Формирование психологической устойчивости при ЧС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование психологической устойчивости при ЧС



Формирование психологической устойчивости при ЧС

3. оказание психологической поддержки пострадавшим и пожарным-спасателям во время работы в экстремальных условиях (при отсутствии психологов и медиков);

Стресс.

Экстремальные ситуации, в которые попадает человек, будь то пострадавший или спасатель, вызывают стрессовую реакцию. В наши дни много говорят о стрессе, связанном с тяжелой работой, физической нагрузкой, напряжением, утомлением, различными внутрисемейными и другими проблемами. Нередко термин «стресс» применяют весьма вольно при описании конфликта на работе, ссоры с детьми, неудачно сложившегося дня. Как следствие, появилось множество противоречивых определений этого понятия.

Основоположником учения о стрессе является лауреат Нобелевской премии, физиолог Ганс Селье (1907 – 1982 гг.). Бывший студент Пражского университета в 1936 году опубликовал первые результаты по наблюдению за больными, страдающими расстройствами различных систем организма. У всех таких больных наблюдались потеря аппетита, мышечная слабость, повышенное артериальное давление, утрата мотивации к достижениям. Г. Селье обозначил эти симптомы как «синдром просто болезни», показав, что при этом в организме у многих людей наблюдаются однообразные нарушения: изменения в коре надпочечников (увеличение размеров, кровоизлияния), истощение лимфоидной ткани (лимфатических узлов, тимуса), изъязвление желудка. Для описания совокупности всех неспецифических изменений внутри организма он ввел понятие «стресс».

Стресс – это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах (например, во время космического полета, при подготовке к экзамену, перед началом спорт. соревнований).

Виды стресса

1. Эустресс и дистресс.

Эустресс – «хороший» стресс, связанное с приятными радостными событиями. Этот вид стресса мобилизует организм, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Человек чувствует прилив сил, что позволяет ему работать на высоком уровне.

Дистресс – (фаза истощения), носит разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека. Человек ощущает слабость и разбитость, снижается работоспособность, резко возрастает риск заболеваний. Такой стресс может переходить в психическую болезнь (невроз, психоз). Примеры дистресса: повреждения организма, болезни, травмы, переживание страха, гнева, ярости, длительная невозможность удовлетворить физические потребность

(отсутствие воды, еды, тепла, воздуха.)

 

2. По характеру вызывающего его стрессового воздействия:

Стресс
Физиологический вызывается физическими стимулами – жар, холод, голод и т. д. Физиологический стресс возникает в результате воздействия раздражителя через какой-либо сенсорный или метаболический процесс. Например, удушье или слишком сильные физические нагрузки приобретают роль стрессоров, провоцирующих физиологический стресс Психологический
Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек вынужден выполнять большое количество задач, оперировать большим объемом информации, принимать множество решений, он высоко заинтересован в выполнении данной работы, но объем информации, которую необходимо перерабатывать, превышает его возможности. Эмоциональный стресс развивается в ситуации угрозы, обиды и т.п. или же, наоборот, в ответ на чрезвычайно радостное событие, а также в так называемых конфликтных ситуациях, когда сталкиваются противоречивые потребности и мотивы человека.

 

 

Профессиональный стресс

 

представляет собой стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека. Данный вид стресса имеет свои особенности, зависящие от рода деятельности, которой занимается человек, от профессии в целом. Так, у специалистов экстремального профиля можно выделить два механизма накопления профессионального стресса: накопленный (хронический) стресс, о котором мы уже поговорили, и травматический.

 

 
 

 


Накопление профессионального стресса может происходить по двум различным механизмам в зависимости от режима деятельности специалистов.

 

Режим деятельности Причины накопления профессионального стресса
Дежурство (режим ожидания) Стресс связан с характером повседневной профессиональной деятельности.
Экстремальные ситуации, критические инциденты Сотрудники сталкиваются с реальной опасностью для жизни, как собственной, так и других людей

 

Травматический стресс -это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы и т.п. Травматический стресс возникает в случае, когда одномоментное присутствуют 2 компонента: угроза своей жизни или жизни близких людей и отсутствие возможности контролировать ситуацию, невозможность что-либо сделать, беспомощность. Экстремальные ситуации характеризуются сильным психотравмирующим воздействием событий, происшествий и обстоятельств, которые влияют на психику сотрудника, что иногда может приводить к дезадаптации.

