Степень (квалификация) – бакалавр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Степень (квалификация) – бакалавр



СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Москва 2012

Рабочая тетрадь подготовлена профессором кафедры теории и методологии социальной работы, д.ф.н. Медведевой Галиной Павловной.

 

 

рЕЦЕНЗЕНТЫ:

 

Д.И.Н., ПРОФЕССОР т.е. дЕМИДОВА

к.псх.Н., доцент с.н. козЛовская

 

 

Рабочая тетрадь утверждена на заседании кафедры теории и методологии социальной работы факультета социальной работы, педагогики и ювенологии. Протокол № __ от «___» _________ 2011 г.

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

 

 

Рабочая тетрадь является неотъемлемой составляющей учебно-методического комплекса и может быть использована как в самостоятельной работе студентов, так и в процессе практических занятий по учебной дисциплине «Деонтология социальной работы» и в ходе итогового контроля знаний по данной дисциплине. Она содержит различные задания и вопросы для контроля знаний по всему учебному курсу и может использоваться как в составе базового учебника, так и самостоятельно, при использовании в качестве базовых учебных пособий и иных изданий.

Использование рабочей тетради направлено как на развитие у студентов навыков самостоятельного изучения учебного материала, усвоение и проработку каждым студентом теоретических понятий курса, выработку навыков практического разрешения проблемных ситуаций, овладение основными способами решения деонтологических проблем, возникающих в практике социальной работы. Одновременно использование рабочей тетради способствует развитию навыков самоконтроля полученных знаний.

Самостоятельное выполнение в рабочей тетради предложенных заданий позволяет студентам: закрепить, систематизировать и углубить основные деонтологические аспекты проблем взаимодействия с клиентами и коллегами, представителями внешних организаций и т.п.: - выявить их установить пределы долженствования и ответственности, определить круг обязанностей, практически руководствоваться в деятельности деонтологтческими принципами. Студенты закрепляют навыки работы с этико-философской литературой, (поиск информации, классификация источников, обработка информации, работа с электронными источниками), осуществлять деонтологический анализ ситуации, отношений, действий, вырабатывать решения деонтологических конфликтов и т.п.

Организация самостоятельной и аудиторной работы с применением рабочей тетради способствует лучшему усвоению материала и накоплению студентами научного, учебного и методического материала, необходимого для дальнейшей профессиональной деятельности.

Рабочая тетрадь может быть полезна не только для студентов всех форм обучения, но и для социальных работников – практиков, желающих повысить свою квалификацию в области деонтологии социальной работы.

Главы и параграфы, представленные в рабочей тетради, полностью соответствуют по названию и содержанию главам и параграфам данного учебника. Разделы «Вопросы для самоконтроля» заполняются студентом и затем самостоятельно сверяются им с текстом соответствующих глав и параграфов учебника или конспектов лекций. «Контрольные задания» могут быть предложены преподавателем в процессе аудиторной работы на практических занятиях как формы контроля знаний или как итоговые формы контроля на зачете по дисциплине.

Порядок использования рабочей тетради:

В процессе лекционных занятий: прослушав лекцию, попробуйте самостоятельно ответить на вопросы, дать определения и т.п. и затем скорректируйте запись, сверив ее с записью в конспекте лекции.

В процессе самостоятельной работы: прочитав заданный для самостоятельного изучения параграф учебника или в процессе подготовки к соответствующему семинарскому занятию, самостоятельно ответьте на вопросы одноименного параграфа рабочей тетради и скорректируйте ответы в соответствии с материалом учебника.

В процессе выполнения контрольной работы в аудитории или дома: выполните задание и сдайте на проверку.

 

 

Раздел 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕОНТОЛОГИИ

 

Тема 1. Проблемы долга и ответственности в исторических этических учениях

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Укажите истоки долженствования в человеческой жизнедеятельности:

Общественная мораль, собственная совесть человека, обычай.

2. Покажите особенности долженствования в рамках соблюдения обычаев:

Эта форма долженствования заключается в соблюдение традиционных форм поведения в стандартных условиях. Эта одна из наиболее древних форм долженствования, типичная для мифологического сознания.

