Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ценности как предмет научного исследования
Проблема ценностей входит в число «вечных» для различных наук о человеке. При этом каждая из них занимается своим специфическим аспектом этой проблемы. В философии выделяется особая отрасль знания – аксиология – учение о природе ценностей, их связи между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. В социологии ценности рассматриваются в качестве элементов общественного сознания, которые функционируют как нормы для личности. В общей психологии важным является вопрос места и роли ценностей в становлении личности. Предметом изучения социальной психологии является освоение личностью или группой ценностей общества в процессе социализации. Психология развития изучает вопросы онтогенеза ценностей в процессе развития человека и их возрастно-психологическую динамику. В педагогике существует особое направление – ценностное воспитание, целью которого является формирование способности человека к выбору нравственных ценностей, создание нравственных критериев, основанных на гуманистических идеалах. Сегодня в науке сформулированы основные положения теории ценностей, обоснована роль ценностей в регулировании социального поведения, определены сущность, формы и основные функции ценностного сознания. Ценностное сознание рассматривается как совокупность устойчивых представлений о различных видах и типах значимости явлений, об их свойствах и качествах. В ценностное сознание входят представления о мере соответствия явлений действительности ценностным критериям, представления о прекрасном, порядочном, полезном. При определении понятия «ценности» традиционно выделяются следующие основные характеристики. Во-первых, ценности рассматриваются как специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. При этом внешне ценности выступают как свойства предмета или явления. Но они присущи ему не от природы, не в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. По отношению к человеку ценности служат объектами его интересов, выполняют для его сознания роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.
Во-вторых, ценности рассматриваются как некоторые явления общественного сознания, выражающие интересы человека в идеальной форме (понятия добра и зла, справедливости и несправедливости, идеалы, моральные нормативы и принципы). Данные формы сознания не просто описывают какие-то действительные или воображаемые явления реальности, а выносят им оценку, одобряют или осуждают их, требуют их осуществления или устранения, т. е. являются нормативными по своему характеру. В психологической науке активно изучаются социальные и личные ценности, ценностные ориентации и ценностные представления личности. Социальные ценности – это идеальное представление о хорошем, желательном, должном, обобщающем опыт совместной жизнедеятельности всех членов определенной социальной группы. У каждой группы свой набор ценностей, они могут в большей или меньшей степени пересекаться между собой – от полного совпадения до полного несовпадения. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как ценность, человек закладывает в себя регуляторы поведения. Личностные ценности – это ценностные ориентации, которые связывают внутренний мир личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп. Превращение социальной ценности в личную возможно только тогда, когда человек, переживая ее как свою, вместе с группой включается в практическую реализацию этой общей ценности. Тогда в структуре личности возникает и укореняется личностная ценность – идеальное представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смыслов. Личностными ценностями становятся те личностные смыслы, по отношению к которым человек самоопределился. В науках о человеке также активно используется понятие «ценностные ориентации» как синоним понятию «система ценностей». Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т.п.). Ценностные ориентации рассматриваются как осознанные, принятые, усвоенные личностью ценности социальных групп.
Основное содержание ценностных ориентацийличности составляют политические, философские, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. Ценностные ориентации обеспечивают устойчивость личности, определенность и последовательность поведения, постоянство взаимоотношений человека с социальным миром, с другими людьми. Ценностные ориентации выступают важнейшим фактором мотивации поведения личности, лежат в основе ее социальных поступков. Ценностные ориентации влияют на процесс личностного выбора. Человек как личность заявляет о себе в том случае, если он самостоятельно выбирает и планирует ответственное поведение, принимает решение на совершение действий, которое получает социальную оценку, заранее принимает на себя ответственность за последствие этих действий. Ценностные ориентации – это элементы внутренней структуры личности. Они сформированы и закреплены жизненным опытом человека, отграничивают значимое для него от незначимого через принятие или непринятие определенных ценностей. В диспозиционной структуре личности ценностные ориентации образуют высший (как правило, осознаваемый – в отличие от социальных установок) уровень иерархии предрасположенностей к определенному восприятию условий жизнедеятельности, их оценке и поведению как в актуальной (здесь-и-теперь), так и долгосрочной перспективе. Ценностные ориентации наиболее четко эксплицируются в ситуациях, требующих ответственных решений, влекущих за собой значимые последствия и предопределяющих последующую жизнь человека. Ценностные ориентации обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуры сознания и программы и стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные объекты и виды деятельности и общения как средство достижения целей. Таким образом, ценностные ориентации – это, прежде всего, предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и готовность вести себя в соответствии с ними. Ценностные ориентации задают: · общую направленность интересам и устремлениям личности; · иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; · целевую и мотивационную программы; · уровень притязаний и престижных предпочтений; · представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; · меру готовности и решимости к реализации собственного «проекта» жизни. Ценностные ориентации проявляются и раскрываются через следующие характеристики: · оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам и т.д.; · выбор линии поведения в экзистенциально и морально окрашенных ситуациях; · умение структурировать жизненные ситуации; · умение принимать решения в проблемных ситуациях и выходить из конфликтов; · умение задавать и изменять доминанты собственной жизнедеятельности. Необходимость в подтверждении или переосмысливании систем ценностных ориентаций, преодоления возникающих в них противоречий вызывают, как правило, личностные кризисы. В этих случаях успешность разрешения кризисов и минимизация потерь во многом зависят от степени отрефлексированности, динамизма и открытости ценностных ориентаций. Так, в работах Е.И. Головахи, наглядно показана регулятивная функция осознанных личностных ценностей в ситуации «кризиса нереализованности». Развитие личности предполагает постоянную постановку все новых целей и задач. Если намеченные цели достигнуты и утрачивают побудительную силу, личностные ценности стимулируют постановку новых целей. Однако, этот механизм действует лишь при условии сформированности у личности четкой иерархии ориентаций, когда человек с уверенностью может сказать, что для него является приоритетным в жизни. И, наоборот, несформированность ценностных ориентиров, их конкуренция постоянно порождает ситуацию жизненного выбора, сдерживая процесс личностного развития, самоактуализации.
