Злочевский И.А., к.э.н., доцент 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Злочевский И.А., к.э.н., доцент



Волгоградский филиал

Кафедра Менеджмента

Злочевский И.А., к.э.н., доцент

Административный менеджмент

(наименование учебной дисциплины)

Учебно-методический комплекс для студентов специальности

Государственное и муниципальное управление

(код специальности) (наименование направления подготовки)

 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол № ……..от «…..».........................201_ г.     Подпись заведующего кафедрой ………………………………..    

 

 

Волгоград 2011


Содержание

Наименование раздела № Стр.
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины Административный менеджмент  
1.1. Дидактические единицы по учебной дисциплине  
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины  
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины  
1.4. Тематический план учебной дисциплины  
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины  
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов  
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса  
2.2. Рекомендации по работе с литературой  
2.3. Разъяснения по работе с тестовой системой курса  
2.4. Советы по подготовке к экзамену (зачету)  
Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций  
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)  
Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ  

 


РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины

 

1.1. Дидактические единицы по учебной дисциплине «Административный менеджмент»

ДЕ 1. Функции и полномочии органов исполнительной власти

ДЕ 2. Профессиональная деятельность государственных/муниципальных служащих

ДЕ 3. Организационная структура и управленческая иерархия

ДЕ 4. Планирование социально-экономических процессов

ДЕ 5. Эффективность административного менеджмента

ДЕ 6. руководство и контроль административной деятельности

1.2. Целью учебной дисциплины «Административный менеджмент» является изучение студентами основ организации управленческой деятельности в системе государственного и муниципального управления

Основными задачами данного учебного курса являются:

· формирование у студентов современных и адекватных знаний в соответствии с тематикой дисциплины;

· развитие у студентов аналитических и управленческих способностей в соответствии с тематикой дисциплины;

· активизация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с тематикой дисциплины.

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины.

В результате изучения предмета «Административный менеджмент» студент должен знать:

  • современные подходы и принципы административного менеджмента;
  • функции и требования к руководителям органов управления;
  • общие и особенные характеристики органов ГМУ;
  • основы организации и прохождения гражданской службы;
  • факторы и критерии эффективности административного менеджмента;
  • требования к актам управления и технологию их подготовки и реализации;
  • систему планирования работы органов ГМУ;
  • требования к организационной структуре органов ГМУ и технологию ее формирования и совершенствования;
  • требования к поведению руководителя, формы и методы управленческого воздействия на подчиненных;
  • систему контроля работы органов ГМУ;
  • направления и технологию административной реформы и реализации инноваций в органах ГМУ.

Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:

  • оценивать эффективность административного менеджмента и разрабатывать предложения по ее повышению;
  • диагностировать управленческие проблемы и разрабатывать варианты их разрешения;
  • проектировать стратегические, тактические и оперативные планы работы;
  • оценивать существующую организационную структуру и разрабатывать проект новой организационной структуры;
  • делегировать задачи, оказывать влияние на поведение других;
  • анализировать и готовит отчетные материалы по результатам работы;
  • разрабатывать проекты управленческих инноваций.

 

1.4. Дисциплина «Административный менеджмент» включена в категорию дисциплин регионального (вузовского) компонента в блоке специальных дисциплин. Характеризуется связями со следующими смежными учебными дисциплинами: теория управления (менеджмент), исследование систем управления, система государственного управления, муниципальное управление, социология управления, административное право.
1.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Административный менеджмент» (120 ч.)

на 2011 – 2012 уч. год.

для студентов У -300 (наименование группы)

 

Наименование тем Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)
Лекции Практические занятия Самостоят. работа Всего часов по теме
Очная форма обучения
Тема 1 Теоретические основы административного менеджмента        
Тема 2 Механизм административного менеджмента        
Тема 3 Технология административного менеджмента        
Тема 4Планирование в административном менеджменте        
Тема 5 Организационное проектирование в административном менеджменте        
Тема 6 Контроль в административном менеджменте        
Тема 7 Административная реформа        
Тема 8 Руководство в административном менеджменте        
Тема 9 Эффективность административного менеджмента        
Итого по курсу:       120 часов

 

 

1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

Лекция 4. Планирование в административном менеджменте

Значение планирования в деятельности органов государственного/муниципального управления. Функции и принципы планирования в административном менеджменте. Рациональный и инкрементальный подходы к организации планирования в административной среде. Актуальность и специфика стратегического планирования в административной среде. Технология стратегического планирования. Стратегии модернизации, устойчивого развития, информатизации, гуманизации. Свойства тактического планирования. Специфика и технология программно-целевого планирования в административной среде. Организация программно-целевого планирования в органах государственного/муниципального управления. Задачи и организация оперативного планирования в административной среде.

