Тема № 21. Стратегическое управление компанией в сокращающейся отрасли экономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 21. Стратегическое управление компанией в сокращающейся отрасли экономики.



Фаза спада жизненного цикла отрасли и особенности динамики стагнирующих отраслей. Общие и специфические, внешние и внутренние факторы нарастания кризисного развития организации. Структурные факторы конкуренции на этапе спада отрасли. Барьеры выхода из отрасли в период её спада.

Стратегическое управление компаниями в отраслях, переживающих спад. Важнейшие особенности, конкурентные преимущества и стратегические проблемы стагнирующих отраслей. Стратегические альтернативы конкурентного поведения компаний в период отраслевого спада. Управляемы и неуправляемы процессы антикризисного развития. Роль стратегии в антикризисном управлении. Базовые стратегии антикризисного управления.


IV. Планы проведения семинарских и практических занятий по дисциплине

«Стратегический менеджмент».

Семинар 1. Введение в стратегический менеджмент. Предпосылки возникновения и этапы развития стратегического управления. Основные корпоративные структуры.

Вопросы:

1. Понятие стратегического менеджмента.

2. Основные отличия стратегического менеджмента от оперативного.

3. Исторические предпосылки возникновения стратегического менеджмента.

4. Этапы развития стратегического менеджмента.

5. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности.

Реферативные доклады:

· Жесткие корпоративные структуры, реализующие стратегическое управление.

· Мягкие корпоративные структуры, реализующие стратегическое управление.

· Стратегические бизнес-единицы (хозяйственные подразделения) и стратегические зоны хозяйствования корпоративных структур.

Семинар 2. Школы современного стратегического менеджмента: дизайна, планирования, позиционирования, предпринимательства.

Вопросы:

1. Школа дизайна: формирование стратегии как процесс осмысления.

2. Школа планирования: формирование стратегии как формальный процесс.

3. Школа позиционирования: формирование стратегии как аналитический процесс.

4. Школа предпринимательства: формирование стратегии как процесс предвидения.

Реферативные доклады:

· Основные направления и школы современного развития теории стратегического управления.

· Критика концепций стратегического менеджмента, сосредотачивающих внимание на проблеме формирования стратегий (дизайна, планирования, позиционирования).

 

Семинар 3. Школы современного стратегического менеджмента: когнитивная, обучения., власти, культуры, внешней среды, конфигурации.

Вопросы:

1. Когнитивная школа: формирование стратегии как ментальный процесс.

2. Школа обучения: формирование стратегии как развивающийся процесс.

3. Школа власти: формирование стратегии как процесс ведения переговоров.

4. Школа культуры: формирование стратегии как коллективный процесс.

5. Школа внешней среды: формирование стратегии как реактивный процесс.

6. Школа конфигурации: формирование стратегии как процесс трансформации.

Реферативные доклады:

· Критика предпринимательской, когнитивной, обучения и власти концепций современного стратегического менеджмента.

· Критика концепций культуры, внешней среды и конфигурации современного стратегического менеджмента.

 

Семинар 4. Управленческая стратегия: формирование и реализация .

Вопросы:

1. Понятие управленческой стратегии. Соотношение стратегических, тактических и оперативных целей.

2. Стратегия как конкретный план достижения стратегической цели и как долгосрочное качественно определенное направление развития организации.

3. Элементы стратегии: видение, миссия, цели, задачи.

4. Проблемное поле, стратегическая проблема и стратегический фокус.

5. Процесс формирования стратегий.

6. Реализация стратегии.

Реферативные доклады:

· Виды и типы стратегий. Содержание стратегии как документа.

· Стратегические решения.

· Стратегическое прогнозирование.

Семинар 5. Организация стратегического планирования.

Вопросы:

1. Сущность и содержание планирования как функции менеджмента.

2. Специфика и виды стратегического планирования.

3. Цикл и методы стратегического планирования. Типы плановых структур.

4. Формы реализации стратегического планирования.

5. Проекты как форма оперативного планирования, нацеленного на реализацию стратегии.

Реферативные доклады:

· Стратегическое планирование как разработка системы стратегических плановых документов.

· Программно-целевое планирование как форма оперативно-стратегического планирования.

· Бизнес-план как форма оперативно-тактического планирования.

 

Семинар 6. Конкурентоспособность, конкурентные преимущества и стратегические компетенции компании

Вопросы:

1. Понятие, виды источники и факторы конкурентоспособности компании.

