Определение расчетной траектории движенияземлеройно-транспортных машин 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение расчетной траектории движенияземлеройно-транспортных машин



 

 

Траектория движения бульдозера и скреперов зависит от расстояния перемещения грунта, характеров и взаимного расположения выемки и насыпи.

Бульдозер может иметь две разновидности траектории движения: без поворотов и с поворотами (рисунок 2.15, а и 2.15 б). При наличии поворотов, движение бульдозера в порожнем направлении осуществляется также отвалом вперед. В этом случае создаются лучшие условия для работы машиниста и механизмов, скорости движения будут выше. Обычно движение с поворотами начинают применять при расстоянии перемещения грунта 50 м и более.

Скрепер имеет три разновидности траектории движения: по эллипсу (рисунок 2.15, б), по двухсторонней петле (рисунок 2.15, в)и челночную (рисунок 2.15, г). Чаще всего применяется траектория движения по эллипсу. Движение по двухсторонней петле целесообразно в случае устройства специальных путей (например, в слабонесущих грунтах) для перемещения скрепера в груженом и порожнем направлениях, по челночной – при наличии чередующихся насыпей и выемок. Для работы по челночной схеме достаточно двух выемок и одной насыпи (например, на рисунке 2.15, г) или двух насыпей и одной выемки посередине. В этом случае скрепер проходит лежащую посередине насыпь (выемку) без разворота, а один цикл его работы включает два или более процесса погрузки и разгрузки.

Во всех случаях работы бульдозера и скрепера набор и разгрузка грунта осуществляются на прямолинейном участке, а все повороты производятся при незагруженной грунтом машине.

Длина отдельных элементов траектории движения бульдозера или скрепера зависит от среднего расстояния транспортирования грунта.

Длина груженого l г.х. и порожнего l п.х хода(смотрите рисунок 2.15):

 

 

(2.17)

(2.18)

 

 

где l ср – среднее расстояние транспортирования грунта (может быть принято в расчетах равным определенному ранее средневзвешенному расстоянию);

l н, l р – длина пути и разгрузки грунта, м.

Рисунок 2.15 – Траектории движения землеройно – транспортных машин при планировке площадки: В, Н – соответственно выемка и насыпь; l – линия нулевых работ; l ср. – среднее расстояние транспортирования грунта; l н, l р – длина пути набора и разгрузки грунта; l г.х., l п.х. – длина груженого и порожнего хода

Для бульдозера

; (2.19)

; (2.20)

Для скрепера

; (2.21)

; (2.22)

где hот – высота отвала бульдозера, м (берется из технических характеристик машин);

hс – толщина стружки грунта (глубина резания), м, (для бульдозера и скрепера ориентировочно берется по приложениям, затем при производстве тяговых расчетов уточняется)

hр – толщина слоя разгружаемого грунта, м; для бульдозера выбирается самостоятельно (рекомендуется в пределах 0,2 – 0,5), для скрепера – 1,5hс;

ξ – коэффициент потерь грунта при перемещении бульдозером,

; (2.23)

Кпр – коэффициент, принимаемый равным для связных грунтов 0,75 – 0,85,

для несвязных – 1,15 – 1,5;

q – паспортная вместимость ковша скрепера, м;

Кн – коэффициент наполнения ковша скрепера грунтом (зависит от вида грунта и условия работы скрепера, может быть взят по данным приложения 3, таблицы 3.1 и 3.2).

В случае работы скрепера в наклонном забое значение коэффициента Кн увеличивается в соответствии с таблицей 3.2;

Кп – коэффициент, учитывающий потери при образовании призмы волочения (применяется равным 1,2 – 1,5, последняя цифра для тягучих грунтов);

l c – длина тягача со скрепом, м;

Кр – коэффициент первоначального разрыхления грунтов,

; (2.24)

где n – первоначальное разрыхление грунта, % (берется по данным приложения 4);

0,7 – коэффициент, учитывающий неравномерную толщину стружки грунта при наборе его скрепером;

b – ширина ковша скрепера (в м) берется из технических характеристик машин.

Применительно к рассматриваемому нами примеру принята траектория движения бульдозера ДЗ – 29 по схеме рисунка 2.15, а (без поворота), а траектория движения скрепера ДЗ – 12 – по схеме рисунка 2.15, б (по эллипсу).

