замещают те или иные должности. Муниципальные должности подразделяются на выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления); и иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора. Следует помнить, что муниципальная служба - это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе, на муниципальной должности, не являющейся выборной. Поэтому депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо, муниципальным служащим не является.

Не являются муниципальными служащими также лица, не замещающие муниципальные должности и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления.

Муниципальные должности устанавливаются правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. Муниципальным служащим присваиваются квалификационные разряды по результатам квалификационного экзамена или аттестации.

Муниципальный служащий трудится в системе органов местного самоуправления, созданных для практического осуществления стоящих перед местным самоуправлением задач. Деятельность такого служащего всецело определяется потребностями местных сообществ, вследствие чего муниципальный служащий действует по их поручению. Муниципальный служащий занимает должность, которая определяет содержание его деятельности, его правовой статус.

Признак должности присущ и некоторым другим категориям граждан, например, государственным служащим в органах государства. Однако муниципальная должность характерна лишь для муниципального служащего. К признакам, характеризующим муниципального служащего, следует отнести также оплату труда из муниципального бюджета.

Главное отличие муниципального служащего от государственного коренится в статье 12 Конституции РФ, в которой сказано, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Поэтому в отличие от государственного служащего муниципальный служащий не находиться на службе у государства. Он осуществляет профессиональную деятельность по обеспечению полномочий органов местного самоуправления, которые призваны в интересах и от имени населения непосредственно решать вопросы местного значения. Находясь под пристальным контролем населения, муниципальный служащий менее бюрократичен, чем государственный.

В материальном положении он приравнивается к государственному служащему, хотя денежные средства на его содержание не из средств государственного бюджета, а исключительно их местного. В остальном же его материальное положение схоже с государственными служащими. Это касается его оклада, надбавок к нему и т. д.

Помимо этого, на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего, устанавливаемые федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Право поступления на муниципальную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе возраста восемнадцати лет, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям замещаемой должности муниципальной службы.

Требования к муниципальным должностям

Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» классифицирует муниципальные должности муниципальной службы. В частности он определяет:

1. Муниципальная должность муниципальной службы устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утвержденным законом субъекта РФ.

Квалификационные требования к муниципальным должностям муниципальной службы устанавливают показатели, определяющие соответствие профессионального уровня муниципального служащего либо кандидата на замещение определенной муниципальной должности муниципальной службы функциям и полномочиям, установленным по этой должности.

2. Законами субъекта Российской Федерации устанавливается соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы Российской Федерации с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной и государственной службы.

В квалификационные требования к муниципальным служащим, замещаемым муниципальные должности муниципальной службы, включаются требования к:

• уровню профессионального образования с учетом группы и специализации муниципальных должностей муниципальной службы;

• стажу и опыту работы по специальности;

• уровню знаний Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава), законов субъектов Российской Федерации, устава муниципального образования и других нормативных правовых актов муниципального образования применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Гражданам, претендующим на муниципальную должность муниципальной службы, рекомендуется иметь:

• для высших и главных муниципальных должностей муниципальной службы - высшее профессиональное образование по специализации муниципальных должностей муниципальной службы или образование, считающееся профессиональным образованием по специальности «государственное и муниципальное управление»;

• для ведущих и старших муниципальных должностей муниципальной службы - высшее профессиональное образование по специальности «государственное и муниципальное управление» или образование, считающееся равноценным;

• для младших муниципальных должностей муниципальной службы - среднее профессиональное образование по специализации муниципальных должностей муниципальной службы или образование, считающееся равноценным.

Решение о признании образования равноценным принимается соответствующим органом местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ.

В целях обеспечения высокого профессионального уровня муниципальных служащих, единства квалификационных требований к муниципальным должностям муниципальной службы рекомендуется:

1. Установить для муниципальных должностей муниципальной службы следующие квалификационные требования к стажу и опыту работы по специальности:

• высшие муниципальные должности- стаж муниципальной службы на главных муниципальных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет;

• главные муниципальные должности муниципальной службы на ведущих муниципальных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет;

• ведущие муниципальные должности - стаж муниципальной службы на старших муниципальных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет;

• старшие муниципальные должности - стаж работы по специальности не менее трех лет;

• младшие муниципальные должности - без предъявления требований к стажу.

Другие квалификационные требования по соответствующим муниципальным должностям устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом компетенции органов и должностных лиц местного самоуправления.

2. Должностные инструкции (должностные обязанности) должны содержать перечень конкретных обязанностей по муниципальной должности и компетенции органа (должностного лица) местного самоуправления.

Приложения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.009 с.)