2. Понятие, виды, типы и источники конкурентных преимуществ компании.

3. Ключевые факторы успеха, стратегические способности и конкурентоспособность компании.

4. Интеграция, дифференциация и структуризация корпоративного бизнеса: формы и виды.

Реферативные доклады:

· Стратегии корпоративных организаций и образований как результат развития концентрации, централизации и структуризации бизнеса и эволюции корпоративных структур.

· Стратегические конкурентные компетенции компании.

 

Семинар 7. Стратегический анализ конкурентной рыночной позиции компании

Вопросы:

1. Позиционный анализ.Алгоритм оценки конкурентной позиции.

2. Позиционная оценка фирмы–лидеры.

3. Позиционная оценка фирмы–последователи лидера с сильной позицией.

4. Позиционная оценка фирмы–последователи лидера со слабой позицией.

5. Позиционная оценка фирмы- аутсайдеры с кризисной позицией.

Реферативные доклады:

· Основные виды стратегических конкурентных позиций компании: очень сильная, сильная, средняя, слабая.

· Основные стратегические позиции компании в зависимости от ее положения на рынке.

Семинар 8. Стратегический анализ конкурентного позиционного поведения компании

Вопросы:

1. Понятие и сущность анализа позиционного поведения компании в рыночной экономике.

2. Виды, типы и общая характеристика конкурентных позиций.

3. Наступательные стратегические позиции компании: плюсы и минусы.

4. Оборонительные стратегические позиции компании: плюсы и минусы.

5. Смешанные стратегические позиции компании.

Реферативные доклады:

· Алгоритм оценки конкурентной позиции компании в рыночной экономике.

· Основные виды и типы стратегического конкурентного позиционирования компании.

Семинар 9. Стратегический комплексный ситуационный анализ потенциала и рыночного положения компании (SWOT, PEST).

Вопросы:

1. Ситуационный анализ в стратегическом управлении.Фрагментарный и комплексный ситуационный анализ.

2. Стратегический анализ основных компонентов внутренней (миниэкономической) среды фирмы.

3. Стратегический анализ внешней (микроэкономической) среды прямого воздействия.

4. Стратегический анализ внешней (макроэкономической) среды косвенного воздействия фирмы:

Реферативные доклады:

· Алгоритм проведения комплексного ситуационного анализа внутренней и внешней среды компании методом PEST-анализа.

· Алгоритм проведения комплексного ситуационного анализа внутренней и внешней среды компании методом SWOT-анализа.

 

Семинар 10. Стратегическое позиционирование компании относительно жизненных циклов товара и отраслей (матрицы Артур Литтл и Хофера-Шендела).

Вопросы:

1. Концепция жизненного цикла товара и стратегическое позиционирование компании. Фазы жизненного цикла товара.

2. Портфельная матрица фирмы относительно фаз жизненного цикла товара Arthur D. Little (ADL/LC): общая характеристика.

3. Концепция жизненного цикла отрасли и стратегическое позиционирование компании.Фазы цикла жизненного отрасли.

4. Портфельная матрица фирмы относительно фаз жизненного цикла отраслиХофера-Шендела: общая характеристика.

Реферативные доклады:

· Экономические циклы и жизненные циклы товаров и отраслей.

· Алгоритм стратегического планирования и рекомендации матрицы ADL/LC.

· Алгоритм стратегического планирования и рекомендации матрицы Хофера-Шендела.

 

Семинар 11. Стратегический анализ перспектив рыночной позиции компании посредством матрицы БКГ

Вопросы:

1. Портфельная матрица Бостонской консультативной группы (БКГ) как метод оценки позиции фирмы на рынке. Достоинства и недостатки матрицы БКГ.

2. Типы фирм и товаров по классификации матрицы БКГ: «Звезды», «Дойные коровы»,

3. Типы фирм и товаров по классификации матрицы БКГ: «Собаки», «Знаки вопроса».

4. Гипотезы матрицы БКГ. Варианты траектории динамики портфеля корпорации: «Новатора», «Последователя».

5. Гипотезы матрицы БКГ. Варианты траектории динамики портфеля корпорации: «Неудачи», «Перманентной посредственности».

Реферативные доклады:

· Понятие, сущность, предназначение и общая схема реализации стратегического портфельного анализа компании.