Основные характеристики элементов траектории бульдозера ДЗ – 29:

hот – 0,8 м (из характеристики бульдозера);

hоq – 0,12 м (из приложения 5 суглинков и трактора мощностью 55 л.с), значение n = 20% взято из приложения 4 для легких суглинков,

;

hр принято равным 0,3 м, Кпр = 0,8.

Следовательно,

Основные характеристики элементов траектории скрепера ДЗ – 12: q =6м кубических; b =2,67 м; l с=12,9 м (из характеристики скрепера); работа скрепера принята по наклонному забою с уклоном в 8%. В этом случае для легких суглинков: (по приложению 3);

h с=0,12 м; К р=1,2; К п принят равным 1,3; h р приято равным м. Окончательно получаем:

;

;

;

;

 

2.4.3 Определение количества ведущих машин для земляных работ по планировке площадки

Вначале определяется эксплуатационная производительность выбранных ранее землеройных и землеройно-транспортных машин, а затем необходимое их количество.

Сменная эксплуатационная производительность, м³/смену, рассчитывается по формуле

Пс=8∙Пч, (2.25)

где 8 – продолжительность рабочей смены, ч;

Пч – часовая эксплуатационная производительность машины, м³/ч.

Для скрепера и экскаватора

; (2.26)

Для бульдозера

, (2.27)

где Тц – продолжительность цикла машины, с;

q – количество грунта в плотном теле, перемещаемое машиной к месту разгрузки за один цикл, м³. для скрепера и экскаватора q берется по паспортной характеристике машины, для бульдозера находится по формуле

; (2.28)

Значение составляющих формулы (2.28) приведены ранее;

Кр – коэффициент использования рабочего времени машины (принимается: для скрепера – 0,8; для бульдозеров на тракторе мощностью до 180 л.с. – 0,8; на тракторе большей мощностью – 0,75; для экскаватора – по данным таблицы 6.2 приложения 6).

Продолжительность цикла машины:

Для скрепера

(2.29)

Для бульдозера

(2.30)

где l н, l г.x., l p, l п.х. – длина пути соответственно набора, груженого хода, разгрузки грунта и порожнего хода землеройно – транспортной машины, м; для бульдозера, при отсутствии особых требований к плотности отсыпаемого грунта, принимается l р=0;

vн, vг.х., vр, vn.x. – скорость передвижения землеройно – транспортной машины, м/с, соответственно при наборе, груженом ходе, разгрузке и порожнем ходе (принимается на основании тяговых расчетов);

tн – время на переключение передач (принимается для скрепера 6 с, для бульдозера 4-5 с);

t пов – время на один поворот (принимается для скрепера 15-20 с, для бульдозера, в случае работы с поворотами, 5-8 с);

t 0 – время на опускание отвала (принимается 1-2 с).

Для экскаватора значение Тц берется из паспортной характеристики машины или по данным приложения 7.

При определении производительности экскаваторов, оборудованного сменными ковшами, значение q уточняется с учетом вида грунта и условий работы машины.

В соответствии с рассматриваемым примером приняты следующие условия работы строительных машин.

1 скреперные работы: ДЗ-12 q =6м³; К н=1,2; К р=1,2; l г.x.=123 м; l р=28 м; l п.х.=199 м; v н=0,525 м/с; v г.x.=Vр=1,145 м/с; v п.х.=1,48 м/с; К в=0,8; t п=6 с; t пов принято равным 15 с.

2 бульдозерные работы: марка бульдозера ДЗ-29 на тракторе Т-74; схема движения бульдозера – без поворотов; принято, что толщина слоя разгрузки грунта не лолжна превышать 0,3 м; h oт=0,8; К р=1,2; ξ=0,8; К пр=0,8; l н=6 м²; l р=1 м; lг.x.=37 м; l п.х.=41 м; b =2,5 м; v н=0,996 м/с; v г.х.= v p=1,51 м/с; v п.х.=1,51 м/с; Кв =0,8; tпов =0; t п=4 с; t 0=1с.

3 экскаваторные работы: экскаватор одноковшовый марки ЭО-255 с рабочим оборудованием прямой лопаты; q = 0,25 м³; грунт – легкий суглинок, относится к первой группе при разработке одноковшовым экскаватором.