Непротиворечивость и цельность систем ценностных ориентаций может рассматриваться как показатель устойчивости и автономности личности. Соответственно их противоречивость и «разорванность» – как свидетельство незрелости и маргинальности личности. Это фиксируется через неспособность человека вынести оценку и принять решение (или, наоборот, готовности действовать по раз и навсегда установленному стереотипу), с одной стороны, и расхождение вербального и невербального поведения – с другой. Структурированность системы ценностей предполагает многоуровневость, иерархическую природу существования, что очень важно для регуляции жизнедеятельности человека. Противоречивая и слабоструктурированная система ценностей может указывать на декларацию ценностей, не включенных в практическую регуляцию деятельности, и, в конечном итоге, на низкий уровень смысловой регуляции. Вместе с тем, регулирующей функцией ценности обладают только в случае адекватной осознанности ценностей в их иерархии, что, в свою очередь, определяется наличием ясной и четкой структурированности личностных ценностей, а также достаточно развитым уровнем рефлексии. В сознании любого человека наряду с ценностными ориентациями присутствуют и различные ценностные представления. К ним относятся ценностные стереотипы, которые отражают ожидания, предъявляемые человеку теми или иными социальными группами или обществом в целом и осознаваемые им. В качестве еще одной категории ценностных представлений выступают ценностные идеалы. Смысл этого понятия состоит в том, что человек является не пассивным объектом собственной ценностной регуляции, а субъектом, который способен оценивать собственные ценности и проектировать в воображении собственное движение к ценностям, отличающимся от сегодняшних. Ценностные идеалы, иерархия которых характеризует ценность для человека самих личностных ценностей в отвлечении от образа своего «Я», выступают как идеальные конечные ориентиры развития ценностей субъекта. Ценностная перспектива отражает представления человека о своих ценностях в конкретном будущем (через 5, 10, 20 лет) и является своеобразной промежуточной точкой между ценностными ориентациями и ценностными идеалами. Существует и ценностная ретроспектива – представления субъекта о своих ценностях какое-то время тому назад. В категорию ценностных представлений входят также представления о системах ценностей конкретных людей, будь то политические лидеры или просто знакомые.
Некоторыми исследователями в качестве отдельного вида деятельности выделяется ценностно-ориентационная деятельность (М.С. Каган). Это оценочная деятельность, в процессе которой происходит оценка значимости тех или иных объектов, явлений, событий, исходя из потребностей и интересов, идеалов и устремлений субъекта. В результате ценностно-ориентационной деятельности объект, явление, событие становится для субъекта ценностью, т.е. приобретает определенное человеческое, социальное или культурное значение. Ценностно-ориентационная деятельность, как и познание, имеет духовный характер, но представляет собой специфическую форму отражения субъектом объекта. Своеобразие ее состоит в том, что она устанавливает отношение не между объектами, а между объектом и субъектом, то есть дает не чисто объективную, а субъективную информацию, информацию о ценностях, а не о сущностях. Таким образом, ценности – это внеситуативные, устойчивые образования, имеющие иерархическую структуру и отраженные в сознании человека в форме ценностных ориентаций. Личностные ценности в качестве «модели должного» ориентируют личность, определяя главные и постоянные отношения человека к основным сферам его жизни. Представляя высший уровень смысловой регуляции жизнедеятельности, личностные ценности придают смысл и направление жизненной активности личности. Проблематика системы ценностей требует своего существенного переосмысления в условиях современных динамичных социальных систем, предполагающих одновременное самоопределение человека в разных локусах культурного пространства, подчиняющихся разным культурным нормам и задаваемых, соответственно, разными ценностями, далеко не всегда согласующимися между собой.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.4.206 (0.014 с.) |