Транзактный анализ взаимоотношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Транзактный анализ взаимоотношений



Для того, чтобы учитель смог воспитать гармоничного в своих отношениях с миром другого человека, он по возможности должен сам находиться в гармоничных отношениях с этим миром. Содержание этих отношений может быть описано в терминах трансакционного анализа коммуникативного взаимодействия, разработанного в книге известного американского психотерапевта Эрика Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы» (22).

Согласно концепции Э. Берна каждый человек выносит из своего детства особый сценарий своей будущей жизни, в основе которого лежит положительное или отрицательное представление о самом себе и об окружающем мире. Всего может быть четыре основных позиции.


1. Я хороший — Ты хороший (со мной все в порядке — с тобой все в порядке). Во взаимодействии, в котором обе стороны рассматривают и воспринимают себя положительно, процесс коммуникации протекает наиболее успешно, и он символизирует жизненный путь счастливых людей.

2. Я хороший — Ты плохой. Это — позиция превосходства, диапазон которой может быть весьма широким — от холодного убийцы до зануды, который вечно всем недоволен и изводит людей своими непрошеными советами.

3. Я плохой — Ты хороший. Это — позиция человека, страдающего от своего несовершенства, реального или воображаемого. Мир с его тысячами красок и возможностей проносится мимо него, но он боится вступить в него. Отсюда — депрессия, стремление к алкоголю, чтобы как-то скрасить свое существование.

4. Я плохой — Ты плохой. Это — позиция человека, сожалеющего о том, что он появился в этом ужасном мире. Не любя самого себя и окружающий мир, человек с такой позицией лег
ко становится преступником, не боящимся никакого осуждения за свои аморальные действия.

Позиции формируются в детстве на основе определенного стиля отношений родителей со своими детьми. Чем больше любви и уважения проявят родители к своему ребенку в первые годы его жизни, тем больше у него будет шансов на то, чтобы выйти в жизнь с позитивными установками и стать счастливым человеком. Позиции, сформированные в детстве, имеют тенденцию к сохранению даже тогда, когда жизненная ситуация изменилась. Достигший славы и известности человек может остаться таким же неуверенным в душе ребенком, каким он был в юные годы. Человек, потерявший богатство, позволявшее ему высокомерно относиться к менее удачливым людям, так же высокомерно относится к другим и в бедности.

Учитель, вступая во взаимодействие со своим учеником, должен уметь отслеживать как свои исходные установки, так и установки своего ученика, которые в значительной мере будут влиять на стандартизированные содержание и методы обучения, давая в каждом конкретном случае свой особый результат.

Помимо указанных двухсторонних позиций и примыкающих к ним трехсторонних типа «Я хороший — Ты хороший — Они плохие» и их различных вариантов, Э. Берн ввел в широкую психологическую практику структурные диаграммы, объясняющие процесс взаимодействия двух людей в терминах трансакционных реакций. Э. Берн в разработанной им концепции исходит из того, что в каждом человеке имеется три состояния его Я — «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок». Состояния Родителя аналогичны тем, которые каждый человек в детстве наблюдает у своих родителей. Это требования соблюдения социальных норм и правил, принятых в данной общественной среде.

Состояния Взрослого включают в себя процессы объективной переработки информации исходя из внутренних потребностей и необходимости требований внешнего социального окружения.

Состояния Ребенка несут в себе воспоминания и образы действия, которые были характерны для данного человека, когда он был маленьким ребенком.

Личность человека может быть как зрелой, так и незрелой в социальном отношении. В незрелой личности ее действиями руководит Ребенок, выражающий чаще всего эгоистические желания, идущие вразрез с логикой здравого смысла и нормами социальных приличий. Зрелые люди управляют своим поведением с позиции Взрослого, способного примирить желания Ребенка с требованиями Родителя.

Когда два человека вступают во взаимодействие, то они обращаются друг к другу из различных состояний своего Я. При параллельных трансакциях процесс коммуникации считается взаимно дополнительным и протекает гладко. Но если трансакции пересекаются, то это означает возникновение конфликтной ситуации (рис. 9).

 
 

Рис. 9.