Методы саморегуляции

Аутогенная тренировка ( метод самовнушения: «Я сделаю это! Это ситиуация мне по силам.Я полон сил. Я готов к этому!») — психотерапевтическая методика, направленная на восстановление трудоспособности после утомления, для регуляции эмоционального состояния, для борьбы с бессонницей, снятия стресса и депрессивных состояний.

Медитация — это сосредоточение на сути объекта, погружение в него. Развитие спо­собности к концентрации внимания в первую очередь служит для улучшения самоорганизации, повышения внутренней собранности.Это наиболее эффективный способ развития способностей разума и лучшее средство для достижения гармонии с собой и окружающим миром.

Нервно - мышечная релаксация - это система специальных упражнений для расслабления различных групп мышц. Целью этой тренировки является снятие мышечного тонуса, который напрямую связан с различными формами отрицательного эмоционального возбуждения: страх, тревожность, смущение. Уменьшив или предотвратив тонус мышц, можно снять стрессовые состояния, бессонницу, мигрени, а также можно нормализовать эмоциональный фон.

Идеомоторные упражнения (гимнастика) - движения, которые совершаются человеком не осознанно, а, например, через представление их. Эффект воздействия мысленных представлений.

Дибрифинг — одноразовая слабоструктурированная психологическая беседа с человеком, пережившим экстремальную ситуацию или психологическую травму. В большинстве случаев, целью дибрифинга является уменьшение нанесенного жертве психологического ущерба путём объяснения человеку, что с ним произошло и выслушивания его точки зрения.

Дыхание — совокупность процессов, обеспечивающих непрерывное поступление кислорода к тканям, использование его в окислительных реакциях, а также удаление из организма образующихся в процессе метаболизма углекислого газа и частично воды.

1. Глубокое. Человек вдыхает максимальный объем воздуха, который могут вместить его легкие. Как, например, на свежем воздухе.

2. Поверхностное. Поверхностное дыхание предполагает, что в легкие поступает малый объем воздуха. В этом случае легкие вентилируются недостаточно, что может привести к нарушениям кровообращения. Поверхностное дыхание является патологией.

3. Частое. Учащенное дыхание может возникать после физических нагрузок. В нормальном состоянии частое дыхание также может быть симптомом нарушений.

4. Редкое. Редкое дыхание встречается у пловцов. Они выработали свою технику, позволяющую сократить износ внутренних органов, дать им необходимый отдых и питание.

5. Нижнее. Этот тип дыхания определяется не частотой или глубиной, а техникой. Нижнее дыхание также называют диафрагмальным или брюшным. В процессе участвует диафрагма, а не грудная клетка. Чаще всего брюшное дыхание встречается у мужчин. Мы можем заметить, что при вдохе грудь у них не поднимается. Диафрагмальное дыхание практикуют дикторы на телевидении – так они могут произносить длинные фразы, не задыхаясь.

6. Среднее. Дыхательный процесс производится с помощью межреберных мышц. Грудная клетка опускается и поднимается при каждом входе. Такой тип дыхания встречается чаще у женщин.

7. Верхнее. При верхнем дыхании работают плечи и ключицы. И грудная клетка, и диафрагма остаются неподвижными.

8. Смешанное. Смешанным дыханием называют технику, когда используются все три типа – верхний, средний и нижний. Он обеспечивает максимальную вентиляцию легких.

Бесконфликтное общение

 

В течение нашей жизни мы постоянно взаимодействуем друг с другом. Взаимодействуем не только с помощью речи, но и с помощью прикосновений, мимики, жестов и т.п. Такое взаимодействие мы называем общением. Так что же включает в себя процесс общения?

Общение – это процесс установления контакта между людьми, в ходе которого происходит обмен информацией, необходимой для совместной деятельности и сотрудничества. Говорить об общении как о процессе конструктивного взаимодействия можно в том случае, когда оно включает в себя следующие этапы:

1. Знакомство (при первой встрече) и установление контакта.

2. Ориентировку в ситуации общения, осмысление происходящего.

3. Обсуждение интересующей проблемы.

4. Решение проблемы.

5. Завершение контакта (выход из него).

 

Виды общения.