3. Раскройте особенности понимания долга в античный период:

Особое внимание уделялось тем областям деятельности и ситуациям, в которых присутствовала объективная необходимость предпочтения общественных интересов частным, т.е. где от выбора личностью поступков зависело не только ее собственное благополучие, но и благополучие окружающих, всего общества (сообщества). поведению Аристотель трактует как долг личности перед обществом. При этом он исходит из того, что обычай формируется как многократно апробированная, положительно зарекомендовавшая себя и поэтому ставшая социально одобряемой и привычной (обычной) форма поведения.

4. Раскройте специфику долга и ответственности в работах средневековых философов:

В рамках Средневековой философии долг и ответственность рассматривались, прежде всего, перед Богом. Все Должное от Бога. Следование долгу в этот период было прямым следствием веры в бога. Должно следовать воли Бога и его заповедям. Ответственность тоже перед Богом: Рай или Ад.

5. Раскройте основные подходы к пониманию долга в Новое время:

В Новое время основные подходы к понимаю долга заложили Кант, Бентами и Гегель, о них ниже.

6. Раскройте (по возможности подробно) место и роль долга в детерминации поведения:

Долг – сложный механизм регуляции человеческой деятельности, сложен он скрытостью мотивов поведения. Мы никогда не можем говорить точно, поступает ли человек, исходя из чувства долга или ради некой выгоды. В основе долге лежит прежде всего осознание человек необходимости того или иного поведения. Следование долг – это всегда личный выбор человека. Долг – это то, что толкает человека к деятельности, которая ему не нравится, но необходима.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Изложите основные деонтологические идеи И. Бентама:

Сам термин деонтология был введен Иеремия Бентамом. В своем учение он говорил о том, что каждый человек стремится в своей жизни получить максимум удовольствий и минимум страданий. В основание счастья лежит польза. Должное поведение по Бентами –

Это поведение, приносящее максимальную пользу максимальному числу людей.

2. Изложите основные деонтологические идеи И. Канта:

Основные мысли Иммануила Канта:

«делай высшее возможное в мире благо своей конечной целью»

«поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» «… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Кант вводит понятие максим, как личных правил поведения и Императивов, как всеобщих законов.

3. Изложите основные деонтологические идеи Г.В.Ф. Гегеля:

У Г.В.Ф. Гегеля в качестве долга для личности выступает добро в себе и для себя, поскольку человек должен иметь понимание добра, сделать его своим намерением и осуществлять в своей деятельности.

Моральный долг, по Гегелю, предполагает обязанности: "Право оставляет умонастроению полную свободу. Моральность же преимущественно касается умонастроения и требует, чтобы поступок совершался из уважения к долгу. Следовательно, и соответствующий праву образ действий морален, если побудительной причиной последнего является уважение к праву"

4. Раскройте (по возможности подробно) место и роль долженствования в жизнедеятельности человека и общества

Современное общество прошло длинный путь развития от первобытности и варварства до 21 века и цивилизации, мы не верим в мифы, мало кто в Бога, законодательство хоть и прописывает модели поведения, но, к счастью, по большей мере не касается частной жизни. В таких условиях возникает необходимость регулировать частную жизни и частные контакты. Таким регулятором выступает долженствование. Долг выступает мотиватором к общественно полезной деятельности, принуждает человека поступиться своими частными интересами, для общего блага.

Литература.

Медведева Г.П. Деонтология социальной работы. – М.: «Академия», 2011,

 

 

Тема 2. Долг и ответственность в современных этических учениях

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Раскройте основные деонтологические идеи этики марксизма:

В марксистской этике вопросы долга впервые поставлены на научную основу: проблема Д. рассматривается как часть общего вопроса о происхождении и обосновании требований нравственности. Требования коммунистической нравственности исходят из того, что исторической необходимостью дальнейшего развития человечества является переход к бесклассовому об-ву. Д. каждого отдельного человека в социалистическом об-ве, основывающийся в конечном итоге на этой исторической необходимости, принимает бесконечно разнообразные формы в зависимости от социальных обстоятельств и жизненных ситуаций, в к-рые данный человек попадает. Исходя из этого же, марксизм решает и вопрос о том, кто правомочен определять содержание морального Д. Общие нравственные требования способно вырабатывать лишь об-во в целом на основе коллективного опыта масс. Задача же решения моральной проблемы применительно к той или иной конкретной ситуации в осн. возлагается на того, кто эти требования выполняет, т. е. на каждого члена об-ва