 

Основные понятия: функции управления, технология управления, план как система целевых показателей, стратегическое планирование, программно-целевое планирование, оперативное планирование.

Семинарское занятие №1.

Темы докладов и рефератов

1. Роль менеджмента в государственном управлении.

2. Субъекты административного менеджмента, их взаимосвязь с политической властью.

3. Значение и специфика административного менеджмента.

4. Принципы административного менеджмента.

Семинарское занятие № 2.

Семинарское занятие № 3.

Семинарское занятие № 4.

Тема: Планирование в административном менеджменте

1. Роль планирования в деятельности органов ГМУ

2. Стратегическое планирование в административной среде

3. Программно-целевое планирование в административной среде

4. Оперативное планирование в административной среде

Рекомендуемая литература:

1. Глазунова Н.И. Государственное (административное) управление. М., 2004.

2. Государственное управление и государственная служба в трансформирующемся обществе. М., 2000.

3. Государственное управление: основы теории и организации. М., 2000.

4. Коваль В.Н., Харченко К.В. Аналитическое обеспечение стратегического планирования развития муниципального образования // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - №6.

5. Кубко Е.Б. Программно-целевая организация государственного управления. М., 1989.

6. Лапыгин Д.Ю. Разработка плана стратегического развития региона // Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. - №2.

7. Лобанов В.В Государственное управление и общественная политика. – М., 2006.

8. Новикова В.Ф. Концепция стратегической цели органов самоуправления // Регион. – 2003. - №2.

9. Региональные системы: стратегия развития и управления. – М., 1988.

10. Рейни Х.Дж. Анализ и управление в государственных организациях. – М., 2002.

11. Стратегическое планирование в российских муниципалитетах. М., 2000.

12. Стратегическое управление: регион, город, предприятие. – М., 2004.

13. Страуссмен Дж. Стратегический государственный менеджмент // Проблемы теории и практики управления. 1996. № 1.

 

Темы докладов и рефератов

1. Виды планирования в деятельности органов ГМУ

2. Стратегическое планирование административной деятельности.

3. Принципы и технологии программно-целевого планирования

4. Планирование текущей деятельности в административных учреждениях

 

Семинарское занятие № 5.

Семинарское занятие № 6.

Семинарское занятие № 7.

Семинарское занятие № 8.

Семинарское занятие № 9.

Тематика курсовых работ

 

1. Роль менеджмента в государственном управлении

2. Значение и специфика административного менеджмента

3. Принципы административного менеджмента

4. Субъекты административного менеджмента, их взаимосвязь с политической властью

5. Органы ГМУ как объекты административного менеджмента

6. Функции административного менеджмента

7. Методы административного менеджмента

8. Управленческие решения в административной среде.

9. Организация выявления управленческих проблем

10. Организация формирования управленческих решений

11. Организация исполнения управленческих решений

12. Роль планирования в деятельности органов ГМУ

13. Стратегическое планирование в административной среде

14. Программно-целевое планирование в административной среде

15. Оперативное планирование в административной среде

16. Значение организационного проектирования в административной среде.

17. Функции и полномочия органов ГМУ.

18. Формирование организационной структуры органов ГМУ.

19. Состав аппарата управления органов ГМУ.

20. Координация в органах ГМУ.

21. Значение и характеристики функции руководства.

22. Делегирование в административной среде.

23. Активизация человеческих ресурсов в административной среде.

24. Оптимизация стиля управления в административной среде.

25. Значение контроля в административной среде.

26. Обеспечение дисциплины и ответственности в административной среде

27. Механизм контроля в органах ГМУ.

28. Природа эффективности административного менеджмента

29. Факторы эффективности административного менеджмента

30. Оценка эффективности административного менеджмента

31. Патологии (дисфункции) органов ГМУ

32. Направления и технология административной реформы

33. Проведение управленческих инноваций в административной среде.

