Раздел I. Теория организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Теория организации



Раздел I. Теория организации

#1 Основные понятия теории организации

(организация, теория организации, объект и предмет теории организации, связь теории организации с другими науками)

Организа́ция (от лат. organizo — организовывать) – упорядоченность, взаимосвязь.

С научной точки зрения выделяют несколько значений понятия организации:

1. Организация как процесс, по средствам которого создается и сохраняется структура систем.

2. Организация как система взаимоотношений, видов деятельности, прав, обязанностей, формирующихся в процессе совместного труда (некая система взаимоотношений).

3. Организация как социум - группа людей с общими целями.

Любая организация – средство достижения цели. Такой подход называется рациональным или целевым.

Теория организации – система научных знаний, обобщающая организационный опыт и отражающая сущность организационных отношений, их внутренние необходимые связи, законы функционирования и развития.

Объектами теории организации являются регулируемые и самоорганизующиеся процессы в социальных организационных системах, вся совокупность организационных отношений общества.

Предмет ТО – как общие, так и частные закономерности, действующие в сложных организационных системах, организационные отношения и связи.

Связь теории организации с другими науками:

1). Психология.

Классические школы:

1. Фредерик Тейлор: Школа научного управления

2. Анри Файоль: Школа административного управления.

(«Общее и промышленное управление» недооценка человеческого фактора) + теории мотивации (Маслоу)

 

3. Неоклассическая школа: Школа человеческих отношений и поведенческих наук

4. Количественная школа

2). Социология.

Исследования в области социологии расширяют методические основы теории организации за счет изучения социальных систем, в которых люди исполняют определенные роли и вступают в отношения между собой. Изучение группового поведения.

3). Антропология.

Изучает функцию культуры общества, т.е. механизм отбора ценностей из прошлого и передача их нынешним поколениям, формирование стереотипов поведения и сознания.

4). Экономическая наука.

Постановка цели. Стратегия организации – основа построения организации, обеспечение внутренних и внешних взаимосвязей.

5). Юридическая наука.

Трудовое, гражданское, хозяйственное право.

6). Современные информационные системы.

Связывающие воедино все процессы организаций и управленческой деятельности.

+ информатика (как наука): способ реализации информационных процессов: законы, методы, способы, средства реализации информации в социальных системах организации.

Метод исследования теории организации:

- индукция – логическое умозаключение от отдельных фактов к обобщению.

(Выделение объекта – изучение – закономерности / отличия)

 

#2 Становление и развитие организационной науки и её теории

Платон о справедливом государстве и формах государственного правления

Государство. Существует идеальное государство, идеальный образец и его многократные повторения. Основа: справедливость --- особое занятие соответствующее натуре. Индивидуальные различия --- Платон --- Сословия

- философы- правители

- войны- стражи

- ремесленники – производители

(три начала в человеческой душе)

Отождествление: государство – гражданское общество (единое и целое понятие)

Государство – упорядоченная и направленная организация.

Цель –Обеспечение условий добродеятельной жизни большинства граждан

Формы правления: монархия, аристократия, тимократия (власть сильнейших войнов), олигархия, демократия, тирания.

Главные причины смены государственного устройства – порча человеческих нравов.

Понятие системы. Состояние системы, свойства системы, поведение системы, действие, событие.

 

Классификация систем

Закон синергии.

Основной закон организации – закон синергии – заключается в том, что сумма свойств (потенциалов, энергии, качеств) организованного целого превышает «арифметическую» сумму свойств, имеющихся у каждого из вошедших в состав целого элементов в отдельности.

Даже если система относительно невелика, то и ее рациональность выражается в том, насколько больше может выиграть коалиция в целом по сравнению с тем, что может получить каждый ее участник, действуя в одиночку.

Эффект синергии зависит не столько от числа и качественного состава образующих элементов, сколько от способа их соединения, механизмов осуществления внутрисистемных связей. Чем разнообразнее эти связи, тем больше и количество способов взаимодействия между элементами организации, тем выше организационный потенциал системы как целостного образования.

В социальных организациях связи между элементами выступают в следующих формах:

– административные связи, принадлежности и подчиненности, на основе которых формируется иерархия в организации;

– технологические связи, диктуемые производственной необходимостью;

– хозяйственные связи, побуждаемые экономическими интересами;

– социально-психологические, профессионального, делового и межличностного общения.

Свойством, объясняющим, почему люди объединяются в организации, является прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий их участников. Но не всегда полезный результат общего усилия, приходящийся на одного из членов группы, действующих совместно, бывает больше, чем результат такого же усилия, приходящегося на каждого из них, если бы они действовали в одиночку.

Совместные действия группы людей как необходимое условие получения организационного эффекта не являются исчерпывающим условием. Чтобы этот эффект был достигнут, необходимо, чтобы совместное усилие было синхронизировано, чтобы не только цели, но и направления деятельности были согласованы.