· История возникновения и специфика применения портфельной матрицы Бостонской консультативной группы (БКГ)

 

Семинар 12 Стратегический анализ перспектив рыночной позиции компании посредством матриц Мак-Кинси и «Шелл».

Вопросы:

1. Портфельная матрица Мак-Кинси ( McKincey–General Electric) как метод оценки рыночной привлекательности и конкурентных позиций фирмы.

2. Достоинства и недостатки матрицы McKincey–GE.

3. Основные стратегические альтернативы матрицы McKincey–GE: «удержать позицию», «улучшить позицию»,

4. Основные стратегические альтернативы матрицы McKincey–GE: «восстановить утерянную позицию», «собрать урожай», «доинвестировать».

5. Портфельная матрица направленной политики компании «Шелл» и ее основные стратегические альтернативы.

Реферативные доклады:

· История возникновения и специфика применения портфельной матрицы Мак-Кинси ( McKincey–General Electric).

· История возникновения и специфика применения портфельной матрицы направленной политики компании «Шелл».

Семинар 13. Корпоративные (базовые) стратегии организации

Вопросы:

1. Корпоративные стратегии ограниченного и прогрессирующего роста.

2. Корпоративные стратегии интенсивного роста.

3. Корпоративные стратегии интеграционного роста.

4. Корпоративные стратегии диверсификационного роста.

5. Корпоративные стратегии сокращения.

Реферативные доклады:

· Понятие, виды и типы корпоративных (базовых) стратегий. Понятие и структура портфеля корпоративного образования.

· Финансовый и реальный капитал, рыночные сферы предпринимательской деятельности и организационная структура корпорации.

 

Семинар 14. Конкурентные (деловые) стратегии организации.

Вопросы:

1. Конкурентные стратегии лидерства в низких издержках.

2. Конкурентные стратегии дифференциации.

3. Конкурентные стратегии фокусирования (узкой специализации):

Реферативные доклады:

· Виолентные (силовые) стратегии доминирования на обширных рынках крупных фирм («слонов»).

· Патиентные (нишевые) стратегии доминирования различных компаний с узкой специализацией («лис»).

· Коммутантные (приспособленческие) стратегии мелких фирм («серых мышей»), направленные на производство неспециализированной часто меняющейся продукции.

· Эксплерентные (пионерные) стратегии быстро растущих малых и средних фирм («ласточек»), осваивающих новую продукцию.

Семинар 15. Производственные функциональные стратегии.

Вопросы:

1. Стратегическое управления производственным потенциалом компании: сущность, виды, типы, особенности.

2. Производственные функциональные стратегии размещения и специализации производства:

3. Производственные ресурсные функциональные стратегии: привлечения ресурсов, сохранения ресурсов.

4. Производственные функциональные стратегии прибыли.

5. Производственные функциональные стратегии качества.

Реферативные доклады:

· Стратегии управления технологическим развитием производства компании.

· Стратегии управления НИОКР компании.

Семинар 16. Финансовые функциональные стратегии.

Вопросы:

1. Стратегии привлечения финансовых средств.

2. Стратегии финансовых инвестиций.

3. Стратегии управления дебиторской и кредиторской задолженностью.

4. Стратегии управления издержками.

5. Стратегии выплаты дивидендов.

6. Стратегии защиты от финансовых рисков.

Реферативные доклады:

· Стратегии управления текущими финансовыми операциями и обеспечения финансовой устойчивости фирмы: специфика и формы.

· Стратегии управления долгосрочными финансовыми операциями: специфика и формы.

· Стратегическое финансовое планирование как специфическая форма функции планирования организации.

Семинар 17. Маркетинговые функциональные стратегии.

Вопросы:

1. Маркетинговые функциональные стратегииуправления жизненным циклом товара.

2. Маркетинговые функциональные стратегииуправления товародвижения.

3. Маркетинговые функциональные стратегииценообразования.

4. Маркетинговые функциональные стратегиивоздействия на потребителей.

Реферативные доклады:

· Место маркетинга в стратегическом управлении компанией.

· Функции стратегического маркетинга. Стратегия и тактика управления маркетингом.

Семинар 18. Кадровые функциональные стратегии.

Вопросы:

1. Кадровые функциональные стратегии привлечения и отбора персонала.

2. Кадровые функциональные стратегии развития персонала.

3. Кадровые функциональные стратегии перемещения персонала.

4. Кадровые функциональные стратегии регулирования занятости на предприятии.