При личном общении происходит неофициальный обмен информацией. К примеру, это может происходить при встрече друзей и т.п.

Деловое общение происходит тогда, когда люди включены в одну и ту же деятельность и их связывают совместные обязанности.

Компоненты общения.

Выделяют несколько компонентов общения: вербальное, невербальное и паравербальное.

Вербальным общением называют передачу информации с помощью произносимых нами слов. Другими словами - это словесное общение.

Невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, контакт глазами, прикосновения.

Паравербальное общение заключается в передаче информации через тон голоса, тембр, высоту, скорость, интонацию произносимых слов.

Вспомните фразу: «Я рад тебя видеть». Произнесённая с определённой интонацией и мимикой, в одном случае, она будет говорить нам, что человек действительно рад встрече. Но та же фраза, произнесённая по-другому (с другой интонацией, мимикой, тембром голоса, сопровождаемая другими жестами), для нас выразит совсем иной смысл сказанного.

Вербальное общение необходимо для передачи содержания информации. Невербальное общение помогает нам передать образное и эмоциональное содержание информации.

Чаще всего, в повседневной жизни мы встречаемся со всеми компонентами общения, что позволяет нам наиболее ярко и красочно передавать ту или иную информацию. Отмечено, что наибольшую часть информации человек воспринимает благодаря невербальному общению, а наименьшую – с помощью произносимой речи.

Восприятие информации

3/6 информации человек получает благодаря невербальным проявлениям
2/6 информации человек получает благодаря паравербальным проявлениям
1/6 информации человек получает благодаря вербальным проявлениям

 

Различные элементы невербального и паравербального общения: тон голоса, его тембр, высота и интонация, глубина и скорость дыхания, а также выражение лица, взгляд, поза, жесты во время беседы, положение рук и ног – несут в себе огромный объем информации, вне зависимости от произносимых слов. Поэтому важно во время беседы (особенно при ведении переговоров), с одной стороны, уметь считывать информацию невербальных средств общения вашего собеседника, а с другой – уметь контролировать собственные движения, поведение и мимику.

Эти навыки будут полезны и в самые первые секунды знакомства, когда еще не было произнесено ни единого слова, а первое впечатление о собеседнике уже складывается – при помощи «считывания» информации по его невербальным проявлениям. Впоследствии, эту оценку общения изменить будет весьма проблематично.

В процессе беседы необходимо учитывать общий настрой, содержание и атмосферу общения в целом. Однако «считывание» информации по жестам, позам и другим средствам невербального общения не всегда бывает однозначным (в некоторых ситуациях тот или иной жест может возникнуть в результате неблагоприятных условий: от холода оппонент складывает на груди руки, функционального состояния – держится за голову из-за головной боли и т.п.).

Таким образом, взаимодействуя друг с другом, мы не только слышим то, что человек нам говорит, но и видим то, как он это говорит. Отсюда следует, что для конструктивного взаимодействия необходимо не только обращать внимание на все компоненты общения собеседника, но и отслеживать свои, чтобы собеседник не мог усомниться в достоверности вашей информации.

Существуют разные виды общения, но относительно его продуктивности обычно выделяют конструктивное и неконструктивное.

Конструктивное общение - это общение, при котором партнеры чувствуют себя комфортно, используя этически обоснованные формы общения (вежливый, приветливый тон, взгляд), могут договориться между собой и прийти к результату, который устраивает обе договаривающиеся стороны.

Виды конструктивного общения:

ü Рефлексивное (активное) слушание (см. приемы активного слушания)

Неконструктивное общение -это общение, в котором используется негативная лексика, авторитарный тон, задевается чувство достоинства партнеров, указываются какие-то личностные качества, результат общения не устраивает обе стороны, партнеры чувствуют себя неудовлетворенными процессом общения.

Виды неконструктивного общения:

ü Сравнение. «Ты такая же, как твоя подруга. Делаешь те же самые ошибки». Результат: у человека возникает обида и снижается чувство собственной значимости.

ü Пренебрежение. «Мне бы твои проблемы…». Результат: снижение значимости проблемы и связанных с ней переживаний.

ü Приказ. «Немедленно успокойся». Запрет на переживания.

ü Невключённое слушание. Слушающий задаёт какие-либо формальные вопросы, не затрагивающие сущности проблемы. Результат: человек чувствует, что его не слушают и он не интересен.