Новый уровень возрастания эффекта синергии дает разделение труда по специальностям, по операциям и т. д.

Таким образом, тайна синергетического эффекта коренится в принципах объединения индивидуальных и групповых усилий: единства цели, разделения труда, согласованности и т. д.

Закон самосохранения

Срок существования системы ограничен во времени, в течение которого она располагает энергией для воспроизводства и замещения выбывающих элементов и для поддержания связей между всеми образующими ее элементами. Система только тогда способна к самодвижению и изменению, когда она обладает свободной энергией.

Свободная энергия – это мера разности потенциалов двух подсистем. Любая система обладает запасом энергии, заключенным в разнообразии ее элементов, напряженности связи между ними. Благодаря энергии связей элементы удерживаются внутри системы, сохраняя ее целостность.

Наличие свободной энергии в организованных системах является условием их стабильного функционирования. Согласно закону самосохранения каждая система, если она хочет сохраниться как целостное образование, должна минимизировать свои затраты на получение полезной единицы конечного результата.

В условиях простого воспроизводства получаемая энергия направляется на возмещение израсходованной в процессе производственной деятельности. Но в условиях меняющейся среды необходимо также осуществлять действия, направленные на приспособление организации к изменившимся условиям: изменять технологию, переходить на выпуск новой продукции, повышать ее качество, устранять недостатки и т. д. Но для этого необходима дополнительная энергия. Эта энергия может появиться у организации только в результате ее производственной экономии. Экономить энергию можно многими способами: за счет сокращения производства, увольнения части работников, продажи оборудования и т. д. Но такой путь экономии приводит организацию к разрушению и гибели. Закон самосохранения требует экономии другого рода – за счет роста эффективности, повышения производительности труда, сокращения потерь и т. д.

Важным показателем прочности, устойчивости организации как целостной системы является характер взаимодействия со средой.

Саморегуляция системы заключается в том, что при внутреннем или внешнем воздействии на систему некоторые ее элементы приобретают дисфункциональные свойства, и в целях самосохранения система стремиться нейтрализовать эти дисфункции.

Высшая ступень развития форм регуляции – управление. В системах имеется целый ряд регуляторов, подчиненных друг другу. Поскольку регуляция как процесс – это изменение взаимосвязи элементов системы, направленной на ее сохранение, то управление может быть охарактеризовано как процесс передачи информации по каналам связи, при котором поддерживается и усиливается функциональный характер свойств этих элементов.

Взаимодействие организации со средой требует выработки определенной стратегической линии.

Закон развития

Любая организация в процессе своего существования претерпевает определенные изменения, характеризующиеся изменением ее внутренних свойств и характеристик, совершенствованием функционирования, переходом от одного качественного состояния к другому.

Причинно-следственную связь между возможностью получения синергетического эффекта и временем функционирования организации выражает закон развития, или онтогенеза, организации.

Следует различать понятия «функционирование» и «развитие системы».

Самосохранение организации обеспечивает возможность ее функционирования и одновременно создает возможность для развития.

Под функционированием подразумевают процессы, которые происходят в системе стабильно и реализуют фиксированную цель. Развитием называют то, что происходит с системой при изменении или корректировке ее целей.

Характерной чертой развития является то, что существующая структура перестает соответствовать новой цели и для обеспечения новой функции приходится изменять структуру, а иногда и всю систему.

Законом онтогенеза направляется изменчивость структур в процессе развития систем: когда и какие элементы надо изъять из системы или дополнительно включить в нее.

Системный подход к организации позволяет органически соединить генетическое и прогностическое истолкование объектов и процессов.

Дело генетики в том, чтобы отыскать источники, предпосылки, основы возникновения объекта, проследить, какие этапы этот объект проходил в своем становлении, каким он был и каким стал.

Однако мало объяснить прошлое объекта, необходимо раскрыть, куда идет, в каком направлении движется данный объект, каковы перспективы его движения. То есть для системного подхода важны прогноз, предвидение.

В онтогенезе выделяются количественная (размеры, динамика, продолжительность жизни) и качественная (появление новых функций, структур) стороны.

Наиболее распространенной тенденцией организационных изменений является рост организации. Он может измеряться различными величинами:

– ростом доходов;

– ростом объемов выпускаемой продукции;

– увеличением единиц используемого оборудования;

– увеличением персонала и т. д.

Развитие организации представляет собой необратимое, направленное и закономерное изменение ее характеристик и параметров.

Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития системы среди других изменений.

Обратимость изменений характеризует процессы функционирования и представляет собой циклическое воспроизведение постоянной системы функций.

Отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа.

Поэтому изменения организации будут являться не проявлением внутренних тенденций развития, а возможностью приспособления, адаптации к изменившимся условиям.

При отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и поэтому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры.