Реферативные доклады:

· Общее понятие стратегии управления персоналом.

· Внешние и внутренние факторы формирования стратегии управления персоналом.

Семинар 19. Стратегическое управление компанией в развивающейся отрасли экономики.

Вопросы:

1. Особенности, преимущества и проблемы развивающихся отраслей. Проблемы, ограничивающие развитие зарождающихся отраслей.

2. Специфика рынков новых продуктов на раннем и последующих этапах.

3. Стратегии инновационного продвижения на новый рынок - наступательная, выжидательная, промежуточная стратегии.

4. Стратегическое управление компаниями в зарождающихся (инновационных) отраслях.

5. Базовые стратегии компании в развивающихся отраслях: наступательные, оборонительные, имитационные.

6. Стратегии освоения новаций – опоры на собственные силы, кооперации с партнерами, закупки новинок.

Реферативные доклады:

· Фаза инновационного зарождения жизненного цикла отрасли и особенности динамики зарождающихся отраслей.

· Основные типы стратегического конкурентно-инновационного поведения фирмы: виолентное, патиентное, эксплерентное, коммутантное.

Семинар 20. Стратегическое управление компанией в стабильной отрасли экономики.

Вопросы:

1. Фаза стабильности жизненного цикла отрасли и особенности динамики зрелых стабильных отраслей.

2. Изменения в отрасли в период её перехода от фазы зарождения к фазе зрелости.

3. Стратегическая дилемма, обостряемая нарастанием зрелости отрасли.

4. Стратегическое управление компаниями в зрелых отраслях. Особенности, источники, конкурентных преимуществ и проблемы зрелых отраслей.

5. Специфика конкурентных стратегий компаний в зрелых отраслях экономики.

Реферативные доклады:

· Особенности, преимущества и проблемы зрелых отраслей.

· Стратегические ловушки переходного периода и организационные последствия зрелости отрасли.

Семинар 21. Стратегическое управление компанией в сокращающейся отрасли экономики.

Вопросы:

1. Фаза спада жизненного цикла отрасли и особенности динамики стагнирующих отраслей. Общие и специфические, внешние и внутренние факторы нарастания кризисного развития организации.

2. Структурные факторы конкуренции на этапе спада отрасли. Барьеры выхода из отрасли в период её спада.

3. Важнейшие особенности, конкурентные преимущества и стратегические проблемы стагнирующих отраслей.

4. Особенности стратегического управления компаниями в отраслях, переживающих спад.

5. Стратегические альтернативы конкурентного поведения компаний в период отраслевого спада.

Реферативные доклады:

· Управляемы и неуправляемы процессы антикризисного развития. Роль стратегии в антикризисном управлении.

· Базовые стратегии антикризисного управления.

 

V. Темы курсовых работ по дисциплине «Стратегический менеджмент»:

1. Исторические предпосылки возникновения и этапы развития стратегического менеджмента.

2. Школы современного стратегического менеджмента: дизайна, планирования, позиционирования.

3. Школы современного стратегического менеджмента: предпринимательства, когнитивная, обучения.

4. Школы современного стратегического менеджмента: власти, культуры, внешней среды, конфигурации.

5. Управленческая стратегия: формирование и реализация.

6. Организация стратегического планирования.

7. Проекты как форма оперативного планирования, нацеленного на реализацию стратегии.

8. Стратегическое планирование как разработка системы стратегических плановых документов.

9. Программно-целевое планирование как форма оперативно-стратегического планирования реализации стратегии.

10. Понятие, виды, типы и источники конкурентных преимуществ компании. Ключевые факторы успеха, стратегические способности и конкурентоспособность компании.

11. Стратегии корпоративных организаций и образований как результат развития концентрации, централизации и структуризации бизнеса и эволюции корпоративных структур.

12. Стратегическое управление и конкурентоспособность компании. Особенности стратегического менеджмента в малом, среднем и крупном бизнесе.

13. Стратегический позиционный анализ компании. Виды, типы и общая характеристика конкурентных позиций.

14. Алгоритм оценки конкурентной позиции компании в рыночной экономике.

15. Стратегическая позиционная оценка компании.

16. Стратегический анализ основных компонентов внутренней и внешней среды фирмы.

17. Основные стратегические позиции компании в зависимости от ее положения на рынке.

18. Алгоритм проведения комплексного ситуационного анализа внутренней и внешней среды компании методом PEST-анализа.