По известным объемам V, срокам производства земляных работ на строительной площадке Т, а также сменой производительности Пс и сменности К землеройно-транспортных машин определяется их необходимое количество в комплекте N по формуле

(2.31)

После округления количества машин до целых значений уточняется срок производства земляных работ решением формул (2.44, 2.45) относительно Т.

В соответствии с рассматриваемым примером имеем:

скреперные работы

V =12277 м³, К =2 смены, Пс=350 м³/смену;

бульдозерные работы

V =1185 м³, К =2 смены, Пс=205 м³/смену;

экскаваторные работы

V =13546 м³, К =2 смены, Пс=181 м³/смену.

Если срок производства земляных работ Т задан 10 рабочими сутками и допускается одновременная работа всех машин, то необходимое их количество в комплектах составит:

скреперный комплект

машины

бульдозерный комплект

машина

экскаваторный комплект

машины

Полученное количество экскаваторов при планировке площадок не применяется, обычно ограничиваются одной - двумя машинами, поэтому и в нашем примере следовало остановиться на более производительной машине, например, принимаемой ранее ЭО-656. В этом случае

Пс=536 м³/смену,

N =2 машины.

Уточненный срок производства работ комплектами механизмов составит:

скреперный комплект

рабочих суток

бульдозерный комплект

рабочих суток

экскаваторный комплект

рабочих суток

2.4.4 Определение количества вспомогательных машин и состав бригад для земляных работ по планировке площадки

 

 

(2.32)

 

где v р – расчетная скорость движения рыхлителя, км/ч (vр ~ 0,8 v1);

v 1 – скорость тягача рыхлителя на первой передаче;

b – ширина захвата рыхлителя, м;

h р – расчетная глубина рыхления, м (принимается равной 0,6 – 0,8 от максимального заглубления зубьев рыхлителя и увязывается с толщиной стружки грунта, снимаемого скрепером);

К в – коэффициент, использования рабочего времени рыхлителя;

К 1 – коэффициент, учитывающий характер проходов (равен 1 при параллельных срезах или 2 – при перекрестных);

К 2 – число проходов по одному и тому же резу (принимается равным 1 - 2).

Необходимые данные по рыхлителям могут быть взяты из приложения 5. В качестве толкача обычно используется бульдозер.

Количество скреперов N, обслуживаемых одним толкачом, определяется по формуле

(2.33)

где Т ц и t ц – продолжительность цикла соответственно скрепера и толкача, с;

(2.34)

где v – скорость обратного хода толкача, м/с (равна максимальной задней скорости трактора);

 

t м – время, затрачиваемое толкачом на маневры и ожидание скрепера (равно 15-25 с).

При разработке грунтов экскаватором в состав комплекта вводятся транспортные машины, чаще всего самосвалы.

В курсовой работе необходимо установить грузоподъемность, тип и количество автосамосвалов.

Грузоподъемность автосамосвала, т, определяется из условия вместимости его кузова не менее пяти ковшей экскаваторов при их вместимости и не менее трех ковшей – при их вместимости более 0,5 м³.

В этом случае требуемая грузоподъемность автосамосвала

(2.35)

где р – минимальное количество ковшей, вмещаемых в кузов самосвала;

γ0 – объемная масса грунта, т/м³.

Другие обозначения проводились ранее.

Получив значение Q, по справочникам выбирают тип автосамосвала, имеющий грузоподъемность не менее расчетной.

Необходимое количество автосамосвалов, N для работы в комплекте с одним экскаватором определяется из условия непрерывной погрузки грунта по формуле:

(2.36)

 

где Т ц.т – продолжительность цикла работы (мин) транспортной единицы

(2.37)

где t у.п, t у.р – соответственно расчетная продолжительность установки самосвала под погрузку и разгрузку, мин;

t п – продолжительность погрузки, мин;

l – среднее расстояние транспортирования грунта, км;

v – средняя расчетная скорость движения автосамосвала, км/ч (в груженом и порожнем направлениях);

t р – расчетная продолжительность разгрузки автосамосвала,мин;

t м.п, t м.р – соответственно расчетная продолжительность маневров самосвала на погрузке и разгрузке, мин;

t п.с – время на пропускание встречного автосамосвала (при одностороннем движении равно 1 мин).

Значения v, t p, t у.п, t у.р, t м.п, t м.р приведены в приложении 6.

