Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция и принципы менеджмента
Предприятие, компания – первичное, основное звено экономики. Здесь, на предприятии, рождается прибыль. Здесь – корни и плоды экономической мощи страны. И от того, как сработает каждое предприятие, объединение, каждая отрасль, зависит благополучие и процветание народа. Отсюда и вытекает огромная ответственность, возложенная на это первичное звено экономики.
Рис.4. 2. Организационная база менеджмента
Эффективность работы предприятия, особенно в настоящее время, зависит, в первую очередь, от результатов действий руководителя, его аппарата управления. Именно руководитель (при полной самостоятельности предприятия) ответственен за качество принимаемых решений и их реализацию через существующую систему управления. Конечно, формы и методы управления, структура системы управления конкретным предприятием существенно зависят от его масштаба и вида деятельности. Но есть и общие черты в управлении любым предприятием, что можно продемонстрировать с помощью рисунка 4. 2, представляющего собой организационно -теоретическую базу менеджмента.
Приведенная схема состоит из семи крупных блоков, каждый из которых несет в себе определенное содержание. Первый блок отражает сущность теории менеджмента, его составные части. Второй – технологию и технику управления предприятием, а блоки 3 - 7 функции управления – их содержание и оценку. Рассматривая поочередно каждый элемент во взаимосвязи, целесообразно конкретизировать и раскрыть содержание каждого блока, что позволит рассматривать операционный менеджмент с позиций системного подхода. Концепция теории менеджмента базируется на трех основных факторах, воздействующих на людей и организацию. Первый – иерархическая структура организации, где основное средство воздействия – это давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ. Второй – культура, т.е. вырабатываемые обществом, организацией совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют и заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения. Третий - рынок - сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя. Приведенные понятия существуют при любой социальной системе и только в комплексе. От того, какому из них отдается приоритет, зависит облик экономической ситуации в организации. Главное внутри организации - работники, а за ее пределами - потребители продукции. Системные принципы управления должны включать в себя совпадение целей функционирования системы и ее подсистем с потребительскими интересами населения, т.е. необходим учет основного требования социально-экономического развития общества: нельзя потратить больше, чем произведено и не следует производить больше, чем может быть потреблено. Принципы менеджмента базируются на том, что система управления является социально-экономической категорией и не должна сводиться лишь к техническим или технологическим аспектам, а сами принципы реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования системы управления.
К основным принципам менеджмента можно отнести: · целенаправленность, которая заключается в соответствии функций менеджмента запланированным целям производства; · экономичность - рациональность, простота и эффективность организации и структуры управления; · адекватность - соответствие экономических методов управления существу отражаемых ими процессов, а также соответствие принимаемых решений содержанию функций персонала каждого уровня иерархии; · комплексность - учет взаимодействия между иерархическими звеньями по вертикали и горизонтали, направленного на обеспечение функционирования производства, а также учет возможных последствий успеха или неудачи; · концентрированность - предусматривается в двух аспектах: 1) концентрация усилий всех работников на решение основных задач и 2) концентрация однородных функций в одном подразделении, что устраняет дублирование; · научность должна основываться на достижениях науки в области управления производством, учитывать изменения законов общественного развития, а также заключаться в выборе оптимального критерия при принятии и реализации решений; · возможность создания мотивационных, организационных и материальных условий для реализации хозяйственных решений; · доступность и планомерность контроля за ходом производства; · адаптивность - гибкость и динамичность, приспосабливаемость системы управления к изменяющимся целям ОУ и условиям его работы; · ответственность ЛПР за правомерность, обоснованность принимаемых решений и их последствий экономического, социального, экологического и правового характера, а также ответственность исполнителей за эффективность выполнения решения. Необходимо отметить, что процесс управления предполагает четкое разграничение ответственности и полномочий по всем соподчиненным ступеням руководства, а также рациональные пределы дробления структурных подразделений.
Методы менеджмента Изучение проблемы управления общественным производством должно быть основано на установлении адекватности методов, используемых в системе управления, экономическим законам развития общества. Одним из методов планомерного использования закона стоимости в обществе осуществляется опосредованно, путем использования хозяйственного расчета предприятий, объединений и позволяет обеспечивать эквивалентный обмен товарами между хозяйственными организациями. С другой стороны, значительное усложнение и совершенствование средств труда, рост объема знаний работников по обслуживанию этих средств труда и усложняющихся производственных процессов опережает развитие отдельных сторон производственных отношений, что говорит о необходимости изучения и познания методов управления по их совершенствованию. Другими словами, изменение характера производительных сил требует соответствия производственных отношений. От того, насколько точно отражены в экономических методах управления все изменения и требования развития производства, зависят и результаты деятельности предприятий, объединений. Методы управления опираются на объективные законы и вытекают из этих законов. За всю историю человечеством выработано три метода управления (способа воздействия) на коллективы или отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе производства.
Административные методы ориентированы на принуждение посредством директив, приказов, команд, поэтому такой метод часто называют директивным, командным. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, они могут воздействовать на ОУ с помощью нормативных актов (законы, ГОСТы, КЗоТ и т.п.), индивидуальных актов (инструкции, правила) и организационно-распорядительных действий (приказы, распоряжения и т.п.). Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия, основаны на использовании экономических законов общества и побуждают экономическую заинтересованность ОУ в выполнении управленческих решений. Экономическое побуждение опирается не только на положительные стимулы, но и на систему налогов, платежей, то есть рациональных ограничителей и даже штрафных санкций. Экономические методы наиболее перспективны в управлении предприятием, действующим в условиях рынка. Третью группу методов управления образуют социально-психологические методы, основанные на законах наук психологии и социологии. Они носят характер убеждения, морального и нравственного воздействия на психологию людей. Людей не надо принуждать делать что-либо, если их убедить в необходимости, полезности делать это. Таким образом, социально-психологические методы управления на основе морального воздействия и убеждения являются неотъемлемой частью менеджмента организации. На практике все перечисленные методы управления применяются одновременно, но в различных пропорциях и сочетаниях, что обеспечивает должный эффект управления.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.014 с.) |