19. Алгоритм проведения комплексного ситуационного анализа внутренней и внешней среды компании методом SWOT-анализа.

20. Стратегическое позиционирование компании относительно жизненных циклов товара (матрица Артур Литтл). Сильные и слабые стороны матрицы Артур Литтл.

21. Стратегическое позиционирование компании относительно жизненных циклов отраслей (матрица Хофера-Шендела). Сильные и слабые стороны матрицы Хофера-Шендела.

22. Стратегический анализ перспектив рыночной позиции компании посредством матрицы БКГ.

23. Стратегический анализ перспектив рыночной позиции компании посредством матриц Мак-Кинси.

24. Портфельная матрица направленной политики компании «Шелл» и ее основные стратегические альтернативы.

25. Корпоративные (базовые) стратегии компании.

26. Конкурентные (деловые) стратегии организации.

27. Ролевые (инновационно-поведенческие) стратегии компании.

28. Производственные функциональные стратегии компании.

29. Финансовые функциональные стратегии компании.

30. Стратегии защиты компании от финансовых рисков.

31. Инвестиционные финансовые функциональные стратегии компании.

32. Маркетинговые функциональные стратегии компании.

33. Кадровые функциональные стратегии компании.

34. Стратегическое управление компанией в развивающейся отрасли экономики.

35. Стратегическое управление компанией в стабильной отрасли экономики.

36. Стратегическое управление компанией в сокращающейся отрасли экономики.

37. Базовые стратегии антикризисного управления компанией.

38. Стратегии управления качеством в системе менеджмента компании.

39. Стратегическое управление компанией в глобальной отрасли мировой экономики.

40. Стратегическое управление компанией в региональной экономике.

 

 

VI. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

«Стратегический менеджмент»

6.1. Список литературы по дисциплине «Стратегический менеджмент»

6.1.1. Основная литература для студентов очного отделения

1. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007 – 208 с.

Основная литература для студентов заочного отделения

1. Зайцев Л.Г. Соколова М.И. Стратегический менеджмент: учебник. – М.: Изд. «Экономистъ», 2003.

 

6.1.2. Дополнительная литература:

1. Антикризисное управление: учебник / Под ред. проф. Короткова Э.М. - М.: ИНФРА-М, 2001.

2. Баринов В.А, Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005.

3. Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учебник. - ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

4. Виноградова З. И, Щербакова В.Е., Стратегический менеджмент: Матрица модулей, «дерево» целей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический проспект: Фонд «Мир», 2004.

5. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации: Учебное пособие. – М.: ТЕИС, 2004.

6. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002.

7. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. – М.: ООО Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКа», 2004.

8. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2005.

9. Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

10. Стратегическое управление: регион, город, предприятие/ Под ред.Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика» 2004.

11. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа./Пер с англ. – М.: Изд.дом «Вильямс», 2000.

12. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2007.

6.1.3. Рекомендуемая литература:

1. Аакер Д. А. Стратегическое рыночное управление/Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2003.

2. Баринов В.А. Экономика фирмы: стратегическое планирование: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005.

3. Боумен К. Стратегия на практике/Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2003.

4. Вигман С.Л. Стратегическое управление в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. – ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

5. Гончарова Н.Е. Теория управления (конспект лекций в схемах). – М.: «Издательство ПРИОР», 2006.

6. Демидова А.В. Теория организации (конспект лекций). – М.: «Издательство ПРИОР», 2006.

7. Кантор Е.Л., Маховикова Г.А., Дрогомирецкий И.И. Планирование на предприятии. - СПб.: Вектор, 2006.

8. Кононенко П.И. Стратегическое программно-целевое управление производственно-хозяйственной системой. Обобщение и практические рекомендации./Под ред.В.А. Трайнева. – М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К», 2003.

9. Кузык Б.Н., Кушпин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития: Учебник. М.: ЗАО «Издательство экономика», 2006.

10. Масленченков Ю.С., Тронин Ю.Н. Стратегический и кризисный менеджмент фирмы: Учеб. пособие для вузов. – М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К», 2005.

11. Менеджмент (конспект лекций в схемах). – М.: «Издательство ПРИОР», 2007.

12. Найденков В.И. Стратегическое планирование (конспект лекций). – М.: «Издательство ПРИОР», 2004.

13. Найденков В.И. Прогнозирование и моделирование национальной экономики (конспект лекций). – М.: «Издательство ПРИОР», 2004.

