Середины XVI – конца XVII века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Середины XVI – конца XVII века



1. Кто являлся представителем княжеской администрации и возглавлял различные местности в период расширения Московского княжества в XIV–XVI вв.?

Городами и пригородными станами управляли наместники великого князя из бояр (кормленщики), а сельскими волостями – волостели из более мелких феодалов. Они осуществляли административно-полицейские, судебные, военные функции, руководили служилыми людьми в городах. За свое управление наместники и волостели не получали жалования от великого князя, а брали с местного населения «корм». Такая система организации местных органов управления вошла в историю как «система кормления».

 

2. Какие две реформы местного самоуправления были проведены в 50-е годы XVI века?

Губная и земская реформы.

3. Что такое «губа»?

Губа – административный округ, который охватывал, как правило, целый уезд.

 

4. Чем занимались губные органы управления?

Жители уезда собирались на общий всеуездный съезд, где избирали губного старосту. При губном старосте состояли целовальники (не более четырех человек), документы вел губной дьяк. Все они составляли губную избу.

Вначале губные органы занимались сыском разбойников, но постепенно их компетенция расширилась. Губным старостам и целовальникам была передана часть судебно-административных дел кормленщиков (уголовные дела и полиция), затем к их ведению были отнесены дела о воровстве, следствие, заведование тюрьмами, регистрация приезжих и проезжих людей и т.п.

 

5. Какие были функции земских органов управления на Руси в XVI веке?

На земские власти возлагались следующие функции: 1) раскладка, сбор и доставка податей с ответственностью за их недобор; 2) суд по «черным» делам (гражданские и мелкие уголовные дела).

 

6. Закончите фразу. Земские избы осуществляли ____ финансово-налоговые _______

функции, а губные избы – ____ полицейско-судебные ____ функции.

 

7. Где закреплялись компетенции местных органов управления XVI века?

Компетенция этих органов закреплялась в губных грамотах и земских уставных грамотах, подписываемых царем.

8. Кто контролировал деятельность органов местного самоуправления?

Деятельность органов местного самоуправления контролировалась различными государственными отраслевыми приказами, число которых постоянно возрастало.

 

9. Заполните пропуски. В самом общем смысле под местным самоуправлением в то время понимали _______ функционирование местного сообщества ______ при наличии таких признаков, как ___ выборность органов и должностных лиц, совместное решение своих дел, возможность принятия решений в пользу сообщества.

 

10. Когда и почему были прерваны губная и земская реформы?

В середине 1560-х гг. реформы были прерваны, так как Иван IV перешел к новой политике – политике опричного террора, и установил зависимость местных органов от центральной власти.

 

11. Чем было вызвано сужение компетенции органов местного самоуправления в XVII в.?

Существенное сужение компетенции органов местного самоуправления было вызвано проводимой унификацией управленческих структур, которая была необходима в связи с расширением территории страны. В это время начался процесс формирования местных государственных учреждений, которые существовали в городах одновременно с местными учреждениями другого типа (таможнями, губными и земскими избами). Упраздняется должность губного старосты, его функции выполняли воеводы.

 

12. Можно ли считать земские соборы органами местного управления? В чем отличие земских соборов от вечевых сходов, имевших место в боярских республиках?

Нет, так как присущие вече элементы демократизма были заменены началами сословного представительства. Земские соборы были совещательными органами при царе, на них не происходило решение вопросов путем голосования, в основном здесь выслушивались указания центральной власти, а затем выборные от земель должны были донести важные указания до сведения жителей конкретных земель и, кроме того, в вечевых сходах участвовали представители всех сословий города, а в земских соборах могли принимать участие только представители высших сословий и за редким исключением – представители простых людей, как это произошло при выборах главы новой династии в 1613 году.

 

Тема 4. Местные государственные учреждения в период реформ Петра I

1. Какие преобразования Петра I способствовали развитию местного самоуправления?

1) образование губерний, провинций и дистриктов (уездов); 2) создание городских магистратов; 3) закрепление за каждым городом права самостоятельно распоряжаться городской землей; 4) передача управления общинами самим общинам.

 

2. Каким образом реформы Петра I ограничивали компетенцию местных органов?

Петр I принял меры, ограничивающие компетенцию местных органов: установление опеки приказной администрации над общинами, ликвидация губного самоуправления в уездах и т.д. Реформа местного самоуправления превращала всех должностных лиц местного самоуправления в чиновников, руководствовавшихся общегосударственными законами и интересами.

