Вопрос 2. Принципы педагогической психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Принципы педагогической психологии



Принцип социальной целесообразности. Любое психическое явление или система, ставшие предметом изучения педагогической психологии, анализируется с точки зрения социальной целесообразности на двух уровнях:

- уровень адаптации (непротиворечие индивидуальных норм субъекта общественным требованиям при обеспечении своей жизнедеятельности);

- уровень преобразования себя и общества (создание общественно-исторических форм, способствующих развитию данного человека (системы) и прогрессу общества в целом)

Принцип единства теории и практики. Выделяются три ключевых вопроса при организации взаимодействия теории и практики педагогической психологи

Зачем? Поиск смысловых оснований применения психологических знаний человеком (вовлечение человека бытийную общность с новым знанием и с психологией, приобретение личностного смысла в новом знании, приобретенного потенциала для совершения дальнейших преобразований).

Что? Определение целей психологического воздействия (в зависимости от понимания природы человека и его развития)

Как? Оценка эффективности применяемых психотехник (целесообразность применения, характер влияния, краткосрочные и долгосрочные результаты влияния психолога и т.д.).

Принцип развития. Любое явление и процесс изучается в развитии и становлении, а не в качестве завершенной системы. Эффективная система образования и воспитания гармонично сочетает в себе развитие трех типов:

-рост и созревание - приобретение психических новообразований путем их биологического вызревания в процессе онтогенеза без активного вмешательства со стороны участников образовательного процесса. (Вальдорфская школа, шко­ла М. Монтессори и др.);

- формирование - приобретение психических новообразова­ний за счет интериоризации общественного опыта и норм, актив­но транслируемых взрослыми участниками образовательного про­цесса. (Образовательные подходы, основанные на данном типе развития, - бихевиористический и деятельностный);

- преобразование - приобретение психических новообразо­ваний через самостоятельный поиск средств собственного пси­хического развития. Данный тип развития осуществляется при содействии взрослых участников образовательного процесса, основная задача которых состоит в создании возможностей для самосовершенствования ребенка. (Гуманистическая педагоги­ка, экзистенциально-гуманистический и субъектный подходы к образованию).

Принцип детерминации позволяет устанавливать взаимо­связь предмета исследования с предыдущими или последующи­ми событиями и отношениями его жизни, прогнозировать его дальнейшее поведение в зависимости от определенных воздей­ствий среды. Выделяется два типа детерминации:

Каузальная детерминация устанавливает такие отношения между психическими явлениями, когда событие/отношение прошлого опыта неизбежно приводит к формированию опреде­ленного психического качества человека. Например, девиантное поведение подростка позволяет предположить наличие не­благоприятных факторов семейного воспитания данного ребенка и выработать программу их оптимизации. Недостат­ками интерпретации, построенной на каузальной детерми­нации, являются влияние стереотипов, а также жесткая привязанность к прошлому опыту субъекта, невозможность рассмотрения уникальных возможностей субъекта в преодоле­нии каких-либо трудностей.

Целевая детерминация устанавливает такие отношения между психическими явлениями, когда цели и ценности субъекта направляют и определяют его жизнедеятельность. Психологическая помощь девиантному подростку в данном случае будет строиться на основе выявления его жизненных целей и ценностей, а также формирования самостоятельных навыков достижения данных целей.

Принцип системности. Целью любой системы является развитие ее участников, осуществляемое на различных уровнях:

индивидуальном, который включает в себя генотипические, когнитивные, эмоционально-волевые, потребностно-мотивационные, личностные особенности и т.д.;

социальном, в котором содержатся коммуникативные особенности участников, выполнение социальных ролей и т.д.;

духовном, имеющем ценностно-смысловые основания существования человека.

Вопрос 3. Методы педагогической психологии

Два методологических подхода к изучению человека: естественнонаучный и гуманитарный (психотехнический).

Естественнонаучный подход направлен на построение истинной картины происходящего, познание объективных законов природы. Психолог занимает позицию отстраненного исследователя, не влияющего на происходящее с исследуемым объектом.

Гуманитарный подход концентрируется на наиболее личностных проявлениях человеческой природы: ценностях, свободе, ответственности.

стратегия наблюдения;

стратегия естественнонаучного констатирующего эксперимента,

стратегия формирования

(интерпретировать, понимать, рефлексировать, проблематизировать и вступать в диалог с другим человеком).