2. Раскройте основные подходы к определению долга и ответственности в этике постмодернизма. Дайте определение теории социальной работы:

«Постмодернистское освобождение» ассоциируется с наступлением эпохи «после-долга» (apres-devoir), эпохи «минималистской» морали, когда в условиях недееспособности заповедей и абсолютных обязательств единственным предписанием, обладающим универсальной силой, становится лозунг «Никаких эксцессов!», выдвигаемый на фоне предельного индивидуализма и стремления к добропорядочной жизни, ограничиваемого лишь требованием окрашенной индифферентностью терпимости (Ж.Липовецки). Такое прославление вновь обретенной свободы (от долга) вызывает законное недоумение у тех, кто не привык принимать синдром за причину и наделять эффект объяснительной силой. Неудивительно, что попытка разобраться в существе постмодернистской этики с неизбежностью ставит исследователя в критическую позицию.Теория социальной работы - это наука о закономерностях и прин-ципах функционирования и развития конкретных социальных процессов, их динамики под влиянием психолого-педагогических управленческих факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.

3. Опишите место и роль долга и ответственности в этике экзистенциализма и неопрагматизма:

С. Кьеркегору (1813-1855) принадлежит сам термин "экзистенция", давший название всему направлению. Экзистенция, по Кьеркегору, это сугубо индивидуальное, неповторимое личностное бытие, заинтересованность в котором составляет основной долг человека: он должен хранить свою экзистенцию, сделав радикальный выбор в пользу этического существования (где главным является различение добра и зла и сознательное следование добру), и тем самым оценить непреходящее, абсолютное значение своей личности и индивидуального выбора, независимых от социально-культурных и исторических обстоятельств. Сартр выступает против морали долга. Долг для него - попытка ограничить или даже вовсе снять творческий элемент в индивидуальном действии. Выражение "он только выполнил свой долг" весьма показательно, оно обесценивает человеческое действие, ибо заранее его определяет. Мораль долга - порождение абстрактной, универсалистской морали, и как таковая она является консервативной и даже охранительной, всегда стремящейся к поддержанию status quo. Она направлена против человека, источника сомнения, протеста и творчества нового, она представляет собой отчуждение человеческой свободы, она, наконец, "делает человека несущественным". Поэтому в социальной жизни мы всегда находимся в ситуации отчуждения ("общество - это тотальность без меня"), "я" растворяется в безличном "on".

4. Дайте определение деонтологии как философской науки:

ДЕОНТОЛОГИЯ (от греч. δέον, родительный падеж δέοντος — долг, обязанность и λόγος — слово, учение) — наука или учение о должном. Термин впервые употреблен Бентамом в качестве синонима научной этики в целом (“Деонтология, или Наука о морали”. Deontology or The Science of morality, v. 1—2, 1834), однако впоследствии он приобрел более узкое и специальное значение, точнее отвечающее его этимологии. В современной философии деонтология обычно трактуется как этика долга, отличная от этики добра, или аксилогии.

5. Определите объект и предмет деонтологии, ее цели и задачи:

Объект долг и должное поведение индивида.

6. Обоснуйте (по возможности подробно) влияние мировоззрения на долженствование личности:

Мировоззрение человека имеет огромное влияние на его долженствование. Оно определяет его мотивацию к тому или иному выбору из имеющихся альтернатив. К примеру, человек, имеющий коммунистическое мировоззрение, скорее выберет интересы общество и свой долг перед ним, а человек с мировоззрением капиталиста скорее выберет свои интересы и долг перед собой быть успешным.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

 

1. Раскройте влияние особенностей личности на ее долженствование:

Влияние личности на ее долженствование невозможно переоценить. Возьмем, к примеру, личности со слабой силой воли и сильной. Которая из них скорее выполнит свой долг? Разумеется личность с сильной волей. Это касается всего начиная с долга перед самим собой(не пить, не курить, заниматься спортом) и заканчивая долгом перед обществом, способностью на подвиг.

2.Раскройте принципы деонтологии как науки:

Принцип гуманизма, принцип справедливости деонтологии, добросовестность Принцип истинности, Принцип плюрализма

3.Обоснуйте функции деонтологии как науки:

Разработка основных понятий деонтологии и их научное обоснование.

Прогнозирование развития долженствования.

Разработка прикладных дисциплин: юридическая, медицинская и другие деонтологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.024 с.)