14. Парахина В.Н., Максименко Л.С., Панасенко С.В. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Изд. КНОРУС, 2006.

15. Прокопчук Л.О. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. - СПб.: Изд. Михайлова В. А., 2004.

16. Турусин Ю.Д., Ляпина С.Ю., Шаламова Н.Г. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.

17. Фаэй Л., Рэнделл Р. Курс МВА по стратегическому менеджменту/Пер. с англ. М.: Альпина Букс, 2004.

18. Цвет Е.Е. Инновационный менеджмент. Конспект лекций. – М.: «Издательство ПРИОР», 2006.

19. Яблокова С.А. Стратегический менеджмент (конспект лекций). – М.: «Издательство ПРИОР», 2005.

6.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины «Стратегический менеджмент»

В учебном процессе для освоения дисциплины « Стратегический менеджмент»могут использоваться компьютерное и мультимедийное оборудование: лекции готовятся в формате презентаций (MS Power Point), где отражаются ключевые содержательные моменты материалов курса.

При подготовке к семинарам студенты учатся анализировать тенденции исторического развития менеджмента как науки и как управленческой практики.

При подготовке к семинарам студенты используют следующие интернет-ресурсы (в целях получения информации о текущем состоянии и перспективах развития банковской системы в мире, стране, регионе):

- rbc.ru

- cbr.ru

- rokf.ru

- solev.ru.

 

6.3. Методические указания студентам по изучению дисциплине «Стратегический менеджмент»

Организуя свою самостоятельную работу по дисциплине « Стратегический менеджмент» студенты должны выявить рекомендуемый режим и характер учебной работы по изучению теоретического курса « Стратегический менеджмент», практических и/или семинарских занятий, лабораторных работ (практикумов), и практическому применению изученного материала, по выполнению заданий для самостоятельной работы, по использованию информационных технологий и т.д.

Прежде всего, студент обязан ознакомиться с указанным в методическом материале по дисциплине « Стратегический менеджмент» перечнем учебно-методических изданий, рекомендуемых студентам для подготовки к занятиям и выполнения самостоятельной работы, а также с методическими материалами на бумажных и/или электронных носителях, выпущенных кафедрой своими силами и предоставляемые студентам во время занятий: рабочие тетради студентов; наглядные пособия; глоссарий (в словаре терминов по тематике дисциплины); тезисы лекций, раздаточный материал и др.

Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике.

Задания для самостоятельной работы содержатся в специальных методических пособиях по разделам и темам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.

Следует учитывать, что задания по самостоятельной работе могут быть оформлены в виде таблицы с указанием конкретного вида самостоятельной работы:

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх;

- работа с нормативными документами и законодательной базой;

- поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору;

- выполнение контрольных работ, творческих (проектных) заданий, курсовых работ (проектов);

- решение задач, упражнений;

- написание рефератов (эссе);

- работа с тестами и вопросами для самопроверки;

- выполнение переводов на иностранные языки/с иностранных языков;

- моделирование и/или анализ конкретных проблемных ситуаций ситуации;

- обработка статистических данных, нормативных материалов;

- анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа и т.д.

Самостоятельная работа по изучению дисциплины «Стратегический менеджмент» должна носить систематический характер, быть интересной и привлекательной для студента.

Организуя самостоятельную работу, студент должен учитывать, что результаты контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет, экзамен). При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д.


VII. Контрольные материалы по дисциплине «Стратегический менеджмент»:

7.1. Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по дисциплине

«Стратегический менеджмент».

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по дисциплине «Стратегический менеджмент» осуществляется в ходе текущего контроля и промежуточных аттестаций.

Текущий контроль – предназначен для проверки отдельных знаний, навыков и умений студентов, полученных при обучении по учебной дисциплине (при прохождении практики) или требуемых для обучения по учебной дисциплине (для прохождения практики). Текущий контроль предназначен для проверки достижения студентом отдельных учебных целей и выполнения части учебных задач программы учебной дисциплины или практики.

Подготовка текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов является одним из видов методической работы профессорско-преподавательского состава. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов являются одним из видов учебной работы профессорско-преподавательского состава. Прохождение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации является обязательным элементом обучения для студента.

Текущий контроль может проводиться:

· с участием преподавателя (иного контролирующего лица или организации);

· без участия преподавателя – самостоятельно студентом (самоконтроль).

