Организация обучения населения к действиям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация обучения населения к действиям



В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

Подготовка населения к действиям и защите в чрезвычайных ситуациях является жизненно необходимой, обязательной, постоянной и всеохватывающей, т. е. всегда и везде все население, живущее в городах и в селах, работающее и неработающее, учащиеся и студенты, старики и дети должны быть подготовлены к действиям и к защите от любых чрезвычайных ситуаций. Это залог их здоровья, жизни и сохранения материальных благ.

Понимая важность подготовки населения в этом направлении, Правительство Российской Федерации постановлениями от 2 ноября 2000 г. № 841 «Положение об организации обучения населения в области ГО» и от 04.09.2003 г. № 547 «Положение о подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера» определило, что обучение населения Российской Федерации должно осуществляться в рамках Единой системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на всех предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от их организационно-правовой формы, а также по месту жительства, и утвердило ее порядок.

Законоположениями и руководящими документами в обучении населения действиям и защите от ЧС являются законы, указы и постановления Правительства РФ. В повседневной деятельности используют организационно-методические указания и распоряжения органов власти и служб ГО ЧС, а также приказы и директивы МЧС и Минобразования.

Обязательно ежегодно издаются приказы руководителей учреждений, организаций (независимо от форм собственности) по итогам обучения и задачам на следующий год.

 

 

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ,

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Цели и задачи обучения зависят от многих факторов, причин и обстоятельств: где и когда проводится обучение и подготовка, в какое время (мирное или военное, заблаговременно или срочно, ускоренно), а также:

- от вида учебного заведения (школа, ПТУ, лицей, институт, академия, университет и т.д.);

- от профессии, специализации, квалификации;

- от сроков обучения (подготовки, переподготовки);

- от контингента и количества обучаемых;

- от предметов и дисциплин (курсов);

- от экономических, социально-политических и других факторов.

Цели и задачи при подготовке населения в области защиты от ЧС указаны в учебных Программах отдельно для каждой группы обучаемых. Программ в настоящее время более десяти: 1 и 2 - для начального и среднего обучения - по основам БЖД; 3-7 - для студентов - БЖД; 5 – для гуманитариев, технологов, работников медицины, сельского хозяйства, культуры); 8 – для руководящего состава; 9 – для невоенизированных формирований; 10 – для рабочих и служащих; 11 – для неработающего населения.

Основными задачами подготовки в области защиты от ЧС являются[4]:

ü обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от ЧС, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

ü обучение (подготовка) руководителей всех уровней управления действиям по защите населения от ЧС;

ü выработка у руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков по подготовке и управлению силами и средствами, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС;

ü практическое усвоение работниками в составе сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС своих обязанностей при действиях в ЧС.

Принципы обучения – это система требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное и качественное функционирование учебного процесса.

Принципы обучения следующие:

- теоретическая обоснованность и практическая необходимость;

- сознательность и активность;

- последовательность и систематичность;

- доступность и наглядность;

- высокий уровень требований и дисциплинированность;

- прочность овладения знаниями и навыками;

- сочетание индивидуального и коллективного (группового) обучения;

- высокие морально-психологические качества (стойкость, мужество, храбрость, особенно у личного состава аварийно-спасательных формирований (пожарных, химиков, разведчиков и т.п.).

В последнее время к принципам обучения добавляются и требования благоприятных учебно-материальных условий, в т. ч. передовые прогрессивные формы и методы обучения с учетом научно-технического прогресса (компьютеризация, практическая выгодность), а также социально-бытовые и всесторонние нравственно-культурные аспекты.

Методы или способы, т. е. приемы проведения учебных занятий, с помощью которых обеспечивается достижение поставленных целей и задач в обучении, в том числе по ГО и БЗ, следующие:

- главный метод – убеждение, логическая обоснованность, органическая взаимосвязь с принципами обучения;

- устное изложение учебного материала;

- обсуждение учебных вопросов, проблем, поставленных задач;

- показ учебно-наглядных пособий (схем, таблиц, плакатов, диафильмов, учебных кинофильмов и т.п.);

- упражнения, решение задач, выполнение чертежных (графических) работ;

- самостоятельное изучение учебного материала;

- выполнение научно-исследовательских работ.

Формы или виды учебных занятий вытекают из принципов и методов обучения, связаны с ними, их обслуживают, уточняют, дополняют, детализируют, и должны соответствовать задачам и поставленным учебным целям обучения. Формы обучения, в том числе по ГО и БЗ, следующие:

- лекция – основной вид учебных занятий, одна из главных форм в ВУЗах (лекции могут быть обзорные, установочные, по наиболее важным, сложным, проблемным темам, разделам);

- практические занятия и тренировки;

- групповые занятия и упражнения (лабораторные, деловые игры, отработка нормативов – индивидуальных или групповых);

- семинары – обсуждение по разделам, поставленному комплексу учебных или научных проблем;

- стажировка, практика по специальности;

- тактико-специальные занятия для формирований ГО;

- тактико-специальные учения, командно-штабные тренировки и учения, объектовые тренировки, комплексные учения;

- индивидуальные занятия, самостоятельная работа, контрольная работа;

- рефераты, курсовые, дипломные работы;

- консультации, зачеты, экзамены.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.105 (0.007 с.)