Ценности как предмет научного исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценности как предмет научного исследования



Проблема ценностей входит в число «вечных» для различных наук о человеке. При этом каждая из них занимается своим специфическим аспектом этой проблемы. В философии выделяется особая отрасль знания – аксиология – учение о природе ценностей, их связи между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. В социологии ценности рассматриваются в качестве элементов общественного сознания, которые функционируют как нормы для личности. В общей психологии важным является вопрос места и роли ценностей в становлении личности. Предметом изучения социальной психологии является освоение личностью или группой ценностей общества в процессе социализации. Психология развития изучает вопросы онтогенеза ценностей в процессе развития человека и их возрастно-психологическую динамику. В педагогике существует особое направление – ценностное воспитание, целью которого является формирование способности человека к выбору нравственных ценностей, создание нравственных критериев, основанных на гуманистических идеалах.

Сегодня в науке сформулированы основные положения теории ценностей, обоснована роль ценностей в регулировании социального поведения, определены сущность, формы и основные функции ценностного сознания.

Ценностное сознание рассматривается как совокупность устойчивых представлений о различных видах и типах значимости явлений, об их свойствах и качествах. В ценностное сознание входят представления о мере соответствия явлений действительности ценностным критериям, представления о прекрасном, порядочном, полезном.

При определении понятия «ценности» традиционно выделяются следующие основные характеристики.

Во-первых, ценности рассматриваются как специфически соци­альные определения объектов окружающего мира, выявляющие их поло­жительное или отрицательное значение для человека и общества. При этом внешне ценности выступают как свойства предмета или явления. Но они присущи ему не от природы, не в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. По отношению к человеку ценности служат объектами его интересов, выполняют для его сознания роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.

Во-вторых, ценности рассматриваются как некоторые явления общественного сознания, выражающие интересы человека в идеальной форме (понятия добра и зла, справедливости и несправедливости, идеалы, моральные нормативы и принципы). Данные формы сознания не просто описывают какие-то действительные или воображаемые явления реальности, а выносят им оценку, одобряют или осуждают их, требуют их осуществления или устранения, т. е. являются нормативными по своему характеру.

В психологической науке активно изучаются социальные и личные ценности, ценностные ориентации и ценностные представления личности.

Социальные ценности – это идеальное представление о хорошем, желательном, должном, обобщающем опыт совместной жизнедеятельности всех членов определенной социальной группы. У каждой группы свой набор ценностей, они могут в большей или меньшей степени пересекаться между собой – от полного совпадения до полного несовпадения. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как ценность, человек закладывает в себя регуляторы поведения.

Личностные ценности – это ценностные ориентации, которые связывают внутренний мир личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп.

Превращение социальной ценности в личную возможно только тогда, когда человек, переживая ее как свою, вместе с группой включается в практическую реализацию этой общей ценности. Тогда в структуре личности возникает и укореняется личностная ценность – идеальное представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смыслов. Личностными ценностями становятся те личностные смыслы, по отношению к которым человек самоопределился.

В науках о человеке также активно используется понятие «ценностные ориентации» как синоним понятию «система ценностей». Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т.п.). Ценностные ориентации рассматриваются как осознанные, принятые, усвоенные личностью ценности социальных групп.

Основное содержание ценностных ориентацийличности составляют политические, философские, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. Ценностные ориентации обеспечивают устойчивость личности, определенность и последовательность поведения, постоянство взаимоотношений человека с социальным миром, с другими людьми. Ценностные ориентации выступают важнейшим фактором мотивации поведения личности, лежат в основе ее социальных поступков. Ценностные ориентации влияют на процесс личностного выбора. Человек как личность заявляет о себе в том случае, если он самостоятельно выбирает и планирует ответственное поведение, принимает решение на совершение действий, которое получает социальную оценку, заранее принимает на себя ответственность за последствие этих действий.

Ценностные ориентации – это элементы внутренней структуры личности. Они сформированы и закреплены жизненным опытом человека, отграничивают значимое для него от незначимого через принятие или непринятие определенных ценностей.

В диспозиционной структуре личности ценностные ориентации образуют высший (как правило, осознаваемый – в отличие от социальных установок) уровень иерархии предрасположенностей к определенному восприятию условий жизнедеятельности, их оценке и поведению как в актуальной (здесь-и-теперь), так и долгосрочной перспективе. Ценностные ориентации наиболее четко эксплицируются в ситуациях, требующих ответственных решений, влекущих за собой значимые последствия и предопределяющих последующую жизнь человека. Ценностные ориентации обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуры сознания и программы и стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные объекты и виды деятельности и общения как средство достижения целей.

Таким образом, ценностные ориентации – это, прежде всего, предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и готовность вести себя в соответствии с ними.

Ценностные ориентации задают:

· общую направленность интересам и устремлениям личности;

· иерархию индивидуальных предпочтений и образцов;

· целевую и мотивационную программы;

· уровень притязаний и престижных предпочтений;

· представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости;

· меру готовности и решимости к реализации собственного «проекта» жизни.