ü Поторапливание. «Короче говоря…», «Да понял я всё уже…»

ü Собственная интерпретация. «На самом деле ты говоришь об …». Слушающий придаёт ситуации другой смысл и интерпретирует её по-своему. Результат: в связи с непониманием либо гнев, либо человек замкнётся.

ü Критика. «Ты не прав, как всегда…», «Ну ты как обычно…».

ü Предвидение. «Я же тебе говорила…», «Я тебя предупреждала…».

Бесконфликтное общение

 

Интенсивная работа в ЧС или ожидание выезда во время дежурства могут вызвать дезадаптивное состояние специалистов, которое отражается, прежде всего, на качестве выполнения профессиональных задач. Такое состояние может усугублять межличностные конфликты, как внутри подразделения, так и между подразделениями. В результате такого взаимодействия может снизиться качество выполняемой работы.

Конфликт – это столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, приводящих к борьбе.

Конфликтное взаимодействие может возникнуть:

при навешивании ярлыков. Когда мы или нам приписывают жёстко заданную определённую роль;

когда оппоненты концентрируются не на самом результате, а на отношениях друг с другом. Например, в ЧС, когда проведение аварийно - спасательных работ должно быть максимально эффективным и быстрым, конфликт между специалистами может резко снизить эффективность этой работы в связи с тем, что они концентрируют свое внимание не на проведении аварийно – спасательных работ, а на возникшем конфликте;

в ситуации соперничества за обладание ограниченным ресурсом.

 

Таким образом, можно отметить, что навешивание «ярлыков», концентрация оппонентов не на самом результате, а на отношениях друг с другом, соперничество за обладание ограниченным ресурсом приводят к неконструктивному взаимодействию, а иногда и к конфликту.

Для того чтобы избежать негативных последствий неконструктивного взаимодействия, необходимо эффективно использовать приёмы бесконфликтного общения.

Основные принципы бесконфликтного общения:

1. Не навешивать «ярлыки» на других.

2. Не позволять навешивать ярлыки на себя.

3. Ориентироваться на результат, а не на отношения.

Навешивание «ярлыков»

Сам по себе «ярлык», или стереотипное восприятие человека, – это не всегда плохо. Например, в условиях дефицита времени, скорее всего, мы обратимся за помощью к человеку, который зарекомендовал себя как хороший исполнитель и ответственное лицо. В данном случае такой выбор будет существенно экономить нашу энергию и время при осуществлении поставленной задачи. Но, с другой стороны, такой выбор помощника значительно сужает для нас возможности взаимодействия с другими, ещё пока не «зарекомендовавшими» себя людьми, хотя, возможно, что с данным заданием они справились бы гораздо быстрее и качественнее.

Общаться без «ярлыков» с людьми становится значительно интереснее и продуктивнее, ведь не бывает абсолютно одинаковых людей, а поэтому и не бывает абсолютно одинаковых ролей.

Приемы активного слушания

Вероятно, у каждого в жизни случались ситуации, когда Вы сообщали человеку о чем-то важном, значимом для Вас, и понимали, что Вас не слышат, не слушают. Почему? Человек сидит напротив, смотрит на Вас, а у Вас складывается впечатление, что он как будто «не здесь». Вспомните Ваше состояние, Ваши чувства при этом. Скорее всего, у Вас пропадало всякое желание не только чем-то с ним делиться, но и говорить вообще. А на душе возникало состояние подавленности и дискомфорта. Это происходит потому, что мы не всегда умеем слушать. А что же тогда на самом деле слушание и для чего вообще оно необходимо?

Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются невидимые связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, делающее процесс общения более эффективным.

Острые стрессовые реакции.

Плач

Плач – это самая адаптивная реакция человека на стрессовую ситуацию. Плач является реакцией, которая позволяет отреагировать негативные эмоции, поэтому реакцию плача можно рассматривать как нормальную и даже желательную реакцию в ситуациях тяжелого стресса. Поэтому крайне важно дать реакции плача состояться. Если человек плачет, его не надо успокаивать и стараться остановить плач. При работе с плачем можно использовать общие принципы оказания помощи при острых стрессовых реакциях.