Методы, реализующие третью стратегию:

психологическая консультация, психологическая коррек­ция, психотерапия, психотренинг, метод по­этапного формирования умственных действий, метод вос­хождения от абстрактного к конкретному и др. Принципы построения и организации психодиагностичес­кой деятельности психолога в школе включают в себя:

· соответствие выбранного подхода и конкретной методики целям и задачам эффективного психологического сопровожде­ния ребенка;

· результаты обследования должны быть сформулированы на понятном для других языке либо легко поддаваться переводу на понимаемый другими язык;

· прогностичность используемых методов, т. е. возможность прогнозировать на их основе особенности развития ребенка на дальнейших этапах обучения и воспитания;

· высокий развивающий потенциал метода;

· экономичность процедуры.

Ошибки наблюдения, связанные с личностью наблюдателя

«эффект ореола» связан со склонностью наблюдателя к обобщению поведения наблюдаемого. Так, наблюдение за ребенком во время уроков переносится на его поведение вообще;

ошибка «ложного согласия» состоит в том, что наблюдатель в оценке поведения следует мнению окружающих, сложившемуся о нем («все так говорят»);

ошибка «средней тенденции» связана со склонностью ориентироваться на типичные, «среднестатистические» для каждого человека поведенческие проявления,

ошибка «первого впечатления» является результатом сложившихся стереотипов восприятия.

Лекция 2.

ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

1. Основные понятия.

2. Концепции образования.

 

Вопрос 1. Основные понятия.

Роль образования на каждом историческом этапе меняется в зависимости от принятой человеческим сообществом системы ценностей. Представления о том, по каким законам осуществляется развитие человека в образовательном процессе, определяет содержание, формы и методы обучения и воспитания, педагогическое мышление, позицию педагогов и обучающие уклад жизни учебных заведений. Цели и задачи образования являются элементом ценностно-нормативной культуры общества, производной от социальных представлений о природных возможностях человека.

Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т. е. приобретение системы знаний самостоятельно.

Обучение - это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся - учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение - это преподавание и учение, взятые в единстве.

 

Вопрос 2. Концепции образования.

Традиционные концепции образования

В центре внимания учебная дисциплина, а не ученик. Ее стратегические цели (сверхзадача формирование гармонически развитой личности, однако социальный заказ - нужен был человек с фиксированным «набором» стереотипов поведения, а также - что важно для каждого образовательного учреждения - знанием основ наук, которые дают возможность включиться в общественную жизнь, определенную сферу производства.

В результате ученик получает так называемое объективное знание, это обескровленное, мертвое знание, которое и не отражает изучаемые явления и факты.

Ученик в системе таких монологически заданных отношений выступает как исполнитель, который обязан усвоить основы наук.

Культурологический подход в образовании

Культура отражает бытие человека во всех сущностных,
него определенностях: это философское, научное, эстетическое
нравственное, религиозное и т.п. измерения этого бытия.

Соответствие образования культуре означает, что она предстает перед учащимися не только в ее актуальных результатах, но и в истории научного знания. Установка на ученика как «ум­ного человека» сменяется личностно-ориентированным подходом, значение которого признается всеми педагогами, психологами, однако в это понятие вкладывается разное содержание. Суть подхода заключается в том, что педагогический процесс обходимо «выстраивать» с учетом интересов и потребностей оспитанников таким образом, чтобы каждый имел возможность выбора и самореализации как личности.

В отечественных изысканиях выделяются школа «диалога культур» В.С.Библера, концепции образования, стержнем развития которых является личностно-гуманный подход (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили), новаторские школы, положившие в основу идею сотрудничества педагога с учащимися. Интерес ряда педагогов и психологов вызывает известная мире Вальдорфская школа. Возникшая в 1919 г. она привлекла новую волну интереса во всем мире, в том числе в нашей стране.

Воспитание, по Р. Штейнеру, - средство привести духов в человеке к духовному началу Вселенной, средство раскрытия заложенных в человеке тайных духовных сил.

 

ЛЕКЦИЯ 3

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

1. Содержание образования.

2. Принципы образования.

 

Вопрос 1. Содержание образования

Образовательная среда рассматривается как система влияний и условий формирования личности, а так же возможностей для саморазвития, содержащихся в ее жизни. Чем более полно личность использует возможность среды, тем более успешно происходит ее саморазвитие.