 

3. Как можно объяснить противоречивость петровских преобразований в области местного самоуправления?

Необходимо было решить задачу создания целостного государства с достаточно эффективной системой управления (регулярного государства), отвечающей требованиям политической элиты того времени.

 

4. Какие изменения коснулись управления городов?

В 1699 г. был издан указ о самоуправлении городов и выборах бургомистров (другое название – бурмистры). Т.о., большинство русских городов выводилось из подчинения воевод и управление ими передавалось избираемым посадским населением бургомистрам (бурмистрам)

В Москве была учреждена Бургомистерская (Бурмистерская) палата, или Ратуша, которой подчинялись избранные местные бургомистры, ведавшие сбором налогов и управлением в городах. Управление в других в других городах осуществлялось земскими избами с выбранными бургомистрами.

 

5. Какие должностные лица были введены в городах и каковы были их функции?

Бургомистры, которые ведали сбором и доставкой в Москву всех государственных налогов, сборов и пошлин, а также управлением в городах.

 

6. Какие административные преобразования произошли с проведением первой губернской реформы (1708 г.)?

Государство было поделено на восемь губерний. Губернии первоначально делились на уезды с, но поскольку губернская канцелярия не справлялась с множеством уездов, то вскоре была введена промежуточная административная единица – провинция. Т.е. была введена трехуровневая система управления на местах: губерния – провинция – уезд.

 

7. Заполните пропуски. Во главе губерний стояли ___ губернаторы___, а промежуточную административную единицу – ___ провинцию__ __– возглавлял ___ обер-комендант (воевода) _.

__ Провинции __ делились на «доли» во главе с _ ландратом __. Спустя некоторое время на смену «долям» пришли «__ дистрикты (уезды) __», в каждом из которых находилось не менее 2 тыс. дворов.

8. Какой характер носила местная власть при Петре I?

Сословный характер. (Система местного управления при Петре I сочетала в себе три основных начала – бюрократическое (губернатор и губернское правление), сословное (выборные дворянские органы) и земское.)

 

9. В провинции основными административными звеньями были (указать административные должности и их функции):

1) комендант, осуществляющий общее руководство;

2) камерир, организующий сбор налогов;

3) рентмейстер, возглавляющий местное казначейство (рентерею).

 

 

10. Заполните пропуски. Земские комиссары отвечали за __ сбор налогов__ и выполняли ____ полицейские функции___.

11. В чем заключалось значение петровской реформы местных органов власти?

1) была создана стройная система органов управления на местах с четко определенными функциями;

2) новые местные государственные учреждения имели коллегиальный характер;

3) местные чиновники не имели права использовать власть в корыстных целях, а обязаны были служить обществу и государству.

При этом не следует преувеличивать значение самоуправленческого начала в системе петровской администрации. Во-первых, потому, что развитие самоуправления предполагает наличие элементов гражданского общества и демократии, что невозможно было в условиях расцвета крепостничества в стране. Во-вторых, сформировавшаяся при Петре I модель управления государством мало способствовала развитию демократических элементов в виде местного самоуправления, поскольку преобладали абсолютистские военно-бюрократические методы управления, и централизм не собирался уступать свои позиции общественному самоуправлению.

12. В чем были недостатки первой губернской реформы (1719 г.)?

Неэффективное трехуровневое управление.

 

13. Каковы были основные положения второй губернской реформы?

Губернии были сохранены, но разделены на 50 провинций, они стали основными административно-территориальными единицами, возглавлялись воеводами. Тогда же была предпринята попытка создать в провинциях независимый от исполнительной власти суд. В ведении провинциальных судов были гражданские и уголовные дела всех сельских жителей (исключая монастырских крестьян), а также горожан, не входящих в посад.

 

14.Как стали называться должностные лица, возглавившие провинции и уезды по второй губернской реформе? Был вопрос 19!!!

Провинции возглавлялись воеводами, а уезды – земскими комиссарами, на них возлагалось все финансовое и

полицейское управление.

14. Когда был учрежден Главный магистрат и каковы были его функции?

В 1720 г. на правах коллегии был создан Главный магистрат и утверждены городовые магистраты во всех губерниях и провинциях.

Главный магистрат возглавлял местные органы городского самоуправления всей страны и осуществлял следующие функции:

1) создавал магистраты на местах,

2) организовывал проведение в них выборов,

3) осуществлял надзор за исполнением магистратами административно-полицейских обязанностей,

4) охранял сословные привилегии горожан,

5) способствовал развитию торговли и ремесел,

6) рассматривал апелляции на судебные решения городских магистратов и т.п.