Для того чтобы отличить плач от другой острой реакции на стрессовую ситуацию, необходимо обратить внимание на следующие признаки:

— человек уже плачет или готов разрыдаться;

— подрагивают губы;

— наблюдается ощущение подавленности;

— в отличие от истерики нет возбуждения в поведении.

Помощь при плаче:

— Нежелательно оставлять пострадавшего одного, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился. Слезы — это способ выплеснуть свои чувства, и не следует сразу начинать успокаивать человека, если он плачет. Можно просто сесть рядом, приобнять человека, поглаживая по голове и спине, дать ему почувствовать, что вы рядом с ним, что вы сочувствуете и сопереживаете ему. Помните выражения «поплакать на плече», «поплакать в жилетку» — это именно об этом. Можно держать человека за руку. Иногда протянутая рука помощи значит гораздо больше, чем сотни сказанных слов.

— Использовать приемы «активного слушания».

— Не давайте советов.

Истероидная реакция

Истероидная реакция является одной из самых опасных реакций, т.к. она очень заразительна для окружающих. Истероидная реакция всегда направлена на зрителя, следовательно, изолировав пострадавшего с истероидной реакцией от толпы, велика вероятность купирования реакции.

Истероидная реакция характеризуется следующими признаками:

• сохраняется сознание, но почти невозможен контакт;

• чрезмерное возбуждение; крики, рыдания.

• множество движений, театральные позы;

• речь эмоционально насыщенная, быстрая;

Помощь при истероидной реакции:

· Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с человеком наедине, если это не опасно для вас.

· Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (например, можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего). Если такое действие совершить не удается, то сидите рядом с человеком, держите его за руку, поглаживайте по спине, но не вступайте с ним в беседу или, тем более, в спор. Любые ваши слова в этой ситуации только подольют масла в огонь.

· После того, как истерика пошла на спад, говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным, но доброжелательным тоном («выпей воды», «умойся»).

· Не потакайте желаниям пострадавшего.

· После истерики наступает упадок сил. Дайте человеку возможность отдохнуть.

Агрессивное поведение

 

Агрессия – реакция опасная и ресурсозатратная, т.к. при агрессии пострадавший может нанести вред себе и окружающим его людям.

Агрессивное поведение характеризуют:

— раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу);

— нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;

— словесные оскорбления, брань;

— мышечное напряжение, увеличение кровяного давления.

Помощь при агрессии:

— Свести к минимуму количество окружающих.

— Дать пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку);

— Поручить пострадавшему работу, связанную с высокой физической нагрузкой.

— Демонстрировать благожелательность. Можно разрядить обстановку смешными комментариями или действиями, но только в том случае, если это уместно.

— Агрессия может быть погашена страхом наказания если:

ü нет цели получить выгоду от агрессивного поведения,

ü наказание строгое и вероятность его осуществления велика.

Если не оказать помощь разъяренному человеку, это приведет к опасным последствиям: из-за снижения контроля над своими действиями человек будет совершать необдуманные поступки, может нанести увечья себе и другим.

Психомоторное возбуждение

Человек перестает понимать, что происходит вокруг него. Единственное, что он может делать – это двигаться. Движения могут быть совсем простые («Я побежал, а когда пришел в себя, оказалось, что не знаю, где нахожусь») или достаточно сложные («Я что-то делал, с кем-то разговаривал, куда-то бежал, но ничего не могу вспомнить»).

Признаки:

— движения резкие;

— бесцельные и бессмысленные действия;

— ненормально громкая речь, человек говорит без остановки, иногда абсолютно бессмысленные вещи;

— часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания, просьбы, приказы).

Помощь при психомоторном возбуждении:

- Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему под «мышки», прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.

- Изолируйте пострадавшего от окружающих.

- Задавайте человеку вопросы, которые привлекут его внимание, или поручите дело, которое заставит его задуматься. Любая интеллектуальная активность снизит уровень активности физической.

- Предложите прогуляться, сделать несколько физических упражнений, выполнить какую-то физическую работу (что-то принести, переставить и т.д.), так, чтобы он почувствовал физическую усталость.

- Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает: «Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось. Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего».

- Не спорьте с пострадавшим, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям («Не бегай», «Не размахивай руками», «Не кричи»).

- Помните, что пострадавший может причинить вред себе и другим.