Структурными единицами психологического анализа образовательной среды являются:

физическое окружение (архитектура здания, степень открытости - закрытости конструкции, дизайна, размер и пространственная структура классных помещений, возможность и широта перемещения в них);

человеческие факторы (пространственная и социальная плотность субъектов учебно-воспитательного процесса, личностные особенности и успеваемость учащихся, распределение статуса и ролей, половозрастные и национальные особенности учеников и учителей и т.п.;

программа обучения - деятельностная структура, стиль преподавания и характер социально-психологического контроля, кооперативные или конкурентые формы обучения, содержание программ обучения (гибкость, консерватизм) и т.п.

Одно из стратегических направлений развития образования - определение его содержания. В России постепенно осуществляется переход от школы памяти, основанной поминании информации, на отработке умений и действий к школе, в которой учат работать с собственным мышлением. Главной задачей школы является становление у человека рефлексии, понимания, действия, коммуникации; формирование многомерного сознания; способностей самоопределяться, ставить цели собственного развития.

 

Вопрос 2. Принципы образования

Принципы, которые могут стать основанием для построения содержания и проектирования методов образования:

1. Творческий характер развития. Осваивая общечеловеческое духовное богатство в своей игровой, продуктивной, учебной, коммуникативной и др. деятельности, ребенок творчески переосмысливает и перерабатывает его.

2. Ведущая роль социокулътурного контекста развития. В преддошкольном и дошкольном возрасте социокультурный контекст оказывает решающее влияние на овладение простейшими орудиями и предметами, обнаруживается в жестах, мимике. В более позднем возрасте - оказывает влияние на процессы формирования образа мира, характер сенсорных эталонов, общего стиля поведения и деятельности.

3. Ведущая роль сенситивных периодов развития, периодов, наиболее чувствительных к усвоению языка, способов общения, предметных и умственных действий (счет, письмо, оперирование образами, символами, эстетическое восприятие и т.д.).

4. Совместная деятельность и общение как движущая сила развития, как средство обучения и воспитания. Сотрудничество и совместное осуществление определенной активности, направленную на общую цель - развитие и личностный рост и ребенка.

5. Ведущая деятельность и законы ее смены как основа периодизации детского развития. Психологические новообразования разного периода жизни ребенка определяются ведущей деятельностью. До года ведущей деятельное является непосредственно-эмоциональное общение с матетерью, 1-3 - предметно - манипулятивная деятельность, 3-7 игровая деятельность, 7-11 лет - учебная деятельность, 12-16 лет - интимно-личностное общение, 15-18 лет – учебно-профессиональная деятельность.

6. Выявление зоны ближайшего развития, которая моя выступать как метод диагностики и инструмент формирования личности.

7. Амплификация (расширение) детского развития необходимое условие воспитания ребенка. Ребенку дола быть представлен широкий выбор возможностей, в которых он имеет шанс обнаружить те, которые наиболее близки его способностям, задаткам. Амплификация - это условие свободного развития, поиска и нахождения ребенком себя в той или иной форме деятельности и общения.

8. Непреходящая ценность всех этапов детского развития. Каждый возраст имеет свои задачи с точки зрения становления личности. Неразумно торопить ребенка, переводя его с одной ступени развития на другую.

9. Принцип единства аффекта и интеллекта или принцип активного деятеля. Это единство должно пониматься как непрерывное становление личности, имеющее циклический, спиральный и противоречивый характер. Указанное единство выражается в становлении сознания в результате взаимодействия его образующих, обладающих деятельностной, личностной, аффективной природой. Все они должны использоваться при построении программ обучения и воспитания.

10. Опосредующая роль знаково-символических структур в образовании связей между предметами, и действиями. Опосредованный характер развития требует выявления адекватных возрастным особенностям детей внешних средств (предметов, знаков, символов, моделей) и внутренних способов предметной и умственной деятельности.

11. Интериоризация и экстериоризация как механизм развития и обучения. В развитии и формировании личности важны переходы от внешнего к внутреннему и от внутренне к внешнему. Механизмы интериоризации - экстериоризации проявляют себя в аффективно-эмоциональной, личностной познавательной сфере.

12. Неравномерность (гетерохронностъ) развития и формирования психических действий. Подчеркивая неразрывность развития, необходимо представлять, каким образом развиваются и формируются психические новообразования, в каких отношениях находятся личностные и когнитивные, мотивационные и поведенческие структуры.

13. Принцип непрерывности образования основан на том, что стремление к развитию является одной из значимых потребностей личности. Именно поэтому в ученике важно развивать желание и способность самостоятельно получать новый опыт, приобретать знания не только в специально организованных условиях, но и самостоятельно.

 

 

Лекция 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 2958; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.029 с.)