В первом случае ученик может спросить учителя: «Как правильно пишется это слово?» В ответ учитель четко по слогам произносит нужное слово. Во втором случае на вопрос ученика: «Будет ли у нас на следующем уроке контрольная?» учитель отвечает: «Надо быть внимательным. Я об этом объявил в начале урока». Такой ответ может обидеть ученика и он никогда уже ни о чем не спросит учителя.

Как показывают специальные психологические исследования, успешность, с которой ученик осваивает учебные предметы в школе, во многом зависит от его самооценки. Успехам в обучении сопутствует высокая, но не завышенная самооценка учеником самого себя и своих возможностей, его убежденность в том, что он является значимой личностью для окружающих. О важности высокой самооценки мы уже упоминали, говоря о проблеме личности в психологии. Здесь же добавим, что для формирования у своего ученика высокой самооценки работа учителя должна быть направлена на развитие у него:

– позитивных представлений о самом себе;

– способностей к самопониманию и самоосознанию;

– готовности взять ответственность на себя в ситуации морального выбора;

– потребности в самовыражении и в самораскрытии (см.: 23).

Учитель не должен бояться открытия негативных сторон в ребенке и без критики воспринимать то, с чем его воспитанник делится с ним. В то же время учителю необходимо предоставлять своему ученику обратную связь о его личностных проявлениях.

Концепция Роджерса

Гуманистическая психология, основные положения которой были разработаны известным американским ученым Карлом Роджерсом, начавшим проводить свои исследования в 60‑х годах, в нашей стране получила большой отклик в идеях так называемой педагогики сотрудничества. В основе этих педагогических подходов лежит представление о том, что в отличие от традиционных и преимущественно авторитарных методов управления учебно-воспитательным процессом в отношениях между учителем и учеником создаются доверительные отношения, основанные на эмпатическом, «сопереживающем» видении учителем своего ученика и веры в его способности и возможности. В этом случае учитель воспринимается своим учеником не как диктатор, требующий безусловного подчинения, но как сотрудник, активизирующий и облегчающий процесс учения. Учитель открыт для ученика в своих мыслях и переживаниях, дружелюбен и заботлив, поощряет инициативу и самостоятельность ученика, позволяя ему изучать то, что ему нравится и хочется, но рассчитывая при этом на его чувство ответственности. Процесс обучения идет не только по линии усвоения предметных знаний, но и по линии освоения личностного опыта учителя.

Для взаимного доверия большое значение в данном педагогическом подходе имеет «эмпатическое понимание» учителя и ученика, при котором учитель обладает способностью посмотреть на ситуацию с точки зрения самого учащегося, говоря словами Роджерса, «постоять в чужих туфлях». Учитель отказывается от общения с учеником через оценку и занесение его в соответствующий реестр, отмеченный различными ярлыками типа «тупица», «лентяй», «дебошир» и т. д. Такой подход по своему существу безличностен, подразумевает наличие социальной дистанции, которая никак не помогает личностному росту учащегося. Подход, предложенный К. Роджерсом, получил название «личностно-центрированного». Если в традиционных методах обучения преобладает монологичный способ общения, при котором учитель говорит, а ученик слушает и безропотно выполняет, то в гуманистическом (свободном) обучении широко используются формы обучения, основанные на принципах «обратных связей» — дискуссия, диалог, собеседование, игра. Нередко между учителем и учащимся заключается контракт-соглашение, по которому обе стороны договариваются о возможном объеме предполагаемой учебной работы, ее качестве и способах оценки. Считается, что такие контракты-соглашения организуют самостоятельное и осмысленное учение учащихся и в то же время создают необходимую психологическую атмосферу уверенности и безопасности, свободы и ответственности.

Исследования эффективности гуманистического подхода в обучении в сравнении с традиционными методами показали, что в классах, которыми руководили учителя с гуманистической ориентацией, учащиеся имели более высокие академические достижения, меньше пропускали занятия по неуважительным причинам, имели более высокую самооценку, создавали меньше проблем для школьной администрации. На уроках таких учителей учащиеся более активны и общительны, чаще смотрят в глаза учителю и больше улыбаются, больше затрачивают времени на мыслительные операции и меньше — на механическое запоминание учебного материала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 816; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.104 (0.008 с.)