 

15. Заполните пропуски. __ Городские магистраты __ представляли собой сословные органы, которые избирались на _ посадских сходах _____ и наделялись достаточно широкой компетенцией в _ хозяйственной, полицейской _ и судебной деятельности. Кроме того, на них возлагались обязанности посылать в Петербург и Главный магистрат: 1)чертежи о положении тех городов, «которые при морях и при больших реках лежат»; 2) описание, в каком состоянии «оные города обретаются, какие здесь промыслы имеются, откуда товары прибывают и куда отправляются»; 3) подробное описание всех жителей в городах, «кто какой промысел имеет».

Магистраты состояли из выборных бургомистров (бурмистров) и ратманов, которые контролировали сбор налогов, осуществляли полицейские функции, обеспечивали благоустройство и безопасность городов, ведали созданием школ, богаделен, госпиталей. См. вопрос 16!!!

16. Назовите основные функции городских магистратов после того, как они были уточнены и расширены?

1) учет дворов и проживающего в них населения;

2) раскладка прямых и косвенных налогов и повинностей;

3) организация выборов старшин и старост;

4) открытие новых и поддержка старых мануфактур;

5) содействие развитию ремесла, торговли, городского хозяйства;

6) организация граждан в гильдии и цеха, т.е. под их началом находилось цеховое управление, возглавляемое избираемыми из цеховых мастеров старшинами (альдерманами);

7) размещение войск на постой;

8) благоустройство;

9) открытие школ, богаделен, госпиталей;

10) поддержание общественного порядка;

11) осуществление противопожарных мероприятий;

12) наблюдение за санитарным состоянием города;

13) контроль за правильностью мер и весов;

14) борьба с нищенством и т.п.

 

17. На какие категории делилось городское население? Кто к ним относился и каковы были их права?

Регламент Главного магистрата подробно определял права и обязанности городского населения, которое делилось на две категории: граждан «регулярных» и «нерегулярных».

В свою очередь «регулярные» граждане подразделялись на две гильдии. В первую входила наиболее богатая часть горожан: банкиры, знатные купцы, которые имеют отъезжие большие торги и которые разными товарами в рядах торгуют, городские доктора, аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живописцы и ученые. Вторую гильдию составляли мелкие купцы и ремесленники. Каждая гильдия выбирала по одному старосте с помощниками. В выборах городских магистратов могли участвовать только «регулярные» граждане. Регулярные граждане освобождались также от рекрутской повинности.

Ко второй категории («нерегулярных») граждан относились «все подлые люди, обретающиеся в наймах, в черных работах и тем подобные», которые не вправе были принимать участие в выборах. «Нерегулярные» избирали своих старост, которые должны были представлять их интересы в магистрате.

18. Закончите фразу. Характерной чертой городского самоуправления в этот период был его ___ узкосословныйхарактер ______.

20. Закончите фразу. В реформировании системы местной власти особенно отчетливо проявилось стремление Петра I привлечь к делам управления ___ местное дворянство___.

 

21. Почему органы местной власти при Петре I, быстро превращались в бюрократический придаток разрастающегося государственного механизма?

Должностные лица, избираемые в органы местного самоуправления, реальной властью не обладали. Они выполняли в основном государственную службу и повинности на местах. Органы местной власти, спонтанно создававшиеся, на практике были лишены действительной самостоятельности и не имели корней в местном населении, а потому быстро превращались бюрократический придаток разрастающегося государственного механизма. В результате власть на местах все больше сосредотачивалась в руках губернаторов. Трудности осуществления реформы местного самоуправления были связаны также с отсутствием его общей стратегии, последовательности и планомерности.

Абсолютистское государство стремилось регламентировать все стороны жизни общества, подчинить их влиянию центральной власти. С одной стороны, преобразования Петра I приобщали население к управлению, с другой стороны, перенесение иноземных полицейских форм управления на русскую почву приводило к усилению государственного вмешательства в жизнь общества. На практике органы местного самоуправления трансформировались в бюрократический придаток государственного аппарата, а выборные должностные лица выполняли в основном государственные функции.

22. Чем закончились попытки Петра I привлечь к делам управления местное дворянство?

Попытка активизации роли дворянства на местах вела к расширению его служебных обязанностей, что вызывалонедовольство самого дворянства. Дворяне и горожане воспринимали органы местного самоуправления не как представителей своих сословных интересов, а как место отбывания очередных государственных повинностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.034 с.)