34. Обеспечение социальной ответственности органов ГМУ.

35. Реформирование организационной структуры органов ГМУ.

36. Информатизация деятельности органов ГМУ.

37. Научная организация управленческого труда.

Вопросы к экзамену

1. Роль менеджмента в государственном управлении

2. Специфика административного менеджмента

3. Принципы административного менеджмента

4. Органы ГМУ как объекты административного менеджмента

5. Государственная гражданская служба

6. Состав аппарата управления органов ГМУ

7. Взаимосвязь субъектов административного менеджмента с политической властью

8. Функции и методы административного менеджмента

9. Природа эффективности административного менеджмента

10. Факторы эффективности административного менеджмента

11. Оценка эффективности административного менеджмента

12. Патологии (дисфункции) органов ГМУ

13. Управленческие решения в административной среде

14. Организация выявления управленческих проблем

15. Организация формирования управленческих решений

16. Организация исполнения управленческих решений

17. Роль планирования в деятельности органов ГМУ

18. Стратегическое планирование в административной среде

19. Программно-целевое планирование в административной среде

20. Оперативное планирование в административной среде

21. Значение организационного проектирования в административной среде.

22. Функции и полномочия органов государственного управления

23. Организационная структура органов ГМУ

24. Формирование структурных подразделений органов ГМУ

25. Формирование иерархии в органах ГМУ

26. Значение и характеристики функции руководства.

27. Делегирование в административной среде.

28. Активизация человеческих ресурсов в административной среде.

29. Оптимизация стиля управления в административной среде.

30. Значение контроля в административной среде.

31. Механизм контроля в органах ГМУ.

32. Направления и технология административной реформы

33. Инновации в административной среде.

34. Обеспечение социальной ответственности органов ГМУ.

35. Информатизация деятельности органов ГМУ.

36. Научная организация управленческого труда.

Список литературы

Основная литература

1. Федеральный Закон №79-ФЗ от 27.07.04 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

2. Указ Президента РФ от 23.07.2003 №842 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 – 2004 годах».

3. Указ Президента РФ №314 от 09.03.04 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

4. Указ Президента РФ от 28.06.2007 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ».

5. Указ Президента РФ от 28.04.2008. «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

6. Постановление Правительства РФ №452 от 28.07.05 «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти».

7. Постановление Правительства РФ №679 от 11.11.05 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».

8. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25.10.05).

9. Закон Волгоградской области от 28.01.2003 N 782-ОД «О порядке предоставления информации органами государственной власти Волгоградской области».

10. Административная реформа: региональный аспект. – Ростов н/Д, 2005.

11. Адрианов В. Административная реформа // Общество и экономика. – 2004. - №7/8.

12. Альпидовская М.Л. Теория бюрократии: экономический аспект. – М., 2008.

13. Апарина Н., Курбатова М. Взаимодействие региональной администрации и бизнеса в процессе использования ресурсов // Вопросы экономики. - 2003. - № 11.

14. Аршакян Д. Эффективность государственного управления // Проблемы теории и практики управления. – 2006. - №8.

15. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. – М., 2005.

16. Балацкий Е. Новые аналитические инструменты совершенствования государственной административной системы // Проблемы теории и практики управления. – 2004. - №5.

17. Банных Г.А. Управленческие аномалии в государственной гражданской службе. – М., 2006.

18. Барциц И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. – М., 2008.

19. Буравлев Ю.М. Опыт преобразования советской модели государственного аппарата в современный механизм государственного управления в России. // Административное право и процесс. - 2006. - № 3.

20. Буравлев Ю.М. Реформа государственного управления. – М., 2006.

21. Гидденс А. Политика, управление и государство // Рубеж. – 1992. - №3.

22. Гурней Б. Введение в науку управления. М., 1969.

23. Драго Р. Административная наука. Пер. с франц. М., 1982.

24. Друкер П.Ф. Новые реальности. – М., 1997.

25. Игнатова Т.В. Административная реформа. – Р. н/Д., 2006.

26. Игнатов В.Г. Административная реформа в России: шаг вперед, два шага … // Власть. – 2005. - №9.

27. Киричук С.М. Управление муниципальным образованием. – Спб., 2008.

28. Классики государственного управления: американская школа. М., 2003.

29. Коваль В.Н., Харченко К.В. Аналитическое обеспечение стратегического планирования развития муниципального образования // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - №6.