Текущий контроль может иметь следующие формы:

· устный опрос на лекциях, практических и семинарских занятиях;

· проверка выполнения письменных домашних заданий и расчетно-графических работ;

· защита лабораторных работ;

· проведение контрольных работ;

· тестирование (письменное или компьютерное);

· проведение коллоквиумов (в письменной или устной форме);

· контроль самостоятельной работы студентов (в письменной или устной форме).

Допустим текущий контроль знаний в иных формах, после письменного согласования кафедры, проводящей обучение студентов, с методическим советом университета и утверждения приказом ректора.

Текущий контроль должен обеспечить количественную оценку знаний, навыков и умений студентов.

Промежуточная аттестация – проверка всех знаний, навыков и умений студента, полученных при обучении по дисциплине. Промежуточная аттестация предназначена для проверки достижения студентом всех учебных целей и выполнения всех учебных задач программы учебной дисциплины.

Устанавливаются два вида промежуточной аттестации:

· зачет,

· курсовой экзамен (далее – экзамен).

Экзаменационная сессия – период времени, предусмотренный графиком учебного процесса для сдачи курсовых экзаменов студентами, обучающимися по очной и очно-заочной формам.

Учебно-экзаменационная сессия – период времени, предусмотренный графиком учебного процесса для проведения: теоретического обучения, практик, текущего контроля и промежуточной аттестации у студентов, обучающихся по заочной форме.

Установочная сессия – период времени, предусмотренный графиком учебного процесса для проведения лекционных, практических и лабораторных занятий для студентов, обучающихся по заочной форме.

Зачет – проверка успешного усвоения студентом учебного материала лекционных курсов, практических и семинарских занятий, выполнения студентом лабораторных работ, курсовых работ, а также прохождения практики.

Курсовой экзамен – проверка полученных студентом теоретических знаний, их прочности, развития творческого мышления, приобретения навыков самостоятельной работы, умения синтезировать полученные знания и применять их при решении практических задач.

Текущий контроль успеваемости должен быть включен в образовательную программу по специальности или направлению обучения. Формы текущего контроля в обязательном порядке фиксируются в программе дисциплины. Для повышения методической гибкости допустимо указание нескольких (не более трех) вариантов форм контроля для каждого контрольного мероприятия по программе дисциплины. Предпочтительными являются формы текущего контроля, допускающие использование компьютерных технологий для проведения контрольного мероприятия и обработки его результатов. Программа дисциплины должна содержать описание шкалы количественных оценок текущего контроля с описанием соответствия баллов достигнутому уровню знаний, навыков и умений студента.

Объем и уровень усвоения студентами учебного материала оцениваются по результатам текущего контроля количественной оценкой, выраженной в баллах. Оценке подлежит каждое контрольное мероприятие.

При оценивании в обязательном порядке должна применяться стобалльная целочисленная шкала по каждому из контрольных мероприятий. Допускается применение первичной шкалы оценивания, количественные значения которой должны пересчитываться по заранее установленным правилам в стобалльную шкалу.

На основании оценок текущего контроля может быть определена итоговая оценка по формуле, указанной в рабочей программе дисциплины. Порядок расчета итоговой оценки текущего контроля устанавливается в рабочей программе дисциплины.

Результаты текущего контроля должны быть использованы преподавателем (преподавателями), проводящим занятия по дисциплине для:

· доведения до студентов детальной информации о степени их готовности к изучению дисциплины и о необходимости дополнительной учебной работы для повышения уровня требуемых знаний;

· доведения до студентов и иных заинтересованных лиц (законных представителей и т.д.) детальной информации о степени освоения студентами программы учебной дисциплины;

· обеспечения ритмичной учебной работы студентов, привития им умения четко организовывать свой труд;

· своевременного выявления отстающих и оказания им содействия в изучении учебного материала;

· организации индивидуальных занятий творческого характера с наиболее подготовленными обучающимися;

· анализа качества используемой рабочей программы дисциплины и совершенствования методики преподавания учебной дисциплины,

· доведения информации о текущей успеваемости до деканатов факультетов, учебно-методического управления, и, при необходимости, проректора по учебной работе.

Результаты текущего контроля могут быть использованы преподавателем (преподавателями), проводящим занятия по дисциплине для:

· определения полностью или частично оценки промежуточной аттестации студентов по дисциплине;

·



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.23.77 (0.196 с.)