Психомоторное возбуждение может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.

Нервная дрожь

Посредством неконтролируемой нервной дрожи тело «сбрасывает» напряжение. Если эту реакцию не остановить, то напряжение останется в теле и может стать причиной мышечных болей и приводить к развитию психосоматических заболеваний. Дрожь начинается внезапно сразу после инцидента или спустя какое-то время, сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, прикурить сигарету).

Помощь при нервной дрожи:

Нервной дрожи необходимо дать состояться, однако такое состояние часто мешает пострадавшему в совершении тех или иных действий. Для того чтобы помочь пострадавшему быстро снять мышечное напряжение, необходимо усилить дрожь. Попросите пострадавшего максимально напрячь ту часть тела, которая дрожит на 10 – 15 секунд, а затем, резко расслабиться. Например, если у пострадавшего трясутся руки, попросите его сжать руки в кулаки так, чтобы костяшки пальцев начали белеть, когда вы увидите, что он смог это сделать, попросите его оставаться в этом напряжении пока вы не дадите команду разжать руки. Передать пострадавшего медикам.

Неверно: обнимать или прижимать пострадавшего к себе, укрывать его, успокаивать, говорить, чтобы он взял себя в руки.

Апатия

Непреодолимая усталость, такая, что любое движение, слово дается пострадавшему с огромным трудом. Полное равнодушие и безразличие, проявление каких бы то ни было эмоций отсутствует. Речь у пострадавшего медленная, с большими паузами. В поведении отмечается вялость, заторможенность, пострадавший на заданный Вами вопрос может отвечать не с первого раза.

Помощь при апатии:

· Поговорите с человеком. Задайте ему несколько простых вопросов исходя из того, знаком он вам или нет: «Как тебя зовут?», «Как ты себя чувствуешь?», «Хочешь есть?».

· Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно нужно снять обувь). Дайте ему возможность поспать или просто полежать.

· Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (можно прогуляться, сходить выпить чая или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи).

Ступор

 

Человек неподвижен, сидит в одной позе и ни на что не реагирует, как бы оцепенев.

Распознать ступор можно по следующим критериям:

— резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи;

— отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение, боль);

— оцепенение, состояние полной неподвижности;

— возможно напряжение отдельных групп мышц;

— часто ограниченные координированные движения глаз.

Отличить ступор как острую стрессовую реакцию от кататонического ступора очень сложно, именно поэтому помощь таким пострадавшим оказывается медиками. Однако в случае, если по близости отсутствует бригада врачей, можно оказать доврачебную помощь.

Помощь при ступоре:

Необходимо добиться любой реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

Человек находясь в ступоре, может видеть и слышать, поэтому говорите ему на ухо тихо, четко и медленно, то, что может вызвать сильные эмоции, лучше негативные. Также можно провести некоторые действия: 1. согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу; 2. Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями, четко над зрачками. 3. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.

4. В случае неэффективности вышеперечисленных действий, возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10–15 секунд.

5. Продолжайте разговаривать с ним четко, ясно и медленно, иначе он может воспринять ваши действия как нападение.

Важно: данная реакция на выходе может перейти в другую реакцию, к этому необходимо быть готовым.

Страх

Чувство страха – это проявление инстинкта самосохранения, и поэтому реакция страха нормальна, однако страх может перерасти в панику. Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызывать оцепенение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует свои действия и не осознает, что происходит вокруг, что уже опасно для самого пострадавшего и окружающих, так как велика вероятность эмоционального заражения, поэтому оказывать помощь пострадавшим с реакцией страха тоже надо.

Страх характеризуется:

• напряжением мышц (особенно лицевых);

• сильным сердцебиением;

• учащенным поверхностным дыханием;

• сниженным контролем собственного поведения.

Помощь пострадавшему в состоянии страха:

· Не оставляйте человека одного. Страх тяжело переносить в одиночестве.

· Говорите о том, чего человек боится. Доказано, что когда человек проговаривает свой страх, тот становится не таким сильным. Поэтому, если человек говорит о том, чего он боится — поддерживайте его, говорите на эту тему.

· Не пытайтесь отвлечь человека фразами: «Не думай об этом», «Это ерунда», «Это глупости» и т.д.

· Предложите человеку сделать несколько дыхательных упражнений.