30. Кучкаров З. Реорганизация системы организационного управления администрации области // Управление персоналом. – 2007. - №16.

31. Лапыгин Д.Ю. Разработка плана стратегического развития региона // Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. - №2.

32. Лобанов В.В Государственное управление и общественная политика. – М., 2006.

33. Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. Пер. с англ. М., 1993.

34. Моритен Ж. Человек и государство. – М., 2000.

35. Мэннинг Н., Парисон Н. Реформа государственного управления. М., 2003.

36. Нуреев Р.М. Теория общественного выбора. – М., 2006.

37. Осборн Д., Пластрик П.Управление без бюрократов. М., 2001.

38. Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. М., 1989.

39. Саймон Г. и др. Менеджмент в организациях: Сокр. пер. с англ. М., 1995.

40. Технология оценки эффективности целевых программ. – Новосибирск, 2005.

41. Шабров О.Ф. Государственное управление в России: проблемы эффективности // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – №2.

42. Шамхалов Ф. Основы теории государственного управления. – М., 2007

43. Хайтун С.Д. Номенклатура как разумная система // Вопросы философии. – 2006. - №4.

Дополнительная литература

1. Аверьянов В.Б. Аппарат государственного управления. М., 1990.

2. Атаев А.А. Совершенствование организации работы органов управления. М., 1973.

3. Афанасьев В.Г. Научное управлении обществом. М., 1983.

  1. Афанасьев В.Г., Урсул А.Д. Эффективность социального управления // Информация и управление. М., 1985.

5. Бахрах Д.Н. Административная власть как вид государственной власти // Государство и право. – 1992. - №3.

  1. Василенко И.А. Менеджмент в государственных организациях // Государственная служба. – 2000. - №1.
  2. Василенко И.А. Административно-государственное управление как наука // Социс. – 1994. - №4.

8. Василенко Л.А. Интернет в государственном управлении. М., 2003.

9. Венделин А.Г. Процесс принятия решения. Таллин, 1973.

  1. Виханский А.О. О передаче контрольных и регулирующих функций государства объединениям малых предпринимателей // Вопросы экономики. - 2003. - № 11.
  2. Глазунова Н.И. Государственное (административное) управление. М., 2004.

12. Гневко В.А. Инновационное развитие муниципальных образований. М., 2003.

13. Государственное и муниципальное управление в России: всероссийская конференция. Волгоград, 2005.

14. Государственное управление и государственная служба в трансформирующемся обществе. М., 2000.

15. Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. М., 2000.

16. Государственное управление и государственная служба за рубежом. Ростов-н/Д., 1998.

17. Дейнеко Д.А. Комплексная рационализация управленческого аппарата. М., 1987.

18. Добролюбов А.И. Государственная власть как техническая система. – М., 2003.

19. Егорушков А.П. Специфика решений в государственных организациях // Современный менеджмент в России. - Ч.2. – М.. 1998.

20. Злочевский И.А. Основы административного менеджмента. Волгоград, 1998.

21. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государст­венного и муниципального управления. М., 2001.

22. Инновации в системе государственного и местного самоуправления. М., 2000.

23. Информационные технологии в структурах государственной службы. М., 2002.

24. Калашников Д.В. Предпринимательская и бюрократическая модели управления на региональном уровне власти. – Волгоград, 2005.

25. Карпен У. Государственное управление в правовом государстве: организация сервиса для граждан // Региональное управление. – М., 1993.

26. Кирьянова Е. Менеджмент в государственных структурах: принятие решений в ситуации неопределённости и риска // Управление персоналом. - 1999. - № 4.

  1. Клепцов М.Я. Информационные системы органов государственного управления. - М., 1996.

28. Ковалевски С. Научные основы административного управления. М., 1979.

29. Крикунов Н.Д. Проблемы оценки эффективности разработки и принятия управленческого решения в системе ГМУ // Инновации в системе государственного и местного самоуправления. М., 2000.

30. Кубко Е.Б. Программно-целевая организация государственного управления. М., 1989.

31. Кулагин А.В. Организационное проектирование. В кн.: Технология административной деятельности в органах исполнительной власти. – Волгоград, 1999.

  1. Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. М., 1987.

33. Лобанов В. Административные реформы: вызов и решения // Проблемы теории и практики управления. - 1998. - № 1.

