Основания и пределы ответственности перевозчика по договору перевозки грузов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основания и пределы ответственности перевозчика по договору перевозки грузов.



Виды нарушений обязательства: со стороны перевозчика – просрочка доставки груза, утрата, недостача, повреждение груза.

Форма (мера) ответственности – возмещение убытков за несохранность груза при перевозке, штраф – за просрочку доставки груза.

Предел ответственности перевозчика – ограниченная ответственность: установлена либо в форме возмещения только прямого ущерба или его части, но не упущенной выгоды (за несохранность груза), либо в форме исключительной неустойки (за просрочку его доставки).

Субъективные условия ответственности – перевозчик несет ответственность за несохранность вверенного ему груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 796 ГК). Иные обстоятельства не относятся к освобождающим перевозчика от ответственности.

Эти положения п. 1 ст. 796 ГК РФ в сопоставлении общими началами ответственности (ст. 401 ГК РФ) вызывают в научной литературе споры: согласно одной позиции они рассматриваются как утверждение принципа ответственности перевозчика за вину, согласно другой позиции – как утверждение принципа ответственности перевозчика независимо без вины.

В судебно-арбитражной практике преобладает вторая позиция, основанная на том, что ГК и транспортные уставы и кодексы предусматривают особые начала ответственности перевозчика за несохранность груза при перевозке в отличие от общих начал о виновной ответственности за нарушение обязательств.

НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ: Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;

в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

Субъективные условия ответственности воздушного перевозчика за несохранность перевозимого груза отличаются более высокими требованиями: воздушный перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или таковые меры были невозможными (ст. 118 Воздушного кодекса).

Субъективные условия ответственности морского перевозчика за несохранность перевозимого груза построены на общегражданских началах ответственности по принципу вины (ст. 166 КТМ) и тем самым отличаются от особых начал ответственности перевозчиков.

Субъективные условия ответственности автомобильного перевозчика за несохранность перевозимого груза построены на общегражданских началах ответственности по принципу вины (ст. 36 УАТ и ГНЭТ) и тем самым отличаются от особых начал ответственности перевозчиков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.1.136 (0.004 с.)