Продолжительность погрузки t п, мин, транспортной единицы определяется по формуле

(2.38)

где n ′ - количество ковшей грунта, загружаемого в кузов транспортной единицы;

(2.39)

n – количество циклов экскаватора в 1 мин,

(2.40)

К т – коэффициент транспорта, принимаемый равным 0,85 – 0,89 при n ′ ≤ 3 и 0,87 – 0,94 при n ′ > 3;

T ц – продолжительность одного цикла экскаватора, мин.

Полученное по формуле (2.39) значение n′ округляется до целых единиц таким образом, чтобы перегруз автосамосвала не превысил 5%, а недогруз – 10%.

По известному комплектному составу машин на основании данных приложения К устанавливается состав бригад. Все данные по комплектам машин представляются в табличной форме.

Для рассматриваемого примера в скреперном комплекте принят навесной рыхлитель Д-Д9С (см. приложение 5), а также перекрестные резы с двойным проходом рыхлителя по одному резу.

В соответствии с изложенным выше:

Часовая Пч и сменная Пс п роизводительность рыхлителя

м3

м3/смену

Занятость рыхлителя Зр определится как отношение суточной производительности скреперного комплекта к производительности рыхлителя.

При работе в две смены

При работе в одну смену

Тягачом для скрепера марки ДЗ-12 с вместимостью ковша 6 м³ может быть трактор мощностью 100 л.с (в соответствии с данными приложения И такой трактор рекомендуется как тягач для данного скрепера). Применен трактор Т-100 с бульдозерным оборудованием ДЗ-271. При расчете продолжительности цикла tц толкача по формуле (2.35) получаем: lн=48 м; vн=0,525 м/с; tп – принято равным 4 с; Тц=394 с;

с

Количество скреперов, обслуживаемых одним толкачом,

Занятость толкача при обслуживании комплекта из двух скреперов

Если попытаться использовать один и тот же рыхлитель и как толкач, общая занятость в течение смены (даже при двухсменном рыхлении) превысит 100%, т.е. З0рт=41+70=111%. Учитывая некоторые неудобства с организацией работ по одновременному рыхлению и подталкиванию скреперов, в нашем примере необходимо для этих процессов выбрать отдельные машины.

В рассматриваемом примере для принятого экскаватора ЭО-656 с вместимостью ковша 0,65 м³ требуемая минимальная грузоподъемность автосамосвала

т

где р =4, γ0=1,6 т/м³.

Принят автосамосвал МАЗ-500 грузоподъемностью 6 т.

Для определения количества автосамосвалов N принято среднее расстояние транспортирования грунта 1,6 км, двухстороннее движение транспорта, подача автосамосвала под погрузку без осаживания назад и под разгрузку осаживанием назад.

В этом случае L =1,6 км; v =19,7 км/ч; t у.п=0,3 мин; t у.о=0,6 мин; t р=1,0 мин; t м.п=0,25 мин; t м.р=0,8 мин; t п.с= 0.

Количество ковшей грунта n′, загружаемого в МАЗ-500 (по формуле 2.54)

принято 6 ковшей

а недогрузка , что допустимо

Количество циклов экскаватора в 1 мин

где 21 – продолжительность одного цикла экскаватора ЭО-656, (из приложения Л)

Приняв Кт = 0,9, определяем продолжительность погрузки автосамосвала

мин.

Следовательно, продолжительность цикла работы автосамосвала МАЗ-500 Тп и их количество N:

мин.

При расчете предполагалось, что транспортный процесс является равномерным. В действительности, как продолжительность цикла работы автомашин, так и время погрузки будут различны и иметь вероятностный характер.

Окончательный состав машин и количество людей в комплектах сводятся в таблицу 2.5.

 

Таблица 2.5 - Количество машин и состав рабочих в комплектах (пример).

 

Наименование комплекта машины люди
  Наименование шифр количество профессия разряд Количество На машине всего
бульдозерный Бульдозер ДЗ-51   Машинист бульдозера      
  итого     - -  
скреперный Скрепер ДЗ-576   Бульдозер ДЗ-51   Машинист скрепера тракторист            
  итого          
экскаваторный Экскаватор ЭО-2505   Автосамосвал маз-500         Машинист экскаватора шофер          
  итого          

 

Основные технические характеристики транспортно-землеройных машин и области их рационального использования представлены в приложениях 7 - 8.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.44 (0.096 с.)