34. Лобанов В. США: модели компетентности руководителей государственных учреждений // Проблемы теории и практики управления. – 1996. - №1.

35. Лытов Б. Административная организация: ресурс отношений // Служба кадров. - 2000. - № 10.

36. Настольная книга работника местного самоуправления. Волгоград, 1997.

37. Новикова В.Ф. Концепция стратегической цели органов самоуправления // Регион. – 2003. - №2.

38. Общий и специальный менеджмент. М., 2000.

39. Орехов А.М. Бюрократия: от традиционного общества к информационному // Социально-политический журнал. – 1996. - №6.

40. Оболонский А.В. Бюрократия и бюрократизм // Государство и право. – 1993. - №12.

41. Оболонский А.В., Рудашевский В.Д. Методология системного исследования проблем государственного управления. М., 1978.

42. Попов Г.Х., Косов Н.С. Программно-целевой метод в управлении и планировании. М., 1980.

43. Петрухина И.А. Новые технологии современного менеджмента в государственной службе // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. - №3.

44. Пригожин А.И. Организационные управленческие патологии // Общественные науки и современность. – 1998. - №3.

45. Проблемы совершенствования государственного управления / Отв. ред. М.И. Пискотин. – М., 1987.

46. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-на-Дону. 1997.

47. Региональные системы: стратегия развития и управления. – М., 1988.

48. Рейни Х.Дж. Анализ и управление в государственных организациях. – М., 2002.

49. Решетников С.О. О концепциях государственного управления // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - №3.

  1. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. – 1995. - №8.

51. Руководитель в аппарате государственного управления. Киев, 1988.

  1. Слепенков И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. М., 1991.

53. Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. М., 2002.

  1. Стратегическое планирование в российских муниципалитетах. М., 2000.
  2. Стратегическое планирование развития города. М., 1999.
  3. Стратегическое управление: регион, город, предприятие. – М., 2004.
  4. Страуссмен Дж. Стратегический государственный менеджмент // Проблемы теории и практики управления. 1996. № 1.
  5. Тамбовцев В.Л., Тихомиров А.А. Организация управления комплексными программами. М., 1982.

59. Технологии административной деятельности в органах исполнительной власти. Волгоград, 1999.

60. Тихомиров Ю.А. Научная организация управления. М., 1980.

  1. Тихомиров Ю.А. Управление делами общества. М., 1984.

62. Трунов И.П. Административная реформа государственного управления // Право и политика. – 2004. - №4.

  1. Урсул А.Д. Государство в стратегии устойчивого развития. М., 2000.

64. Управленческие нововведения в США. М., 1986.

  1. Управление по результатам. – М., 1993.

66. Факторы эффективности функционирования федеральных органов исполнительной власти в регионе. Ростов-н/Д., 2001.

  1. Халиков М. Менеджмент в госслужбе // Государственная служба. – 2002. - №6.
  2. Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. - М., 1993.

69. Чиркин В.Б. Государственное и муниципальное управление. М., 2003.

70. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. – 2002. - №2.

71. Эффективность государственной власти и управления в современной России / Под ред. В.А. Игнатова. – Ростов-на-Дону, 1998.

72. Эффективность и качество управленческой деятельности. Киев, 1985.

73. Юсупов В.А. Научная организация исполнительной власти. – Волгоград, 1998.

74. Яковлев Г.С. Аппарат управления: принципы организации. М., 1974.

75. Янг С. Системное управление организацией. М., 1972.

 

Рекомендации по работе с литературой

 

При подготовке к семинарским занятиям необходимо изучать все рекомендованные источники, как основные, так и дополнительные. При работе со специальной литературой целесообразно:

1. Подбирать источники по каждому вопросу семинара, систематизировать рекомендованную литературу по раскрываемым вопросам.

2. Выявлять главное и второстепенное: выделить основные тезисы, аргументы, выводы, примеры.

3. Конспектировать отобранный материал, либо близко к тексту, с использованием цитат, либо в самостоятельном изложении, с использованием интерпретации.

4. Отмечать/фиксировать собственные мысли – комментарии, выводы, вопросы – возникшие в процессе изучения источников.