Ценностные ориентации проявляются и раскрываются через следующие характеристики:

· оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам и т.д.;

· выбор линии поведения в экзистенциально и морально окрашенных ситуациях;

· умение структурировать жизненные ситуации;

· умение принимать решения в проблемных ситуациях и выходить из конфликтов;

· умение задавать и изменять доминанты собственной жизнедеятельности.

Необходимость в подтверждении или переосмысливании систем ценностных ориентаций, преодоления возникающих в них противоречий вызывают, как правило, личностные кризисы. В этих случаях успешность разрешения кризисов и минимизация потерь во многом зависят от степени отрефлексированности, динамизма и открытости ценностных ориентаций. Так, в работах Е.И. Головахи, наглядно показана регулятивная функция осознанных личностных ценностей в ситуации «кризиса нереализованности». Развитие личности предполагает постоянную постановку все новых целей и задач. Если намеченные цели достигнуты и утрачивают побудительную силу, личностные ценности стимулируют постановку новых целей. Однако, этот механизм действует лишь при условии сформированности у личности четкой иерархии ориентаций, когда человек с уверенностью может сказать, что для него является приоритетным в жизни. И, наоборот, несформированность ценностных ориентиров, их конкуренция постоянно порождает ситуацию жизненного выбора, сдерживая процесс личностного развития, самоактуализации.

Непротиворечивость и цельность систем ценностных ориентаций может рассматриваться как показатель устойчивости и автономности личности. Соответственно их противоречивость и «разорванность» – как свидетельство незрелости и маргинальности личности. Это фиксируется через неспособность человека вынести оценку и принять решение (или, наоборот, готовности действовать по раз и навсегда установленному стереотипу), с одной стороны, и расхождение вербального и невербального поведения – с другой.

Структурированность системы ценностей предполагает многоуровневость, иерархическую природу существования, что очень важно для регуляции жизнедеятельности человека. Противоречивая и слабоструктурированная система ценностей может указывать на декларацию ценностей, не включенных в практическую регуляцию деятельности, и, в конечном итоге, на низкий уровень смысловой регуляции. Вместе с тем, регулирующей функцией ценности обладают только в случае адекватной осознанности ценностей в их иерархии, что, в свою очередь, определяется наличием ясной и четкой структурированности личностных ценностей, а также достаточно развитым уровнем рефлексии.

В сознании любого человека наряду с ценностными ориентациями присутствуют и различные ценностные представления. К ним относятся ценностные стереотипы, которые отражают ожидания, предъявляемые человеку теми или иными социальными группами или обществом в целом и осознаваемые им. В качестве еще одной категории ценностных представлений выступают ценностные идеалы. Смысл этого понятия состоит в том, что человек является не пассивным объектом собственной ценностной регуляции, а субъектом, который способен оценивать собственные ценности и проектировать в воображении собственное движение к ценностям, отличающимся от сегодняшних. Ценностные идеалы, иерархия которых характеризует ценность для человека самих личностных ценностей в отвлечении от образа своего «Я», выступают как идеальные конечные ориентиры развития ценностей субъекта. Ценностная перспектива отражает представления человека о своих ценностях в конкретном будущем (через 5, 10, 20 лет) и является своеобразной промежуточной точкой между ценностными ориентациями и ценностными идеалами. Существует и ценностная ретроспектива – представления субъекта о своих ценностях какое-то время тому назад. В категорию ценностных представлений входят также представления о системах ценностей конкретных людей, будь то политические лидеры или просто знакомые.

Некоторыми исследователями в качестве отдельного вида деятельности выделяется ценностно-ориентационная деятельность (М.С. Каган). Это оценочная деятельность, в процессе которой происходит оценка значимости тех или иных объектов, явлений, событий, исходя из потребностей и интересов, идеалов и устремлений субъекта. В результате ценностно-ориентационной деятельности объект, явление, событие становится для субъекта ценностью, т.е. приобретает определенное человеческое, социальное или культурное значение. Ценностно-ориентационная деятельность, как и познание, имеет духовный характер, но представляет собой специфическую форму отражения субъектом объекта. Своеобразие ее состоит в том, что она устанавливает отношение не между объектами, а между объектом и субъектом, то есть дает не чисто объективную, а субъективную информацию, информацию о ценностях, а не о сущностях.

Таким образом, ценности – это внеситуативные, устойчивые образования, имеющие иерархическую структуру и отраженные в сознании человека в форме ценностных ориентаций. Личностные ценности в качестве «модели должного» ориентируют личность, определяя главные и постоянные отношения человека к основным сферам его жизни. Представляя высший уровень смысловой регуляции жизнедеятельности, личностные ценности придают смысл и направление жизненной активности личности.

Проблематика системы ценностей требует своего существенного переосмысления в условиях современных динамичных социальных систем, предполагающих одновременное самоопределение человека в разных локусах культурного пространства, подчиняющихся разным культурным нормам и задаваемых, соответственно, разными ценностями, далеко не всегда согласующимися между собой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.4.206 (0.014 с.)