Общие принципы организации

Общие принципы организации справедливы как в отношении статической, так и динамической организации. Общих принципов организации семь, это:

Базисные принципы:

1). Принцип обратной связи – в любой организации на любое воздействие управляющей системы всегда следует реакция управляемой системы

2) Принцип развития – необратимое направленное изменение организации (развитие – эволюционное (без разрушительных последствий) / революционное).

Может происходить прогрессивное развитие – совершенствование определенной сферы. Регрессивное развитие – ликвидация какой-нибудь системы.

3) Принцип конкурентности

4) Принцип дополнительности – сочетание устойчивых, организованных и неустойчивых, случайных процессов

Принципы соответствия:

5) Принцип соответствия целей и ресурсов – ключевые цели компании должны обязательно соотноситься с ресурсами.
6) Принцип соответствия распорядительства и подчинения – каждый отдельно взятый сотрудник должен иметь только одного линейного руководителя при множественности функциональных. Линейным руководителем формируются управленческие решения и указания, осуществляется контроль их реализации. Функциональным руководителем формируется характер деятельности персонала по функциональному признаку.
7) Принцип соответствия эффективности производства и экономичности – для каждой компании должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами. Приоритет должен принадлежать эффективности. Компания должна предусматривать определенные затраты на повышение эффективности и результативности ее деятельности.

Оптимальные принципы:
8) Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления – в каждой компании должно быть найдено наилучшее сочетание объемов административных, технологических и патронажных функций производства и управления.
9) Принцип прямоточности – производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути во избежание дополнительных затрат и искажений. при создании организации необходим оптимальный режим осуществления производственных процессов. Производственный процесс должен обеспечивать минимизацию затрат при максимизации результата.
10) Принцип ритмичности – производственные и информационные процессы должны идти с заданным уровнем равномерности в течение заданных временных интервалов. Ритмичность обеспечивает согласованность производительности труда на различных участках единого технологического процесса.

11) Принцип синхронности – среди производственных и информационных процессов или подразделений необходимо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под режим деятельности которой должны подстраиваться другие процессы или подразделения компании. При формировании организации необходимо выделить производительное звено, деятельность которого должна быть скорректирована деятельностью других подразделений.

 

П-ф 1. Задачи ОП

1. Определение качественного и количественного состава элементов системы управления (какие / сколько)

2. Выборка конфигурации элементов системы в пространстве

3. Проектирование обей структуры системы управления (виды)

4. Разработка процессов, регламентирующих деятельность систем управления.

5. Определение информационных взаимосвязей между элементами системы

6. Проектирование технологии управления процессов

Раздел I. Теория организации

#1 Основные понятия теории организации

(организация, теория организации, объект и предмет теории организации, связь теории организации с другими науками)

Организа́ция (от лат. organizo — организовывать) – упорядоченность, взаимосвязь.

С научной точки зрения выделяют несколько значений понятия организации:

1. Организация как процесс, по средствам которого создается и сохраняется структура систем.

2. Организация как система взаимоотношений, видов деятельности, прав, обязанностей, формирующихся в процессе совместного труда (некая система взаимоотношений).

3. Организация как социум - группа людей с общими целями.

Любая организация – средство достижения цели. Такой подход называется рациональным или целевым.

Теория организации – система научных знаний, обобщающая организационный опыт и отражающая сущность организационных отношений, их внутренние необходимые связи, законы функционирования и развития.

Объектами теории организации являются регулируемые и самоорганизующиеся процессы в социальных организационных системах, вся совокупность организационных отношений общества.

Предмет ТО – как общие, так и частные закономерности, действующие в сложных организационных системах, организационные отношения и связи.

Связь теории организации с другими науками:

1). Психология.

Классические школы:

1. Фредерик Тейлор: Школа научного управления

2. Анри Файоль: Школа административного управления.

(«Общее и промышленное управление» недооценка человеческого фактора) + теории мотивации (Маслоу)

 

3. Неоклассическая школа: Школа человеческих отношений и поведенческих наук

4. Количественная школа

2). Социология.

Исследования в области социологии расширяют методические основы теории организации за счет изучения социальных систем, в которых люди исполняют определенные роли и вступают в отношения между собой. Изучение группового поведения.

3). Антропология.

Изучает функцию культуры общества, т.е. механизм отбора ценностей из прошлого и передача их нынешним поколениям, формирование стереотипов поведения и сознания.

4). Экономическая наука.

Постановка цели. Стратегия организации – основа построения организации, обеспечение внутренних и внешних взаимосвязей.

5). Юридическая наука.

Трудовое, гражданское, хозяйственное право.

6). Современные информационные системы.

Связывающие воедино все процессы организаций и управленческой деятельности.

+ информатика (как наука): способ реализации информационных процессов: законы, методы, способы, средства реализации информации в социальных системах организации.

Метод исследования теории организации:

- индукция – логическое умозаключение от отдельных фактов к обобщению.

(Выделение объекта – изучение – закономерности / отличия)

 

#2 Становление и развитие организационной науки и её теории



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.068 с.)