Результатом первоначального чтения должен быть простой план текста и четкое представление о неясных местах, отмеченных в книге. После предварительного ознакомления, при повторном чтении следует выделить основные мысли автора и их развитие в произведении, обратить внимание на обоснование отдельных положений, на методы и формы доказательства, наиболее яркие примеры. В ходе этой работы окончательно отбирается материал для записи и определяется ее вид. Квалифицированный читатель владеет тремя ее видами: план, тезисы, конспект.

Из предшествующего изложения ясно, что план есть краткий, последовательный перечень основных мыслей автора. Запись прочитанного в виде тезисов - значит записать опорные мысли текста. Разница между планом и тезисами заключается в следующем: в плане мысль называется (ставь всегда вопрос: о чем говорится?), в тезисах - формулируется - (что именно об этом говорится?). Запись опорных мыслей текста важна, но полного представления о прочитанном на основании подобной записи не составишь. Ведь важно и то, как автор доказывает свою мысль, как убеждает в истинности своих выводов. Так возникает конспект. Форма записи, как мы уже отметили, усложняется в зависимости от целей работы: план - о чем?; тезисы - о чем? что именно?; конспект - о чем? что именно? как?

Конспект есть краткое последовательное изложение содержания. Основу его составляет план, тезисы и выписки. Универсальность конспекта таит в себе весьма большую сложность для использующего этот вид записи. Подводные камни конспектирования: многословие, цитирование не основных, а связующих мыслей, стремление сохранить стилистическую связанность текста в ущерб его логической стройности.

Важно помнить, что приступать к конспектированию необходимо тогда, когда сложились навыки составления записи в виде развернутого подробного плана. Необходимо также заметить, что не всякий текст нуждается в конспектировании. Как правило, запечатлеть в конспекте необходимо особо важную для студента книгу, статью, усвоение которой определяет дальнейшую работу в рамках учебного процесса.

Требования к конспектированию не могут носить канонического, жестко определенного характера, из всех видов записи эта самая свободная, но полезно знать, что основные элементы конспекта обязательно должны в полном объеме фиксировать позицию автора, систему основных утверждений и аргументацию их.

Форма записи при конспектировании требует особого внимания: важно, чтобы собственные утверждения, размышления над прочитанным, четко отделялись при записи. Разумнее выносить свои пометки на широкие поля, записывать на них дополнительные справочные данные, помогающие усвоению текста (дата события, упомянутого авторами; сведения о лице, названном в книге; точное содержание термина и т.п.). Если конспектируется текст внушительного объема, необходимо указывать страницы книги, которые охватывает та или иная часть конспекта.

Для удобства пользования своими записями важно озаглавить крупные части конспекта, подчеркивая заголовки. Следует помнить о назначении красной строки, стремиться к четкой графике записей - уступами, колонками. Излагать главные мысли автора и их систему аргументов - необходимо преимущественно своими словами, перерабатывая таким образом информацию,– так проходит уяснение ее сути. Мысль, фразы, понятые в контексте могут приобрести порой более пространное изложение в записи. Но всегда (и в этом суть конспектирования) текст оригинала свертывается. И, свертывая текст, студент отрабатывает логическое мышление учиться выделять главное и обобщать однотипные суждения, однородные факты. Есть и еще один аргумент в пользу записи своими словами: обобщается письменная речь студента, шлифуется его язык.

Знание общей стратегии чтения, техники составление плана и тезисов определяет и технологию конспектирования

· Внимательно читать текст, попутно отмечая непонятные места, незнакомые термины и понятия. Выписать на поля значение отмеченных понятий.

· При первом чтении текста необходимо составить его простой план, последовательный перечень основных мыслей автора.

· При повторном чтении текста выделять систему доказательств основных положений работы автора.

· Заключительный этап работы с текстом состоит в осмыслении ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

· При конспектировании нужно стремиться выразить мысль автора своими словами, это помогает более глубокому усвоению текста.

· В рамках работы над первоисточником важен умелый отбор цитат. Необходимо учитывать, насколько ярко, оригинально, сжато изложена мысль. Цитировать необходимо те суждения, на которые впоследствии возможна ссылка "как на авторитетное изложение мнения, вывода по тому или иному вопросу.

Волгоградский филиал

Кафедра Менеджмента

Злочевский И.А., к.э.н., доцент

Административный менеджмент

(наименование учебной дисциплины)

Учебно-методический комплекс для студентов специальности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.137 с.)