· Если боится ребенок, поговорите с ним о его страхах, после этого можно поиграть, порисовать, полепить. Эти занятия помогут ребенку выразить свои чувства.

· Постарайтесь занять человека каким-нибудь делом. Этим вы отвлечете его от переживаний.

· При необходимости информировать пострадавшего о ходе АСР.

Помните — страх может быть полезным (если помогает избегать опасных ситуаций), поэтому бороться с ним нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью.

 

Самопомощь при ОСР

Первое и самое главное правило гласит, что в острой стрессовой ситуации важно справиться со своим страхом и растерянностью. Для этого вам помогут следующие приемы:

· - остановитесь и сосчитайте до десяти;

· - глубоко подышите: медленно вдохните носом и на некоторое время задержите дыхание, затем медленно выдохните через нос, сосредоточившись на ощущениях;

· - напрягите отдельные группы мышц на 2 секунды, затем резко их расслабьте;

· - Набрав воды в стакан, медленно выпейте ее, сконцентрировав свое внимание на ощущениях;

· - переключите внимание на какой-нибудь внешний объект, обращая внимание на его цвет, фактуру, форму;

· - болевое переключение: ущипните себя, уколите иглой;

· - выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч, и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали, дышите глубоко и следите за своим дыханием, продолжайте делать это в течение одной - двух минут.

· - проделайте очень медленные движения головой - покачивания, повороты, наклоны.

· - сделайте глубокий вдох, а выдыхать воздух следует сквозь плотно сжатые зубы

· - во весь голос скажите, к примеру: «что случилось?» и сами - в ответ: «Да ничего!».

Не рекомендуется прибегать к приему спиртного, поскольку даже незначительная его доза существенно нарушит координацию движений и способность оценивать обстановку, что может оказаться роковым для пострадавшего.

Толпа.

Профилактика образования толпы и основы работы с толпой

В своей работе спасатели часто сталкиваются с ситуациями, когда на месте происшествия собирается толпа зевак или приезжают родственники пострадавших, которые мешают проведению АСР.

Можно привести примеры ситуаций, в которых участвует значительное количество пострадавших и в которых присутствует значительный риск как для самих пострадавших, так и для спасателей. Например: спасатели, пытаясь снять около сотни рыбаков с отколовшейся льдины, подплыли к ним на лодке. Люди бросились к лодке и чуть не перевернули ее. Тогда спасатели попробовали сесть на льдину на вертолете, но как только они приземлились, рыбаки кинулись к вертолету и, пытаясь залезть в него, отпихивали друг друга и даже пытались вытащить из кабины пилотов. Можно ли было подобную ситуацию прогнозировать и предпринять меры по минимизации рисков? Для того чтобы подобные ситуации возникали как можно реже, необходимо знать особенности психического состояния людей в толпе, закономерности образования толпы и основы работы с толпой.

Толпа – это бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Как правило, психическое состояние и поведение человека, находящегося в толпе, отличается следующими особенностями:

1. снижение межличностного общения на вербальном уровне;

2. бесцельная физическая активность: бесцельность перемещений и движений, стереотипные движения и т.д.

3. подражание движениям и поведению активных участников толпы;

4. высокая восприимчивость к импульсам изнутри толпы;

5. эмоциональное возбуждение или частая смена эмоций;

6. снижение способности критично оценивать окружающее и собственное поведение.

 

Существует две основные разновидности толпы:

 

пассивная (окказиональная) активная (действующая)

случайная агрессивная

конвенциональная паническая

экспрессивная стяжательская

 

К пассивной толпе относятся следующие виды: случайная, конвенциональная и экспрессивная..

Случайной толпой называется неорганизованная общность людей, возникающая в связи с каким-либо неожиданным событием, например дорожно-транспортным происшествием, пожаром, дракой и т.д. К конвенциональной относится толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения – конвенциях. Такая толпа собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, например митинга, политической демонстрации, спортивного состязания, концерта и т.д. В подобных случаях людьми обычно движет вполне направленный интерес, и они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия.

Общность людей, отличающаяся особой силой массового проявления эмоций и чувств (любви, радости, грусти, печали, горя, негодования, гнева, ненависти и т.д.), называется экспрессивной толпой. Экспрессивная толпа обычно является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы, когд



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.173 с.)